«Что такое вежливость» сочинение рассуждение. Исследовательская работа " азбука вежливых слов" Почему мы употребляем вежливые слова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнелыпская основная общеобразовательное школа»

Культурология

Исследовательская работа

Работу выполнили:

Волкова Ульяна

Вьюжанина Кристина

Конева Дарья

Леконцева Ульяна

Руководитель:

Н-Лып 2014

Введение ………………………………………………………………….……… 3

Основная часть……………………………………………………………..….…. 4

1. Из истории вежливых слов………………………………………………...… 4

2. Наши исследования …………………………………………………….……. 7

Заключение………………………………………………..………………….….. 9

Литература……………………………………………………………………… 10

Приложения ……………………………………………………………….…… 11

Введение

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. На уроках «Основы светской этики» мы изучали тему «Вежливость». Нас заинтересовал вопрос: Что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают? Как разные народы приветствовали друг друга?

Цель: изучить вопрос об употреблении слов вежливости учащимися школы.

Задачи:

· изучить и проанализировать литературу по выбранной теме;

· выяснить происхождение значения слов вежливости;

· познакомиться с использованием вежливых слов в других странах;

· определить частотность употребление слов вежливости в речи учащихся;

· исследовать уровень овладения словами вежливости;

· провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашей школы»;

· выпустить буклет «Вежливые слова».

Предмет исследования: слова вежливости.

План исследования:


1. Изучение литературы по теме.

2. Использование компьютера для получения дополнительной информации.

3. Анкетирование.

4. Проведение эксперимента и фиксирование результатов.

5. Построение диаграмм по результатам анкетирования и эксперимента.

Основная часть

1 . Из истории вежливых слов.

Мы можем многого не знать, но о вежливости знает каждый из нас.

Знающего, сведущего человека на Руси называли «вежа», вот от него-то и произошло сначала слово «вежество», а потом «вежливость».

Вежливость - повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.

А уважение - это почтительное отношение к людям, основанное на признании и достоинств.

Вежливый, культурный человек соблюдает правила приличия, умеет выслушать другого, уважительно, тактично разговаривает с людьми. Всё это нормы (правила) морали.

Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:

    слова приветствия; слова благодарности; слова просьбы; слова извинения;

Всем известно слово здравствуйте , которое выражает пожелание здоровья.

В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения

Своя история у слова благодарности спасибо . Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говори «спаси – бо».

Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.

Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания» . Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания! » (пожелание и прощание вместе).

В журнале «Уральский следопыт» мы прочитали любопытную статью о том, как люди в различных частях света по-разному, иногда престранным образом, приветствовали при встрече в IX веке.

Вежливый чех ставит себе в непременную обязанность назваться вашим покорным слугой. Он обыкновенно прощается так: «Доброй ночи желает ваш покорнейший слуга!». «Целую вашу руку!» - восклицает австриец и даже целует подол платья тому, к кому он питает особое уважение. В кругах польской аристократии можно было слышать вопрос: «Счастливы ли вы?». Турок при встрече грациозным движением прикладывает руку сперва к сердцу, потом ко лбу в знак искреннего расположения. Иначе приветствует англичанин. В приступе вежливости и благосклонности он схватывает вашу руку, как в железные тиски, и так сильно её трясёт, как будто желает оторвать. Причём и женщины, и мужчины получают одинаковое приветствие, а физиономия у того, кто приветствует, остаётся бесстрастною. Так же серьёзен житель скандинавских стран, он постоянно задумчив, и при встрече с ним не надо пугаться, когда он допытывается: «О чем вы думаете?». «Хорошо ли живёте?» - восклицает датчанин, между тем как голландский гуляка, кланяясь, быстро задаёт вам вопрос: «Куда вы идёте?».


А теперь перенесёмся в другие страны света. Жители Японии кланяются, снимая с ног туфли, приближаясь друг к другу с босыми ногами. Они выказывают уважение обнажением ног, так же точно, как и мы, обнажает голову. В Китае встречающиеся берут друг друга за руки, прикладывают их к сердцу и низко склоняют головы. Когда же двое знакомых китайцев встречаются после долгой разлуки, они падают на колени. Или спрашивают: «В порядке ли ваш желудок?». Если бы какому-либо китайцу вздумалось поклониться по европейскому обычаю, он получил бы пятьдесят ударов бамбуковой палкой по распоряжению мандарина. Если европейцы обнажением головы выражают своё уважение, то представители некоторых восточных народов выражают этим своё презрение.

