История мальтийского ордена от создания до начала великой осады. Государствоподобные образования как субъекты международного права Как финансируется деятельность Ордена

Эпоха Крестовых походов дала рождение трем знаменитым рыцарским орденам - тамплиерам, тевтонцам и госпитальерам (последние известны также как Мальтийский орден). Тамплиеры были отличными финансистами и ростовщиками. Тевтонцы знамениты своей политикой безжалостной колонизации прибалтийских и славянских земель. Ну а госпитальеры... Чем же прославились они?

Орден госпитальеров был основан вскоре после Первого крестового похода (1096-1099 годы) рыцарем Пьером-Жераром де Мартигом, известным также как Жерар Благословенный. Об основателе ордена известно крайне мало. Считается, что он родился в городке Амальфи на юге Италии примерно в 1040 году. Во время Крестового похода он с несколькими своими единомышленниками основал первые убежища (госпитали) для паломников в Иерусалиме. Устав братства святого Иоанна, ставящего своей целью заботу о паломниках, был утвержден папой Пасхалием II в 1113 году. С этого момента ведет свой отсчет официальная история ордена госпитальеров.

Годы скитаний

В европейском обиходе рыцарей ордена обычно называли просто госпитальерами, или иоаннитами. А с тех пор, как резиденцией ордена стал остров Мальта, к этим названиям добавилось еще одно - мальтийские рыцари. Кстати, традиционно Мальтийский орден называют орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Это не совсем верно: Иерусалимским изначально назывался сам орден. А такого святого, как Иоанн Иерусалимский, вообще не существует.

Небесным покровителем ордена является святой Иоанн Креститель. Полное название ордена звучит так: «Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна». Отличительным знаком рыцарей-госпитальеров стал черный плащ с белым крестом.

Госпитальеры быстро стали одной из двух (наряду с тамплиерами) влиятельных военных структур Палестины. Однако после того как крестоносцы понесли несколько суровых поражений от объединенных сил мусульман, рыцари постепенно оставили занятые территории. В 1187 году был потерян Иерусалим. А последний оплот крестоносцев в Передней Азии - крепость Акра - пала в 1291 году. Рыцарям-иоаннитам пришлось искать убежища на Кипре. Но там они долго не задержались. Убедившись, что местная знать не очень-то рада непрошеным гостям, Великий магистр ордена Гийом де Вилларэ решил найти более подходящее место для своей резиденции. Выбор пал на остров Родос. В августе 1309 года Родос был захвачен госпитальерами. Здесь им впервые пришлось столкнуться с североафриканскими пиратами. Военный опыт, приобретенный в Палестине, позволил рыцарям с легкостью отражать их набеги. А в середине XV века госпитальеры вполне успешно справились со вторжением, организованным султаном Египта.


Родосский период закончился с появлением на горизонте могучей Османской империи. В 1480 году удар нанес султан Мехмед II, покоривший до этого Византийскую империю. А в 1522 году огромная турецкая армия султана Сулеймана Великолепного все же выдавила рыцарей с острова. Госпитальеры опять стали «бездомными». Лишь после семи лет скитаний, в 1530 году, госпитальеры обосновались на Мальте. Император Священной Римской империи Карл V великодушно «подарил» им этот остров. Символической платой за «подарок» служил один мальтийский сокол, которого орден должен был ежегодно в День всех святых вручать королевскому представителю.

Подарок с подвохом

Конечно же, Карл V сделал свой щедрый подарок, руководствуясь далеко не одним только «христианским сочувствием». Для того чтобы осознать все коварство королевского дара, надо понимать, что представляло собой Средиземное море в XVI веке. Это был настоящий змеиный клубок - бурлящий и смертельно опасный.

Все Средиземноморье кишело берберийскими пиратами - так называли выходцев из мусульманских регионов Северной Африки. Гавани Алжира, Туниса, Ливии служили пристанищем для тысяч и тысяч свирепых морских разбойников, которые держали в страхе всю Южную Европу.

Основной целью их рейдов служили прибрежные поселения Италии, Испании, Португалии, Франции. Этим странам приходилось особенно несладко, хотя и более отдаленным государствам тоже доставалось - мусульманские корсары доплывали даже до Англии, Ирландии и Исландии!

Цели пиратских набегов были просты: золото и рабы! Причем охоту на рабов можно даже поставить на первое место. Берберийцы организовывали специальные рейды, в ходе которых они прочесывали прибрежные европейские земли, стремясь захватить как можно больше христианских пленников. Захваченный «живой товар» продавался на невольничьих рынках Марокко, Алжира, Турции. По подсчетам историков, берберийские пираты захватили и продали в рабство не менее одного миллиона европейцев. И это в те времена, когда население Европы было не очень-то и велико!

Для крупных операций разрозненные пиратские эскадры соединялись в целые флотилии из десятков и сотен кораблей. А если еще учесть, что пиратам-единоверцам активно помогала Османская империя, то можно понять всю величину опасности, которой тогда подвергалась Европа. Подарив госпитальерам остров в самом центре Средиземного моря, на перепутье между Тунисом и Сицилией, император бросил рыцарей в самый эпицентр ожесточенной схватки. Волей-неволей госпитальеры должны были служить щитом Европы против натиска мусульманских корсаров... Это было им вполне по силам. Тем более что противостоять пиратским набегам они научились еще во время обороны Родоса.

Средиземноморский щит

Мальтийские рыцари с честью выполняли свою миссию. Вот и ответ на вопрос: «Чем же знамениты госпитальеры?» Многолетняя упорная борьба с ужасными берберийскими пиратами - вот что дало ордену право на историческое бессмертие.

