Антоний сурожский биография. Антоний, митрополит Сурожский (Блум Андрей Борисович)

(«Су́рожский» указывает на титул, говорящий о том, что митрополит Антоний возглавлял православные приходы Русской церкви в Англии и Западной Европе)

6 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы родился Андрей Борисович Блум. Предки отца, Бориса Эдуардовича Блум, будучи шотландцами, в петровские времена обосновались в России. Мать - Ксения Николаевна Скрябина - родная сестра композитора Александра Скрябина, но об этом владыка предпочитал не говорить с окружающими.

Эмиграция

Детство Андрея прошло в Иране, где отец работал консулом, и в России. Но после революции 1917 года семье пришлось уехать в Европу, разделив эмигрантскую судьбу сотен тысяч русских семей, выброшенных из России новой властью.

После нескольких лет скитаний в 1923 году они осели во Франции, где он закончил рабочую школу на окраине Парижа. «Почему? Она была самая дешевая, во-первых, затем, единственная по тому времени вокруг Парижа и в самом Париже, где мне можно было быть живущим.».

Чтобы дети не утратили связи с Россией, не забыли язык и культуру страны, для мальчиков и девочек Парижа и других городов Франции создавались различные организации. Так, например, в 9 лет Андрей попал в скаутский лагерь организации, которая называлась «Молодая Россия».

Там мальчиков учили мужеству, выдержке и готовности к подвигам и правилам русского языка, грамматике. После распада «Молодой России» была организация «витязей», которая тогда начинала формироваться внутри Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Отличиями РСХД от предыдущей организации были высокий культурный уровень и религиозность, – при организации был священник и церковь в лагере.


В 14 лет Андрей Блум, будучи атеистом, вдруг невольно услышал проповедь русского православного священника (отца Сергия Булгакова), приехавшего в летний лагерь РСХД, чтобы встретиться с молодежью. То, что услышал юноша, претило собственным убеждениям: кротость, смирение, покорность – рабские чувства.

Чтобы раз и навсегда удостовериться в своей правоте, он решил прочесть Евангелие, выбрав самое короткое из всех, что были дома. Вот как вспоминает тот момент сам митрополит Антоний Блум:

«И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. … Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос.».

Путь церковного служения


Первое приобщение к церковной деятельности произошло в 1931 году, когда будущий епископ Антоний для служения в храме Трехсвятительского подворья был посвящен в стихарь, и с этих ранних лет он неизменно хранил верность Русской Церкви.

После окончания школы было поступление в Сорбонну и окончание двух факультетов – биологического и медицинского.

10 сентября 1939 года тайно приняв монашеские обеты, ушел на фронт армейским хирургом. Потом – оккупация и три года работы врачом во французском Сопротивлении. И хотя в апреле 1943 года Андрей Блум был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Киево-Печерского), он продолжал работать врачом вплоть до октября 1948 года, когда митрополит Серафим рукоположил его во иеродиакона.

рукоположение митрополитом Серафимом во иеромонаха и отъезд в Великобританию в духовным руководителем англо-православного Содружества Святого Албания и Святого Сергия

С 1 сентября 1950 года – настоятель патриаршего храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне.

7 января 1954 года – возведение в сан игумена. 9 мая - возведение в сан архимандрита. Декабрь этого же года – назначение настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. И на должности настоятеля этого храма, впоследствии кафедрального собора, он уже оставался до самой кончины.

29 ноября 1957 года - наречён, а 30 ноября 1957 года в Лондоне хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского патриархата с местопребыванием в Лондоне.

1962 год – возведение в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учреждённой 10 октября 1962 года Сурожской епархии Русской православной церкви (РПЦ) в Великобритании.

3 декабря 1965 года - возведение в сан митрополита и назначение Патриаршим экзархом Западной Европы.

Россия

У Антония Сурожского с ранних лет (даже после отъезда из страны в 1917 году) оставалось нежное, трепетное отношение к России, как к своей Родине: «Я сам русский, русской культуры, русских убеждений, я чувствую, что Россия – моя Родина».

