Множественное число в значении единственного. Единственное и множественное число существительных

1. Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев:

1) при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков, например: Собака – друг человека; Сосна – вечнозеленое хвойное дерево; Книга – источник знания;

2) при употреблении существительного конкретного в собирательном, обобщающем значении: Зерно уже налилось; В такую вьюгу и медведь не вылезает из берлоги; Не перевелась еще благородная птица тетерев (Тургенев);

3) при указании на то, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое дистрибутивное значение): Солдаты стояли с опущенной головой... (Пушкин); Ученики писали карандашом (не «карандашами»).

2. Формы множественного числа употребляются в значении единственного в просторечии, обычно при желании подчеркнуть неодобрение, осуждение: Мы университетов не кончали, в гимназиях не учились. В художественной речи такое употребление приобретает иронический оттенок: – И вообще, – говорю, чай у вас шваброй пахнет (...) – У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложитъ (М. Зощенко); Деточкин (попав ногой в капкан): «Понаставили тут капканов» (Э. Брагинский, Э. Рязанов).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок.

1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств. 2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения. 3. Наш завод производит телевизор высокого качества. 4. Жена принесла целый поднос чаёв. 5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях. 6. У богатого брата было много скотин, а у бедного – только одна корова. 7. Им приказали немедленно сдать все оружия. 8. Недро земли очень богатое. 9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму. 10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков. 11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки. 12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея. 13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед. 14. Во дворе у нас качель сломалась. 15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок. 16. Обрежь ножницей нитку. 17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 18. Окна мы выкрасили белилом. 19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы. 20. Вода используется также в хозяйственной цели. 21. Небо затянуто сплошным серым облаком. 22. Мы с подругой приехали с дач в один день. 23. Этот врач принимает только по предварительным записям. 24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты. 25. Один людь ничего здесь не сможет сделать. 26. Каждую зиму он болеет гриппами. 27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому. 28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам. 29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей. 30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения. 31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду. 32. На предприятии организована работа по обмену опытами. 33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство.

Упражнение 2.

Сравните неотредактированный и отредактированный варианты; назовите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки. При необходимости предложите свои варианты стилистической правки.

1.Инфаркт – омертвение участков того или иного органа в результате закупорки или спазмы кровеносных сосудов. 1.Инфаркт – омертвение участка того или иного органа в результате закупорки или спазма кровеносного сосуда.
2.Утконосы удивят хоть кого: можно подумать, к шкурке какой-то тропической зверюшки шутники пришили утиный клюв. 2.Утконос удивит хоть кого: можно подумать, что к шкурке какого-то тропического зверюшки шутники пришили утиный клюв.
3.Давление обусловлено действием сил упругости самого манжета. 3.Давление обусловлено действием силы упругости самой манжеты.
4.Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар пустующих земель – важнейшая задача. 4.Вовлечение в хозяйственный оборот миллионов гектаров пустующих земель – важнейшая задача.
5.Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотную ранчо. 5.Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотное ранчо.

Упражнение 3. Раскройте скобки. Выберите нужную форму существительного и обоснуйте свой выбор.

1. Было куплено по семисот (грамм, граммов) (сыр, сыру; сахарного песка, песку) , пачка (чая, чаю) и по два килограмма (помидор, помидоров; баклажан, баклажанов). 2. Когда я вышел из (леса, лесу) , то увидел, что на поляне в (снегу, снеге) образовались проталины. 3. (Шума, шуму) наделал он много. 4. Как хорошо в (лесу, лесе) весной, когда все деревья в (цвету, цвете) . Самолет приземлился в (аэропорту, аэропорте) .

Упражнение 4. Выполните тест.

1. Какое существительное относится к мужскому роду?

2. Какое существительное относится к женскому роду?

3. Какое существительное относится к среднему роду?

4. В каком варианте представлены равноправные варианты?

5. В каком варианте род существительных указан неправильно?

7. -Ы(-И) ?

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы(-И) ?

9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А(-Я) ?

12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?

13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?

14. Какое из словосочетаний является неправильным?


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с.