Возникла парадоксальная ситуация: самые славные страницы в свою историю рыцари-госпитальеры вписали тогда, когда эпоха рыцарства фактически уже подошла к концу. Рыцарские ордена или прекратили свое существование (как тамплиеры), или отказались от всякой самостоятельной роли, влившись в состав централизованных государств (как тевтонцы). Но для госпитальеров XVI столетие оказалось по-настоящему «золотым веком»...

Получив в свое владение Мальту, госпитальеры бросили вызов головорезам Северной Африки. Мальтийцы создали свой флот, который стал одной из ключевых фигур на геополитической «шахматной доске» Средиземноморья. Некогда исключительно сухопутный орден ры-царей-кавалеристов теперь превратился в орден моряков. В устав ордена были внесены серьезные изменения: полноправным мальтийским рыцарем теперь мог стать только тот, кто не менее трех лет участвовал в морских походах ордена.

Конечно, не нужно идеализировать мальтийских рыцарей. Воевали с пиратами они теми же самыми пиратскими методами. Истребление целых населенных пунктов вместе с жителями, жестокие казни и пытки, грабежи и насилие - все это было и в практике христианских рыцарей. Таковы были жестокие нравы того времени.

Мальтийские рыцари не брезговали и сами выходить на морскую «большую дорогу»: руководство ордена всячески поощряло корсарство. Вопреки обету бедности, который давали все члены военно-монашеских орденов, рядовым рыцарям позволяли оставлять себе часть награбленного. Магистр ордена даже закрывал глаза на рынок рабов, существовавший на Мальте (на этом рынке продавались, конечно, не христиане, а пленные мусульмане).

Крепкий орешек

В 1565 году госпитальеры одержали величайшую победу за всю свою историю. 40-тысячная армия, составленная из турок и берберийских пиратов, высадилась на Мальте, чтобы покончить с маленьким островом, ставшим большой проблемой. Мальтийцы могли противопоставить им от силы 700 рыцарей и примерно 8 тысяч солдат (из них половина была не профессиональными воинами, а «народными ополченцами»), Армаду отправил тот же Сулейман Великолепный, который один раз уже победил иоаннитов.

Укрепления мальтийских рыцарей на острове состояли из двух фортов: вспомогательного форта Святого Эльма (Сент-Эльм) и главного форта Святого Ангела (Сант-Анджело). Первый удар мусульмане обратили на форт Сент-Эльм, рассчитывая по-быстрому разделаться с ним, а затем обрушиться на основные укрепления. Но защитники Сент-Эльма показали просто чудеса мужества и стойкости - форт продержался 31 день!

Когда атакующие наконец ворвались внутрь, то в живых оставалось всего 60 израненных бойцов. Всем им отрубили головы, а тела прибили к деревянным крестам и отправили по воде к форту Сант-Анджело. Когда волны принесли страшные турецкие «посылки» к стенам крепости, над бастионами поднялся ужасный вой - жены и матери погибших защитников Сент-Эльма оплакивали своих мужчин. Великий магистр ордена, суровый Жан де ла Валетт, в ответ распорядился немедленно казнить всех турецких пленных, затем их головами зарядили пушки и выстрелили в сторону турецких позиций.


По преданию, предводитель турецкого войска Мустафа-паша, стоя среди руин Сент-Эльма и глядя на форт Сант-Анджело, произнес: «Если такой маленький сын так дорого обошелся нам, то какую цену мы должны заплатить за отца?»

И действительно, все попытки взять Сант-Анджело провалились. Мальтийские рыцари сражались яростно.

Сам престарелый Великий магистр Жан де ла Валетт (ему было уже более 70 лет!) с мечом в руке бросался в самую гущу боя, увлекая за собой бойцов. Пленных мальтийцы не брали, не слушая никаких просьб о пощаде.

Попытка высадить десант на лодках туркам тоже не удалась - помешали коренные жители Мальты. Превосходные пловцы, они сбрасывали турок с лодок и сражались с ними врукопашную прямо в воде, где имели явное преимущество. Форт Святого Ангела успел продержаться до подхода подкреплений из Испании.

Когда на горизонте показалась испанская флотилия, спешащая на помощь мальтийцам, турки поняли, что их дело проиграно. Османам ничего не оставалась, как снять осаду. К тому времени в строю у мальтийцев оставалось не более 600 человек. Надо отметить, что подмога, присланная испанцами, была очень невелика. Но турки этого знать, конечно же, не могли.

Осколки былого величия

Великая осада Мальты прогремела на всю Европу. После нее престиж Мальтийского ордена поднялся как никогда высоко. Однако «с вершины горы возможен лишь спуск вниз». С конца XVI века начался постепенный закат ордена.

Реформация в ряде стран Европы привела к конфискации владений католической церкви и ее подразделений, каковым считался и орден госпитальеров. Это нанесло сильный удар по финансам мальтийцев. В прошлое отошла и слава непобедимых воинов. Относительно малочисленное братство рыцарей терялось на фоне массовых европейских армий. Да и пиратская угроза уже была далеко не так остра, как прежде. Все это вело к упадку.

К концу XVIII века Мальтийский орден являлся лишь бледной тенью прежней могучей организации. Финальную точку в существовании рыцарского государства поставил Наполеон Бонапарт. В 1798 году, по пути в Египет, он без боя захватил Мальту. Руководство ордена объяснило эту удивительную сдачу сильнейших укреплений тем, что «устав ордена запрещает госпитальерам сражаться с христианами, каковыми, без сомнения, являются французы».

Но и здесь госпитальеры сумели оставить след в истории, провернув необычную комбинацию. Помыкавшись по европейским дворам в попытках найти августейших покровителей, верхушка ордена внезапно совершила совершенно неожиданный дипломатический «кульбит». Она предложила звание Великого магистра ордена... российскому императору Павлу I. Деликатность ситуации заключалась в том, что Мальтийский орден был исключительно католическим. Кроме того, члены ордена давали обет безбрачия. Павел же был православным (то есть, с точки зрения католического духовенства, еретиком), да к тому же еще и женат вторым браком. Но чего не сделаешь ради собственного спасения!