В Гималаях мужчины имеют обыкновение при встрече поворачиваться друг к другу спиною, между тем как индусы хватают друг друга за бороды. Большая часть островитян Тихого океана имеют привычку при встрече тереться носами. Этот обычай существует также у некоторых северных народов, а уроженцы группы Тонгских островов нежно прижимают нос ко лбу приветствуемого.

Пренебрежением эстетических чувств кажется нам свойство поклона жителей острова св. Лаврентия в Тихом океане. Если тамошние жители выражают своё особое уважение и расположение, то плюют себе на ладони и натирают друг другу лица. Можно вообразить, что должен ощущать деликатный европеец, который сделается жертвой такой вежливости. Также не особенно должно быть приятно, когда представители другой национальности встретившемуся товарищу дуют в уши и при этом добродушно потирают друг у друга живот. В Ламузеке обитатели хватают руку приветствуемого и нежно проводят ею по своему лицу. Высшим изъявлением уважения считается, когда кидаются при встрече на землю и ногой приятеля легонько дотрагиваются до своего лица. Честь это выпадает на долю преимущественно начальников и священнослужителей. Африканские негры, приветствуя, хватают большой палец или все пальцы и жмут их до хруста, чем и выражают искренность чувств. В Египте, климат которого требует, чтобы человек сильно и правильно потел, при встрече спрашивают с участием: «Как вы потеете?». Не задать такой вопрос – значит выразить недостаток расположения. На Сокотре (остров у Восточной Африки) встречающиеся целуют друг друга в плечо, а на Онце ложатся на землю. В Северной Америке, где высока смертность детей, молодые женщины, встречаясь, сочувственно спрашивают: «Здорово ли ваше беби?»

Таким образом, мы ознакомились с далеко не полным обозрением разнообразных выражений одного и того же чувства. Вполне вероятно, что некоторые формы этих приветствий совершенно устарели, исчезли. Что ж, тем любопытнее было узнать о них.

2. Наши исследования

Вместе с Галиной Валентиновной мы решили провести исследование в нашей школе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Для этого мы составили анкету и провели опрос среди учащихся нашей школы (приложение 1). Всего в опросе принимало участие 42 респондента (учащиеся со 2 по 9 класс).

Письменный опрос показал, что учащиеся нашей школы знают много вежливых слов (приложение 2).

Наиболее употребляемыми остаются слова приветствия - прощания: здравствуйте (отметили 36 человек – 86%) и близкие ему по значению – доброе утро – 7 (17%). До свидания (отметили 22 человека – 52%), а также слова благодарности: спасибо (29 человек – 69%), пожалуйста (30 человек – 71%).

К сожалению, другие слова: извините, простите, приятного аппетита, будьте здоровы и другие наши сверстники, как показали результаты опроса, употребляют редко.

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, поздороваться с работниками школы при встрече забыли 8 человек, что составляет 17% всех учащихся. В столовой забыли поблагодарить поваров за вкусную еду 4 человека, то есть 8 % от общего количества учащихся школы.

По результатам опроса можно сделать вывод, что половина детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова. Но есть такие ребята, которые совсем не говорят слов вежливости или употребляют их в своей речи редко.

Вместе с Галиной Валентиновной мы составили буклет «Вежливые слова», который, на наш взгляд, поможет учащимся нашей школы стать намного вежливее в своих словах и поступках (приложение 3),

Заключение

Слова вежливости имеют богатую историю.

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, поэтому н ад развитием культуры общения нужно работать.

Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.

Литература

1. Курочкина для детей и взрослых: Учеб. Пособие для суд. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издетельский центр «Акамедия», 2001.-256с.

2. и Шведова словарь русского языка : 80 000 слова и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. . – 4 – е изд., дополненное.- М..: Азбуковник, 199стр.

3. Студеникин духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ . – 2-е изд. – М.: слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил.

4. Ю. Алан. Как вы потеете?//Уральский следопыт.- 1981. - №1. - стр 75.

Приложение 1

Опрос

1. Часто ли вы употребляете слова вежливости?

а) всегда

б) иногда

г) не употребляю

2. По отношению к кому чаще вы употребляете слова вежливости?