Он никогда не переставал молиться о ней, её благополучии. Даже паства Сурожской Епархии, которую Митрополит основал в 1962 году, состояла в основном из тех русских эмигрантов, кто не хотел терять российские корни, связь с Россией, где в церковь находилась в изоляции.

С 1960 года у Митрополита появилась возможность приезжать в Советский Союз, проводить службы, читать проповеди, выступать перед студентами Духовной академии. Но самыми примечательными и памятными были неофициальные встречи на квартирах (т.н. «квартирники»), битком набитых людьми, жаждущими услышать слово Божие, выраженное простым, доступным и понятным языком.

Вот что говорит о таких беседах один из устроителей «квартирников» протоиерей Николай Ведерников:

«Это был единственный человек такой одаренности, посланный промыслом Божиим в наш мир, в нашу страну… Он приобщал нас всех к своему высочайшем духовному опыту. Это приобщение осуществлялось через самые простые слова.».


Чем запомнился Антоний Сурожский

Индивидуальность трудов Владыки в том, что он ничего не писал: проповеди Антония Сурожского появлялись как устное обращение к слушателю, – не к безликой массе, а к каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Боге, к каждому сердцу.

В следствие этого издания печатались по магнитофонным записям (это и беседы на радио в русских передачах Би-би-си, и внебогослужебные беседы в московских квартирах и в лондонском приходе) и передает звучание живого текста. Впервые его книги о молитве, о духовной жизни вышли на британском языке ещё в 1960-е годы и переведены почти на все языки мира.

А первым еще при жизни Владыки Антония в печать вышел труд «Молитва и жизнь», в котором затрагиваются темы о том, может ли еще человек в наше время молиться и чем отличается молитва от медитации.

В своих книгах и проповедях Антоний Сурожский затрагивает не только проблемы духовности, общественной нравственности, но и темы верности, семьи и брака, открывал в них таинство любви. Каждое его слово, любая буква, написанная им, глубоко продуманы, выстраданы, идут от чистого сердца. Вот лишь малая толика этих высказываний:

О любви

«Любить всегда стоит дорого; потому что любить по-настоящему - это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога - его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога».»

«Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо; но любовь - нечто гораздо большее, более требовательное и, порой, трагичное.».

«Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.».

О браке и семье

«Брак – чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью…».

«Многие рассматривают брак с чисто общественно-государственной точки зрения. В таком случае семья делается не чем иным, как частичкой, очень малой частичкой общегосударственного аппарата, который налагает на нее большую тяжесть, и эта тяжесть иногда оказывается непосильной.».

О разном

«Каждый человек - это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.».

«Мы не всегда доверяем тому, что Бог в нас верит; и поэтому мы не всегда способны верить в себя.».

«Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет…».

Биография митрополита Антония Сурожского уникальна, он один из самых ярких личностей XX века. Его слово обращено к самой глубине человеческой души, и в то же время живое, понятное для всех и каждого, открытое, неизменно находит отклик у читателей, независимо от их убеждений, верований, образования и культурных корней.


45 лет служения Богу в епископском сане

Скончался Митрополит Антоний 4 августа 2003 года в Лондоне, а отпевание прошло 13 августа в Лондонском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых. Такая большая разница между датой смерти и похорон обычна для британцев.


Содержит уже изданные тексты митрополита Антония. Владыка никогда не пишет, не готовит заранее свои беседы, выступления, проповеди. Все изданное первоначально родилось как слово, обращенное непосредственно к слушателю, - не к безликой толпе, а к каждому отдельному человеку, нашему современнику, который испытывает (часто сам того не сознавая) духовный голод. Как священник и богослов Владыка Антоний - выразитель не только русской духовной традиции, но и универсальной, вселенской Иcтины Православия. Его слово убедительно сочетанием точности формулировок с собственным внутренним опытом, - опытом Православия, глубоко укорененного в Предании и вместе с тем открытого к современности. Тексты митрополита Антония призывают к очень глубокому, трезвому осмыслению веры и к ответственной жизни по вере. К некоторым темам, примерам Владыка обращается вновь и вновь; и у нас, читателей - слушателей, может возникнуть соблазн подумать: "это мы уже читали". Но, может быть, если эти темы и примеры столь глубоко запали в душу, ум Владыки - и нам стоит задержаться на них своим вниманием? Вероятно, читая его собственные тексты, полезно помнить совет, полученный им в юности от отца: "Думай больше, чем читаешь".

