Костелы и соборы львова, которые не оставили нас равнодушными. Костелы и соборы львова, которые не оставили нас равнодушными Православные храмы во львове

История

Изменение названия:

  • Галицкая - с 1141 г.
  • Галицкая, Волынская и Литовская - с 1371 г.
  • Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская - с 1539 г.
  • Львовская и Тернопольская - с 1941 г. до 1988 г.
  • Львовская и Дрогобычская - до 1998 г.
  • Львовская и Галицкая - с 5.11.1998 г.

Структура и современное состояние

Епархия подразделена на 12 благочиний: Бродовское, Дрогобычское, Жолковское, Пустомытовское, Радеховское, Самборское, Сокальское, Старосамборское, Турковское, Яворовское, Центральное.

В составе Львовской епархии по данным отдела по делам религий Львовского обладминистрации на 1 января года было 62 религиозные организации, а именно :

  • управление,
  • 57 общин (58 священнослужителей),
  • монастырь,
  • три братства,
  • 25 воскресных школ и
  • три периодических издания.

По данным Львовской обладминистрации Львовская епархия владела 14 культовыми сооружениями (из них 8 - памятники архитектуры), из которых 12 находились в собственности, 1 в пользовании, 1 помещение приспособлено под молитвенное; УПЦ брала в аренду ещё 11 помещений для проведения богослужений. Кроме этого, Церкви было передано 13 бывших некультовых помещений. В течение - годов верующие УПЦ построили девять храмов и на начало 2007 года продолжали строительство ещё десяти .

По данным епархиального управления на начало года в составе епархии были :

  • 62 прихода (протопресвитер - 1, протоиереев - 46, иереев - 11, протодияконів - 2, дьяконов - 8),
  • 41 храм (в том числе 3 во Львове: Свято-Георгиевский , Свято-Владимирский и Свято-Троицкий)
  • 2 монастыря Львовский Свято-Преображенский женский монастырь, Свято-Покровский мужской монастырь в с. Кострино на Закарпатье.
  • четыре периодических издания: газета «Світло Православ`я», молодёжная газета «Церква і молодь», газета для заключённых «Помилуй і спаси», детский журнал «Божа нивка».
  • 6 православных объединений:
    • Братство во имя святых апостолов Петра и Павла (г. Львов, основано в году, занимается духовно-просветительской и миссионерской деятельностью);
    • Сестринство во имя великомученицы Варвары (г. Львов, занимается благотворительностью в отделениях областной психиатрической клиники и научно-просветительской деятельностью, в русскоязычных организациях и школах);
    • Молодёжное братство в честь Почаевской чудотворной иконы Божьей Матери (г. Львов, основано в году, члены братства работают в детских домах и школах-интернатах, занимаются духовно-просветительской деятельностью);
    • Медицинское братство во имя святого великомученика Пантелеймона (медицинские консультации для прихожан епархии);
    • Общество защиты жизни «Спаси и сохрани» в честь Феодоровской иконы Божьей Матери (г. Львов, основано в году, просветительская деятельность против абортов и контрацепции).
    • Православное военное братство.
  • При епархиальном управлении также действуют Высшие Богословские курсы, миссионерский отдел, библиотека, видеотека, аудиотека.

Список правящих архиереев

  • Косма 1156-1167
  • Артемий 1239-1240
  • Иосиф 1292
  • Григорий 1301
  • Феодор 1331-1334
  • Иоанн 1415
  • Макарий Тучапский 22.II.1540-6.III.1547
  • Арсений Болобан 1549-1565
  • Иоанн 1569
  • Гедеон Болобан 1570-5.X.1596
  • Иеремия Тисаровский 1607-1641
  • Арсений Желиборский 1641-1651
  • Афанасий Желиборский 1651-1667
  • Иосиф Шумлянский 1.II.1668-1700

Примечания

Ссылки

  • Львовская и Галицкая епархия На официальном сайте МП
  • Львовская епархия На сайте Русское Православие

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Львовская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата" в других словарях:

    Архиереи размещаются по старшинству. В скобках указывается дата епископской хиротонии (посвящения). Содержание 1 Нынешние архиереи 1.1 Предстоятель 1.2 Правящие … Википедия

    Название Адрес Епархия Изображение Киев Свято Успенская Киево Печерская Лавра ул. Лаврская, 25 Киевская … Википедия

    В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей Территория Приходов Монастырей Благочиний… … Википедия

    В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Русской православной церкви (Московского патриархата). Все епархии перечислены по регионам их нахождения в алфавитном порядке. Титулы архиереев совпадают с названиями возглавляемых ими… … Википедия

    В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия Википедия

    Украинская православная церковь (Московского патриархата) … Википедия

C пастырским визитом приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и Украина очнулась от спячки. Люди слушают новости, обсуждают, где он побывал и что сказал. Пересказывают друг другу чуть ли не каждое его слово. А в православных Галиции словно новую жизнь вдохнули. Два десятка лет пребывают они униженными и ошельмованными, но сберегли приверженность истинной вере. Праздник в сердцах сохранится на всю жизнь. Хоть чуда и не ждут, да если и произойдет оно, то одному Богу известно, когда. А жить надо здесь и сейчас. О ситуации в Западной Украине Патриарх Кирилл говорил: «Ну разве дело, что Православная Церковь Московского патриархата не имеет по-настоящему своего кафедрального собора во Львове? Разве дело, что невозможно построить ни одного храма, не даются участки земли? Это совсем не дело. Это только развивает чувство неприязни. И поэтому я считаю, что все эти вопросы надо регулировать. И здесь огромная ответственность местных властей.