2. Голуб И.Б. Упражнение по стилистике русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф; Фйрис-пресс, 1997. – 240 с.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.

4. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 256 с.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 1996. – 208 с.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – 368 с.

8. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999. – 400 с.

9. Стилистика и литературное редактирование: Учебное пособие / Под ред. д-ра филол. наук Н.В. Малычевой. – М.: Изательско-торговая корпорация «Дашков и К о », Ростов н/Дону: Наука-Спектр, 2014. 288 – с.

10. Мартинович Г.А. Род имен существительных в современном русском языке // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/

11. Русский язык и культура общения. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.licey.net/russian/culture/List


Заказ №_________ от «____»___________200___. Тираж ______экз.

Изменяющиеся по числам (т.е. конкретные) имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.

1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: "Человеку свойственно ошибаться", "Человек выше сытости" (М.Г.); "Компетентность публициста – это не только знание тех или иных областей хозяйства, но и умение рассматривать вещи широко, оценивать их с общегосударственных позиций"*. Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции. Такое значение появляется у существительных единственного числа в тех контекстах, где нет указания на место, время, конкретные обстоятельства существования данного явления**.

* Газетные жанры. 2-е изд., перераб. М., 1976. С. 92.

** Выражение значения обобщенности создается не только за счет использования формы единственного числа имени существительного. Этой же цели служат и другие средства морфологии: настоящее время глагола, некоторые группы местоимений, особое употребление форм лица глагола (см. ниже соответствующие разделы).

Наиболее часто существительные в форме единственного числа со значением обобщенности используются в научном и научно-популярном стилях речи, в таких контекстах, где определяются общие свойства, характерные для целого класса предметов: "Слон, если научиться его понимать, многое "говорит"– говорит мимическим языком, который может выражать всевозможные, иногда довольно тонкие оттенки хорошего и плохого настроения. Язык слона складывается из движений головы, хобота, ушей..."*; "Характеристики устного выступления обусловлены прежде всего объемом и структурой предложений в звучащей речи. Считается, что для устного выступления предпочтительнее короткие и несложные предложения, которые легче всего воспринимаются на слух"**.

* Удивительное в жизни животных. 2-е изд., доп. М., 1970. С. 402.

** Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1978. С. 165.

В приведенных примерах существительные слон, выступление обозначают не отдельный предмет, а все предметы данного класса. И само высказывание – это характеристика каждого из предметов, входящих в данный класс.

Употребление существительных в обобщенном значении широко распространено и в газетно-публицистическом стиле речи: "Бюрократ – это такая особь исполнителей, которые, находясь "при исполнении", элементарного не исполняют" (Лит. газ. 1984. 28 нояб.); "Садовод знает, когда надо опрыскивать деревья ядохимикатами, когда – рыхлить прикорневую землю, когда собирать урожай. Он только не знает ничего о дальнейшей судьбе плодов, которые взрастил с таким трудом" (Лит. газ. 1984. 21 нояб.).



2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: "Магазины ждут покупателя ", "Массовый читатель газеты". В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа "собирательное" единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.

Возникшая в разговорном стиле речи, эта форма широко используется в языке газетной публицистики: "Хуже всего тому, кто приезжает продавать урожай с бахчей. Товар громоздкий, если за день не распродашь – сиди возле него всю ночь, сторожи" (Комс. пр. 1984. 30 сент.); "Частник опережает государственную торговлю" (загол.: Изв. 1992. 2 янв.).

В современной газете очень распространено употребление в собирательном значении конкретных существительных, обозначающих лицо: предприниматель, отпускник, зритель, читатель, покупатель, современник, чиновник, частник и т.п.: "Вместе с автором оформления Г. Ордынским, отбиравшим фотографии, они сделали отличный подарок юному и взрослому читателю "*; "Итальянская картина "Четыре дня Неаполя" режиссера Н. Лоя получила широкое признание мирового зрителя ".

* Цит. по: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976. С. 110–111.

В собирательном же значении выступают имена существительные, называющие лицо, в ставших устойчивыми наименованиях: День учителя, День геолога, Дом рыбака, Комната матери и ребенка.

