Мозг эйнштейна. Мозг альберта эйнштейна Когда и кто извлек мозг эйнштейна


Альберт Эйнштейн умер в Принстоне 18 апреля 1955 года. Его предсмертным пожеланием были скромные похороны без широкой огласки - так и произошло. Тело ученого было кремировано, и на похоронах, на которых присутствовало всего 12 человек, его прах был развеян по ветру. Однако кремирован ученый был... не весь. Его мозг, предположительно, до сих пор хранится в формалине, доступный для исследований.


Мозг ученого извлек Томас Харви - патологоанатом, который производил вскрытие Эйнштейна в Принстонском госпитале. На тот момент врачу казалось само собой разумеющимся, что мозг великого ученого следует изучить - более того, он был уверен, что так завещал сам ученый. Тот факт, что его действия впоследствии идентифицируют как кражу, было для него шоком.


Харви сфотографировал мозг со всех возможных углов, а затем осторожно разрезал его на 240 небольших кусочков, каждый из которых упаковал в банку с формалином или в коллоидную пленку.


Когда факт сокрытия мозга Эйнштейна стал известным, Харви попросили вернуть его родственником, но тот категорически отказался. Почти сразу за этим последовало увольнение, позже - развод с женой. Жизнь Харви была полностью разрушена - до конца своих дней он работал обычным рабочим на заводе, лишь в старости дав интервью для документального фильма, посвященного его "краже". Позже, уже задним числом, родственники Эйнштейна дали разрешение на исследования мозга ученого.


Первое исследование мозга Эйнштейна произошло в 1984 году - 29 лет спустя смерти ученого. Тогда группа ученых опубликовали в журнале "Экспериментальная нейрология" два участка мозга Эйнштейна (9 и 39 поля Бродмана) с подобными участками контрольной группы. Выводом ученых было то, что соотношение числа нейроглийных клеток к нейронам у Эйнштейна было выше, чем у других.


Это исследование подвергнулось такой критике, что его результаты никто не стал воспринимать серьезно. Среди доводов основными были те, что контрольная группа состояла всего из 11 человек, что слишком мало для сравнения, и более того - все они были значительно моложе Эйнштейна на момент его смерти.


15 лет спустя эти ошибки были учтены и статья, опубликованная в медицинском журнале «The Lancet», сообщала об исследовании большей группы людей, чей средний возраст был как раз 57 лет - именно с ними сравнивали мозг ученого. Исследователи тогда выделили особые участки мозга, отвечающие за способности к математике, и отметили, что они имеют больший размер, чем у остальных, да и сам мозг ученого был на 15% шире среднестатистического мозга.


Между этими исследованиями было еще одно - в 1996 году, в ходе которого выяснили общий вес мозга Эйнштейна (1230 г), который немного меньше среднестатистического мозга взрослого мужчины (1400 г), но в противовес этому ставилось то, что плотность нейронов у Эйнштейна была намного и намного больше обычного. Видимо, предполагают исследователи, это обеспечивало ученому гораздо большую и интенсивную связь между нейронами и, соответственно, лучшую мозговую деятельность.


Сам Харви все это время хранил фотографии и сам мозг Эйнштейна у себя до самой смерти. Он скончался в 2007 году, после чего его семья передала все эти данные в Национальный Музей Здоровья и Медицины в Силвер-Спрингс. Несмотря на то, что Харви неоднократно заявлял, что сотрудничал с другими учеными, исследуя мозг Эйнштейна, никаких документов этих экспериментов не было найдено.


Позже, в 2012 году антрополог Дин Фальк исследовал мозг Эйнштейна по фотографиям. Она обнаружила, что у ученого был сильно развита та часть, которая, как принято считать, обычно развита у музкантов-левшей. Собственно, то, что Эйнштейн играл на скрипке, не является тайной.


Она также обнаружила дополнительную извилину в лобной доле мозга, которая, как считается, отвечает за память и способность планировать наперед. Мозолистое тело, согласно отчету Дин Фальк, у Эйнштейна также отличается от большинства людей - оно значительно толще, что могло означать, что сообщение информацией между двумя полушариями мозга ученого было более интенсивным.


Теренс Хайнс, психолог из одного университета в Нью-Йорке, считает все эти исследования пустой тратой времени. Он уверен, что мозг каждого человека настолько индивидуален, что даже если вы найдете другого человека с точно такими же особенностями, это не будет значить, что этот человек окажется гением. Он утверждает, что выявить гениальность по физическому измерению мозга просто невозможно.


Был ли Эйнштейн гением потому, что его мозг был каким-то особенным или мозг стал особенным именно потому, что ученый был гением? Этот вопрос до сих пор остается открытым.




В течение нескольких часов после смерти Альберта Эйнштейна в 1955 году, головной мозг великого ученого был удален хирургическим путем из черепа и помещен в формалин. Вскрытие и события, окружающие его были окутаны завесой секретности и противоречивых сведений.

