Проблема познания в философии: основные аспекты в их культурно-историческом развитии. Проблемы познания 1 проблема природы процесса познания

Познание является процессом идеального освоения мира. Любое наше познание начинается с опыта

Все люди по своей природе стремятся получать знания

Аристотель

Знание и могущество человека совпадают, ведь незнание причины затрудняет действие

Фрэнсис. Бэкон

Вопрос о природе и сущности человеческого познания, его возможности, уровни, формы, признаки достоверности знания на протяжении почти всей истории философии были ее органической составной частью. Без определенных в решений познавательной проблематики вряд ли возможны оправданы, обоснованы философские учения и исследования. Кроме того, философские проблемы познания служат ориентирами для научных изысканий, а так ож для жизненного человеческого самоутвержденияня.

КЛЮЧЕВЫЕ. ТЕРМИНЫ. И. ПОНЯТИЯ

агностицизм - позиция в подходе к познанию, которая отрицает принципиальную возможность или иметь истинные знания, или иметь возможность надежно оценивать знания по их отношение к истине

эпистемологии - раздел философского знания, философско-методологическая наука о знании, в некоторых странах - прежде всего и преимущественно - о научном знании

ГНОСЕОЛОГИЯ - одна из фундаментальных научных дисциплин, изучающая познания, его роль в человеческой жизнедеятельности, движущие силы, противоречия познания, критерии и признаки истинных знаний

догматизм - чрезмерное подчеркивание ценности и неизменности оправданных знаний, идей и принципов

ИСТИНА - качественная характеристика знания и цель познания - такая характеристика знаний, согласно которой знание полностью совпадают с реальным положением дел; однако прямое дублирование реальности лишает народ. ДСК познанию смысла, а потому истина предстает как эталон и идеал познания, который направляет познания, качественно его приводит; в своей же полноте познания предстает многосторонним процессом продуцирования средств приближения к истинам.

скептицизма - выражение сомнения как в положительных возможностях познания, так и в полном несостоятельности

151 Понятие познания и его виды

Проблемы познания исследует раздел философии (или философская наука) под названием"гносеология"" (греч"гносис »- познание,"логос"- учение, наука). Иногда этот раздел философии именуют"епистемол логия"(греч"эпистема"- знание, наука,"логос"- учение), но в основном эпистемологию рассматривают либо как теорию знания, или как исследования лишь научное знаниеяк теорію знання, або як дослідження лише наукового знання.

Гносеология была более характерной для времен классической философии, поскольку рассматривала познания с позиции отстраненного наблюдения, а эпистемология - это больше явление неклассической философии

Для нашей философской традиции эпистемологические студии были не характерными, однако сегодня именно эпистемология выходит на первый план в исследовании проблем знания и познания. Поэтому в данном разделе вр раховуються как традиционные гносеологические подходы, так и новые веяния, связанные с эпистемологиейю.

Первым вопросом гносеологии является определение природы познания: что есть познание, что толкает человека к познанию, обречена человек познавать? сознания и действительности, вследствие которой в сознании выстраиваются образы, интеллектуальные модели и конструкции, позволяющие человеку улучшать свои отношения с действительностью, делать свои действия оптимального нишимы или эффективными, увеличивать свои возможности и степень свобод.

При осмыслении следующих понимание познания важно обратить внимание на то, что реально осуществляет познание не сознание само по себе, не мозг, а человек со всеми его жизненными проблемами, возможностями, ба ажаннямы и страстями. Этот момент входит в понятие объекта и субъекта как исходных понятий гносеологї.

Субъект познания - это человек, который встает исходным пунктом жизненной и познавательной активности, приобретает знания, выстраивает теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям объ кт познания - фрагмент (часть) всякой реальности (природной, социальной, субъективной, умственной, душевной и др.), не совпадающий в этот момент с интеллектом, познает, и на который направлена??п изнавальна активностьть.