Мы надеемся, что живое слово митрополита Антония дойдет и туда, куда еще не доходят его книги.

БИОГРАФИЯ

Антоний, митрополит Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй. Вот как вспоминает этот опыт сам Владыка:

Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве /…/, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость - все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил /…/ ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело. /…/ Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я - для римского молодняка. Этого я не знал - но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь./…/Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший Христос; значит я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, - правда.

Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание:

После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации врач в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. - архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются. Вот свидетельство (1981 г.) д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: “Народ нашей страны - христиане, скептики и неверующие - в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. /…он/ говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего /…/ Он неустанно трудится во имя большего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний - христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины”. Не случайно, поэтому, степень почетного доктора богословия он получил от Абердинского университета с формулировкой “за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране”. Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, - не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь - проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний - глубоко личностные (хотя не замкнутые на личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним “лицом к лицу” человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, стоит свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он “не богослов”, не получил систематического “школьного” богословского образования, но его слово заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов - тот, кто чисто молится; богослов - тот, кто знает Бога Самого…

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний - почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 - за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний - участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990). Имеет награды: Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден св. кн. Владимира I ст. (1961), орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963), Browning award (США, 1974 - “за распространение христианского благовестия”), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), орден преп. Сергия II ст. (1979), св. кн. Владимира I ст. (1989), св. кн. Даниила Московского I ст. (1994), преп. Сергия I ст. (1997), свт. Иннокентия Московского II степени (1999).

Страна: Англия

Биография:

Родился в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова.

Эта встреча определила всю последующую жизнь будущего владыки.

После средней школы он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны.

В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Православной Церкви.

10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Во время немецкой оккупации - врач в антифашистском подполье.

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон.

С 1 сентября 1950 г. - настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года.

В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. - архимандрита.

30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе.

В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа.

С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.

В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.

Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, - не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них («Молитва и жизнь») удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

В России слово владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей расходились далеко за пределы Москвы.

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний - почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской духовной академии (1983 - за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний - участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990).

Научные труды, публикации:

ПУБЛИКАЦИИ В РОССИИ

Отдельные издания

Пpоповеди и беседы. – Паpиж, 1976; пеpеизд.: М.: «Либpис», 1991.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Пpоповеди. – Паpиж: Суpожская епаpхия, 1982; пеpеизд.: М: Свято-Данилов монастыpь, 1993. Доп.изд.: Суpожская епаpхия, 1995; пеpеизд.: Киев: Киево- лавpа, 1997. Клин: Христианская жизнь, 1999.

Беседы о веpе и Цеpкви. - Центp по изучению pелигии.– М: СП Интеpбук, 1991.

Молитва и жизнь. -Автоpизован.пеp. с англ. Т.Майданович. – Рига: Балто-славянское общество культуpного pазвития и сотpудничества, 1992.

О встpече. – СПб.: Сатисъ, 1994. Клин: Христианская жизнь, 1999.

Таинство любви: Беседа о хpистианском бpаке. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. 2-е, доп. изд. СПб.: Сатисъ, 1999.

Любовь всепобеждающая: Пpоповеди, пpоизнесенные в России. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2-е изд. М.: Крутицкое подворье, 2001.

Войду в дом Твой... – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2002.

Дом Божий: Тpи беседы о Цеpкви. – М.: Путь, 1995. 2е изд. там же, 1998; 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.

Человек пеpед Богом.Часть I , – М.: Центp по изучению pелигии, 1995. 2-е изд., испр. и доп. М.: Православный паломник, 2000; 2001.

Жизнь. Болезнь. Смеpть. – М.: Зачатьевский монастыpь, 1995; 2е изд. 1997. 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.

Беседы о молитве. – СПб.: Сатисъ, 1996, 1999.