Во Львове из 19 храмов у Украинской Православной Церкви остался один – Святого Георгия, в котором размещено и епархиальное управление. Где еще можно православному человеку помолиться? Таким вопросом начался наш разговор с архиепископом Львовским и Галицким Августином. На кафедре он с 1992 года, когда, казалось, православие в Галиции было уже полностью разгромлено. Но только – казалось, и не в первый раз, заметим.

– Вначале об особенностях сооружения этого храма. Чтобы разрешили его строить, пришлось написать 150 прошений императору Австро-Венгрии. Но построили только благодаря известному историку, профессору, будущему председателю Центральной Рады Михаилу Грушевскому. Не все об этом знают, а греко-католиков, мягко говоря, этот исторический факт смущает. Предпочитают говорить, что строили для русских солдат. Неправда! Когда все храмы стали униатскими, то храм святого Георгия был и для румын, и для русинов, греков, не украинский, не русский – просто православный. Мои предшественники в конце XIX века 150 раз обращались за разрешением к императору, а я за 17 лет написал пока всего 50 писем – губернаторам, президентам, в Верховную Раду… Сейчас во Львове есть еще два прихода: отреставрированная деревянная церковь на окраине города и церковь в переоборудованном цехе когда-то известного завода «Кинескоп». Здесь прихожане выкупили здание, разобрали пять верхних этажей, ждем разрешения властей, чтобы завершить строительство верхнего храма.

– Владыка, насколько я знаю, за время вашего служения количество приходов епархии увеличилось в несколько раз.

– В четыре, скажем так. Вернулись некоторые из тех, кто когда-то отошел. В 1988 году Львовская епархия имела 1237 православных приходов. С 1989 года началось возрождение униатства, потом – расколы. Когда я сюда пришел, то застал уже такую картину: униатских приходов было около 1000, раскольнических около 800 и моих, канонических, – 15. Они были разрознены, растерянны. Надо было собрать всех вместе, организовать, набрать хотя бы 20 приходов, чтобы сказать в Киеве: вот, есть епархия, – ведь пришлось заново проходить регистрацию. Все было незаконно передано «Киевскому патриархату», кафедральный собор, епархиальное управление, документы, печати – все осталось у моего предшественника, который ушел в раскол. Меня поставили перед фактом – у вас ничего нет.

– Это делалось с согласия властей?

– Конечно. Разделяй и властвуй! Тогда все священники были в растерянности. Просили: давайте подождем. Проходит месяц-другой. Сколько еще ждать? Собрались самые мужественные, около двадцати. Начали постепенно налаживать церковно-приходскую жизнь: где залечивать раны, а где и создавать новые общины. Сейчас у нас 60 приходов.

– Владыка, как бы вы охарактеризовали ситуацию с Православием на Украине?

– Все расколы, как правило, являются региональными, когда отходят частью. А этот – по живому: через село, через семью прошел… Нечто похожее было в 20 – 30-е годы, но то были цветочки…

– Кому это выгодно?

– Тому, прежде всего, кому выгодно разрушать христианство в Европе. Возьмем унию. В механизме ее возрождения три равноценных составляющих. Первая: политики, которые православие органически не воспринимают. Вторая: те, кто хотел бы использовать унию для отдаления Украины от России. Религия – это не только обряды, но еще и менталитет. И третья: Ватикан и украинские диаспоры в Канаде и Америке, где преобладают униаты. Православные священники благословляли Красную Армию, униатские – немцев. Я говорю галичанам: если вы хотите, чтобы Шухевича уважали во всей Украине, покажите пример. Зачем памятники советским солдатам уничтожаете? В одном из интервью как-то подчеркнул: надо разделять российское и православное. Возмутились! Для галичан православные и русские – синонимы. А это ошибочный взгляд, идущий от нежелания изучить историю православия на Руси. Здесь говорят: «Мама, в хату лезет «рогатый». Хорошо, лишь бы не «москаль». Потому – что угодно, только не православие.

– Чем объяснить эту уникальную особенность Галиции?

– Такого в мире, действительно, больше нигде нет. Имею в виду греко-католиков. Православие и католицизм развивались на разных культурных почвах. Отсюда и такие различия в менталитете. Православие развивалось на базе эллинской философии, такой, знаете, созерцательности. Латинское христианство – на базе римского рационализма, законничества. Униатство же – религия искусственная, суррогатная, пытающаяся соединить в себе православный обряд и католическую догматику. В результате возник особый образ мышления и даже образ жизни. Ведь Галиция, в политическом плане, что называется, ходила по рукам. Вначале польская власть. Потом австро-венгры пришли. Опять поляки. Русские, немцы, и так – все время. Галичане столетия пребывают в «зоне» (анклав), возник комплекс, который я называю комплексом невинно осужденного, произошла морально-психологическая мутация. У кого еще такое духовное состояние, чтобы предложить всему народу гимн с пожеланием: «Нехай згинуть наши вороженьки»? На Востоке Украины нет такой проблемы.

Ты кто, спрашиваю порой, православный или католик? Отвечает: я по обряду православный, но по вере католик. Это чувство неполноценности, дискомфорта заставляет человека постоянно оправдываться, что-то доказывать. С греко-католиками нескончаемые дискуссии: кто больший патриот, чье имущество? Ситуация абсурдная. Когда мне задают вопрос, с кем у тебя самые плохие отношения, говорю – с униатами. А самые хорошие? С римо-католиками. Мы с ними идентифицированы и четко знаем, кто мы такие. А немножко православные, немножко католики – это самообман: католицизм поглощает. Уния все 350 лет была другая, до 1939 года во всех униатских приходах богослужения совершались на церковно-славянском языке, а сейчас происходит латинизация обряда при украинизации богослужения.