Такое понимание субъекта и объекта свидетельствует

во-первых, что объектом познания может быть что угодно, что познание может приобретать характер самопознания, во-вторых, что субъект и объект соотносятся; объект приобретает характеристик именно объекта только в отнош нарушениями к определенному субъекту, тогда как последний проявляет себя только через воздействие на определенный объект. Мало того, современная гносеология (и особенно - эпистемология) рассматривает их как вообще неотделимы. Например, объект объектом может становиться лишь то, что проявляется как отдельная особая реальность в поле активной деятельности субъекта; в таком понимание объект предстает как производное от субъекта и даже как его элемент. Кроме стороны, можно рассматривать самого субъекта как элемент объекта: природа - единственный объект, а человек как часть природы является элементом объекта. Названы якобы противоположные выявления субъекта и объекта мы должны попытаться понять как единый процесс, где вместе с ростом границ и горизонтов человеческой активности растет, становится сложнее и предметно насыщенной объектный объем ее жизнедеятельности. В этом смысле пи знания предстает как процесс исчерпания с помощью предметных определений содержания объектов познания и деятельности. Современные гносеология и эпистемология считают, что понятие познания имеет по крайней мере три основ ни содержанию ударенияолоси:

Чаще познания отождествляется именно с процессом выработки знания, но нетрудно увидеть в человеческой любознательности, в познавательном вдохновенные, в стремлении что-то узнать и понять желание проникнуть ты в сокровенные глубины вещей, над ними, влиять на них. Этот момента познании делает его живым, энергично напряженным, эмоциональным, слитым с волей и желанием. Но если мы поставим"окончательное"запроса ния: какой может быть конечная цель познания, - то, в конце концов, через познание мы надеемся найти для себя (и для человечества) что-то важное, заветное. С помощью познания мы стремимся решения основных проблем нашей жизни, поскольку связываем познания с духовной сущностью человека и с возможностью для нее именно в духовном поиске достичь для себя найважливишогайважливішого.

Отсюда становится понятным, что само познание заменяет для человека то, что у животных выполняют инстинкты, т.е. обеспечивает особый тип связи человека с действительностью. Без познания нет человека как человека

Такое многогранное понимание познания помогает нам осветить и вопрос о возможности человеческого познания. Как обычно в этом вопросе определяется ряд гносеологических позиций

Если понимать познания исключительно в духе продуцирования знаний и информации, то не избежать скепсиса, ведь действительность предстает перед нами бесконечной как по объему, так и по глубине и изменчивостью. Но при поэтому мы не можем не признать, что знания и познания действительно увеличивают возможности человека в его взаимодействии с миром, значительно обогащают сферы и направления человеческой жизнедеятельности, увеличивают степени людс ькои свободи.

Итак, можно констатировать: познание нельзя рассматривать односторонне; в реальном выявлении познания - это органический элемент человеческой жизнедеятельности, развивается от незнания к знанию, от неполного и неопределенного знания-до полного и надежного, от видения туманного, омраченного-до проясненог.

Когда человек включается в социально-культурные связи и отношения, приобщается к чисто человеческих способов жизнедеятельности, ее познавательные способности реализуются почти автоматически, и иногда возникает в впечатление, что знание вырастают в человеке так же естественно, как, например, ногти или волосы. Но такого рода навыки, т.е. навыки стихийного продуцирования знаний и представлений, имеют тенденцию срастаться с непосредственными условиями жизни и не выходить за определенные, достаточно узкие границыі.

Знание существенного, знания, необходимые для расширения горизонтов осуществления человеческой свободы, стихийно не возникают. Поэтому на определенном уровне социальной жизнедеятельности, на определенном уровне личного развития человек должен осознать роль и функции познания и начать делать сознательные усилия для их приобретения. Если же этого не произойдет, то, скорее всего, осуществится консервация элементарного опытного знания, которое будет функционировать в определенном общественной среде почти так, как функционируют условные рефлексси.