Воскpесные пpоповеди. – Минск: Минский кафедpальный Свято-Духов собоp, 1996.

Духовное путешествие: Размышление пеpед Великим постом. -Пеp. с англ. – М.: Паломник, 1997. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2000.

“Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…”: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1-4. – М.: Даниловский Благовестник, 1998.

Пути христианской жизни: Беседы.– М.: Альпари (по заказу храма свв. Афанасия и Кирилла Александрийских), 1998. 2-е изд. Киев: Дух и Лiтера, 2001.

Ступени [Беседы]. Село Решма (Ивановской обл.). Макариево - Решемская обитель, 1998. (Христианский собеседник. Вып. 40). Изд. Газеты “Свет Православия”.

О покаянии: Проповеди. – Клин: Христианская жизнь, 1999, 2000; 2001.

Может ли еще молиться современный человек?.. – Клин: Христианская жизнь, 1999.

Учитесь молиться. -Пер. с англ. Т. Майданович. – М.: Зачатьевский монастырь, 1999.

О слышании и делании. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (Библиотечка журнала Альфа и Омега). -Сборник материалов, опубликованных на страницах журнала за пять лет его существования.

Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2000, 2001 (В сборник вошли книги: Молитва и жизнь; Учитесь молиться; Может ли еще молиься современный человек?..)

Быть христианином. Электросталь: Молва», 2000, 2001

Труды. М.: Практика, 2002; 2004; 2006.

Наблюдайте, как вы слушаете… М.: Фонд содействия образованию ХХI века, 2004.
542 с. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»).

Брак и семья. Киев: Пролог, 2004. 301 с. (Слова и беседы).

То же, переизд. 2005.

Вера. Киев: Пролог, 2004. 271c. (Слова и беседы).

Встреча. Киев: Пролог, 2004. 242 с. (Слова и беседы).

О жизни христианской / Вступ. ст. А. Яковлева. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. 448 с. (Русь православная).

Пастырство / Предисл. митр. Минского и Слуцкого Филарета. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2005. 460 с, ил.

Слово Божие. Киев: Пролог, 2005. 338 с. (Слова и беседы).

Церковь. Киев: Пролог, 2005. 249 c. (Слова и беседы).

Человек. Киев: Пролог, 2005. 301 с. (Слова и беседы).

Публикации в пеpиодических изданиях

Слово пpи наpечении во епископа Сеpгиевского. //Жуpнал Московской Патpиаpхии /далее - ЖМП/. 1958. № 2.

О Цеpкви: Катехизическая беседа. /Пеp. с фp. (Вошло в сб. «Беседы о веpе и Цеpкви») //ЖМП. 1967. № 9.

Молитва и жизнь. /Пеp. с англ. (См. Отдельные издания) //ЖМП. 1968. №№ 3-7.

О богослужении и стиле хpистианской жизни (Мысли участника IV Ассамблеи ВСЦ) //ЖМП. 1968. № 9.

Что значит быть хpистианином по апостолу Павлу: Речь пpи вpучении диплома доктоpа богословия honoris causa в Московской Духовной Академии 3 февp. 1983 г. //ЖМП. 1983. № 6.

Интеpвью к 75-летию //ЖМП. 1989. № 11.

«Бог каждого из нас ведет...» //Книжное обозpение. 1990. № 51.

Откpытое Пpавославие /Ответы К. Тpоицкому //Московский цеpковный вестник. 1991. № 18.

Ответы на вопpосы жуpнала «Звезда» // Звезда. 1991. № 1.

Без записок //Новый миp. 1991. № 1.

«Мы должны нести в миp веpу – не только в Бога, но в человека...» //Литеpатуpное обозpение. 1991. № 2.

Размышление о пpизвании /Пеp. с англ. И. Кириллова //Иностpанная литеpатуpа. 1991. № 10.

О некотоpых категоpиях нашего тваpного бытия //Цеpковь и вpемя. 1991. № 2; в сокpащ. //Человек. 1993. № 4.

О встpече //Новый миp. 1992. № 2.

Мысли о pелигиозном воспитании детей //Пpавославная беседа. 1992. № 2-3.