– Правда ли, что часть епископата ставит вопрос о получении полной независимости от Московского патриархата?

– Если еще несколько лет тому назад громко звучали голоса о том, что надо бы для пользы Церкви добиваться автокефалии, чтоб уврачевать раскол, то сейчас на этом настаивают только несколько епископов. Вместе с тем, мы видим также, что это нереально. Ситуация такова, что значительная часть народа и духовенства этого не воспринимают, вопрос надо снять с повестки дня. Не может быть в Церкви 50% плюс один голос. В Церкви, как минимум, 75% требуется. Как минимум! Чтобы было согласие. У кардинала Гузара (глава униатской церкви) есть Папа Римский. Почему у нас не может быть Патриарх Московский?

– В продолжение темы церковной независимости: как вы относитесь к идее президента Ющенко о единой, Поместной Украинской Церкви?

– Ну, представьте себе, что где-то в Европе президент позволил бы себе такое заявить, стал бы Церковь строить. Скандал! Я считаю, президент был бы прав, если бы сказал: я уважаю все религии, постараюсь, чтобы их права не нарушались, но я лично верный Украинской Православной Церкви. Обратился бы к Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру: Ваше Блаженство, я ваш сын духовный и прошу вас, давайте будем искать возможности для уврачевания раскола. Но ведь он дистанцируется не просто от Православной Церкви, а от всего православного сообщества. Президент отдает предпочтение Киевскому патриархату, а ведь Филарет (Денисенко) не просто в расколе с Русской Церковью, он в расколе со всем Вселенским Православием.

Мотивы форсированного получения статуса независимости Украинской Церкви разные и об этом более всего радеют те, кто не являются чадами Церкви.

– Насколько я понимаю, Ющенко не нашел поддержки у Константинопольского патриарха Варфоломея, к которому обращался с просьбой о предоставлении Киеву автокефалии.

– Думаю, это очевидно. Патриарх Варфоломей, как Предстоятель Церкви, первой по чести, с президентом Украины должен общаться, но не будет он нарушать канонические правила ради амбиций политических деятелей.

– Как бы вы расценили тот факт, что некоторые руководители государства, известные политики, позиционируют себя как людей православных, но молятся в храмах и других конфессий?

– Есть сторона каноническая, есть сторона моральная. Любой христианин вправе зайти в храм любой конфессии и посмотреть, но не молиться. Молиться нельзя! Только поприсутствовать. Руководители государства, политические лидеры, публичные лица могут посещать храмы всех конфессий, но если они христиане, то должны определиться – к какой именно принадлежат, где принимают Таинства.

– Владыка, мы с вами разговариваем накануне приезда Святейшего Патриарха. На ваш взгляд, насколько значимо это событие для Западной Украины?

– Давайте разделим: Западная Украина – это Галиция и Волынь. На Волыни тоже есть проблема раскола, но здесь, в Галиции, деструктивных моментов значительно больше. До 1596 года Галиция преимущественно была православная. После подписания унии православные приходы постепенно падали, а Львов держался еще 100 лет. Парадокс: когда началась реанимация унии, Львов, наоборот, стал генератором, двигателем униатства. И раскольники разные тоже тут угнездились.

Святейший посетит Галицию и Закарпатье в будущем. Хотя я просил, чтобы он своим присутствием освятил Львов, но мне ответили, что наш город требует особого внимания. Поэтому Святейший намерен нанести визит в Галицию отдельно. Думаю, это правильно. Будем готовиться к визиту.

– Приезд Патриарха – свидетельство единства Церкви?

– Не только это. К примеру, визит Папы Римского был стимулом, поддержкой для римо-католиков. Приезд православного Патриарха воодушевляет и нас. Ведь он приехал к нам, в колыбель Православия, на место крещения Руси. Это очень знаменательно для нашей Церкви.

– Что означает визит Патриарха для вас?

– Это видимый знак того, что мы пребываем в духовном единстве. Мы не являемся чем-то отторгнутым, мы – чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы находимся в зоне особого внимания Патриарха Кирилла, а значит – и всех остальных православных Патриархов: наши беды, наши проблемы известны, к ним не равнодушны.

– Сейчас захваты православных храмов прекратились? Или уже нечего делить?

– Просто все определились. Мы, кстати, каждый год открываем какой-то новый приход и всегда слышим: опять эти «москали» вылезают. Сейчас проблемы не столько с приходами действующими, как с открытием новых. Власти стараются показать, что соблюдают законность, на самом деле, используют любую зацепку, чтобы не дать разрешение на строительство храма.

– Галицию всегда рассматривали как форпост католицизма…

– Да, и по сей день так рассматривают. В начале 90-х годов кардинал Любачивский, тогда глава Греко-католической церкви, сея смуту и раздор в одной нации, в одном из своих посланий говорил о долге украинских униатов воплотить в жизнь призыв папы Урбана VIII, провозглашенный им сразу после Брестской Унии 1596 г.: «Через вас, мои русины, я надеюсь обратить Восток». Униаты так и говорят: мы – мост между Римом и Константинополем. Конечно, кроме унии у римо-католической церкви есть и другие инструменты расширения миссионерской работы. Ситуация сложная.