Отсюда вытекает необходимость выделения в общественном и индивидуальном развитии познания двух основных стадий:

а) стихийной, которая является достаточно консервативной, должным образом не осознанной;

б) активно - действующего, которая является осознанной, сознательно организованной и направленной на специальное продуцирования знаний

Обозначенная многоаспектность познания находит свое проявление в различных видах познания:

жизненно опытное познание возникает непосредственным, прямо вписанным в процессы повседневной человеческой жизнедеятельности, оно очень разнообразным по проявлениями, но нерасчлененное ни по содержанию, ни по формам существования: здесь эмоции переплетены со знанием, желанию и т.п.

художественное познание определяет реальность не отстраненно, а через переживания. Оно больше передает не предметные очертания действительности, а человеческое отношение к ней. По содержанию оно условное, т.е. предоставляет простые ир проявлений воображения, фантазии, субъективным склонностям человека. Благодаря этому художественное познание иногда опережает ход событий, определяет их более многогранно, многоцветные и жизненно, чем наукака;

научное познание культивируется специально через осознание роли знания, оно является специализированным и специально организованным, контролирует свой ход, пытаясь достичь максимальной степени достоверности те знания

религиозно-мистическое познание часто определяет источники своих сведений как божественное откровение, особое просветление, и хотя эти источники остаются для нас во многом таинственными и недоступными ни д для контроля, ни для сознательного использования, нет смысла отрицать особую значимость для человека того, что изложено в священных текстах и??религиозных установках, история человечества убедительно это доводит дить

екстрасенсивне познания, интерес к которому особенно возрос в конце XX века, также остается для нас во многом непонятным, и мы можем констатировать, что так называемые экстрасенсы, контактеры имеют возмож ивисть получать информацию из каких-то необычных источников. Этот вид познания используют в обществе, но природа его для науки пока непонятнола.

Каждый из указанных видов познания не заменяет других, и поэтому их следует рассматривать во взаимном дополнении друг к другу

Итак, можно сделать вывод, что познание в своей действительности выступает как многогранный и сложный процесс, в котором находят свое проявление как духовные способности человека, так и ее важнейшие жизненные зации икавленн.

Философия познания

Лекция 5.1

Тема 5. Философия познания

При изучении материала этой темы вы должны уяснить, что представляет собой процесс познания, на основе каких форм отражения действительности осуществляется процесс познания, как связано познание с творчеством, а также как развивалось представление об истине в философской и естественнонаучной мысли, какие существуют концепции истины. Необходимо обратить внимание на следующее:

1. Учение о познании называют гносеологией.

2. Научное познание представляет собой деятельность по производству новых знаний.

3. Процесс познания носит диалектический характер и осуществляется в единстве чувственных и абстрактных форм отражения действительности. К чувственным формам относятся ощущение, восприятия, представление, к абстрактным формам – суждение, умозаключение, понятие.

4. Переход от чувственных образов воспринимаемых предметов к их абстрактному смысловому образу чаще всего осуществляется на основе абстракций отождествления или идеализации.

5.Основанием, целью и средством познания выступает практика, она претендует быть критерием истины полученного знания.

6. В процессах познания нередко игнорировалось рациональное познание и абсолютизировалось чувственное, и наоборот. В первом случае проявляется сенсуализм,во втором рационализм, преувеличение рассудочных форм познания и недооценка чувственных форм.

7. Целью научного познания является получение истинных знаний.

Проблема познания относится к числу важных философских проблем, поскольку знания сущности и возможностей человеческого познания являются мощной методологической базой к исследованию явлений во всех сферах действительности. Эти знания необходимы для развития творческих научных способностей. Данная проблема составляет ядро гносеологии.

В логической форме знание предстает как определенная совокупность взаимосвязанных суждений о чем-либо или о ком-либо. Знания приобретаются как на основе повседневной практической деятельности людей, так и на основе теоретического осмысления действительности. Процесс приобретения знаний называется познанием. Познание представляет собой мыслительный процесс, осуществляемый с помощью оперирования как чувственными, так и абстрактными формами отражения действительности.

Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Уже тогда складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объяснялся различным образом. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон сделал попытку определения знаний. В диалоге «Теэтет», рассматривая сформулированное Теэтетом определение: «По-моему, знающий что-то, ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение», Платон высказывает иную точку зрения, а именно, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием» и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями. Из учения Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального знания.


Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяют разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретает развитие логики Аристотелем. Предметом познания в античной философии является единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм . В средневековый период в рамках схоластики совершенствовались логические приёмы. Поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим .

В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания становится человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим . Особое внимание к проблеме познания уделял Ф. Бэкон в своих сочинениях «В преуспевании знания» (1605г), «О достоинстве и усовершенствовании наук» (1623), «Новый органон» (1620). Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания – исследование природы; цель познания – господство человека над природой. Бэкон писал, что могуч тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание – сила, без которой невозможно овладеть богатствами природы. Для приобретения знаний нужен соответствующий научный метод. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью – разум, рациональная обработка данных, при которых происходит восхождение от единичных фактов к обобщениям, понятиям. Бэкон отстаивал единство теории и практики. Он выступал, с одной стороны, против пренебрежения практикой, что было присуще схоластике. Бэкон образно сравнивал схоластов с пауками, которые вытягивают свою мудрость из себя, ничего нового не изобретают и не открывают. С другой стороны, Бэкон выступал и против эмпириков, пренебрегающих теорией. Он их сравнивал с муравьями, которые натаскивают вещи, факты, но не могут их переварить, понять.

Р. Декарт развивал аналитический метод, в основе которого лежит предположение, что, проблема разрешена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения. В сочинении «Рассуждения о методе» (1637) и «Метафизические размышления» (1642) Р. Декарт развивает метод, получивший название «Картезианское сомнение». Для того чтобы иметь твердый базис для своей философии, он принимает решение сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться. Он проявляет скептицизм в отношении чувств, отдавая предпочтение рациональному познанию. У меня может не быть тела, рассуждал Декарт, оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе: «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина – я мыслю, следовательно, существую – столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии». «Я мыслю, следовательно, я существую» делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других. В «Рассуждениях о методе» и «В правилах для руководства ума» Р.Декарт выдвинул четыре положения, которые необходимо соблюдать в процессе познания, чтобы достичь истины:

1) ясность и не противоречивость мышления;

2) расчленение исследуемого вопроса на столько частей, сколько это возможно и сколько нужно для лучшего их понимания;

3) всестороннее рассмотрение исследуемого вопроса;

4) движение мысли от простого к сложному.

Все эти положения необходимо соблюдать в процессе познания, но Декарт односторонне оценивал логическую сторону познания и отрывал ее от чувственной стороны. Он развивал учение о врожденности таких идей, как идея бога, идея духовной и материальной субстанции, ошибочно считал, что единственным источником истинных знания является разум.

Иное отношение к чувственному познанию развивал Д. Локк. Локка считают основателем эмпиризма. Эмпиризм Локка заключается в утверждении того, что все наши знания (возможно, исключая логику и математику) выводятся из опыта. В сочинении «Опыт о человеческом разуме» (1690), вопреки Платону, Декарту и схоластам, Локк писал, что не существует врожденных идей или принципов, напротив, из опыта возникают различные виды идей; восприятие есть первый шаг к познанию.

И. Кант в сочинении «Критика чистого разума» (1781) пытался доказать, что, хотя никакое наше знание не может выйти за опыт, тем не менее, оно частично априорно (доопытно) и не выводится индуктивно из опыта. Априорные знания предстают, как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания разработали основы диалектического способа мышления, раскрыли содержание основных онтологических и гносеологических принципов диалектического мышления, сформулировали сущность основных диалектических законов. Показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.

Структура знаний, приобретенных в процессе познания, многосложна. Можно выделять знания по различным видам и родам деятельности, такие как знания о производстве, об экономической, политической жизни, этические, эстетические и другие. Соответственно, существуют такие учения, как «технология металлов», «технология химического производства», «теория экономических учений», «теория государства и права», «этика», «эстетика» и др.