В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: "Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки"*; "Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов"; секция мягкой игрушки ; "Дом игрушки ". Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.

* Цит. по: Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка/Под ред. М.В. Панова. М., 1968. С. 170.

Нередко разные значения формы единственного числа существительного (указание на отдельный предмет, обобщенное или собирательное значение) выражаются в слове одновременно. Это явление наиболее широко распространено в агитационно-пропагандистских текстах. Очень часто использовал подобным образом форму единственного числа, работая в "Окнах РОСТа", В. Маяковский. Например: "Пролетарий деревни, пролетарию города руку протяни! Дайте городу все, чем деревни богаты, а город все, чем богат, понесет в деревенские хаты!"; "И ты не будь в работе долог, исполни, шахтер, перед рабочими долг!"; "Крестьянин, чтоб выработать для тебя сеялки и плуги, фабрикам нужен уголь, а рабочим – есть!" Здесь формы пролетарий деревни, пролетарий города, шахтер, крестьянин, "собирательно обозначая ту или иную общественную группу... одновременно указывают и на всякого отдельного представителя этой группы. Иными словами, они выступают как двуплановые. Это делает их особенно выразительными: они действенны, эффективны"*.

* Русский язык и советское общество... С. 166.

Для современной газеты характерно употребление одновременно в нескольких значениях существительных читатель, современник и т.д., называющих адресата газетного сообщения. Так, в газетных рубриках типа: "Контакт: газета – читатель – газета" (Лиг. газ.), "Читателю отвечают" (Комс. пр.), "По заданию читателя " (Комс. пр.) и др. существительное читатель наряду со значением собирательности (множество читателей газеты) выражает и свое основное значение: отдельный, конкретный читатель, которому адресовано газетное выступление. Подобное употребление формы единственного числа существительных на страницах массовой периодической печати подчеркивает, что газета обращается одновременно и ко всем, и к каждому читателю в отдельности, персонально, что делает общение журналиста с читателем более непосредственным и живым.

3.Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: "Старики надели на нос очки", "Присутствующие повернули голову в сторону двери". Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: "Присутствующие подняли руку " "Присутствующие подняли руки ", "По команде тренера все сделали наклон в сторону"– "По команде тренера все сделали наклоны в сторону").

Категория числа имени существительного - выражение противопоставления одного предмета или явления раздельному множеству тех же предметов или явлений: дом - дома, песня - песни, окно - окна. Все существительные имеют значение либо единственного числа (один предмет) либо множественного (несколько тех же предметов). Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам. Существительные, имеющие формы единственного и множественного числа, называют, как правило, реальные предметы (события, факты), подвергающиеся счету, и относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных существительных. Существительные, обозначающие предметы, понятия и явления, не имеющие противопоставления один – несколько, по числам не изменяются, а имеют форму лишь одного числа - единственного или множественного. К словам, имеющим форму только одного числа, относятся собирательные, вещественные, абстрактные существительные и небольшая группа конкретных существительных. Парадигма таких существительных является неполной.

Основной способ выражения грамматического значения числа - окончание. Кроме этого, значение числа может выражаться:

а) при помощи суффикса -ј- (брат - брат -ј- а, колос - колос- ј -а) ,

б) заменой суффикса (котёнок - котят а ),

в) изменением места ударения (рука - ру ки, ве к - века ) ,

г) чередованием звуков (друг - друз ья),

д) супплетивным способом (ребенок - дети) .

В современном языке формы множественного числа именительного падежа могут иметь окончания –ы (-и) (более продуктивный способ) или –а (я) (менее продуктивный способ). Варианты окончаний закреплены нормой.

Некоторые слова-омонимы имеют в именительном падеже множественного числа разные окончания в зависимости от значения: тоны (музыкальные) - тона (цветовые), цветы (растения) - цвета (окраски), ордены (рыцарские, монашеские) – ордена (награды, знаки отличия).

Существительные, употребляющиеся в форме только одного числа

(singularia tantum и pluralia tantum )

Существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа – singularia tantum ( s . t .), обозначают предметы, понятия, котолрые нельзя сосчитать, к ним относятся:

1. Вещественные существительные: аспирин, железо, кожа, молоко, ртуть.

