Как написать басню самому с моралью примеры. Сочиняем басни

Зиновкина Анастасия
Глупая Мушка
На поляне сидела Лягушка,
А вокруг неё кружилась Мушка.
- Ой, мне что-то язык укололо! -
Запричитала Лягушка Лола, -
Посмотри-ка ты, милая Мушка,
Не останусь в долгу я, подружка.
Мушка к Лоле в рот залетела -
Ну, а та её быстренько съела.


Аликин Михаил
Не зная броду, не суйся в воду

Петух Петя и заяц Степан пошли к белочке на день рождения. Петя - важный такой: в красных лаковых сапогах - идёт, вышагивает. Сам себе нравится.
Д ошли друзья до ручья. Мостик через ручей поодаль в стороне, до него ещё идти надо. Заюшка пошёл к мостику, а петушок возмутился: "Вот ещё! Буду я ходить туда-сюда, сапоги топтать! Я здесь перейду ручей, тут мелко"
Шагнул Петя в воду и провалился. Унесло его красные сапоги течением. И сам весь промок. А Степан сказал своему другу: "Не зная броду, не лезь в воду"

Сивков Максим

Кто спит весною - плачет зимою

Жил в лесу Бельчонок. Всю весну и лето он спал, прыгал по веткам и веселился. Бельчонок не ухаживал за грибочками, за ягодами, за шишками и орехами. он ничего не запасал себе на зиму. А когда пришла зима, ему стало голодно, но было уже поздно. Он заплакал. Кто спит весною - плачет зимою.

Карпенко Виктория

Ум хорошо, а два лучше

Однажды Заяц решал задачу. Два дня решал, да не решил. На следующий день опять решает. Подходит к нему Белка и говорит: "Заяц, давай я тебе помогу". "Помоги!" - отвечает Заяц. И вместе они решили задачу.
Так и бывает: ум хорошо, а два лучше.

Приймаченко Валентина

Жадность - всякому горю начало

Увидела Мышка на дороге большую кучу зёрнышек. И давай одно за другим уплетать за обе щёки. Мимо летел Воробышек, клюнул зёрнышко и вспорхнул вверх. Потом воробышек ещё одним зёрнышком угостился. Мышке не понравилось, что Воробушек клюёт зерно. И стала она торопливо зёрна уплетать, чтобы ей больше досталось. Вдруг Мышка остановилась, упала на землю держась за брюшко.
Воробышек подлетел к ней, а Мышка жалуется: "Брюшко болит, в горле пересохло".
А Воробышек ей отвечает: "Жадность - всякому горю начало".

Гущин Артём

Заяц и Енот

Однажды Енот решил найти себе новый дом. Ходил, ходил, так ничего и не нашёл. Пошёл он к Зайцу. Пустил его Косой. "В тесноте, да не в обиде" - сказал он.
Улёгся Енот на печи, пригрел свои бока, так хорошо ему ещё не было. А Заяц тем временем кашу сварил и зовёт гостя за стол. А Енота так лень атаковала, что он попросил принести кашу ему на печь.
Длилось это три дня. Заяц был трудолюбивый и не любил ленивых. Не выдержал он и выгнал Енота приговаривая: "Тебе проглотить-то хочется, а прожевать лень!"

Лямов Максим

Волк и Заяц

В солнечный день гулял Заяц по лесу. Вдруг из-за кустов вышел Волк. Заяц хотел бежать, но Волк его остановил и говорит:
- Хватит, Заяц, от меня бегать, давай дружить.Приходи ко мне в гости, угощу тебя сладкой морковкой да капустой.
Согласился Заяц. Пришёл он к Волку. Стол накрыт, много вкусностей, а морковки с капустой нет.
Спрашивает Заяц Волка:
- А где морковка с капустой?
Отвечает Волк:
- Закрутился я, забыл достать, помоги, Заяц, полезай-ка в подпол.
Заяц сгласился. Закрыл Волк крышку подпола и сказал:
- Будешь, Заяц, моим ужином.
Глупость - не порок, а несчастье.