а) к взрослым

б) к родственникам

в) к друзьям, сверстникам

г) ко всем

3. Назовите слова вежливости, которые обычно употребляете

________________________________________________________________________________

4. Считаете ли вы себя вежливым человеком? _________________________________________

5. Считаете ли ребят нашей школы вежливыми? _______________________________________

Приложение 2

Приложение 3

font-size:14.0pt; line-height:150%">



9

Счастливый ребенок 30.01.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поднимем непростую, но очень важную тему –как научить ребенка быть вежливым? В наше время тема эта важна особенно. Многие дети не научены элементарным вещам. И, конечно, все зависит от того, насколько же родители уделили время и приучили ребенка к вежливости, какой пример подают сами. Что для этого необходимо делать родителям и близким, а от чего, наоборот, стоит воздержаться?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье. Своими мыслями и идеями по поводу воспитания вежливости у детишек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли успешными и приспособленными к жизни, смогли реализоваться и раскрыть свои таланты и наклонности. Современное общество диктует свои правила: хочешь жить – умей вертеться. Вот мы и стараемся максимально приспособить драгоценных чад к переменчивому будущему, изо всех сил пичкая их новыми знаниями и обучая каким-то навыкам. Занятия, секции, кружки, — все это является важной частью жизни нынешнего ребенка уже с раннего возраста.

Тренировки ума и тела – это очень важно и нужно. Но, увы, все чаще приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями у детей. Родители не всегда могут справиться с агрессией, тревожностью, непослушанием своих сыновей и дочерей. А те, в свою очередь, ощущают трудности в общении с ровесниками и старшим поколением, не умеют конструктивно выражать свои чувства, да и вообще правильно вести себя в обществе. Умные, хорошие, прекрасно обученные мальчики и девочки.

Можно пустить ситуацию на самотек, аргументируя решение тем, что в наши непростые времена все эти коммуникативные навыки – не главное. Будет необходимо, научатся сами. Но так бывает далеко не всегда. И умение общаться, выстраивать отношения с людьми, быть вежливыми и уважительными, по мнению многих специалистов, должно воспитываться в первую очередь в семье.

И сейчас я предлагаю вам поговорить о вежливости. Как научить ребенка употреблять вежливые слова? Как провести беседу с детьми на тему «Вежливые слова»? Давайте разберемся подробнее.

Что такое вежливость?

Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.

Синонимы слова «вежливый» — обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» — резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

И об этом обязательно стоит поговорить с нашими детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.

Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.

К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.

Вежливые слова и благодарности. Список слов

«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова:

Приветствие и прощание:

  • Здравствуйте;
  • Привет;
  • Доброе утро или С добрым утром;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер;
  • До свидания;
  • Спокойной ночи.

Слова благодарности:

  • Спасибо;
  • Благодарю;
  • Признателен.

Слова прощения:

  • Извините;
  • Прошу прощенья;
  • Простите, пожалуйста.

Слова-просьбы:

  • Разрешите мне;
  • Позвольте мне;
  • Можно спросить у Вас;
  • Пожалуйста.

Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:

  • Браво;
  • Доброго пути;
  • Будьте здоровы;
  • Добро пожаловать;
  • Угощайтесь;
  • Приятного Вам аппетита;
  • Приятно познакомиться;
  • Разрешите представиться;
  • Только после Вас;
  • Будьте так добры;
  • Можно, я помогу Вам;
  • Разрешите Вам помочь;
  • Поздравляю.

Стихотворения-загадки про вежливость для детей

Для разучивания этих слов с детьми придуманы специальные стишки-загадки:

Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…» — (Спасибо!)
Станет бабушка счастливой!

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)

Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(Аппетита!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры).

Уроки вежливости в стихах

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Еще одно хорошее стихотворение о вежливости:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

Обсуждаем тему вежливости в форме беседы

Обсуждайте с детьми стихи, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. Для самых маленьких подберите яркие и красочные книжки со стихами. Ведь в стихах есть рифмы, их запомнить просто, вместе с самими правилами поведения.

Начинайте беседу о вежливости в легкой и непринужденной обстановке. Помните, что ребенок не должен сам сразу же понимать, зачем и когда говорить вежливые слова. И в помощь ему герои стихов, мультфильмов, сказок, которые наглядно покажут, почему надо быть вежливым.