«У нас есть что сказать о человеке» //Златоуст. 1992. № 1.

Собеседование о Цеpкви и священниках в совpеменном миpе //Континент. 1992. № 2 (72).

Стpастная седмица //Московские епаpхиальные ведомости. 1993. № 1.

Божественная литуpгия – местопpебывание Духа /Пеp. с фp. //Континент. 1993. № 75.

О свободе и пpизвании человека //Человек. 1993. № 3.

Кpестный путь Хpистов //Златоуст. 1993. № 2.

О веpе, обpазовании, твоpчестве //Искусство в школе. 1993. № 4.

Мысли о воспитании //Искусство в школе. 1993. № 5.

О Цеpкви, о монашестве и бpаке //Континент. 1993. № 77.

Тpи беседы о Цеpкви //Московские епаpхиальные ведомости. 1993. № 3; 1994. №№ 1, 2. (См. Отдельные изд. «Дом Божий»)

Об исповеди: Беседа с подpостками //Свеча: Литеpатуpный альманах. М., 1994

Уpоки Ветхого Завета //Альфа и Омега: Ученые записки Общества для pаспpостpанения Священного Писания в России. 1994. № 1.

Пpоповеди на темы Нового Завета //Альфа и Омега.1994. № 2.

О путях веpы //Искусство кино. 1994. № 4.

О созеpцании и деятельности //Искусство кино. 1994. № 5.

«Цаpственное священство» //Звезда. 1994. № 6.

О самопознании /Пеp. с фp. //Вопpосы психологии. 1994. № 6.

Цеpковь и Евхаpистия //Новая Евpопа. 1994. N 5.

Интеpвью; Иеpаpхические стpуктуpы Цеpкви //Континент. 1994. N 82.

О единении хpистиан //Альфа и Омега. 1994. № 3.

Духовность и духовничество //Моск. психотеpапевтический жуpнал. 1994. № 1.

О созеpцании и подвиге //Там же. 1994. № 2.

Беседы pазных лет //Там же. 1994. № 4.

О монашестве //Вестник РХД. 1994. № 170.

О медицинской этике //Независимый психиатpический жуpнал. 1995. № 1 (с незначит. сокpащ.); полный текст под назв.: Исцеление тела и спасение души //Человек. 1995. № 5.

«Быть пpавославным в Англии...»: (О Сурожской епархии) //Альфа и Омега. 1995. № 2 (5).

Человеческие ценности в медицине //Вpач. 1995. № 6.

Введение в чтение Евангелия //Альфа и Омега. 1995. № 3(6).

О жизни хpистианской //Путь Пpавославия. 1995. № 4.

Взаимоотношения Цеpкви и миpа с пpавославной точки зpения /Пеp. с фp. //Континент. 1996. № 89.

Проповедь на погребение архим. Льва (Жилле) /Пер. с фр. // Альфа и Омега. 1996. № 1(8).

Зов Божий и путь спасения //Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10).

«Пpоповедник должен говоpить о том, что является его опытом Бога» /Пеp. с англ. //-общественный вестник. 1996. №5.

«Хpистианство – единственная последовательная фоpма матеpиализма»//Континент. 1996. № 90.

Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым /// Альфа и ОмегаАльфа и Омега. 1996. № 4(11)

«Оживший из меpтвых» /Пеp. с фp. //Человек. 1996. № 6; 1997. № 1.

Размышления на пути к Пасхе //Альфа и Омега. 1997. № 1 (12).

Заметки о тpудностях и надеждах экуменического диалога /Пеp. с фp. //-общественный вестник. 1997. № 18.

Проповеди // Альфа и Омега 1997. № 2(13).

Мысли при чтении Священного Писания //Альфа и Омега. 1997. № 3 (14.

Разговор о молитве /Пер. с англ. //Страницы. 1997. № 4.

Духовность и душевность: Беседа с православными священниками. Финляндия, Куопио. Август 1974 г. /Пер. с англ. //Московский психотерапевтический журнал: Спецвыпуск “Христианская психология”. 1997. № 4.

Царственное священство мирян //Альфа и Омега. 1998. № 1 (15).