Павел I, испытывающий тягу ко всему западному, с радостью согласился на это предложение. Под резиденцию ордена был выделен бывший дворец графа Воронцова на Садовой улице, где разместился российский Великий приорат Мальтийского ордена (ныне в этом здании находится Суворовское училище). А мальтийский крест Святого Иоанна вошел в список наград Российской империи.

Однако российский период в истории Мальтийского ордена продолжался совсем недолго. После убийства Павла I в 1801 году его преемник император Александр I прекратил все эти заигрывания с рыцарством. Госпитальеры были выдворены из России.

Мальтийский орден существует и поныне - его филиалы разбросаны по всей Европе. Но теперь это сугубо благотворительная организация, не имеющая никакого влияния на политику. Госпитальеры вернулись к тому, с чего начинали. Медицинская деятельность, уход за больными и ранеными вновь стали главной заботой Странноприимного ордена Святого Иоанна...

Как и столетия назад, на улицах главного города острова Мальта Валетты можно повстречать настоящего мальтийского рыцаря. Правда, облачен он будет не в сверкающие доспехи, а в обычный цивильный костюм. Некогда могучий рыцарский орден постепенно превратился в клуб богатых благотворителей. Чтобы стать его членом, даже дворянином быть не обязательно. Достаточно заплатить вступительный взнос.
Мальта - самый южный форпост Западной Европы в Средиземном море. Этот лежащий на перекрестке морских путей остров с удобной, хорошо защищенной гаванью на протяжении тысячелетий был вечным яблоком раздора для стран средиземноморья. Сейчас в это трудно поверить, но в добиблейские времена Мальта была покрыта густыми лесами. Их свели финикийцы - на строительство кораблей и просто на топливо. После финикийцев островом владели карфагеняне, затем римляне. От них Мальта перешла византийцам. Тех изгнали арабы, которые правили островом более двухсот лет, пока в конце XI века его не отвоевали норманны. Мальта - остров маленький. Всего 27 км в длину и 14,5 в ширину. То есть весь остров легко умещается в пределы Московской кольцевой автодороги. Но, несмотря на миниатюрные размеры, он прославился на весь мир. В основном благодаря рыцарям Мальтийского ордена. Ордену ианнитов остров был пожалован в 1530 г. c условием, что рыцари будут защищать Мальту от североафриканских пиратов и турецкой Османской империи, которая вела бесконечные войны с христианской Европой.
Однако история Ордена началась не на Мальте, а пятью столетиями раньше. Когда в 1099 г. крестоносцы отвоевали у "неверных" - так тогда называли мусульман - Гроб Господень, в священный город Иерусалим сразу устремились тысячи христианских паломников. Приют и врачебную помощь они находили в так называемых "госпиталях" - первоначальное значение этого слова: "странноприимный дом". Устройством таких домов занимались рыцарско-монашеские братства, со временем преобразованные в ордена и ставшие грозной военной силой. Один из таких орденов содержал госпиталь при храме святого Иоанна Крестителя - членов его стали называть "иоаннитами" или "госпитальерами". Рыцари-иоанниты давали обет, похожий на монашеский, и в знак того, что они посвящают себя служению Господу, нашивали на одежду специальной формы крест, известный теперь как мальтийский.
В конце XIII века мусульмане выдавили иоаннитов сначала на Кипр, а затем и на остров Родос. Но и тот им пришлось оставить - тогда-то пристанищем рыцарей и стала Мальта. Сначала они хотели сделать своей новой столицей Мдину. Этот древний укрепленный город расположен чрезвычайно выгодно: на холме, возвышающемся посередине острова. Основан он был, судя по всему, еще финикийцами в конце II тысячелетия до н.э. В древней столице острова - городе Мдине - буквально на каждом шагу можно встретить совершенно невероятное сочетание эпох.
Мальтийские рыцари, как стали именоваться иоанниты после переселения на Мальту, возвели еще более мощные укрепления и основательно перестроили Мдину. Сегодняшние мальтийцы называют ее "городом тишины". Здесь живет всего 400 человек. Восточные по духу узкие улочки украшают отдельные барочные здания со скульптурными изображениями Мадонны и католических святых. Пока не начался сезон, Мдина, даже в центре, там, где сосредоточены местные сувенирные магазинчики, безлюдна. Летом картина будет совсем другая…
Мдина была всем хороша, но организовать из нее охрану побережья оказалось задачей невыполнимой. И ианнитам пришлось сделать своей резиденцией городок Биргу, расположенный на мысе, замыкающем самую удобную на Мальте бухту. Здесь в спешном порядке были возведены укрепления, которые для тогдашней Европы были вершиной фортификационного искусства. Вскоре эти укрепления сослужили рыцарям хорошую службу. Турецкий султан Сулейман Великолепный, призвав себе в помощь объединенный флот североафриканских пиратов, осадил Биргу, а его отряды, почти не встречая сопротивления, принялись опустошать Мальту.
В 1565 г. за стенами форта Сан-Анджело всего шестьсот мальтийских рыцарей на протяжении трех месяцев отбивали атаки сорокатысячного турецкого войска. В итоге турки отступили. После этого Великий магистр Мальтийского ордена Жан Паризо де ла Валет, чтобы лучше укрепить остров, на другой стороне гавани основал город. Впоследствии он был назван в его честь - Валлетта. Снять осаду и отступить Сулейман был вынужден только после того, как к рыцарям пришла подмога из Сицилии. Победа Мальтийского ордена положила конец безраздельному господству мусульман на Средиземном море. Но с Османской империей рыцари продолжали воевать еще двести с лишним лет.