2. Собирательные:существительные молодежь, мошкара, периодика, сырье .

3. Абстрактные (отвлеченные) существительные: бездуховность, волейбол, горе, желтизна .

4. Имена собственные: географические наименования: Енисей, Гродно, Монблан; астрономические названия: Вернера, Марс и т.д.

5. Названия художественных произведений: «Шинель», «Война и мир».

Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа - pluralia tantum (pl . t .) представлены следующими группами слов:

1. Вещественные существительные: дрожжи, опилки, сливки.

2. Собирательные существительные: деньги, джунгли, промтовары.

3. Абстрактные (отвлеченные) существительные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; состояния природы: заморозки, сумерки.

4. Имена собственные: Альпы, Васюки, Жигули .

Конкретные существительные (небольшая группа), слова, типа: сани, брюки, прятки и.т.п.

Единственное число существительных употребляется в значении множественного в следующих случаях: 1. Когда единственное число существительных с конкретным значением имеет значение собирательное, обобщающее, например: Здесь пройдет только лошадь (ср.: Лошади паслись на лугу); Вокруг растет сплошь одна сосна (ср.: Сосни окружали нашу дачу); Лучшие сорта мебели делают из дуба, клена, карельской березы; Огурец еще не созрел (профессиональный оттенок); В здешних реках водится щука, окунь, налим (ср.: Не перевелась еще благородная птица тетерев - Тургенев). Такой же случай синекдохи находим в предложении: Советский воин твердо стоит на страже наших рубежей (см. § 43); ср.: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 2. Когда называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков (логическое определение), например: Шакал - хищное животное; Пихта - дерево смолистое. 3. Когда нужно обозначить, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое дистрибутивное значение), например: Повелено брить им бороду (Пушкин); Он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей (Короленко) (в последнем примере учитывается образное использование слова сердце); Девушкам голову кружит; У моих и у твоих часов сломалась пружина (не: «пружины», так как речь идет об одной детали у каждого предмета); Изучается форма уха, носа, глаз (не: «формы»); На совещании присутствовали заведующие учебной частью ряда школ (не: «учебными частями»); Во многих вузах имеется свой редакционно-издательский отдел (не: «отделы»). Ср.: Пять воинов награждены орденом Славы (не: «орденами»); Двое из них удостоены звания Героя Советского Союза (не: «Героев»). В подобных случаях множественное число недопустимо, так как из-за этого мысль может быть неправильно понята, или искажена, или неправомерно изменено официальное, утвердившееся наименование должности, звания и т.п. В случае колебаний предпочтительна форма единственного числа, например: Носильщики несли на голове корзины с овоща ми; Все повернули голову к вошедшей девушке; Мария и Вожена закрыли лицо передником; Ребята с гримасой ковыряли вилкой остывшую картошку. При отсутствии указанных значений нет основания для использования единственного числа вместо множественного. Так, неоправданна форма единственного числа в следующих предложениях: «Правдивым словом он рассказывает ребятам о нашей великой родине, воспитывая в детях чувство патриотизма» (нельзя «рассказывать словом», можно было исправить: правдиво рассказывает, или, чтобы сохранить выражение правдивым словом, отнести его к деепричастию воспитывая); «Навык опытного редактора вырабатывается постепенно» (слово навык не имеет здесь обобщающего значения, а редактору нельзя приписать только один навык).

Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев: ^ 1)

при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков, например: Собака-друг человека; Сосна-вечнозеленое хвойное дерево; Книга-источник знания; 2)

при употреблении существительного конкретного в собирательном, обобщающем значении, например: Зерно уже налилось; В такую вьюгу и медведь не вылезает из берлоги; Не перевелась еще благородная птица тетерев (Тургенев); 3)

при указании на то, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое дистрибутивное значение), например: Солдаты стояли с опущенной головойL. (Пушкин); Ученики писали карандашом (не «карандашами»). 2.