Бучкин Дмитрий

Жадный Заяц

Один Заяц пришёл в гости на день рождения к своим друзьям. Там в огороде он увидел целую грядку сочной капусты. Хозяева предложили ему немного угоститься. Заяц с радостью согласился и подошёл к грядке. Капуста оказалась такой вкусной, что Заяц закрыл глаза от удовольствия и не заметил, что грядка опустела.
Но самое страшное случилось потом. Сначала он весь аокраснел, потом посинел, потом позеленел и, наконец, покрылся большими красными волдырями, которые жутко чесались и зудели.
Его увезли в лесную больницу. Позже врач сказал Зайцу, что из-за переедания у него появилась аллергия на капусту, и больше её есть будет нельзя. Вот к чему приводит порой жадность!

Однажды голодная Лиса два часа гналась за вкусным Зайцем, который быстро бегает. Не догнала. Тогда она съела грязного скользкого дождевого червяка, который медленно ползает.

Мораль . Если лучшее - враг хорошего, то худшее, очевидно, друг.

Однажды изящный Заяц, уязвленный соседством с ничтожной мышью во вкусах лисы, обратился с жалобой на последнюю к Царю зверей. Тот, разделив возмущение очевидной несправедливостью, повелел ответчице впредь даже в мыслях никого не держать. Помимо Зайца.

Мораль . Если не в силах самому решить свои проблемы, не стоит их решать вообще.

Однажды изведенный вечными обидами Заяц решил поймать и съесть Лису. Два часа напряженных поисков остудили мстительный пыл, и Заяц, выбравшись из-под разрытого муравейника, отряхнулся и отправился восвояси.

Мораль . Если уж приспичило найти на свою голову неприятностей, лучше искать там, где их заведомо нет.

Однажды Заяц подавился вишневой косточкой и мучился бы тяжко и долго и даже, пожалуй, помер, когда бы это была мелодрама, а не басня. А так просто выплюнул.

Мораль . Если хочешь жить долго и счастливо, руководствуйся здравым смыслом, а не эмоциями.

Однажды зайцу приснилось, что он Царь зверей и повелевает лисой и волком. Проснувшись и увидя обоих пред собой, он едва не бросился в страхе бежать, когда подобострастный вид ужасных хищников принес озарение: это Царю зверей приснилось, что он заяц, которому мерещится всякая ерунда.

Мораль. Если действительность ужасна, не спеши паниковать - может статься, это и не действительность вовсе.

Однажды Заяц увидал крупную сочную морковь, лежащую около густого куста. Воображение мигом дорисовало ему скопище хищников, таящихся в засаде, и Заяц, развернувшись и благословляя собственную дальновидность, благополучно удалился.

Мораль. Если у тебя длинные уши, не обязательно, что ты осел. Может, ты заяц.

Однажды Заяц купил по-случаю лисью шапку. С тех пор даже на вопрос "который час?" Заяц томно косит и, как бы по-рассеянности, ковыряет лапой в зубах.

Мораль. И блеск истины тускнеет рядом с самоуважением.

Однажды добычей голодной Лисы за два дня охоты оказалась лишь невзрачная Мышь. Желая придать блюду более значительный вид, Лиса стала украшать мясо петрушкой, укропом и прочими полезностями, однако пока искала лук, Мышь съела всю зелень и была такова.

Мораль. Избегая голодной смерти, не умри от жадности.

Однажды Заяц, выглядя больным, сам пришел к Лисе на съедение, но та прогнала прочь дармовой ужин, заявив об оскорблении своего охотничьего инстинкта.

Мораль. Подачка отвратительна по сути своей, не говоря уже о внешнем виде.

Проект 5 класса

«Сочини басню сам»


Участники проекта

Хасанова Владия

Ческидова Юлия Долгов Сергей

Андреев Максим Мелконян Арарат Игнатов Юрий Исмонова Роза Деева Екатерина Сосницкая Ксения Абрамовский Владислав

Геер Валерия


оформители

Хасанова Владия Исмонова Роза Деева Екатерина


руководитель

Костыря Ирина Михайловна


Урок литературы

На уроках литературы

мы изучали басни Эзопа,

Жана де Лафонтена, И. Крылова


Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.


Басня Эзопа «Лиса и Виноград» в переводе Смирнова Д.Н.

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» - воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно - до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» - фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.


В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном


Басня Жана де Лафонтена

«Лиса и Виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?


Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»


Басня Крылова «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".