В память о "Великой осаде" на плацу форта Сан-Эльмо - в свое время павшего под натиском турок - мальтийцы устраивают театрализованные гарнизонные смотры. Под звуки военного оркестра во двор форта вступают отряды пикинеров и мушкетеров… Начальник гарнизона проходит вдоль строя, проверяя экипировку каждого… Затем воины демонстрируют командиру боевые приемы… Мушкеты в их руках не настоящие - ствол, сделанный четыреста лет назад, может не выдержать давления пороховых газов. Но это точные копии тех мушкетов, что применялись в старину. И заряжают их изготовленным по старинному рецепту крупнозернистым дымным порохом… Только пули в ствол не загоняют - ограничиваются пыжами… В отличие от мушкетов пушки и мортиры - те самые, из которых несколько веков назад палили по туркам… Вместо ядер их теперь тоже заряжают одними пыжами…
Валлетта отличается от большинства европейских городов регулярностью планировки, прямыми и относительно широкими улицами. Местность, на которой выстроен город, - гористая и потому здесь очень много лестниц. Дворец Великих магистров Ордена стоит на центральной площади Валлетты. В наше время в нем располагаются центральные органы власти острова: мальтийский парламент, офисы президента и премьер-министра. Что, кстати, ничуть не смущает многочисленных торговцев контрафактными дисками и кассетами, расставивших свои лотки прямо под окнами главы правительства.
А столетия назад в украшенных фресками залах дворца вершились дела Ордена и подвластных рыцарям земель. Глава Мальтийского Ордена - Великий магистр - избирался среди рыцарей на пожизненный срок. Правил он своим государством в одном из залов, где до сих пор находится трон. Всего Мальтийский орден управлял Мальтой 268 лет. За это время на троне сменилось 27 Великих магистров. В наши дни в тронном зале, который впоследствии был переименован в Зал республики, происходят реставрационные работы. Интерьеры дворца сохранены в точности такими, какими они были в XVIII веке. На стенах висят портреты Великих магистров, на полу выложены их гербы. Рыцарские доспехи, хотя давно уже и служат украшением дворцовых коридоров, отнюдь не бутафорские… Все они побывали не в одном сражении. В оружейной палате дворца хранится немало панцирей со следами колющих и режущих ударов, многие из которых наверняка оказались роковыми. После смерти рыцаря его имущество, включая доспехи, как правило, переходило Ордену. Ведь наследников у ианнитов обычно не было - одним из обетов, которые давал рыцарь при вступлении в Мальтийский орден, был обет безбрачия.
Хоронили павших в сражении и просто мирно скончавшихся рыцарей в главном орденском соборе святого Иоанна Крестителя. Среди прочих здесь покоится и де ла Валет. Надгробие магистра - одновременно и памятник его победам над турками. Правда, у подножия изваяны головы не поверженных турков, а алжирца и запорожского казака… Пол в соборе Иоанна Крестителя сплошь состоит из могильных плит. Под каждой из них - прах мальтийского рыцаря. На плите, лежащей у входа, - лаконичная надпись: "Сегодня ты ступаешь по нам, завтра пройдут по тебе". Собор Иоанна Крестителя тоже памятник - памятник эпохе расцвета Мальтийского ордена. В XVII веке рыцарский флот не знал себе равных на Средиземноморье, а в орденскую казну потоком текли деньги от морской торговли. Над украшением собора работали приглашенные из Италии известные мастера. В одном из его пределов весит большое полотно Караваджио "Усекновение главы Иоанна Предтечи". ""
Процветание Ордена продлилось недолго. В середине XVIII века он начал приходить в упадок. В наши дни увидеть мальтийского рыцаря можно только в сувенирных магазинах. Покупают их в основном туристы - самим мальтийцам рыцари ни к чему. Историю Ордена они знают довольно поверхностно. Кстати, мало кто из них знает, что когда-то Великим магистром Ордена был российский император Павел I. Павла избрали Великим магистром осенью 1798 г. после того, как Наполеон без единого выстрела занял остров и выслал с Мальты всех членов Ордена за исключением дряхлых стариков. Но надежды рыцарей, что Россия поможет вернуть им остров, так и не оправдались. В наше время Мальтийский орден фактически превратился в католическую благотворительную организацию со штаб-квартирой на Авентинском холме в Риме. Членство в Ордене по-прежнему считается почетным - но теперь, чтобы стать рыцарем, в принципе достаточно располагать суммой в 10 000 мальтийских лир на ежегодный взнос - это около 30 000 долларов.

Волхонка, самое сердце Москвы. Из огромных окон просторного, в хайтековском стиле обставленного офиса открывается потрясающий вид на Кремль, вдали сверкают золотые купола храма Христа Спасителя. Стены украшают внушительных размеров произведения современных российских художников. Мы – в посольстве Суверенного Военного ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты в Российской Федерации. Нам назначена встреча с господином Джанфранко Факко Бонетти – Чрезвычайным и Полномочным Послом Мальтийского ордена в России. Факко Бонетти в Москве бывает наездами, правда, приезжает довольно часто. Постоянно представляет интересы ордена в Москве его первый консул Никола Саворетти. Человек он у нас известный – крупный итальянский предприниматель, чей бизнес тесно связан с Россией. По матери Саворетти русского происхождения, несколько лет учился в Москве, бегло говорит по-русски, имеет тесные связи с российскими деловыми кругами. Хорошо знает и любит нашу страну и господин Факко Бонетти. Предыдущие пять лет, будучи послом Республики Италия в России, он много ездил по регионам, общался с людьми.