Об истинном достоинстве человека /Пер. с англ. А. Кырлежев //Соборность: Сб. Избран. статей. – М.: FSAS; ББИ, 1998.

Первые прошения Молитвы Господней // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16).

“Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала…”: Доклад на ежегодной епархиальной конференции /Пер. с англ. //Русская мысль. 6-12 августа 1998.

Святость/ Пер. с англ. // ХРIСТIАНОС 1998. Вып. VII [Рига].

Проповеди // Альфа и Омега 1998. № 3(17).

О святых завтрашнего дня //Страницы. 1998. Т. 3. № 3.

Беседа о притчах /Пер. с англ. //Альфа и Омега. 1998. № 4 (18).

Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корреспондентом журнала “Церковь и время” (Лондон, 14 июля 1998) Об экуменической встрече. /Пер. с фр. (Женева, 1968). Служение христианина в секулярном обществе. /Пер. с англ. (Женева, 1969) //Церковь и время. 1998. № 3 (6).

Три проповеди // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). // Альфа и Омега. 1999. № 1(19).

Пасхальные проповеди //Альфа и Омега. 1999. № 2 (20).

Утешитель: Доклад на епархиальной конференции 29 мая 1999 /Пер. с англ. //Русская мысль. 20-26 июня 1999.

“Берегитесь, братья мои, священники!” : Митрополит Антоний о трудностях пастырского служения и злоупотреблениях в духовнической практике: //Церковь и время. 1999. № 2(9).

Эволюция образа Отца и христианская вера. /Пер. с нем. Альфа и Омега. 1999.

Проповеди //Альфа и Омега. 1999. № 4(22).

Диалог атеиста с христианином //Альфа и Омега. 2000. № 1(23).

«Христианство подобно лесу» /Пер. с англ. //Истина и жизнь. 200. № 7.

Встреча с владыкой Антонием: Из «Записок православного» Алексия раба Божиего //Русский дом. 2000. № 11.

Увидев, не презреть: Три слова о хиппи //Встреча. Студенческий православной журнал. 2000. № 2(12) . (Митр. Антоний, иером. Серафим /Роуз/, свящ. Д. Дудко).

«Я не хороший человек, но все, что я говорю о Боге - правда…» //Фома. Православный журнал для сомневающихся. 2000. № 10.

Вступая в Великий пост (проповеди) //Альфа и Омега. 2001. № 1(27).

Катехизис для родителей //Альфа и Омега. 2001. № 2(28).

Ответы на вопросы [брак, семья]. //Альфа и Омега. 2001. № 3(29).

Что значит быть православным на Западе /Интервью записал Дм. Сапрыкин //Фома, газета, прилож. к журн. Фома. 2001. Октябрь; Сретенский альманах. Интервью. М.: Сретенский м-рь, 2001.

О сомнении //Фома. 2001. № 2(12).

Человек и Бог /Пер. с англ. //Альфа и Омега. 2001. № 4(30).

Вызов современости (Журнал «Церковь и время» 2001, № 4 (17)

Друг друга тяготы носите: Беседа со священником Христофором Хиллом. Оксфорд, 27 мая 2001 (Журнал «Церковь и время» 2001, № 4 (17)

Труды /Предисл. еп. Керченского Илариона. М.: Практика, 2002

«...мужчину и женщину сотворил их» //Альфа и Омега. 2002. № 2(32). С. 5-14.

Православная Церковь и «женский вопрос» // Вестник РХД. 2002. № 184. С. 26-42.

Слово и молчание в богослужении //Альфа и Омега. 2002. № 3(33). С. 178-194.

Может ли верить современный человек /Пер. с англ. // Континент. 2003. № 117.
С. 23-29.

О страхе Божием и об исповеди //Московский Психотерапевтический Журнал. 2003.
№ 3. С. 130-144.

Воспитание детей в вере //Отечественные записки. 2004. № 3. С. 94-100.

Уверенность в невидимом: Выступление во Фрейдовском Психоаналитическом обществе 25 ноября 1987 // Московский Психотерапевтический Журнал. 2004. № 4. С. 116-130. Пер. с англ.