Беседу вел Валерий Панов


Хотя святым покровителем Львова, так же как и Москвы, считается Георгий Победоносец, "москалям", т.е. православным Московского Патриархата, приходится жить почти в подпольных условиях

Безразличный полковник
«Какие еще филаретовцы?! Никаких филаретовцев я не знаю! Разделения какие-то, расколы… Я вот знаю: Православная Церковь есть, она наша. А есть католики, они не наши. А все остальное -- это мне без разницы». Командир одной из частей Внутренних войск Украины, дислоцированной во Львове, смотрит на меня честными ярко-голубыми глазами, как нельзя лучше соответствующими цвету его форменной рубашки. Его глаза не лгут: ему действительно абсолютно «параллельны» все трагические события, произошедшие в Православной Церкви на Украине за минувшие 300 лет и особенно обострившиеся в последние полтора десятилетия. «Мне очень нужен батюшка в моей части! Но не для того, чтобы бороться с дедовщиной, и не для того, чтобы проповедовать о разных там расколах. Нет, вы мне батюшку дайте, чтобы он научил солдат Родину любить, чтобы он, так сказать, мне в войсках боевой дух поднял! А расколов я никаких не знаю и знать не хочу!» -- тон полковника точно такой, какой и должен быть у профессионального военного.
Такое безразличие к внутрицерковным делам у командира части не оттого, что он военный. Здесь, во Львове, да и вообще на Западной Украине, так думают многие. «Я так скажу, -- признается немолодой крестьянин Степан, -- если у меня в селе церковь есть, я иду в церковь, а если, предположим, костел -- то иду в костел. У нас в селе костел, туда и ходим. А вообще-то мы православные». Из разговора со Степаном выяснилось, что «вообще-то» они и не православные, и не католики, а униаты -- то есть представители самой распространенной на Львовщине конфессии.
Вообще ситуация с церковной жизнью на Украине, а особенно в западной ее части, настолько сложная, что людей, которым «все равно», можно понять. Судите сами: помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (единственной настоящей с точки зрения церковных канонов) на Украине шесть «православных церквей»! Шесть раскольничьих группировок. Это не считая униатов и католиков, не говоря уже о всевозможных сектах. Разобраться простому человеку в этом многообразии, конечно, крайне сложно.
Но беда не в этом. Беда в том, что среди всех христианских и даже нехристианских конфессий наши православные, хотя они принадлежат к самостоятельной Украинской (а не Русской) Православной Церкви, в глазах каждого представителя власти являются «москалями», то есть «агентами Москвы» на Украине. А учитывая то, что украинский национализм имеет ярко выраженную антирусскую окраску, представителям канонической Церкви живется во Львове очень трудно.
«Пожалуйста, не упоминайте о Московском Патриархате в разговорах с чиновниками!» -- с такими просьбами к нам не раз обращались львовские православные. «Не указывайте фамилию директора детского дома, а то ведь ваш журнал -- русский, не дай Бог появится там упоминание о директоре, и снимут человека с работы». Опасения небезосновательные: по рассказам львовских православных, в начале 90-х годов, когда униаты, а вслед за ними и различные раскольники стали набирать силу, отнимая у православных храмы и сжигая дома духовенства, случаи увольнений «москалей» были очень часты.



Нищие у главного униатского собора св.Юра (Георгия). Где просить милостыню - неважно, подают везде хорошо

Партизаны
И тем не менее, несмотря на колоссальные трудности, практически партизанская жизнь львовских православных продолжается, а их социальная деятельность подтверждает тезис о том, что служение ближнему для христиан не только долг, но и потребность. В маленькой (всего 60 приходов, 65 человек духовенства, в столице -- Львове -- осталось всего три православных храма, остальные отняты униатами и раскольниками) епархии действуют Братство во имя святых апостолов Петра и Павла, Сестричество во имя святой великомученицы Варвары, Молодежное братство в честь Почаевской иконы Божией Матери. В этих объединениях десятки добровольцев трудятся на ниве милосердия.



Единственный православный храм Львова в честь Георгия Победоносца заботится о малоимущих, выдавая им продукты и одежду


