Страстной бул. История дома

Является Страстной бульвар, проложенный в 1820 году на месте бывшей стены Белого города.

Где расположен бульвар

Название свое он получил в честь Страстного монастыря, вдоль юго-восточной стены которого он и шел первоначально от Тверской улицы до Петровки.

Сейчас этот объект культурного наследия, находящийся в самом центре столицы, тянется от площади Петровских ворот (она расположена между улицей Петровкой, Страстным и Петровским бульварами) до Пушкинской площади (находится в Земляном городе между Страстным и Тверским бульварами).

История названия

Страстной бульвар, как любой объект центра столицы, имеет свою интересную историю. В позапрошлом веке одну его половину занимал (в честь которого бульвар и назван), возведенный царем Алексеем Михайловичем в 1654 году. Место было выбрано не случайно - именно здесь у ворот Белого города москвичи встречали Страстную икону Божьей Матери, в честь которой женский монастырь получил свое название. А сама икона называлась так, потому что на ней рядом с ликом Богородицы изображено два ангела, держащих в руках орудия Страстей Христовых, принесших Христу физические и духовные страдания в последние дни его жизни.

Памятники бульвара

Страстной бульвар постоянно реконструировался. В XIX веке узенькую улочку домовладелица Е. А. Нарышкина на свои средства перестроила в бульвар, который и назывался в ее честь Нарышкинским. На протяжении всего бульвара в разные времена устанавливались памятники, которых на сегодняшний день 4:

  • Перенесенный с Тверского бульвара в 1950 году знаменитый памятник А. С. Пушкину.
  • Дальше рядом с редакцией журнала «Новый мир» стоит памятник А. Т. Твардовскому, который долгие годы был главным редактором этого журнала.
  • В 1999 году Страстной бульвар обогатился памятником С. В. Рахманинову, который в 1905-1917 годах жил и работал на Страстном бульваре.
  • Чуть раньше в 1995 году в самом конце бульвара был поставлен памятник В. С. Высоцкому.

Некоторые из знаменитых жильцов

В начале века в бывшем здании Музея наглядных пособий по естествознанию с 1938 года располагался Всесоюзный Радиокомитет. Именно отсюда в 1941-1945 годах Юрий Левитан передавал на всю страну Сводки Информбюро.

В доме № 9 когда-то давным-давно проживал драматург А. В. Сухово-Кобылин. Позднее на Страстном бульваре жил и художник Андрей Гонсаров, который в 1959 году создал четыре главных панно для советской выставки в Нью-Йорке. Проживал здесь и Андрей Андреевич Громыко.

Исторические объекты

Украшением бульвара является особняк С. И. Елагиной, который является памятником архитектуры. В нем с 1920 по 1939 годы располагалась редакция журнала «Огонек», в ней работал Михаил Кольцов. Дом Гагариных (архитектор - знаменитый Осип Бове), кинотеатр «Россия», дом купца Ф. Пика и многие другие объекты связаны с определенным событием в русской истории.

Современные популярные объекты

Нумерация домов на Страстном бульваре начинается от И в доме под номером 4 находится довольно популярная в Москве траттория «Венеция». На Страстном бульваре расположено более 20 различных ресторанов на любой вкус. Свои поклонники есть и у «Венеции».

Траттория - это определенный тип ресторана, оформленного в итальянском стиле с соответствующей кухней. От классического заведения она отличается меньшей чопорностью, отсутствием напечатанных меню, более простым сервисом, соответственно, более низкими ценами.

Семейный ресторанчик

В Италии этот тип ресторанов относится к семейным, и в Москве он ориентирован на постоянную публику. Отзывы «Венеция» имеет хорошие: клиентов устраивает и оформление, и обстановка, и качество обслуживания. Не вызывают нарекания ни кухня, ни винная карта. В каминном зале, рассчитанном на 120 посадочных мест, всегда царит уютная обстановка, располагающая к непринужденному общению. В отделке траттории использованы только натуральные, естественные для Венеции материалы соответствующей цветовой гаммы. Летом работают террасы.

«Венеция» - одна из первых тратторий в городе Москва. Страстной бульвар был выбран для открытия семейного ресторанчика более 10 лет тому назад. И у него действительно появилась своя постоянная клиентура. Опыт был успешным, и сейчас траттории имеются и в Столешниковом переулке, и на Тверской-Ямской улице.

Клуб знакомств

Много разных интересных заведений расположены на центральных улицах мегаполиса. Одно из них находится по адресу Страстной бульвар, 11. «Знакомства» отзывы имеет резко противоположные, ведь учреждение неординарное, поэтому интерес к нему определенный. Подобных клубов сейчас очень много, но к находящемуся в самом центре столицы требования предъявляются повышенные.