Можно различать знания по характеру рассматриваемых объектов: знания о явлениях природы, о явлениях общественной жизни и человеке, о процессах мышления, познания. Соответственно, существуют такие учения, как физика, химия, биология, социология, социальная психология, логика, теория познания и др.

Различают знания по их соответствию действительности, как истинные или ложные, научные или ненаучные. По уровню абстрагирования знания выделяются как эмпирические и теоретические. Эмпирические знания получаются на основе наблюдения и эксперимента. Это такой уровень знания, содержание которого раскрывается на основе чувственных форм отражения действительности (ощущений, восприятий, представлений). При этом данные опыта подвергаются некоторой рациональной обработке, выражаются в понятиях, суждениях, умозаключениях. На этом уровне исследуемые объекты отражаются в сознании со стороны тех свойств и отношений, которые доступны чувственному созерцанию. Теоретические знания связаны с совершенствованием и развитием понятийного аппарата. Это знания упорядоченные, обобщённые. На этом уровне исследуемые объекты отражаются со стороны их существенных связей и закономерностей, полученных не только из опыта, но и путём абстрактного мышления.

Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.

Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений - важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует.

Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.

Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

Историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

Активности творческого отображения;

Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

Практики. Практика - это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

Диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.

Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Само познание может быть чувственным либо рациональным. основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне.

Введение.
1.Сущность познания, его понимание в истории философской мысли.
2.Чувственное и рациональное познание.
3.Проблема истины.
4.Истина и практика. Основные подходы.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis - знание, и logos - учение), которая является одним из разделов философии.

Возможность ПОЗНАНИЯ заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Образ объекта, его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека - вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Именно практика является критерием истины - мерилом адекватного отражения объекта познающим субъектом. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения, являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

1 вопрос. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ЕГО ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

СУБЪЕКТ познания - это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

ОбЪЕКТ познания - это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
вторичные - различные проявления духовного мира людей;
третичные - свой собственный духовный мир.

В философии существуют 2 ОСОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:
1. ГНОСТИЦИЗМ. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание - это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях ГНОСТИЦИЗМА. Они, в свою очередь, базируется на следующих принципах:
1. ДИАЛЕКТИКИ, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики.
2. ИСТОРИЗМА – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления.
3. ПРАКТИКИ – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.
4. ПОЗНАВАЕМОСТИ – быть убежденным в самой возможности познания.
5. ОБЪЕКТИВНОСТИ - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания.
6. АКТИВНОСТИ творческого ОТОБРАЖЕНИЯ действительности.
7. КОНКРЕТНОСТИ ИСТИНЫ – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

2. АГНОСТИЦИЗМ. Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:
сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;
определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);
непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

Агностицизм может выступать в различных формах. В связи с разнообразием этих форм, заглянем в историю философских учений.
1.СКЕПТИЦИЗМ. Элементы агностицизма мы наблюдаем впервые в философов-скептиков античного мира (ПИРОН, ЭНЕСИДЕМ и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.
2.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа, субъективного идеалиста Д.ЮМА, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир.
3.ДУАЛИЗМ. Несколько смягченной является другая форма агностицизма - дуалистическая позиция И. КАНТА, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И,КАНТА, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.
4. РЕЛЯТИВИЗМ и другие. В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

К этим течениям мы ещё вернёмся при рассмотрении 3 и 4 вопроса данной лекции и попытаемся более чётко обозначить их в рамках проблемы истины и её критериев.

2 вопрос. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

1. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте. Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Простыми ФОРМАМИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются ощущения, восприятия и представления.
а) ОЩУЩЕНИЕ - это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.
б) ВОСПРИЯТИЕ - это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.
в) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Рациональное познание (мышление): это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.
а) ПОНЯТИЕ - это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.
б) СУЖДЕНИЕ - это мысль, в которой утверждается или отрицается что - либо относительно предметов или явлений.
в) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

3.Близким к рациональному является ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.

ВИДЫ ИНТУИЦИИ:
1. Чувственная (мгновенное чувство).
2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).
3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

3 вопрос. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.