День приезда во Львов корреспондента «Нескучного сада» совпал с моментом поддержки малоимущих прихожан. По соседству с епархиальным управлением есть небольшой домик, к нему приходят каждый месяц те, кому трудно приобрести себе одежду или кто не может себе позволить лишний раз купить бутылку постного масла и пакет макарон. Благотворительный пункт устроен Варваринским сестричеством, руководит которым Любовь Алексеевна Галенко.
«В нашем сестричестве двадцать человек, в основном женщины, но есть и один брат -- надо же ящики с продуктами таскать для нашего благотворительного пункта, -- рассказывает она. -- Каждый месяц к нам за продуктовой помощью приходят примерно 170-200 человек. Многим раздаем не только продукты, но и одежду».
Поддержка малоимущих -- не единственная деятельность сестричества. Дважды в месяц сестры посещают одну из львовских психиатрических больниц (ее номер мы не можем назвать по указанным выше причинам). «В больнице у нас три отделения, -- продолжает рассказ Любовь Алексеевна, -- около 200 человек. Мы приносим больным продукты, кого-то приходится кормить с ложки. Особенное внимание уделяем тем, кого некому навещать. Нескольких больных просто, как говорится, с того света вытащили. Один, помню, весил 48 килограммов. К нему стали ходить через день, кормить. Спустя полтора месяца он весил 60 килограммов. Помогаем больным и лекарствами -- ведь медикаменты для психиатрии очень дороги, не всем по карману».
Психиатрическую больницу, о которой идет речь, можно назвать полем успешной партизанской борьбы львовских православных. Из разговора с главой Варваринского сестричества мы узнали, что кроме православных больницу посещают только униаты, но… лишь два раза в год: на Рождество и на Пасху. Так что здесь наши впереди.
А вот в доме престарелых, окормляемом Петропавловским братством, православным приходится соседствовать с католиками и униатами. Никаких конфликтов, правда, не возникает, но миссионерской деятельности присутствие других конфессий, конечно, не способствует. Правда, на «своих», четвертом и пятом, этажах, православные могут чувствовать себя совершенно спокойно. Администрация дома престарелых выделила довольно большую комнату под храм. Иконы по стенам, престол, не отделенный (ввиду недостатка пространства) никакой преградой, ряды стульев, необходимых для специфического контингента дома престарелых, ризница в виде крючков на окне -- вот и все убранство храма. Служба здесь каждое воскресенье: раз в месяц литургия, в другие дни -- молебны, панихиды и другие службы.
«Мы пришли сюда еще в 94-м, рассказывает Наталья Ивановна Смирнова, воглавляющая добровольцев. -- Сначала нас было всего три человека, теперь нас пятнадцать. Приходим каждое воскресенье, помогаем доставить в храм лежачих, ухаживаем за пациентами больницы. В храме каждое воскресенье собирается по 70-80 человек, причастников на литургии человек по 30-40».
Просматривая богослужебный журнал храма, мы с удивлением обнаружили в списке богослужений три венчания. Оказалось, что люди находят друг друга даже в таком, казалось бы, не приспособленном для человеческих встреч месте, как дом престарелых! «Да, так бывает, -- рассказывает Наталья Ивановна, -- ведь сюда попадают в основном люди очень одинокие. И неудивительно, что происходят встречи».
Конечно, богослужебный журнал содержал и сведения о крещениях. Но не только: за время работы здесь православных сестер милосердия одна из жительниц дома престарелых приняла монашеский постриг, а потом стала и схимонахиней. «Сам постриг проходил, конечно, не здесь, а в храме, постригал владыка, но решение о постриге было принято здесь, в доме престарелых. Матушке Иоанне 58 лет, парализована с 12 лет, но она усердно просила Божию Матерь отпустить ей правую руку, чтобы молиться, и Божия Матерь услышала эти молитвы. Так что матушка может и кушать, и молиться. Когда она попала сюда, мы были поражены тем, что она знала наизусть 45 псалмов. Нам было стыдно. А сейчас матушка живет в Почаеве», -- рассказывает Наталья Ивановна.
Помимо работы с больными сестры из Петропавловского братства устраивают для насельников дома престарелых концерты. Здесь им помогают члены Молодежного братства Почаевской иконы Божией Матери, которые организовали детский хор и выступают по праздникам перед больными.




Архитектура Львова типично западная, даже задумываешься: откуда бы тут взяться православной культуре?


Вполголоса
Все это нам рассказывают вполголоса, за закрытыми дверями: не дай Бог перейти грань сдержанности, грань незаметности! Могут пострадать люди -- завотделением, директор, еще кто-нибудь. Такова специфика социального служения, такова специфика вообще существования православных во Львове. А почему могут пострадать люди? Да все очень просто: какой-нибудь мелкий чиновник из, предположим, департамента здравоохранения окажется униатом. Или филаретовцем. Или… список украинских «церквей» очень велик! Или просто окажется, что он терпеть не может москалей, что на Западной Украине встречается очень часто. И тогда все: на церковной социальной работе можно ставить крест -- в больницу не пустят, из интерната выгонят, из тюрьмы попросят. Поэтому-то нам и не удалось посетить львовское СИЗО и детский дом, а офицер управления Внутренних войск, с которым было назначено интервью, в условленный час оказался давно уехавшим в неизвестном направлении.
Такая вот православная жизнь во Львове. Жизнь в окружении враждебных Русскому Православию сил: не только внешних -- католиков и униатов, но и внутренних -- всевозможных раскольников.
Львов -- дивно красивый и абсолютно европейский по архитектуре город. Основанный в середине XIII века князем Даниилом Галицким, он, конечно, неоднократно перестраивался, но сохранил удивительную красоту и, главное, городскую цельность. Историческая часть города -- огромна. Кварталы и кварталы европейской застройки XVI-XIX веков. Весь центр населен самыми простыми людьми, обывателями, и поэтому совершенно живой и трогательный. Повсюду церкви, но все настолько европейской архитектуры, что невольно задумаешься: а и откуда здесь Русскому Православию взяться? Ведь «русским» Львов за всю свою историю был три периода: до середины XIV века, в 1914-1915 годах и под советской властью в 1939-1941-х, а потом в 1944-1991 годах. Первый период теряется в тумане веков. Второй и третий галичане вспоминают в основном в связи с войной и насилием, хотя в те времена было немало чего доброго и светлого.
Так, может, и не надо никакой Русской Православной Церкви в этом городе? Надо. Во-первых, потому, что в миллионном Львове живут около 120 тысяч людей, считающих себя русскими, а у большинства из остальных есть русские корни. А во-вторых, потому, что на то есть воля Божия, чтобы существовала православная Львовская и Галицкая епархия. И она существует, и живет, и действует. Трудно, болезненно, с жертвами. Где тайно, где полуявно, но живет.