Если Христос не воскрес… // Фома. 2005. Т. 2(25). С. 42-44, фот. Сокр. пер. с англ. Женева, 30 марта 1967.

Память всех святых в Земле Российской просиявших: Слово об избрании Патриарха
Пимена (20 июня 1971); Памяти Патриарха Пимена. 6 мая 1990 // Альфа и Омега.
2005. № 2(43). С. 241-244.

«Первенство» и «преимущества чести» // Вестник Русского студенческого движения.
2005.№ 189. С. 31-43. Пер. с англ. Выступление 9 ноября 1982 г.

Святой Дух /Пер. с англ. // Альфа и Омега. 2005. № 3(44). С. 225-234.

Встреча в Галилее: Беседа на конференции жен священников в Питерборо 11-12 мая 1971 года //Встреча. Студенческий православный журнал. 2006. № 1(22). С. 49-55, ил. Пер. с англ. М.В. Шмаиной. Публ. в сокращ.

Награды:

Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден св. кн. Владимира I ст. (1961), орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963), Browning award (США, 1974 - «за распространение христианского благовестия»), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), орден преп. Сергия II ст. (1979), св. кн. Владимира I ст. (1989), св. кн. Даниила Московского I ст. (1994), преп. Сергия I ст. (1997), свт. Иннокентия Московского II степени (1999).

4 августа 2017 года мы отмечаем 14 лет со дня кончины митрополита Антония Сурожского.

Митрополит Антоний Сурожский – биография

Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум), родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй.

После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви.

10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Во время немецкой оккупации он был врачом в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия. С сентября 1950 г. он был настоятелем храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне. В 1957 г. он был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе, а в 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию. В 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Митрополит Антоний стал широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества Владыки была в том, что он ничего не писал, его слово рождалось как устное обращение к слушателю, - не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г.

В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы.

Кроме награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний - почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 - за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Фотографии Антония Сурожского




















“Апостол любви” – фильм о митрополите Антонии

4 фильма из серии “Апостол любви” о Митрополите Сурожском Антонии.

В них собраны воспоминания людей, близко знавших выдающегося проповедника.