Веселая игра «Вежливые часики»

Здорово поиграть с ребенком в веселую игру «Вежливые часики». В нее можно играть и с одним ребенком, и с несколькими. Попросите деток изображать часы. Две руки - стрелки, они ходят по кругу воображаемого циферблата.

Мама (или воспитатель):

Тики-так, тики-так -
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Вот и день настал, ребята;

Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер.

Молодцы!

В такой простой и легкой форме малыш, даже дошкольник, быстро запомнит вежливые слова. Но просто твердить постоянно ребенку эти слова, заставлять его разгадывать загадки – не выход. Очень важно доступно объяснять, в каких случаях говорятся те или иные слова, и подавать собственный пример. В семьях, где заведено вежливо общаться друг с другом, говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», дети обычно вырастают более вежливыми. Вот как много дает личный пример родителей и близких.

Шаги к воспитанию вежливости у детей

Чтобы научить ребенка быть вежливым, специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

Обязательно употребляйте вежливые слова самим в ситуациях, где они необходимы . Очень важно, чтобы в семье и близком окружении крохи такое поведение и общение стало нормой;

Покажите малышу, как работают на практике «волшебные» слова: не спешите выполнять его просьбы без слов «пожалуйста» и последующего за ним «спасибо», и т.д.;

Всегда первыми здоровайтесь, прощайтесь и благодарите , не дожидаясь, пока ребенок сам об этом вспомнит;

Разработайте вместе с чадом личные обязательные правила вежливости: @ с кем необходимо здороваться и т.д.;

Если ребенок перебивает вас, отрывает от важного разговора, откажитесь от нотаций и нравоучений – они все равно не принесут нужного эффекта. Лучше заранее учите малыша фразам типа: «Простите, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас». Но и сами будьте примером для чада, не перебивая его самого и не вмешиваясь без надобности в чужой разговор;

Учитывайте возраст ребенка и не требуйте от него невыполнимого;

Хвалите дитя за успехи в непростом деле обучения вежливости.

А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!

Учите своих деток быть вежливыми, находите сами нужные слова и постигайте полезную науку вместе с детьми. Ведь это неоценимый вклад в их будущее! И пусть вам всегда будет приятно наблюдать, как ведут себя сыночки и дочки. Чем не повод гордиться, что вы вырастили вежливых и хороших людей?

Счастья вам и вашим деткам!
Анна Кутявина, психолог, автор статей и сказок, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за тему. Думаю, что многим из нас будет не лишнее вспомнить о правилах вежливости, поговорить об этом с детьми. И не забывать, конечно, про себя.

Хочу вам предложить посмотреть мультфильм вместе с детьми О том, как свинка была воспитанной . Добрый мультик для детей о маленькой свинке по имени Чуня. Прекрасные примеры, что маме надо сказать спасибо, быть отзывчивым, скромным, когда тебя благодарят и т.д.

Смотрите также

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «АЗБУКА ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ »

Выполнила: Маскаева Анастасия

ученица 1ж класса

Руководитель: Грачева Кристина Евгеньевна

учитель начальных классов

Ленинск-Кузнецкий

I. Введение……………………………………………………………………..3

II. Основная часть

2.1.Вежливые слова и их происхождение……………………………………4

2.2.Наше исследование………………………………………………………..5

III. Заключение ………………………………………………………………..6

IV. Список литературы………………………………………………………..6

VI. Приложение «Памятка для обучающихся школы»……………………..7

I .ВВЕДЕНИЕ

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают? Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование.

Цели исследования :

    Выяснить происхождение вежливых слов

    Изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей

Задачи исследования :

    Изучить литературу по теме вежливых слов

    Узнать какие бывают вежливые слова, их происхождение

    Провести анкетирование обучающихся начальных классов, на сколько, хорошо они знают вежливые слова и как часто их применяют на практике.

Методы исследования :

    Теоретические (использование справочной литературы)

    Методы опроса (тестирование)

    Наблюдение

Гипотеза: от приятных слов язык не отсохнет.

Объект исследования : использование учащимися начальных классов вежливых слов в общении друг с другом.

Предмет исследования : влияние слов на настроение и взаимоотношения людей.