Формы множественного числа употребляются в значении единственного в просторечии, обычно при желании подчеркнуть неодобрение, осуждение, например: Мы университетов на кончали, в гимназиях не учились. В художественной речи такое употребление приобретает иронический оттенок, например:-И вообще,- говорю, чай у вас шваброй пахнет (...) - У меня,- говорит,-привычки такой нету-швабры в чай ложить (М.Зощенко); Деточкин (попав ногой в капкан): «Понаставили тут капканов» (Э.Брагинский, Э.Рязанов).

§ 159. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе

1. Некоторые отвлеченные имена существительные, употребленные в конкретном значении, ставятся в форме множественного числа, например: ...Говорили о радостях труда (Чехов) (ср.: скрыть свою радость); ...Он стал перечислять красоты родной страны (Казакевич) (т.е. красивые места); низкие температуры (ср.: температура наружного воздуха); шумы радиоприемника (ср.: шум на улице); морские глубины (ср.: глубина моря); получить в школе прочные знания (ср.: знанце жизни); Педагогически чтения (ср.: чтение классических произведений); число продаж (в значении «число актов продажи»); мирные инициативы (ср.: инициатива предпринимателей).

Отвлеченные существительные употребляются, во множественном числе также для обозначения интенсивности явления, его повторяемости, например: По ночам стоят холода... (Куприн) (ср.: посинеть от холода); Морозы... время крещенское... (А. Й- Островский) (ср.: вынести продукты на мороз). 2.

Имена существительные с вещественным значением употребляются в форме множественного числа для обозначения различных сортов или видов вещества, например: высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины, смазочные масла, первичные спирты.

Ср. в специальном употреблении: бензины, граниты, каучуки, цементы, эфиры, культурные лаки, офсетные бумаги. Однако названия элементов (золото, серебро, платина, азот, калий, натрий и др.) не образуют формы множественного числа. Не образуют ее и такие вещественные существительные, как молоко, просо, рис, щавель, пух, тес И др.

Форма множественного числа употребляется также для обозначения изделий из данного материала: бронзы, фарфоры, хрустали; ср.: Мебель же, зеркала, бронзы отдавались даром (JI. Толстой); выставка акварелей (картин, написанных акварельными красками).

Форма множественного числа рассматриваемых существительных может также указывать на большое количество вещества, занимающего обширное пространство: пески пустыни (ср\: разбросан песок), бесконечные снега (ср,: выпал снег); в частности, при названии злаков: овсы, ячмени (также озими). Ср.: Солнце закатилось, и в мокрых ржах кричали перепела (А. Н. Толстой); Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы (Шолохов).

Различие в формах единственного и множественного числа названий плодов, овощей, ягод (ср.: килограмм малины- килограмм яблок) связано с тем, что при сборе или потреблении одни культуры выступают как нерасчленеиная масса, другие-как единичные предметы. Ср.: килограмм вишни, смородины, клубники, моркови, репы-килограмм груш, персиков, абрикосов, огурцов. 3.

Собственные имена существительные употребляются в форме множественного числа для обозначения тийа людей, например: И может собственных Цлатонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов). Эта форма используется также для выражения отрицательной оценки с характером типичности, причем происходит переход собственного имени * нарицательное, например: Квислинги (изменники-коллаборационисты).

Фамилии в форме множественного числа обозначают членов одной семьи, например: семья Артамоновых (иностранные фамилии в этом случае сохраняют форму единственного числа, например: семья Оппенгейм).

§ 160. Варианты суффиксов имен существительных

1. В парах воробышек-воробушек, камешек-камушек первые варианты (с суфиксами -ышек, чешек) употребляются в нейтральном

стиле, а вторые (с суффиксом -ушек) имеют народный и разговорный оттенок.

В паре краешек-краюшек первому слову присущ разговорный оттенок, а второе является диалектным.

2. В парах лозняк-лознйк, березняк-березник вторые варианты (с суффиксом -ник) являются диалектными.

Еще по теме § 158. Употребление единственного числа в значении множественного и множественного в значении единственного 1.:

  1. § 156. Употребление единственного числа в значении множественного
  2. § 157. Окончания творительного падежа единственного и множественного" числа 1.
  3. § Г56. Окончания родительного падежа множественного числа
  4. § 154. Окончания родительного падежа множественного числа 1.
  5. § 152. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода -е у