Мозг извлёк патологоанатом Томас Харви в больнице Принстон, Нью-Джерси, где Эйнштейн жил в последние годы своей жизни. Патологоанатом заявил, что семья Эйнштейна дала ему разрешение держать мозг у себя на неопределенный срок.

Тайна была почти забыта, когда в 1978 году журналист по имени Стивен Леви выследили Томаса Харви в Вичита, штат Канзас. Леви был полон решимости, чтобы получить ответы на некоторые вопросы.

Может быть его удивительный интеллект коррелирует с особенностями анатомии мозга? Ответ не был очевиден. Внешне, мозг Эйнштейна оказался весьма средним по размеру и структуре.

Более детальный анализ показал, что мозг действительно отличался некоторыми признаками от всех остальных. Одним из первых ученых, исследовавших мозг Эйнштейна, была нейробиолог Мэриан Даймонд из университета Беркли.

Даймонд обнаружила, что образец мозга имел гораздо больше глиальных клеток, чем обычно. Глиальные клетки, непосредственно не участвуют в передаче сигналов мозга, а обеспечивают нейроны питательной поддержкой и обслуживанием. Клетки мозга Эйнштейна, кажется, были «сыты».

Другие исследования показали, что мозговая кора головного мозга имела высокую плотность нейронов. Это открытие привело исследователей к предположению, что «увеличение плотности нейронов может быть выгодно для снижения времени проводимости между нейронами», тем самым увеличивается эффективность работы мозга. Другими словами, если нейроны плотно упакованы, они предположительно несут информацию эффективно и с исключительной скоростью.

Дальнейший анализ показал, что мозг Эйнштейна имел необычно большую теменную долю, область, ответственную за познания и создание ментальных образов. Увеличенная теменная доля, кажется, согласуется с собственной гипотезой Эйнштейна о том, как он построил свою теорию относительности. Его мысленные эксперименты включали представления о том, как объекты будут перемещаться со скоростью света. Визуализация дала ему понимание проблемы.

Эйнштейн предусмотрел как объект будет отображаться, если он путешествует вместе с лучом, с той же скоростью. Возможно, его увеличенная теменная доля помогла ему интегрировать ментальные образы в абстракции.

Обладает ли Большой Мозг высоким интеллектом?

Мозг Эйнштейна иллюстрирует некоторые вопросы, которые решают неврологи. Они касаются отношений структуры мозга и функций. Среди самых основных вопросов — является ли большой мозг признаком высокого интеллекта. Данные из исследования эволюции человека наводит на мысль, что больший мозг чрезвычайно помогает в адаптации к враждебной среде. За последние три миллиона лет, средний человеческий мозг увеличился в размерах в три раза, из скромного 500-граммовой мозга австралопитеков к надежному 1500 грамм мозга хомо сапиенс. Это сравнение между двумя различными видами современных людей и их эволюционных предков. Если же мы рассмотрим эффекты размеров мозга в пределах хомо сапиенс, то отклонение от человека к человеку не так четко выражено. Мозг Эйнштейна был не особенно велик. Это говорит нам, что, если существует положительная корреляция между размером мозга и интеллектом, то она может быть только приблизительной.

Человек с IQ в 200 баллов: Альберт Эйнштейн

В более чем 50 исследованиях, начиная с 1906 года, размер головы, длина, периметр и объем, дают слабо прогнозируемые более высокие показатели IQ, с корреляцией 1 г = 0,20. Многие ранние исследования, лишенные технологий изображений мозга, могли давать только приблизительный размер мозга путем измерения размера головы. С изобретением технологий изображений мозга, таких как КТ и МРТ сканирования, стало возможным собирать точные данные по объему мозга и сравнивать эти измерения с IQ. Более точные корреляции между размером мозга и IQ немного различаются, но дают в среднем через исследования г = .38-много выше, чем корреляции между размером головы и IQ. Корреляции действуют с одинаковой силой у самцов и самок.

Изменения в размере мозга на протяжении жизни помогают объяснить, как различные формы интеллекта меняются с возрастом. Напомним, что мозг, как правило, теряет жидкости, когда мы становимся старше. Как правило, люди теряют часть своей способности адаптироваться к новым проблемам, которая является сущностью интеллекта жидкости. С другой стороны, кристаллизация интеллекта в целом продолжает подниматься в течении всей жизни. Общий объем мозга положительно коррелируется с интеллектом жидкости, но не с кристаллизованным интеллектом. Размер мозга несколько уменьшается, кода мы стареем, это может внести свой вклад в снижение интеллекта жидкости, которая является общей в среднем возрасте и последующие годы. Кристаллизованный интеллект вовсе не зависит от спада в общей численности головного мозга, это объясняет, почему он остается стабильным на протяжении жизни.