II .Основная часть

2.1.Вежливые слова и их происхождение

Сначала я узнала о происхождении слова «Вежливость». Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести.

А лексическое значение этого слова следующее: Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:

    слова приветствия;

    слова благодарности;

    слова просьбы;

    слова извинения;

    слова похвалы;

Из истории вежливых слов я узнала следующее:

    Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым. В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения

    Своя история у слова благодарности спасибо . Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говори «спаси – бо». Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо.

    Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.

    Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания» . Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания! » (пожелание и прощание вместе).

2.2. Наше исследование

Вместе с классным руководителем мы решили провести исследование в нашей школе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Для этого мы составили анкету и провели опрос среди учащихся нашей школы. Всего в опросе принимало участие 51 человек.

Анкетирование проходило по следующим вопросам:

    Часто ли вы употребляете слова вежливости?

    По отношению к кому чаще всего вы употребляете слова вежливости?

    Запишите слова вежливости, которые обычно употребляете.

    С каким настроением вы произносите вежливые слова?

    Как вы думаете, вежливые слова влияют на настроение?

    Считаете ли вы себя вежливым человеком?

    Считаете ли ребят нашей школы вежливыми?

Результаты анкетирования оказались следующими:

67% обучающихся употребляют вежливые слова часто, ко всем и взрослым и детям. Они это делают с хорошим настроением и считают, что вежливые слова влияют на настроение. Самые популярные слова для них – это здравствуйте, до свидания. Эти ребята считают себя вежливыми и считают обучающихся нашей школы тоже вежливыми

15% обучающихся употребляют вежливые слова иногда, только ко взрослым. Самые популярные для них слова – это спасибо и пожалуйста. Они считают, что вежливые слова не влияют на настроение.

18% обучающихся употребляют вежливые слова редко, в основном к друзьям и родственникам. Они произносят вежливые слова с плохим настроением и считают, что вежливые слова не влияют на настроение. На вопрос, считаете ли вы себя вежливыми, они затруднились ответить или вовсе не ответили. На вопрос, читаете ли вы ребят нашей школы вежливыми, они затруднились ответить.

На основании опроса можно сделать вывод, что обучающиеся начальных классов нашей школы практически всегда в своей речи употребляют вежливые слова, чаще всего они это делают по отношению ко всем окружающим. Хорошие слова они произносят с хорошим настроением и считают, что вежливые слова способны влиять на наше настроение. А также мне стало известно, что багаж вежливых слов у детей велик, они в своей речи употребляют, как правило, такие слова, как здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, извините, простите и т.д. Но всё же я думаю, что на достигнутом не стоит останавливаться, и для этого я сделала памятки с правилами вежливости, которые помогут школьникам легче общаться друг с другом, быть воспитаннее, добрее.

III .ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что гипотеза "От приятных слов язык не отсохнет" верна, потому что язык действительно не отсох, приятные слова говорить легко и самим приятно, говорить вежливые и добрые слова становится хорошей привычкой, а от этого налаживаются отношения.

Таким образом, с помощью своего исследования я

1. узнала происхождение вежливых слов
2. доказала, что вежливые слова - это действительно особенные слова, потому что каждое слово оказывает хорошее воздействие на человека.
3. вежливые слова помогают поднять настроение окружающих, не огорчать друзей и других людей, учат дружить, заботиться о близких. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, улучшить настроение.
4. вежливые слова необходимо использовать в своей речи, и тогда мы заметим, как мир начнет меняться, становиться добрее.
5. изготовила памятки для учеников с правилами вежливости.

IV .Список литературы

1.В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. ЭКСМО. М., 2011г.

2.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. Толковый словарь русского языка. М.,2006г.

3.ООО «Видеостудия «КВАРЦ». Эллектронный носитель «Этикет. Тракт для подростков, желающих стать культурными людьми» (диск CD-ROM)

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей » Подготовила: ученица 2 «Б» класса Хон Валерия;

Руководитель: учитель начальных классов Кудрявцева И. В.

    Цели и задачи

    План исследования.

    Исследование по теме работы.

    Литература.

    Приложение.

Цели: выяснить происхождение вежливых слов; познакомиться с использованием вежливых слов в других странах; изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей.

Задачи:

    исследовать этимологию вежливых слов;

    познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;

    провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса» ;

План исследования:

    Изучение литературы по теме.