А отзывы о нем имеются весьма негативные, особенно касающиеся методов работы отдельных девушек-агентов, которые напоминают иногда работу коллекторов. Говорят о нем как о закрытом клубе знакомств, что тоже не производит благоприятного впечатления. Ходят слухи, что он обслуживает исключительно богатых женихов, которые ищут себе хороших жен.

Лучше увидеть своими глазами

Справедливости ради, надо отметить довольно симпатичную рекламу и эмблему клуба. Также имеются о данном заведении восторженные и благодарные отзывы, фотографии свадеб и благодарности конкретным девушкам-агентам.

Чтобы говорить о чем-либо конкретно, очевидно, стоит посетить заведение, расположенное по адресу Страстной бульвар, 11. «Клуб знакомств» имеет свой сайт, где персонал и руководство готовы выслушать мнения о работе, принять рекомендации и советы.

Наш дом это «Доходный дом А. Ф. Редлиха» (1894, архитектор А. Э. Эрихсон) . Нынешний адрес — Страстной бульвар дом 12, строение 1.

На первом этаже нашего доме в то время располагалось очень известное в Москве «заведение искусственных, минеральных и фруктовых вод».

Адо́льф Эрне́стович (Адольф Вильге́льм) Эрихсо́н (1862,) - русский архитектор, крупный мастер модерна, по проектам которого построено большое количество зданий в Москве.

Доктор А.Ф.Редлих работал в Старо-Екатерининской больнице и был довольно хорошо известен например тем, что производил операции весьма прогрессивные для того времени, например по ампутации конечностей, делал пункции суставов, артротомии.

Редлиху принадлежали два стоящих рядом дома — в том числе и наш:

«…Рядом с нашим, узким торцом на бульвар выходит двухэтажный дом № 12, выстроенный вскоре после 1812 года. Вначале фасад его выходил во двор, в 1830-х годах, после устройства бульвара, главным фасадом стал торцовый. В пушкинские времена часть дома занимал мебельный магазин. В 1873 году владение перешло к доктору А. Ф. Редлиху, который в первом этаже оборудовал водолечебницу, а во втором - жилые квартиры. Одно время залы дома сдавались Гимнастическому обществу. Здесь, в частности, тренировались известные цирковые артисты братья Дуровы - Анатолий и Владимир. На занятия гимнастов и фехтовальщиков в дом Редлиха как-то заглянул А. П. Чехов. «Это люди будущего,- говорил он, любуясь спортсменами,- и настанет время, когда все будут такими же сильными. В этом счастье страны». В 1970 году здание восстановлено в первоначальном виде (архитектор Н. Г. Крейн), очищено от наслоений и перестроек позднейших десятилетий.

Некогда слева от дома был обширный сад. Редлих застроил его массивным домом (1894 г., архитектор А. Э. Эрихсон), где помещалось его «заведение искусственных, минеральных и фруктовых вод».

В 1934 году дом надстроен двумя этажами. На одном из фото в Фотогалерее изображен наш еще не надстроенный дом (двухэтажный).

В нашем доме жило много заслуженных и известных людей, например:

Воробьев Андрей Иванович - академик РАН и РАМН, был министром здравоохранения при Ельцине.

Равич Марк Борисович — доктор технических наук, профессор, лауреат ленинской премии

Шафранюк Владимир Алексеевич — художник-конструктор кукол, был художником мультипликационных фильмов «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка», …

Григорьев Юрий Иванович — художник

Житинкин Андрей Альбертович — режисер

Ниже приведена очень интересная статья об одной загадке, связанной со Страстным бульваром.

«…(С)Скульптор, поэт, прозаик и эссеист Федот Федотович Сучков раскрыл мне как-то глаза на важный секрет Страстного бульвара.
И он указал мне на изрядный постамент красного гранита, размером (ориентировочно) 1м х 1м и в высоту метра полтора, расположенный примерно в 300 шагах от редакции журнала «Новый мир» или, вернее, от барельефа «ВСЯ НАША НАДЕЖДА ПОКОИТСЯ НА ТЕХ ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ САМИ СЕБЯ КОРМЯТ», расположенного напротив редакции этого журнала и до сих пор не потерявшего актуальности.
Федот Федотович указал. На постаменте лежала алая гвоздика. Сам постамент был красный, а гвоздика — алая.