ИСТИНА - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ к пониманию истины:
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина - это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ:
Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.
Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.
В-третьих, истина - это диалектическое единство абсолютного и относительного.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:
1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;
2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

Под ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНОЙ понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма - одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия. Напомним, Релятивизм утверждает(см. вопрос1), что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. ДОГМАТИЗМ, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

Диалектика утверждает: нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.
В тоже время, абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Это мы и проследим в ходе следующего вопроса.

4. ИСТИНА И ПРАКТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ сложна и активно дискутируется на современном этапе. В истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины. У истины есть свои критерии и соответствующие им теории.

1.СЕНСУАЛИСТСКАЯ. СЕНСУАЛИСТЫ считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.
2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина - это то, что есть». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается и становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина - это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. - вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.
4. ПОЗИТИВИСТСКАЯ. «Истина - это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?). Одна часть неопозитивистов развивает теорию ВЕРИФИКАЦИИ, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая - утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.
5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ. «Истина - это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ (основоположник - Ж. А. Пуанкаре). «Истина - это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины. Истина одновременно:
- субъективна и объективна (этот человек порядочный);
- абстрактна и конкретна (человек вообще - не существует);
- относительна и абсолютна (пример с атомом).

Что же мы понимаем под понятиями заблуждение и ложь? На их счет принят такой "договор".
Заблуждение - ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь - намеренное искажение верного.

Учитывается тот факт, что в познавательной деятельности людей большое значение имеют вера, уверенность, убеждение, заинтересованность. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. Причём, если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.

Процесс познания не может быть реализован без достижения понимания. Понимание - состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

Именно в этом плане важна Интерпретация - вариант изложения понимания. Художественная литература, например, предоставляет нам возможность филологической интерпретации. Причем, интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.

Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.

ПРАКТИКА - это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.

ПРАТИКА – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные ВИДЫ ПРАКТИКИ:
1. Материальное производство.
2. Управленческая деятельность.
3. Научный эксперимент.

ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ – то, чем она является:
1. Критерием истины.
2. Основой познания.
3. Целью познания.
4. Результатом познания.

Но нужно учитывать и то, что есть сферы, недоступные для проверки. К ним относятся, например, математический и логический способы получения знания.

Таким образом, в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания, человек приобрёл способность адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности. Именно в сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Основной же формой познания и критерием истины является практика. Однако, практика является хоть и решающим, но не единственным таким критерием.

Рецензии

Скопировала....А вопрос один: сама философия - это наука или некое обобщающее знание?!

Я не обладаю никакой научной степенью. Своё видение жизни черпала не из традиционных источников. Поэтому уверена - Философия не является наукой, никогда ею не была и не будет.Философия не продуктивна и не направлена на преобразование мира явленного, земного. Некая непролазная тайга из словосочетаний.Привлекает лишь любителей погулять по лесу.:))

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

, языкознание , семиотика , история культуры и другие. Однако они не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Особая роль в исследовании познания принадлежит философии.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией (от греч. слов gnosis - знание и logos - учение). Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности, к процессу постижения истины. При этом философская теория познания опирается на специ-ально-научное знание о познавательном процессе (психологическое, физиологическое, филоло-гическое, историко-культурное и иное).

Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт, гипотеза и теория, проблема, заблуждение, ложь и другие. В системе категорий гносеологии центральной является истина.

Одним из первых вопросов, с которым сталкивается гносеология, является вопрос о самой возможности познания субъектом бытия. Вопрос о том, познава-ем ли мир, в философии познания имеет следующие формули-ровки: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление позна-вать материальный и идеальный мир? Можем ли мы в наших представле-ниях и понятиях о материальном мире составлять верное его отражение? и др.

По-разному отвечая на эти вопросы, в истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.

Представители познавательно-реалистической позиции по-ложительно решают вопрос познания мира, утверждая, что человек располагает способностями и достаточными средствами, по-зволяющими познавать окружающий мир. Сторонники агностицизма отрицают не саму познаваемость вещей, а возможность достоверного познания сущности материальных систем.