    Знакомство с периодической печатью.

    Получение информации у специалиста.

    Использование компьютера для получения дополнительной информации.

    Обобщение опыта родителей.

    Проведение эксперимента.

    Наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов.

    Наблюдение за речью учащихся.

    Построение диаграмм по результатам наблюдения.

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.

(В. Солоухин)

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?

Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. Для начала я нашла в словаре происхождение слова «вежливость».Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Существует забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Может быть, хорошие манеры – это "золотая середина", которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:

    слова приветствия;

    слова благодарности;

    слова просьбы;

    слова извинения;

    слова похвалы;

Среди слов приветствий самое распространенное «здравствуй»

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

При встрече русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.

Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?»

Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье.

В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.

Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.

Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» со¬стояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили со-беседнику в знак уважения и благодарно¬сти, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.

Вместе с Ириной Владимировной мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи.

Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов. (прил.1)

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, поздороваться с учителем при встрече забыли 5 человек, что составляет 24 % всех учащихся., а с одноклассниками- 8 человек, что составляет 38%. Наблюдение мы проводили в течении трех дней, а затем Ирина Владимировна вывела средние показатели.(прил.2)

Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.

Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.

Я познакомлю вас с несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы с Ириной Владимировной выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.

    Не хочу, чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.

    Что себе не хочешь, не делай другим.

    Ошибся- не бойся исправиться.

Я уверена, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки,а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».

Литература:

    Детская энциклопедия (журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В Поляков.

    Л Поддубская «Этикет от А до Я», Москва:Народное образование 2003 г.

Владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

Что такое вежливость

Вежливость подразумевает собой выражение, а также проявление уважения к какому-либо человеку или его действию. Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях. Зачастую понять, что такое вежливость, для детей очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдению правил вежливости. Ведь это качество всегда замечают и по достоинству оценивают.

Проявление вежливости

Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.

Супруги бывают тактичны по отношению и прививают это своему ребенку, если не используют в разговоре между собой грубые и непристойные слова.

В политике проявление уважения к собеседнику при переговорах называется дипломатической вежливостью.

Человек считается вежливым, если он проявляет свое уважение как к старшим, так и к младшим.

Правила вежливости для детей

Что такое должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.

Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова. А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.

Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались. Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется.

Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка - это и есть вежливость, очень ценится.

Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его.

Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания - вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.

Волшебные слова

Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях. Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать.

Основные правила вежливости

  1. Здороваться первым и отвечать на приветствие.
  2. Не перебивать других при разговоре.
  3. Стучаться, когда дверь заперта.
  4. Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
  5. Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
  6. Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
  7. Избегать конфликтов.

Правил вежливости великое множество. Важно помнить, что правильно воспитанный ребенок, родители которого вежливы, будет интуитивно поступать так же, как и они в похожих ситуациях.

Как воспитать в ребенке вежливое отношение к окружающим

Трудно поспорить с тем, что дети гораздо быстрее учатся плохому, нежели хорошему. Как только ребенок видит своего сверстника, совершающего дурной поступок, в его поведение приходится вносить коррективы. Также определенная доля правды есть и в том, что дети всегда будут похожи на родителей, копируя их поведение. Именно поэтому правила вежливости должны соблюдать не только дети, но и их родители. Ведь они являются для ребенка примером для подражания. В первую очередь мама и папа малыша должны научиться контролировать свои эмоции и поступки независимо от сложившейся ситуации. При общении с ребенком в обязательном порядке следует употреблять те самые волшебные слова, всегда выслушивать все, что хочет сказать малыш, не перебивая его.

С первых дней нужно выстраивать теплые и с ребенком, чтобы впоследствии, когда малыш повзрослеет, быть для него авторитетом. Тогда он будет прислушиваться к мнению и наставлениям родителей.

Объяснять значение слова «вежливость», что такое правила вежливости нужно с самых ранних лет. Для этого предпочтительнее использовать игровую форму.

Нельзя навязывать ребенку правила и заставлять его их выполнять, а тем более наказывать за неправильное поведение.

Малышу нужно предоставить выбор того, как он может поступить в определенной ситуации, а потом объяснить плюсы и минусы принятого решения.

Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Никогда нельзя критиковать малыша. Можно критиковать его поведение, но его самого нет. За проявление вежливости ребенка нужно похвалить.