Предания седой старины. Федот Федотович рассказал мне, что в его бытность студентом Литературного института (куда он возвратился непосредственно из лагерей) здесь на постаменте покоился БЮСТ СТАЛИНА, который исчез непосредственно после того, как сам Сталин исчез из Мавзолея, где он преспокойно полеживал в виде набальзамированного трупа рядом с аналогичным трупом своего старшего товарища Ленина, чьи нормы он, как выяснилось на очередном съезде коммунистов, грубо нарушил, а также был груб с его женой (вдовой).
Сталина убрали, однако с тех пор на осиротевшем постаменте каждый Божий день появлялась алая гвоздика. То есть, может быть, и не каждый день, но уж это точно — как только старый лагерник шел мимо, алый цветок на постаменте уже был.
Шли годы. Наступила перестройка, затем — постперестройка, «дикий капитализм», «неокрепшая демократия». И в один Божий день я увидел, что постамент исчез, а ЦВЕТОК ЛЕЖИТ НА ЗЕМЛЕ.
Все исчезло, кроме цветка. Не исключаю, что постамент украли воры в рамках накопления первоначального капитала для дальнейшего развития капитализма в России. Наличие же цветка свидетельствует о том, что пауперизация бывшего советского населения является тотальной, но не всеобъемлющей, а Духовность этого населения как всегда соответствует его недюжинному менталитету.
Теперь самое главное. Я предлагаю считать место исчезновения сталинского постамента на Страстном бульваре ВЕДУЩИМ ПАМЯТНИКОМ современной России, отражающим ее прошлое, настоящее и будущее. Памятником без четко очерченных границ в пространстве и времени…»

Продолжение нашего цикла прогулок по Бульварному кольцу.
Мы пройдем от Пушкинской площади по Страстному и Петровскому бульварам до Трубной площади, по пути заглядывая на примыкающие к бульварам улицы и переулки. Маршрут познакомит Вас с памятником Пушкину и с Пушкинским фонтаном, музей-квартирой им. В.И. Немировича-Данченко, памятником Сергею Рахманинову, а также с памятниками Высоцкому и скульптурной композицией "Мимино".

Под Пушкинской площадью расположен пересадочный узел метро "Пушкинская" - "Тверская" - "Чеховская" Таганско-Красно-Пресненской, Замоскворецкой и Серпухово-Тимирязевкой линий соответственно. Нам лучше выйти со станций "Тверская" или "Пушкинская", так как они расположены в начале Пушкинской площади (на Тверской улице), а станция "Чеховская" - в противоположном конце и, если мы выйдем из нее, то нам придется возвращаться назад к Тверской улице, иначе мы пропустим много интересного

Итак, мы выходим из метро на Тверскую улицу. Перед нами открывается вид на Пушкинскую площадь. Ее достопримечательности мы подробно описывали в «Прогулке по Тверской улице. Часть 1» , поэтому сейчас лишь перечислим их. Архитектурной доминантой площади является памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину .

За памятником расположен Камень в память о Страстном Монастыре .

Этот памятный знак напоминает нам о том, что на месте Пушкинской площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь, в честь которого и получил название Страстной бульвар.

В противоположную сторону от Малой Дмитровки уходит улица Большая Дмитровка. Пройдем немного и по ней.

На противоположной стороне дороги - монументальной здание Совета Федерации .

Подробнее мы вернемся к ней позже.

Следующее за Музыкальным театром здание (дом№17А) одно из зданий Генеральной прокуратуры РФ.

Еще одно здание на Большой Дмитровке, украшенное барельефами с изображениями Ленина, Маркса и Энгельса - Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), за которым находится Тверская площадь, подробно описанная нами в "Прогулке по Тверской улице. Часть 1".

Возвращаемся к Страстному бульвару. Название бульвара происходит от Страстного монастыря, располагавшегося здесь с XVII века и снесенного в в 1930 годах.

Детство Высоцкого (с 11 лет, после возвращения его семьи из Германии, где служил его отец) прошло в Большом Каретном переулке, расположенном неподалеку от Петровских ворот.

"Где твои семнадцать лет?

На Большом Картеном..."

А еще, глядя на этот памятник, нельзя не вспомнить строчки еще из другой песни Высоцкого, его некое "антипророчество":

"Не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских ворот..."

Владимир Семенович ошибся. Памятник поставили. И именно в том месте, о котором он поет - у Петровских ворот, в сквере.

Дом №15 по Страстному бульвару (слева от нас) - особняк князей Гагариных .

До 1812 года здесь располагался Английский клуб. Среди прочих известных личностей это заведение посещал, во время своего визита в Москву, известный французский писатель Стендаль (автор романов "Пармская обитель", "Красное и черное" и многих других произведений). История сохранила сказанную им фразу об Английском клубе в Москве: "В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться".

Во время пожара 1812 года здание, полностью сгорело. Было восстановлено по сохранившимся чертежам в 20 годы XIX века архитектором О.И. Бове. Здание Английского клуба считается одним из лучших памятников классицизма в Москве.

С 1833 года здесь располагалась Ново-Екатерининская больница (эта дата указана на фронтоне здания), затем клиники московской медико-хирургической академии и медицинского факультета Императорского московского университета. После 1917 года больница продолжала работать под названием «городская клиническая больница № 24" вплоть до 2009 года. С 2009 года здание находится на генеральной реконструкции.