У Мальтийского ордена - уникальный статус государствоподобного образования. Этот католический институт - неофициальный канал контактов между православной церковью и Ватиканом.
Так что нетрудно предположить, какой интерес может быть у католического института, каковым является Мальтийский орден, в православной стране. Это – неофициальный канал контактов между православной церковью и Ватиканом. Когда Факко Бонетти был послом Италии, его неоднократно принимал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В России с 1990-х годов действуют представительства многих католических орденов – францисканцев, иезуитов, в прошлом году открылось представительство влиятельнейшей Opus Dei. Чем же от них отличается Мальтийский орден? У него уникальный статус государствоподобного образования, статус постоянного наблюдателя при ООН и Совете Европы, дипотношения со ста странами мира. С Россией они установились в 1992 году. А чтобы понять, почему у рыцарского ордена такие привилегии, когда его территория в 12 раз меньше даже площади Ватикана: палаццо и вилла в Риме, да бывшая резиденция мальтийцев на острове Мальта – форт Сант-Анджело, переданный им в пользование на 99 лет, надо обратиться к его более чем девятивековой истории. Братство бедных и милосердных. В XI веке Иерусалим принадлежал арабам, которые не препятствовали паломничеству европейцев к главным святыням христианства. Вместе с паломниками там появились и итальянские купцы, построившие приют с церковью Иоанна Крестителя и госпиталь, где монахи ухаживали за больными пилигримами. Потому членов этого ордена называют еще и иоаннитами или госпитальерами. Статус ордена был дарован им папой Паскалием II в 1113 году. И поскольку братство было религиозным, то все его члены давали обет бедности, целомудрия и послушания. С началом Крестовых походов к монахам начали поступать и раненые рыцари, жертвовавшие ордену значительные суммы и защищавшие братию оружием от участившихся вражеских набегов. Так орден приобрел еще и военно-рыцарский статус. Когда крестоносцев изгнали из Святой земли, госпитальеры сначала обосновались на Кипре, а затем, в 1310 году, перебравшись на остров Родос, построили там государство с мощным флотом, контролировавшим восточную часть Средиземного моря. Целых двести лет орден оставался форпостом католической Европы на ее восточных границах, отражая жестокие набеги турок. Однако в 1523 году после длительного и кровопролитного сражения иоанниты вынуждены были оставить Родос и семь лет скитались, пока император Карл V в 1530 году не передал им во владение остров Мальту – тогда за орденом и закрепилось название Мальтийского. Больше двух веков (вплоть до захвата острова Наполеоном в 1798 году) длилась эпоха наивысшего расцвета государственности госпитальеров: бурно развивались торговля, военное дело и строительство, окончательно сформировались структура, устав и иерархия ордена. Лишившись же, в который уже раз, своего дома, орден утрачивает прежнюю мощь. Только в 1834 году, получив дворец и виллу в Риме, он начинает новый отсчет своей истории. Великий магистр, дамы и кавалеры. Жизнь за стенами этих двух особняков – тайна за семью печатями. Известно, что в палаццо на самой дорогой улице Рима, Виа Кондотти, живет глава ордена – Его Высокопреосвященная Светлость Князь и Великий Магистр. Он избирается пожизненно Большим государственным советом и правит при помощи Суверенного магистрского совета (правительства) из четырех высших должностных лиц (Великого командора, Великого канцлера, Госпитальера и Держателя общего казначейства ордена), плюс шесть членов, возглавляющих основные структуры организации в разных странах – приораты. Совет избирается Великим капитулом (съездом), который созывается раз в пять лет. Магистр и правительство, которое тоже заседает на Виа Кондотти, – ядро ордена. Эти люди, происходящие только из старинных аристократических семей Европы, дают монашеский обет и ведут аскетический образ жизни. Все заседания, выборы, включая посвящение в рыцари, и сегодня проходят за плотно закрытыми дверями. Как рассказал посол, самому вступить в орден невозможно – можно быть только призванным. Но современность внесла свои коррективы в требования к кандидату. Чтобы стать «кавалером» или «дамой», необязательно дворянское происхождение – достаточно особых заслуг перед орденом. Членов ордена сегодня в мире – 12500 человек. Это, как правило, главы королевских семей, как испанский монарх Хуан Карлос, политики, банкиры и бизнесмены, делающие пожертвования в казну иоаннитов. Рыцари-Благотворители. Эмблему мальтийцев – белый восьмиконечный крест на красном фоне – можно сегодня встретить в любой точке мира: орден имеет свои структуры в 54 странах, включая 47 национальных ассоциаций, и работает более чем в 120 странах мира. В некоторых странах, например в Германии, орден – вторая после государства медицинская и социальная структура. Чем объяснить такую эффективность средневековой по сути и своему духу организации? Тем, что она приняла современные реалии, сместив акцент с первой части своего девиза («защита веры»), на вторую («помощь нуждающимся»). Там, куда это необходимо, мальтийцы посылают единовременную помощь в виде продовольствия, медикаментов и одежды. Во многих странах развернуты долгосрочные программы: открыты поликлиники, бесплатные столовые, дома для престарелых и инвалидов, детские дома, школы медсестер и другие благотворительные учреждения. Чтобы все это разветвленное хозяйство работало, созданы специальные структуры: International Hospitaller Committee, Malteser International и Emergency Corps of the Order of Malta. Группы помощи могут отправиться в район стихийного бедствия в течение 48 часов и развернуть лагеря на 1000 человек со всем необходимым. Работают повсюду только волонтеры, всего их по всем странам – около 80000 человек. Второе пришествие. В начале 1990-х Мальтийский орден пришел и в Россию: в 1996 году он был официально зарегистрирован как межрегиональная общественная благотворительная организация «Русская служба помощи суверенного Мальтийского ордена (Русская Мальтийская помощь)». Начиная с 90-х годов в российском направлении шли тонны грузов – продукты питания, медикаменты, одежда. Главным образом, все шло из Германии и распределялось среди нуждающихся в Москве, Петербурге, Калининграде, Смоленске и других городах. Только в 1995 году немцы-мальтийцы прислали в Россию гуманитарную помощь общим весом 700 тонн! Вначале это были разовые акции, затем в тех же Москве, Петербурге, Калининграде и Смоленске появились долгосрочные проекты. Помощь только адресная – так она гораздо эффективнее, быстрее работает, считают мальтийцы. Епархия ордена отдельного немецкого города помогает отдельному российскому городу: Аугсбург – Москве, Оснабрюк – Калининграду, Вюрцбург – Санкт-Петербургу. Читаю брошюру, которую мне дали в посольстве Мальтийского ордена в Москве, – сухие цифры и факты помощи нашим бедным и страждущим впечатляют, но не убеждают. Хочется все увидеть собственными глазами. ...Тихая, застроенная еще в позапрошлом веке улица Чайковского в самом центре Петербурга. Здесь, в подвальном помещении красивого старинного дома уже 16 лет работает столовая для малоимущих: с ее открытия, собственно, и началась история мальтийцев в Северной столице. Сюда ранним субботним утром мы приехали с Ириной Тынковой, отвечающей за связи с общественностью «Мальтийской помощи» в Петербурге. Заходим в очень маленькое, скромно обставленное, но чистое и уютное помещение столовой. Сегодня здесь никого нет – в выходные столовая не работает; по будням же сюда приходят не менее 500 человек. В основном, это пожилые люди с маленькой пенсией, поясняет Ирина, в последнее время к ним присоединились еще инвалиды и многодетные матери-одиночки. А началось все с того, что в 1992 году приехали немцы, пошли в администрацию района, и та выделила для столовой помещение в только открывшемся Доме ветеранов. Сперва здесь работали сами немцы, затем их сменил российский персонал.