В центре Львова - памятник Ивану Федорову и большой книжный развал в честь первого русского книгопечатника

Историческая справка
До середины XIV века Галицкая Русь, центром которой являлся Львов, была русским православным княжеством. Лишь только после завоевания Галичины Польшей, со второй половины XIV века, началось здесь насильственное насаждение католицизма и преследование Православия, с годами все более лютое. Против этого долгие века боролись героическое западно-русское духовенство, православная шляхта, крестьянство и особенно мещанство, организованное в церковные братства под руководством самого известного из них -- Успенского Ставропигиального во Львове.
В 1596 году в городе Бресте-Литовском несколькими православными архиереями и католическими прелатами была подписана так называемая уния -- то есть договор о том, что, внешне сохраняя православный обряд, подписавшие унию (их с тех пор называют униатами) переходят в подчинение Риму и считают своим предстоятелем Римского папу. После заключения унии натиск Рима и Польши на Православную Церковь Западной Руси значительно усилился. В начале XVIII столетия Львовская епархия после более чем столетнего сопротивления была обращена в унию своим епископом-изменником Иосифом Шумлянским, и во всей Галичине осталось только два православных приходских храма: во Львове и Бродах. Оба они размещались на частных квартирах, так как закон запрещал православным иметь свои церковные здания.
С 1772-го по 1914 год Галиция входила в состав Австро-Венгрии, что отнюдь не облегчало положения православных. Правда, в конце концов им все-таки разрешили построить настоящий храм. Первый и единственный на всю Галицию настоящий православный храм св. Георгия Победоносца появился во Львове в 1901 году. Он и по сей день принадлежит Православной Церкви, и при нем размещается местное епархиальное управление.
Полгода, с сентября 1914-го по апрель 1915 года Галичина и Львов были заняты русской армией. За это время многие униаты вернулись в Православие, причем безо всякого насилия со стороны «оккупантов».
С 1918-го по 1939 год Галиция снова принадлежала Польше. В жизни православных это отозвалось усилением давления со стороны католического государства. Но даже в таких условиях, несмотря на невероятные препятствия, продолжался процесс перехода униатов в Православие. В эти годы несколько сельских приходов на Львовщине отреклись от униатства и объявили себя православными.
За полтора советских года с сентября 1939-го по июнь 1941 года положение православных стало немного поправляться: в Галичине образуются новые приходы, совершаются хиротонии духовенства.
С 1941-го по 1944 год Львов был оккупирован немцами. Надо заметить, что Униатская церковь весьма активно с ними сотрудничала, как и с националистическим бандеровским движением.
В 1944 году Галичина была освобождена Советской армией и с тех пор вплоть до 1991 года входила в состав СССР. В 1946 году во Львове под руководством протопресвитера Гавриила Кастельника состоялся церковный Собор духовенства и мирян, результатом которого была отмена унии 1596 года. Храмы Львова, включая главный униатский собор св. Юра (Георгия), перешли к православным.
Советская власть воздвигла на униатов гонения и репрессии, считая их (и не без оснований) пособниками гитлеровцев и националистов. В течение нескольких лет в Галичине остались лишь немногие подпольные группы униатов. Храмы были в основном переданы православным, лишь немногие закрыты.
Жесткость государственной политики тех лет отозвалась в конце 80-х годов и нанесла болезненный удар по Православию. Политика перестройки разбудила подспудно существовавшие у галичан националистические, сепаратистские настроения. На их фоне Униатскую церковь стали воспринимать жертвой большевистского режима, а Православие безо всяких на то оснований -- ассоциировать с советской властью. Встреча в декабре 1989 года Михаила Горбачева с папой Иоанном-Павлом II дала толчок возрождению униатства на Западной Украине. В течение нескольких лет при пассивной -- а иногда и активной -- поддержке властей большинство храмов Галичины и самого Львова были отобраны у православных. Инициатива очень часто исходила от самих прихожан, а поддержку оказывали боевики из националистических организаций.
Одновременно с возрождением униатства в 1989-1990 годах на Украине была образована и раскольническая т. н. «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Ее приверженцами стали в основном те галичане, которые не захотели быть униатами, но по националистическим убеждениям не хотели принадлежать к Московскому Патриархату.
В 1992 году митрополит Киевский и всея Украины Филарет попытался добиться автокефалии Украинской Православной Церкви. Но епископат, духовенство и весь церковный народ не поддержали своего первоиерарха. Тогда Филарет при поддержке президента Украины объявил о создании «Украинской православной церкви -- Киевского патриархата» (УПЦ КП). Эту раскольническую организацию, так же как и УАПЦ, никто в православном мире до сих пор не признает. Однако для православных Украины раскол стал серьезной проблемой: осуществляемые при поддержке политиков-националистов захваты православных храмов и другие акции насилия препятствуют нормальной церковной жизни.
Филаретовский раскол повлек за собой целую волну новых церковных разделений. Сегодня помимо канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) на Украине действуют еще шесть «православных церквей». Все они вместе с униатами приняли активное участие в лишении львовских православных их имущества. В результате сегодня во Львове из нескольких десятков храмов православным принадлежат только три: храм св. великомученика Георгия и еще два, устроенные в частных владениях. Практически как 200 лет назад.


Во Львове живет 120 тыс. русских. Несмотря на все трудности, православные здесь умеют делиться радостью


В завершение хотелось бы обратиться к нашим читателям. Львовские православные очень нуждаются в поддержке. Причем не только молитвенной, но и материальной. Если вы хотите поддержать их церковно-социальные начинания, вы можете сделать это денежными переводами на банковский счет Львовской епархии:
Львовская епархия УПЦ,
валютный (валютой на Украине считаются любые деньги, кроме гривны, -- рубли, доллары, евро и т. д.) счет № 2600810023242 в Львовском областном филиале АКБ УкрСоцБанк г. Львова,
НФО банка: 325019,
идентификационный номер епархии: 19324099,
назначение платежа: благотворительная помощь.