Повернем налево и пройдем немного вглубь по улице Петровка. По правой стороне улицы мы видим многоэтажное П-образное здание. Это знаменитая Петровка, 38 - Главное Управление МВД сначала Советского Союза, а потом, и по сей день - Российской Федерации.

Двор здания обнесен чугунным забором, туристам и другим случайным прохожим здесь не рады. Вход на территорию - строго по пропускам. Однако через решетку забора мы можем увидеть бюст, расположенный в центре двора. Это памятник "железному Феликсу" - Ф.Э. Дзержинскому.

Имя Дзержинского принято ассоциировать с НКВД-КГБ-ФСБ, в основе которых лежит созданная им ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия). Однако вклад Дзержинского в становление Органов внутренних дел также не мал, поэтому он и удостоился памятника у главного здания МВД. В августе 1991 года после известных событий, связанных с подавлением путча ГКЧП, бюст Дзержинского, также как и его "старший брат" - знаменитый памятник на Лубянской площади был демонтирован. Однако если памятник Дзержинскому и по сей день находится в парке Искусств среди множества других низложенных героев советской власти, то бюст был возвращен к зданию на Петровке в 2005 году.

Возвращаемся обратно. По пути, за зданием МВД, повернем в 2 Колобовский переулок. Здесь мы видим Церковь Знамения Божьей Матери за Петровскими воротами при ГУВД по городу Москве.

Вернувшись на площадь, прежде чем продолжить путь по Бульварному кольцу, пройдем по Петровке в другую сторону.

Через два дома от площади (дом№25) мы видим трехэтажное здание светло-бежевой отделки. Это Дом Губина , памятник архитектуры XIX века.

Зайдя на территорию монастыря, прямо перед собой мы видим Собор Боголюбской Божьей Матери .

Это самый древний из монастырских Храмов, он был построен в 1514-1517 гг.(перестроен в 90 годы XVII века). Здесь хранится главная святыня монастыря - мощи святого митрополита Петра.

Пройдя между зданиями церквей Толгской Божьей Матери и святого Петра, мы оказываемся у лестницы, ведущей к входу в Собор Преподобного Сергия Радонежского .

Под лестницей собора располагается монастырская трапезная. Она не закрыта для мирян, сюда можно зайти и отведать настоящей монастырской пищи.

Пройдем в арку между Собором Сергия Радонежского и монастырской стеной.

Эта часть монастыря на данный момент реконструирована менее остальных. Повсюду видна древняя кирпичная кладка, Собор свв. апостолов Петра и Павла (до 1814 года Церковь Пахомия Великого) еще только предстоит отреставрировать.

Осмотрев территорию монастыря, возвращаемся на Петровку. Монастырская стена, протянувшаяся вдоль улицы, также представляет собой памятник архитектуры XIIX века. Это Нарышкинские палаты .

С внешней стороны монастыря (вход с улицы Петровка) в палатах находится Часовня Казанской Божьей матери и Литературный музей .

Свернем в Петровский переулок. На доме№5 мы видим памятную доску, гласящую, что в этом доме с 1910 по 1923 гг жил и работал поэт Сергей Есенин.

А следующее здание по Петровскому переулку - Театр Наций (до 1917 года - Театр Корша, в честь его основателя Ф.А. Корша).

Возвращаемся к площади Петровские ворота. Теперь пришла пора перейти к Петровскому бульвару.

Обогнув здание справа, мы оказываемся на четной стороне бульвара. Отсюда открывается еще один живописный вид на купола Высоко-Петровского монастыря.

Здание на пересечении бульвара и Крапивенского переулка (дом №10) - памятник архитектуры XIX века - Константинопольское Патриаршее подворье.

Российский национальный музей музыки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире. Здесь хранятся уникальное собрание нотных и литературных авторских рукописей, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. Фонды Музея музыки насчитывают около миллиона экспонатов. В филиалах сосредоточены автографы, письма, фотографии и разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое место занимает собрание музыкальных инструментов народов мира. В состав фондов Музея музыки входит Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: крупнейшее собрание струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Обширен фонд аудио- и видеозаписей; в собрании изобразительных материалов – шедевры, которые могли бы украсить экспозиции лучших мировых художественных музеев, - полотна М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова и других, известных всему миру художников.

Музей музыки – авторитетный научный центр. Научные сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в культурный обиход неизвестных, забытых или неопознанных произведений, автографов, музыкальных имен.
В состав Российского национального музея музыки входят:

Музей музыки (ул. Фадеева, 4.)
Музей С.С. Прокофьева (Камергерский пер., 6)
Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27)
Музей «П.И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54)
Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, дом 7, кв. 10)
Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Тверская ул., 17, кв. 110)