…Для человека со стороны видеть все это тяжело. Другой, параллельный мир, о котором предпочитаешь не думать. И уж никак он не вяжется с кавалерами и дамами, устраивающими роскошные приемы и балы в ренессансных палаццо…
Как люди, которые сюда приходят, узнают о существовании бесплатной столовой? Ирина поясняет: «350 человек к нам посылает собес, 150 приходят от городских приходов – православных, католических и лютеранских». С городскими социальными службами и с православной церковью у Мальтийского ордена в России хорошие отношения (вот, оказывается, зачем нужны дипломаты!) В попечительском совете столовой даже православный священник – протоиерей Владимир Сорокин, бывший ректор Высшей православной духовной семинарии в Петербурге, а ныне настоятель одной из петербургских церквей. «Сюда приходят не только поесть, но и пообщаться. Ведь большинство наших подопечных – люди одинокие», – рассказывает Ирина. Уберите вывеску! Складывается очень уж благостная картина, но так ли все безоблачно? «Конечно, проблемы есть, – вздыхает Ирина. – Растут цены на продукты, и чуть ли не каждый месяц приходится просить немецких благотворителей увеличивать посылаемую на их закупку сумму». А наше государство помогает? «Собес района выделяет ежемесячную субсидию и еще оплачивает коммунальные услуги, но все равно не хватает, – говорит Ирина. – А год назад весь верхний этаж скупил один господин и теперь пытается выдворить столовую из этого здания. Ему, видите ли, мешают плохо одетые старики, которые рано приходят и шумят внизу. Заставили нас даже перенести вход во двор и убрать вывеску. Но пока держимся». Следующая наша цель – бездомные. По пути в «Ночлежку», российскую благотворительную организацию, созданную при поддержке Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, заезжаем в офис ордена – небольшую квартиру в типичном питерском доме с мрачным двором-колодцем. Обстановка более чем скромная, почти аскетичная. Столы с компьютерами, по стенам – эмблемы Мальтийского ордена и фотографии, посвященные деятельности ордена в Петербурге. Ирина комментирует каждый снимок: «Это – лежачие больные. Мы им помогаем на дому. Здесь мы вручаем продукты пенсионерам и неполным семьям с детьми-инвалидами, оказавшимся без средств к существованию. А это – наше социальное такси. Сегодня мы эту программу закрыли, потому что появилась уже такая же государственная. Кстати, и диспетчер службы, и водители – сами инвалиды, работали на собственных машинах». Зато открыли новую программу – для детей-инвалидов. Горячий чай с супом. Компьютеров я насчитала четыре. «У нас шесть постоянных сотрудников, ведущих разные программы. Остальные – это волонтеры и работники поликлиник и больниц», – рассказывает Ирина. Далее едем уже на Боровую улицу, в «Ночлежку». По пути Ирина продолжает рассказ: «Послезавтра приедут 20 человек немцев из тех, что нам помогают. Это уже стало традицией – время от времени приезжать и на месте смотреть, как все работает, нужно ли еще что-то. Удивительно, но это никакие не миллионеры, а самые обычные люди, подающие всем нам удивительный пример жертвенности, что нас очень поддерживает морально». «Ночлежка» – вполне приличное с виду трехэтажное здание с чистым двором, где с краю расположилось со своим скарбом несколько бездомных. Ирина подходит к пожилой женщине, которая с ходу начинает жаловаться на кого-то. Ирина ее успокаивает, одновременно разбираясь с бомжом неопределенного возраста. Тот бормочет, что ему не дали чаю с печеньем, а еще, что он хочет вернуться в Москву. Навстречу нам выходят двое прилично одетых мужчин с долгожданным чаем для бомжа. Оказалось, что они сами бездомные. «Если они не пьют, то могут помогать, мы их оставляем», – говорит Ирина. Орден организует здесь ежедневное двухразовое горячее питание: растворимый, в стаканчике, обед и чай. Заходим в саму ночлежку, там три помещения для мужчин, одно – для женщин. Везде очень чисто, но все равно как-то не по себе – бомжи все-таки… Ирина же чувствует себя абсолютно естественно: всех знает по имени-отчеству, передает женщинам какие-то фотографии. Она здесь свой человек и легко находит правильную интонацию для общения. У мальтийцев в «Ночлежке» свой медпункт, где медсестра из районной поликлиники принимает непростых пациентов: кому надо рану обработать, кому перевязку сделать. Бывают случаи и похуже: чахотка, гангрена, СПИД… Помещение – совсем крохотное, идеальная чистота, лекарства и мединструменты аккуратно разложены. Читаю, заметив эмблему Мальтийского ордена, объявление на стене: желающих приглашают бесплатно помыться в одну из близлежащих бань: «Все пришедшие обеспечиваются мылом, мочалкой, одноразовой простынкой». Ирина же заводит меня в новый передвижной пункт санитарной обработки с восьмиконечным мальтийским крестом: «Только привезли, с понедельника начнет работать». …Для человека со стороны видеть все это тяжело. Другой, параллельный мир, о котором предпочитаешь не думать. И уж никак он не вяжется с кавалерами и дамами, устраивающими роскошные приемы и балы в ренессансных палаццо… Но именно благодаря им и целой невидимой армии волонтеров Мальтийский орден не ушел в историю. Русский след святынь госпитальеров. Мальтийский орден в России – до сих пор до конца не изученная тема. Когда Наполеон захватил Мальту, император Павел I приютил мальтийских рыцарей и был провозглашен в 1798 году Великим Магистром. После убийства императора деятельность ордена в России быстро сошла на нет. Но история на этом не закончилась. Покидая в спешке Мальту, тогдашний Великий Магистр фон Гомпеш увез с собой святыни ордена – десницу Иоанна Крестителя, Филермскую икону Божией Матери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой, и часть Животворящего Креста. Отрекшись в изгнании от власти, Гомпеш отослал эти святыни в Санкт-Петербург, где депутация рыцарей в торжественной обстановке вручила их Павлу I за оказанные им поддержку и заботу. После убийства императора реликвии вплоть до 1919 года хранились в Зимнем дворце. Их торжественно выносили лишь во время крестных ходов в Павловский собор, где выставляли на десять дней для поклонения, а затем возвращали обратно во дворец. Далее, по версии одного из ведущих наших специалистов по Мальтийскому ордену историка Владимира Захарова, события развивались следующим образом. В 1923 году итальянское правительство обратилось к большевикам с просьбой вернуть реликвии, но их успели вывезти в Эстонию. Какое-то время они хранились в православном соборе в Ревеле, но затем были перевезены в Данию вдовствующей императрице – матери Николая II. После кончины Марии Федоровны ее дочери передали святыни главе Русской православной церкви за границей митрополиту Антонию, и некоторое время они находились в православном храме в Берлине. Епископ Тихон передал их в 1932 году королю Югославии Александру. Во время войны глава Сербской православной церкви патриарх Гавриил вывез их в Черногорию, в монастырь Святого Василия Острожского. Тут след надолго потерялся. Лишь в 1994 году церковные иерархи Черногории заявили, что десница Иоанна Крестителя и реликварий с частицей Древа Животворящего Креста Господня находятся в Цетине, в монастыре Святого Петра Цетинского. Считалось, что навсегда утеряна еще одна святыня ордена – медальон Великого Магистра (в виде большого мальтийского креста с изображением Филермской иконы). Теперь известно, что он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля. Там же – один из трех тронов с мальтийской символикой, изготовленных по приказу Павла I, и его корона с мальтийским крестом. Два других трона хранятся в Эрмитаже и музее-заповеднике «Гатчина».