За непродолжительное время, проведенное во Львове, нам удалось посетить много костелов и соборов, но в этой статье мы не будем писать обо всех, а расскажем о тех, которые понравились нам больше всего, как своим внешним архитектурным видом — это костел Святой Эльжбеты, собор Святого Юра и Доминиканский собор, так и неописуемой красотой внутри — костел иезуитов и Латинский собор.

Потрясающий греко-католический собор Святого Юра расположился на Юрьевой горе, на высоте более 300 метров и поражает своей красотой, не удивительно, что именно этот собор считается любимым, как у экскурсоводов, так и у посетителей города Львова.

Свою историю собор начинает более 700 лет назад, когда на этом месте была построена первая деревянная церковь, и лишь спустя 450 лет собор Святого Юра получил свой современный облик. Со временем к храму были пристроены капитульные дома, палаты митрополита, а также колокольня, в которой сейчас размещен самый древний в Украине колокол.

Собор Святого Юра — Львов

Одной из главных особенностей собора Святого Юра во Львове, является то, что он раскрывается перед посетителями постепенно: сначала необходимо пройти одни ворота, затем богато украшенные вторые, и лишь потом попадаешь на площадь перед самим собором. Над воротами размещаются две скульптуры, которые символизируют единение православной и католической церквей.

Лестница привлекает внимание прихожан своими скульптурами, а также двумя рядами ступеней. На фасаде собора Святого Юра также располагаются две скульптуры митрополитов, а над входом конная фигура Юрия-змееборца.

Внутри собор Святого Юра во Львове имеет богатое убранство и высокие своды, на стенах разнообразные иконы и произведения искусства. В соборе можно прикоснуться к одной из восьми имеющихся в мире копий Туринской Плащаницы, в которую был обернут Иисус после казни.

В подземелье собора располагается крипта, вход в которую разрешен всем прихожанам. В крипте находятся мощи самых выдающихся деятелей греко-католической церкви.

На фото ниже собор Святого Юра, снятый нами из окна Premier Hotel Dnister , в котором мы останавливались. Наш обзор этого отеля можно прочесть здесь .

Костел Святой Эльжбеты

Костел Святой Эльжбеты или (как его сейчас называют) костел святых Ольги и Елизаветы — первая из святынь, которая встречается посетителям города Львова, путешествующим на поезде, на пути от железнодорожного вокзала к центру.

С костелом связано много мифов и легенд, и одна из них о происхождении костела: австровенгерский император построил костел в честь трагически погибшей жены. Строительство продолжалось долгих восемь лет и после завершения город Львов получил настоящее украшение, построенное в неоготическом стиле — с величественными шпилями высотой более 80 метров, которые видно издалека.

За свою более чем 100-летнюю историю костел Святой Эльжбеты во Львове подвергался неоднократным разрушениям и разграблениям, как в первую, так и во вторую мировую войны, а после прихода советской власти в здании костела был устроен склад. И лишь после распада советского союза костел Святой Эльжбеты присоединившись к украинской греко-католической церкви, получил новое название Святых Ольги и Елизаветы и новую жизнь, распахнув свои двери для всех верующих.

В архитектуре костела Святой Эльжбеты во Львове, в первую очередь, делался акцент на высоту, поэтому об украшениях фасада или декоровых отделках здесь речи не идет. Классическое неоготическое сооружение, с присущими для него остроконечными шпилями, большими стрельчатыми окнами и порталом с ажурной розой внутри. Также над порталом органично расположилась скульптурная композиция «Распятие с пристоящими Иоанном и Марией».

Внутри костела Святой Эльжбеты преобладает белый цвет, как на стенах, так и на огромных колоннах, с минимальными барельефными узорами. Благодаря большим окнам, свет струится по всему храму.

Потолок костела очень прост и, в свою очередь, очень красив

Костел иезуитов

Одно из самых масштабных строений в городе — костел иезуитов во Львове — вмещает около 5000 верующих. Он был построен более 400 лет назад, и по своей архитектуре напоминает знаменитую церковь Иль-Джезу в Риме. Эта церковь, первоначальный проект которой был разработан самим Микеланджело, считалась эталоном для большинства европейских католических сооружений.

Во внешнем виде костела иезуитов во Львове доминирует главный фасад, в нишах которого помещены статуи, в то же время южный фасад выглядит намного скромнее и сдержаннее.

Внутри костела алтарное помещение выполнено с тремя нефами, при этом средний неф в несколько раз больше крайних. На стены храма удивительно красиво нанесены барельефы, различные фрески и скульптуры.

Совсем немноголюдно в костеле

Однако, самым интересным и таинственным местом костела иезуитов, а может и всего Львова, являются подземелья костела, с которыми связано несколько мистических историй. Одна из них гласит, будто призрак черного монаха, который раньше состоял в ордене иезуитов, до сих пор бродит по подземельям костела. Мы в подземелье не спускались, но каждый желающий может это сделать.

Латинский собор

Один из самых красивых, Латинский собор во Львове, расположенный на Кафедральной площади в историческом центре, является главным католическим храмом города. Строительство собора продолжалось более 100 лет, но и после завершения его постоянно достраивали и пристраивали. Раньше возле Латинского собора было построено много часовен, но сейчас сохранилась только одна — часовня Боимов.

Колокольня Латинского собора, высотой более 70 метров, впечатляет своим величием и красотой, придавая архитектурную ценность не только Латинского собора, но и городу в целом.