верблюд и два оленя

Деева Екатерина

  • Был верблюд, и были два оленя.
  • Пошли они попить воды и встретились олени с верблюдом.
  • Олени начали дразнить верблюда,
  • А верблюд в ответ начал в них плеваться.
  • Олени говорят: «Не плюйся, мы же пошутили».
  • А верблюд не прекратил в них плеваться.
  • Олени убежали так и не попили воды.
  • Вот так ребята, никогда не дразните верблюда, а то и вас заплюёт.
  • Ну, конечно, и других животных тоже не дразните!

прекрасный цветок

Хасанова Владия

  • Прошёлся мальчик по поляне,
  • Нашёл цветок, сорвал его.
  • Пришёл домой, отдал цветочек маме.
  • Но через несколько минут завял цветок.
  • Вот так ребята, если вы найдёте цветок такой,
  • То полюбуйтесь красотой,
  • И идите вы домой!

кот и мыша

Сосницкая Ксения

  • Почуял Котик наш мыша.
  • И ходит тихо, не спеша,
  • Понюхает, посмотрит, поспит и посидит.
  • А Мышка притаилась и в уголок забилась.
  • Но Котик наш хитёр,
  • И слух его остёр.
  • Пошел он на кровать,
  • Как будто бы поспать.
  • А Мышь проворна, но глупа,
  • Всё думает про сыр.
  • Она забыла про Кота,
  • Но кот за ней следил.
  • Вот так ребята!
  • Не надо быть таким мышом,
  • Не стоит воровать.
  • Об этом чётко надо знать
  • И никогда не забывать.

Заяц и ёжик

Долгов Серёжа

  • Жили были заяц да ёжик.
  • Как-то раз они поспорили, кто быстрее сбежит с холма.
  • Когда заяц был возле финиша,

он споткнулся об корягу.

  • И ёжик решил помочь победить зайцу.

Ёжик обменял победу на друга,


Старуха и петух.

Игнатов Юрий

  • Была старуха, которая нажила себе красивого и умного петуха,
  • Почему умный, а это я сейчас не покажу, а расскажу.
  • Вот петух поесть летел, а бабушка не дала покушать,
  • А петух влетел домой!
  • И бабушку обстрелял своим клювом, и сам всё что было скушал.

мальчуган

Абрамовский Владислав

  • Шёл мальчишка, мальчуган одной дорогой скользкой
  • Всё была бы не беда.
  • Да поскользнулся и упал мальчик, лежит
  • И не чего поделать он не может.
  • И вот! Соседский мальчик идёт,
  • Поёт себе, поёт.
  • -Что ты разлёгся в луже?- спрашивает мальчик, - Что случилось?
  • - Да вот упал я в лужу. Так как-то повернулся я нелепо
  • -Ха-ха! Да посмотри ты на меня!
  • И сам тут в лужу плюхнулся, измок весь.
  • И учись сосед!

волк и заяц

Андреев Максим

  • Жил волк в своей норе, а заяц в своей избушке.
  • Вот как-то раз узнал волк что у зайца в избе мёд,
  • И захотел полакомиться.
  • Вот пришёл волк к зайцу и говорит: -Заяц пусти меня к себе жить.
  • -Ладно, заходи.
  • Наступила ночь, заяц уснул.
  • Волк поднялся на чердак и увидел две бочки.
  • Он залез в первую бочку,
  • А там была смола.
  • И он засох в той смоле.
  • Вот так и говорят, не разевай роток на чужой медок.

утка и утёнок

Ческидова Юля

  • Утка и утёнок гуляли по лугу.
  • Но вдруг бежит зайчонок
  • И говорит:"Спасите меня, спасите от лисицы!"
  • А утка отвечает: "Зачем тебя спасать?"
  • Но вот зайчонок спрятался, и лисица его не нашла.
  • Потом заяц гонял утёнка.
  • Лучше помогать тому, кто тебя просит,
  • Чем потом от них получать.

парад во дворце

Исмонова Роза

  • Сегодня в нашем во дворце
  • Идёт парад и все о нём твердят, твердят
  • Жюри на нём, король и королева.
  • Вдруг королева с удивлением спросила:
  • - Кто эта девушка? И платье, да и украшение - всё так блестит!
  • Король ей сразу же в ответ:
  • - Она жена двоюродного принца, Но тот мой принц немного беден.
  • Вчера просил на рубашонку денег, на ружья и на сапоги.
  • Сказал что денег нет! Он до предела разорён!
  • И принц из зала вышел вон.
  • Вот так без радости и славы, встречая на пути житейские преграды, частенечко кончаются парады.