Видеозаписи проповедей Антония Сурожского

Как научиться молиться

Духовность и духовничество: доклад митрополита Антония Сурожского

Митрополит Антоний (Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум; 19 июня 1914, Лозанна, Швейцария — 4 августа 2003, Лондон) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник.
Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности.
Родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария) в семье сотрудника русской дипломатической службы.
Предки по линии отца - выходцы из Шотландии. Обосновались в России в Петровское время. По матери он был в родстве с композитором Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом.
С 1923 года проживал во Франции.
В 1931 году митрополитом Евлогием (Георгиевским) посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья Московского Патриархата. И с этого времени во все трудные годы всегда сохранял верность Московскому Патриаршему престолу, не уклоняясь ни в какие течения.
В 1939 году окончил биологический, затем медицинский факультеты Парижского университета.
16 апреля 1943 года настоятелем Трехсвятительского подворья архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем Антоний.
Во время второй мировой войны был врачом во французской армии, а во время фашистской оккупации находился в рядах движения Сопротивления.
После окончания войны несколько лет занимался медицинской практикой.
27 окт. 1948 года митрополитом Серафимом (Лукьяновым) рукоположен во иеродиакона, а 14 ноября - во иеромонаха с назначением духовным наставником Православно-англиканского содружества св. мч. Албания и прп. Сергия Радонежского, в связи с чем переехал в Лондон.
С 1 сент. 1950 года - настоятель патриаршего храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия в Лондоне.
В январе 1953 года к празднику Рождества Христова возведен в сан игумена.
В 1956 году ко дню Святой Пасхи возведен в сан архимандрита.
В декабре этого же года назначен настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне.
30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. Хиротонию совершали в Лондоне Патриарший Экзарх Западной Европы архиепископ Клишинский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Патриарха Константинопольского в Западной Европе.
С 10 окт. 1962 года назначен на вновь открытую на территории Британских островов Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа.
11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.
27 января 1966 года возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы. В этой должности состоял до 5 апреля 1974 года.
За годы своего служения в Англии трудами митр. Антония на основе единственного небольшого русского прихода в Лондоне образовалась епархия с четко организованными приходами. В епархии устраиваются лекции, проводятся ежегодные приходские собрания, общеепархиальные съезды и собрания духовенства. Митрополит Антоний активно участвует в церковной и общественной жизни и пользуется широкой известностью и популярностью в разных странах. Он был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958 г.), членом делегации Русской Православной Церкви на праздновании 1000-летия православного монашества на Афоне (1963 г.), членом Комиссии Св. Синода РПЦ по вопросам христианского единства, членом Центрального Комитета ВСЦ, участником Ассамблей ВСЦ в Нью-Дели (1961 г.) и Упсале (1968 г.), членом Поместного Собора РПЦ 1971 года. Читал лекции в Кембриджском университете (1972-1973). За активную деятельность на благо Православной Церкви награжден медалью Общества поощрения добра (1945 год, Франция), орденом св. равноап. князя Владимира 1 степени (1961 г.), орденом св. Андрея (1963 г. - Константинопольский Патриархат), Ламбетским Крестом (1975 г. - Англиканская Церковь), орденом Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (1979 г.). Абердинским университетом (Шотландия) митр. Антоний удостоен ученой степени доктора богословия гонорис кауза "за проповедь слова Божия и оживление духовной жизни в стране".
Как проповедник митр. Антоний широко известен не только в Англии, но и за ее пределами. Все изданное им родилось из живого слова, но далеко не все произнесенное легло на бумагу и, как отмечает Н. Лосский, "из его огромного творчества очень мало что издано". Митрополита Антония постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией как в Англии, так и в разных странах Европы и Америки. За 34 года пастырского служения он прочитал в инославных общинах, храмах, студенческих и иных группах свыше 10 тысяч лекций. Его книги о молитве и духовной жизни переведены на многие языки.
31 января 1983 года Совет Московской духовной академии присудил митрополиту Антонию степень доктора богословия гонорис кауза за совокупность его научно-богословских и проповеднических трудов, опубликованных с 1948 года и по настоящее время в "Журнале Московской Патриархии" и в других изданиях. 3 февраля в Актовом зале МДА состоялось торжественное вручение докторского креста и диплома ученой степени доктора богословия.
Получая ученую степень, митрополит Антоний, в частности, сказал, что это для него большая радость, так как этот диплом "будет свидетельствовать перед Западными Церквами о том, что мое слово - слово православное, не личное, а всецерковное".
Указом Св. Патриарха от 2 мая 1989 года в связи с 75-летием награжден орденом св. блгв. князя Владимира 2-й степени.
Решением Ученого совета Киевской Духовной академии от 24 сентября 1999 года за выдающиеся труды на богословской ниве и в знак глубокого уважения к святительским заслугам на благо Святой Православной Матери-Церкви митрополиту Антонию Сурожскому присуждена степень доктора богословия honoris causa.
Ранее митрополит Антоний был удостоен степени доктора богословия honoris causa Абердинского и Кембриджского университетов.
30 июля 2003 г. постановлением Св. Синода и согласно поданному прошению освобожден от управления Сурожской епархией и почислен на покой.
Митрополит Антоний скончался 4 августа 2003 г. после тяжелой болезни.
Он умер около 19 часов по Москве в хосписе. В начале года митрополит перенес хирургическую операцию. После этого он подал патриарху Алексию II прошение об увольнении Сурожской епархией.
В последние месяцы владыка Антоний очень редко служил. Одно из последних богослужений он совершил на Пасху. Последний раз он появился на публике на банкете в Букингемском дворце, который дала в честь Президента России Владимира Путина английская королева Елизавета II 24 июня.
13 августа 2003 г. в лондонском соборе Успения Божией Матери и Всех Святых после Божественной литургии состоялось отпевание митрополита Сурожского Антония (Блума). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия отпевание совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси. После этого митрополит Антоний был похоронен на Бромптонском кладбище на юго-западе британской столицы.