На строго структурном уровне, соответствие между размером мозга и интеллектом не является чем-то удивительным. Большие мозги есть почти прямая пропорция большого числа нейронов. Нейроны означают большую вычислительную мощность в службе адаптации и выживания. Интеллектуальный мозг любых видов каким-то образом создаёт модель среды, чувственного мира, к которому животное может адаптироваться.

У рептилий, мозг строит этот внутренний мир, прежде всего, через чувство зрения и связанные с ним нейроны.

Более развитые мозги млекопитающих, как правило, поддерживают сенсорное строительство мира через слух, видение и обоняние. У приматов, высокая острота зрения приобретает особое значение в представлении внешнего мира. В то время как более крупные мозги подразумевают большую способность адаптации к окружающей среде, мы не должны игнорировать возможность причинного влияния в обратном направлении, из среды к анатомии. Конечно, всё дело в эволюционном масштабе времени, но даже на уровне индивидуального развития, вполне возможно, что интеллектуально требовательные события приводят к большему объему мозга.

Невероятные факты

За всю человеческую историю существования блестящих людей, никто, наверное, не ассоциируется у людей с гением более явно, чем Альберт Эйнштейн. Он разрушил, а затем изменил наше понимание времени как такового. Он объяснил принцип работы силы тяжести, и как она влияет на небесные тела и их спутники. Он создал изначально пугавший всех симбиоз между материей и энергией, выведя самое знаменитое уравнение в истории: E = MC2. Его знаковый популярный образ – растрепанные волосы и высунутый наружу язык – прочно зацементировался в общественном сознании. Часто мы употребляем в речи что-то типа "Конечно, он умен, но далеко не Эйнштейн", поскольку для всех людей интеллект и Эйнштейн – это вещи взаимозаменяемые.

Но насколько умным он был на самом деле? Проходил ли он когда-нибудь тест на IQ? Были ли какие-либо структурные различия в мозге Эйнштейна, которые отличали его от остальных людей? Был ли он анатомически крупнее? Или же он просто больше, чем кто-либо другой использовал возможности своего мозга? Как его мозгу удалось создать такое огромное количество гениальных вещей? Эти и многие другие вопросы интриговали людей в течение многих лет, причем настолько, что после его смерти, его мозг был буквально изрезан на маленькие кусочки, которые отправились в научные лаборатории по всему миру, поскольку ученые хотели понять, чем он отличался от остальных.

Они даже готовы были пойти на святотатство (Эйнштейн был кремирован, и не совсем понятно, кто дал разрешение на сохранение и тем более исследование его мозга) для того, чтобы выяснить как самый известный физик всех времен и народов был в состоянии видеть столько вещей, не доступных для понимания обычному человеку.

А теперь давайте внимательно взглянем на мозг великого ученого, в прямом и переносном смысле.

Что случилось с мозгом Эйнштейна?

Тело Альберта Эйнштейна было кремировано после его смерти. После вскрытия его мозг был извлечен (или украден, в зависимости от вашей точки зрения на вопрос) патологоанатомом Принстонской больницы Томасом Харвеем (Thomas Harvey). Харвей надеялся раскрыть секрет гениальности ученого путем расчленения мозга великого физика на 200 кусков, которые он отправил ведущим ученым всего мира. Ближе к концу своей жизни, Харви, который так и не смог раскрыть секрет мозга Эйнштейна, вернул мозг в Принстонскую больницу, передав его другому патологоанатому, проделавшему, по сути, ту же работу.

Отличался ли мозг Эйнштейна от мозга других людей?

Мозг ученого был средних размеров. Однако, доктор Сандра Вительсон (Sandra Witelson), научный сотрудник университета Макмастера в Канаде, обнаружила, что у физика почти отсутствовала латеральная борозда, которая разделяет теменную долю на два отсека. В результате, теменная доля ученого была на 15 процентов крупнее, чем у обычного мужчины того же возраста. Теменная доля отвечает за математические способности человека, за пространственное мышление и за трехмерную визуализацию. Тем не менее, так и осталось не до конца понятным то, как работал его мозг, чтобы определить действительно ли именно мозг сделал его гением.

Какая связь между мозгом и гениальными способностями физика?

Ученые доказали, что размер некоторых частей головного мозга, таких как его кора и теменная доля, в частности, являются лучшим показателем, говорящем об уровне интеллекта, чем размер всего мозга. Однако, изучение мозга сопровождается многими проблемами, и ученые до сих пор пытаются понять, каким именно образом можно соотносить и изучать интеллект и гениальность. Хотя существует много теорий относительно того, что делает человека умным, не говоря уже о многочисленных стандартизированных тестах на IQ и психометрическую оценку языковой памяти человека и других навыков, многие ученые полагают, что выявить такими способами, кто является гением, нереально. Многие полагают, что разница между высоким уровнем интеллекта и гениальностью состоит в наличии творческого потенциала, который позволяет мозгу человека выдавать что-то ранее невообразимое.