Мальтийский орден

Мальтийский орден (иониты, госпитальеры, родосские рыцари) - духовно-рыцарский орден Святого Иоанна, который основан около 1070 г. как братство. Символом Мальтийского ордена является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черном плаще (Приложение №5).

В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец, или Магистральный дворец на виа Кондотти, 68, резиденция, и Магистральная вилла на Авентине). С 1998 года Орден также владеет фортом Сант-Анджело, также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством республики Мальта. Таким образом, Орден формально имеет территорию, над которой осуществляет собственную юрисдикцию, однако вопрос о фактическом статусе этой территории (собственная территория Ордена или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды) является предметом для абстрактных юридических дискуссий .

Научных работ относительно международно-правового положения Мальтийского ордена среди российских ученых не так уж и много. Наиболее полно раскрывает этот вопрос кандидат исторических наук В.А. Захаров. В данном параграфе мы будем опираться именно на его статьи.

С момента создания Мальтийского ордена его история неразрывно связана с таким правовой категорией как суверенитет. Вся его история - это борьба за признание его суверенным государством.

Как пишет В.А. Захаров, "мы привыкли к словосочетанию "Мальтийский орден" применительно лишь к католическому "Суверенному Мальтийскому Ордену". Но в начале своего существования эта структура именовалась Орденом госпитальеров, позже еще и Орденом ионитов, затем к ней прибавились географические названия территорий, которыми владел орден. Мальтийским же орден стал называться только после получения им во владение Мальты. Впоследствии уже не располагая территориями, он сохранял именно это свое наименование" .

Современное название Мальтийского ордена звучит на официально признанном орденом языке итальянском: "Sovrano Militare Ordine Ospedaliero di San Giovanni di Gerusalemme di Rodi e di Malta", что на русский язык переводится: "Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты" .