мартышкины детишки

  • Геер Валерия
  • Пошла мартышка в магазин
  • И купила апельсин.
  • Пришли они домой, сели за стол
  • И стали делить апельсин по долькам.
  • Старший сыночек сказал:
  • - Так как я старший, я буду делить.
  • И младший сказал: - Нет уж, как я младший я должен всё забрать.
  • Ну а средний говорит: - Давайте всё поделим пополам.
  • Поделили пополам!
  • Средний взял себе половину апельсина.
  • Старший с младшим вдруг в недоумении…..!
  • Шум, крик, гам, на весь дом та-ра-рам!!!
  • Дружите ребята, вместе делите поровну, коль есть чем поделиться!

Даниела Макманус - консультант и научный руководитель из Дейвиса, Калифорния. Получила степень PhD по английскому языку и литературе в Калифорнийском университете в Дейвисе в 2013 году.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Басня - это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни. Басня - это короткий рассказ, в котором каждый элемент - действующие лица, декорации и сами действия - способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.

Шаги

Часть 1

Содержание басни

    Выберите мораль. Поскольку мораль - это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.

    Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.

    Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.

    Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.

    Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.

    • Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
    • Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
    • Например, в вышеупомянутой басне «Черепаха и Заяц» местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге) и которая связана с персонажами басни (лесные животные).
  1. Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.

    • Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

    Часть 2

    Написание басни
    1. Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.

      • Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
    2. Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.

      • В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
      • Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
      • Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
      • Например, в басне «Черепаха и Заяц» события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
    3. Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа - читатель сам поймет это из вашего диалога.

      Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.

      • На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта и его разрешением.
      • Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
      • Обратимся снова к басне о черепахе и зайце: разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
    4. Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.

    5. Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

      • Лучше сначала написать басню или по крайней мере продумать ее сюжет, а уже потом придумывать название. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
      • Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, «Черепаха и Заяц»), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: «Потерпевший кораблекрушение» или «Трус, отыскавший золотого льва».

Согласитесь, встречаются школьники, которые могут не хуже Крылова написать басню, но, к сожалению, таких единицы. Но несмотря на это, преподаватели дают задание детям сочинить басню в прозе.

Что такое басня? Принято считать басней некую поучительную историю, в конце которой приведен вывод или нравоучение. Часто источником вдохновения для написания басни является народная пословица или поговорка. Причем басни встречаются как в стихах, так и в прозе.

Басню сможет написать любой, главное, приложить к этому немного усилий и фантазии. Для начала подберем подходящую пословицу или поговорку. Как написать басню? Есть несколько вариантов:

  • Расписываем поговорку в виде истории, выдумываем персонажей, то есть, героев нашей басни, и в конце подводим мораль. Моралью и будет пословица, которую мы взяли в основу, ее можно пересказать своими словами, дополнить или оставить в прежнем виде.
  • Сначала придумываем мораль, а уже к морали придумываем саму басню. Придумывая басню, нужно задавать вопрос, о чем именно эта басня.

Иногда басней называют народную мудрость, героями которой могут быть животные с определенными типичными человеческими чертами характера.

Еще басни, написанные детьми, могут быть в форме стихотворения или прозы с сатирической оценкой. Помимо этого, тут должен присутствовать нравоучительный характер. Вспомните баснописца Крылова, очень часто в его баснях в качестве героев выступали звери. Таким образом, легче передать смысл басни, ведь чаще всего мы ассоциируем лису с хитростью, муравья - с трудолюбием и так далее. Лучшим вариантом будет использовать именно этих героев.

Подведем итоги. Басня может быть в стихах, то есть, в рифме и в прозе, как обычный текст. Лучшими героями басен являются животные. Мораль и суть басни лучше выражать в качестве народной поговорки или пословицы. Таким образом, следуя всем этим указаниям, вы сможете спокойно сказать "сочиняем басни сами". И помните, сочинять может каждый, если приложить к этому свою фантазию и уделить достаточно времени.