Основу познавательно-реалистического понимания сущ-ности процесса познания составляет идея о всеобщности свойства отражения. Смысл данной идеи состоит в том, что нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким объективным всеобщим свойством материи является свойство отражения.


Отражение, в широком смысле слова, есть процесс и результат взаимодействия, способность материальных объек-тов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий.

Свойство отражения имеет разнообразные формы проявле-ния и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким. На социальном уровне развития материи оно становится специфически чело-веческой, идеальной формой. Отражение человеком внешнего материального мира и своих собственных состояний осуществляется на основе физических, химических и биологических форм. Но ведущей формой является сознание.

Таким образом, в свойстве отражения и надо искать ис-токи удивительной способности человека к познанию. Исходя из этого, процесс познания предстает именно как отражение, а его результаты - как образы действительности. Но это не обычное отражение, которое мы наблюдаем в не-живой природе, и не те, более сложные формы отражения, ко-торые присущи живым организмам. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения, которая является не пассивным созерцанием действительности, а активным процессом, не простым получением готовых знаний, а творческим их форми-рованием на основе осознания целей, установок и содержания практического воздействия на объект.

Познание - это высшая форма отражения человеком объектив-ной действительности на основе сознания и мышления, представляющая собой бесконечный процесс приближения образов сознания к познаваемому объекту, движение мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, совершенному.

В познании существуют разные уровни : чувственное поз-нание и логическое; эмпирическое и теоретическое. Наря-ду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индиви-дуального субъекта (ощущение, восприятие, представление), и позна-ние, направленное на получение объективированного знания, существующего вне индивида (например, в виде научных те-кстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Различают также виды познания: экологическое, экономическое, политическое, правовое, нравственное, информационное и др. Имеются и другие подходы к классификации познания.

Познание, таким образом, представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, суждениях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Знание определенным образом соот-носится с верой. Вера - это знание, принятое без достаточной критической проверки, под влиянием чужого мнения, собственного интереса, традиций, внушения и т.д. Так, например, формируются религиозные верования, где тоже говорят об «истине», но здесь она не доказывается, а просто «открывается» тому, кто уверо-вал в религиозные догматы.

Характеризуя основные элементы, составляющие процесс познания, выделим:

1) субъект познания;

2) объект познания;

3) процесс гносеологического взаимодействия между субъ-ектом и объектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект познания - это носитель познавательной дея-тельности, источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а также социальная группа, слой, класс, этническая общность, общество в целом и др.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом позна-ния выступают предметы, процессы и явления ма-териального мира (первичный объект познания). Признающиеся объективными идеальные явления, а также сознание человека, духовные процессы в обществе выступают вторичными объектами познания. Наконец, объектом познания мо-гут быть теоретические модели, которые специально соз-дает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Условия познания опосредуют отношения субъекта и объек-та. Такое опосредование может ориентировать либо на большую степень адек-ватности познания, либо, наоборот, на искажение сущнос-ти изучаемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту).

Познание, таким образом, это взаимодействие субъек-та и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе объективное - то, что определяется самим объектом, а также субъективное, что зависит от субъекта. В процессе отражения объект познания распредмечивается в сознании субъекта, получает дру-гое свое «бытие» - в форме мысленного образа.

Он как бы переносится в человеческую голову, преобразовывается в ней и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Мысленный образ объекта, благодаря способности человека к абстракциям, может заменять в определенных случаях дейст-вительный объект в мыслительной и практической деятельно-сти субъекта. Он оформляется в сознании, ему дается «имя». Выраженный именем (понятием) в мышлении, образ объекта познания «возвращается» человеком к объекту познания. Происходит обозначение объекта познания с целью его обособления или типизации, проверки полученных знаний.

Процесс познания всегда противоречив по гносеологическим отношениям субъекта и объекта, по мере адекватности объекта познания и знаний о нем, по характеру самих знаний и возможностей их использования на практике. Сложность, противоречивость процесса познания обусловливают его диалектичес-кий характер.