Основным законом Суверенного Мальтийского ордена с 1961 года является его Конституция, которая составлялась при теснейшем участии ватиканских стратегов после кризиса, разразившегося в Ордене по окончании Второй мировой войны.

В ст.1 Конституции 1961 года содержалось краткое и категориальное определение "Орден является юридическим лицом и торжественно признан святым престолом. Он имеет правовую квалификацию субъекта международного права". В ст.3 отмечено: "Тесная связь двух качеств Ордена, который является как религиозным, так и суверенным, не находится в противоречии с автономией Ордена как в отношении осуществления суверенитета, так и связанных с ним прерогатив Ордена как субъекта международного права в отношениях с государствами" .

Рассмотрим некоторые истоические моменты создания Мальтийского ордена.

Между 1052 и 1066 гг. Богатый гражданин из итальянского города-республики Амальфы Константино ди Панталеоне вместе с другими подвижниками построил в Иерусалиме на месте старого странноприимного дома времен аббата Проба, рядом с храмом св. Иоанна Крестителя, новы дом для больных поломников. Именно отсюда пошло название госпитальеров.

В 1099 г. братство госпитальеров было преобразовано в манашеский орден. Политическая ситуация, сложившаяся поле создания крестоносцами Иерусалимского королевства, побудила орден госпитальеров принять на себя военные обязанности по защите не только паломников и больных, но и территорий, полученных в результате Крестовых походов. Так сформировался духовно-рыцарский орден .

Превым документом представляющим Мальтийский орден как субъект международного права является булла Пасхалия II 1113 г. Этот документ разрешал ордену "свободно избирать своего главу" независимо от любых светских и духовных властей.

Правовое положение Ордена как члена международно-правовой общности было признано государствами Западной Европы без ограничений. В этом качестве Орден был представлен на Вестфальском мирном конгрессе (1643-1648), а также на Нюрнбергских переговорах суверенов. Он также принимает участие в заключении мирных договоров в Нийнмегене (1678) и в Утрехте (1713), в подписании международно-правовых соглашений с Польшей (1774-1776) и с Россией (1797) .

С середины XIX в. Деятельность ордена сосредотачивается на медицинской и благотворительной деятельности. Появляются национальные ассоциации рыцарей: 1859 г. в Рейне-Вестфалии, 1875г. - в Англии, 1877 г. - в Италии и др.

Поскольку с конца XIX в. резиденция Суверенного Мальтийского ордена находится на государственной территории Италии, итальянское государство и его суды не раз занимались вопросом международно-правового статуса Ордена.

Государственный совет Италии в своем заключении от 10 ноября 1869 г. заявил, что Мальтийский орден является суверенным институтом, поэтому указы Великого магистра Ордена не нуждаются в экзекватуре короля Италии.

Суверенное положение Мальтийского ордена подтверждается также в Конвенции итальянского военного министерства и Ордена от 20 февраля 1884 г. и в законодательных декретах итальянского правительства от 7 октября 1923 г., 28 ноября 1929 г. и 4 апреля 1938 г. .

В истории Мальтийского ордена ХХ в. был период, который вполне мог закончится утратой орденом, как своего суверенитета, так и его религиозного, духовно-рыцарского характера.

Вопрос суверенитета Мальтийского ордена рассматривался после Второй мировой войны. В 1953 году Комиссия Великого трибунала приняла приговор, в котором еще раз подтверждался суверениетет Мальтийского ордена.

Для того чтобы заявить о своем суверенитете в мировом масштабе, Мальтийский орден предпринял попытку в 30-е годы ХХ в. тогда впервые были установлены дипломатические отношения со Святым престолом. В 1937 г. подобные отношения были оформлены с франкистской Испанией.

Во второй половине ХХ в. между Мальтийским орденом и с большим количеством стран Латинской Америки и Африки были установлены дипломатические отношения.

Однако, в 1960 г. Мальтийский орден был объявлен корпорацией, которая, с точки зрения международного права, не может рассматриваться как религиозное, военное, аристократическое или суверенное сообщество. Спасение пришло от итальянского правителдьства. Отношения между Итальянской Республикой и Мальтийским орденом окончательно были определены дипломатическими нотами, которыми стороны обменялись 11 января 1960 г.

Тем самым Итальянская Республика признала существование Мальтийского ордена на сваоей территории в качестве суверенного государства, с которым она поддерживает дипломатические отношения. Однако государственного признания со стороныне только европейских, но и главных мировых держав все же не последовало .

Окончательно вопрос суверенитета Мальтийского ордена был решен с принятием Верховным судом Италии постановления, в котором говорилось, в частности следующее. "В январе 1960 г., 32 года тому назад S. M. O. M. и правительство Италии подписали соглашение, в котором S. M. O. M. получает признание как государство. Но это соглашение никогда не получало соглашения парламента Италии и никогда не имело статуса договора. В любом случае S. M. O. M. не может являться государством, поскольку не имеет территории, граждан, и вследствие этого, нет требуемого соответствия" .

Жизнь и работа ордена до недавнего времени регулировалась конституцией, утвержденной Святым престолом (апостолическое послание от 24 июня 1961 года) и кодексом (сводом законов), вступившем в силу 1 ноября 1966 г., с изменениями, утвержденными папой Иоанном Павлом II в мае 1997 года.

S. M. O. M. имеет собственные суды первой инстанции и апелляционные суды с председателями, судьями, блюстителями юстиции и ассистентами с правом совещательного голоса Суверенного совета .

В настоящее время Орден поддерживает дипломатические отношения более чем со 120 государствами .

В ХХ в. суверенитета Мальтийский орден так и не приобрел, по мнению специалистов по международному праву, в настоящее время он является государствоподобным образованием, "Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция. Подобное мнение разделяет и ООН" .