Внутреннее убранство Латинского собора, как и многих готических сооружений, представляет собой высокие, стремящиеся вверх архитектурные элементы, которые поддерживают стрельчатые арки и свод. Стены собора изысканно украшены росписями и скульптурным оформлением, изящной лепниной и резьбой. В храме сохранился старинный орган, который мелодичным звуком и сейчас радует слух, сопровождая богослужения.

В один из вечеров, проведенных во Львове, мы зашли на службу в Латинский собор. Звучание органа и атмосфера в соборе запомнилась нам надолго.

Доминиканский собор

Архитектура Доминиканского собора точно отражает европейские веяния того времени: храм имеет форму вытянутого креста, а его величественный купол поддерживают восемь пар массивных колонн. И в наши дни на фронтоне собора можно прочесть надпись на латинском языке.

В советское время в Доминиканском соборе был устроен склад, а затем «Музей истории религии». Что примечательно, этот музей работает и в наши дни.

Рядом с собором (у памятника первопечатнику Федорову) расположилась книжная барахолка

Внутри Доминиканского собора огромный овальный купол, поддерживаемый высокими колоннами, который нетрадиционен для католических храмов.

На стенах собора расположены 18 покрытых позолотой деревянных скульптур, которые воплощают святых мучеников Доминиканского ордена.

Информация для посещения

Все костелы и соборы, о которых шла речь в этой статье, являются действующими храмами, в которых ежедневно проводятся богослужения, вход свободный.

Расположение: площадь Святого Юра, 5
Как добраться: от железнодорожного вокзала на трамвае №6. Выйти необходимо возле Костёла святой Эльжбеты, далее пройти по улице Шептицких, которая выходит прямо к Собору.
Режим работы: 10:00 — 18:00 ежедневно

Костел Святой Эльжбеты

Расположение: площадь Кропивницкого, 1
Как добраться: 12 мин. пешком от железнодорожного вокзала Львова (900м). Подъехать можно любым транспортом, идущим от вокзала в центр города.

Костел иезуитов

Расположение: улица Театральная, 11

Режим работы: 8:00 — 19:00 ежедневно

Латинский собор

Расположение: площадь Кафедральная, 1
Как добраться: с железнодорожного вокзала - трамваем №1, 9 до центра, а далее – пешком.
Режим работы: 10:00 — 18:00, выходной понедельник

Доминиканский собор

Расположение: площадь Музейная, 3
Как добраться: с железнодорожного вокзала - трамваем №1, 9 до центра, а далее – пешком.
Режим работы: 8:00 — 17:00, ежедневно



Церкви Львова

Монастырь святого Онуфрия

Монастырь датируют примерно XIII веком. Сохранилось мало сведений о раннем и в частности княжеском периоде (до завоевания Львова Казимиром III). Также существует довольно специфический документ, касающийся древнего монастыря - фальсифицированная в XV веке грамота о якобы предоставлен в 1292 году привилегия церкви св. Николая от короля Руси Льва Даниловича, в котором, в частности упоминается Онуфриевский монастырь.

Комплекс монастыря и костела бернардинцев

На месте современной постройки деревянный монастырь был построен в XV веке. Память о первом, деревянный, костеле находим в 1460 году. В 1511 деревянный монастырь сожжен во время осады Львова молдавским господарем Богданом III Слепым. Был отстроен в 1514 году.

Замысел нового строительства на Святоюрской горе принадлежал митрополиту Афанасию Шептицкому.

Строительство греко-католической кафедры началось в 1744 (или 1745) году по проекту м Бернарда Меретина, который до конца жизни (1759) работал над совершенствованием архитектурных особенностей храма. После его смерти строительство продолжил Клеменс Ксаверий Фесинґер. Работы продолжались до 1764 года. Отделочные работы завершились только в 1770 или 1772 годах.

В середине XIX в. над Святоюрским ансамблем нависла неожиданная и серьезная угроза. Австрийские власти рассматривала прилегающую к нему территорию как один из возможных вариантов создания мощной военной цитадели на основе новейших правил такого строительства - с мощными казематами, цейхгаузами, артиллерийскими позициями и тому подобное. В случае выбора именно этой территории ансамбль должен не только нежелательного соседа, но и опасность от возможных военных действий. К счастью, предпочтение отдали другой области, и сооружения цитадели было начато несколько южнее собора.

Фасад храма акцентирован монументальным порталом с фигурами отцов восточной церкви Афанасия и Льва работы скульптора Ивана Геория Пинзеля.Скульптурная группа «Георгий-Победоносец», венчающая аттик - также работы Пинзеля. Над внутренним убранством храма работали в 1768-1770-х годах скульпторы Себастьян Фесинґер, Михаил Филевич, живописцы Лука Долинский, Юрий Радивиловский, Франциск Смуглевич.

Бывший костел Матери Божьей Неустанной Помощи при монастыре кармелиток босых, а позже - францисканцев. Сегодня монастырский комплекс является памятником архитектуры местного значения.

В 1875 власть Пруссии ликвидировала монастырь кармелиток босых в Познани. Монахини временно поселились в Кракове в доме на улице Лобзовський. Дом оказался слишком тесным и это стало причиной переселения в дом в Величципоблизу Кракова. Сообщество Однако пополнялась. Вероятной причиной было то, что неподалеку, в самом Кракове в то время уже существовали два монастыря кармелиток. 1886 графиня Каролина Рачинская из дома Оттинген-Валлерштайн обратилась к кармелиток с предложением поселить их в Львове. 5 февраля 1888 Рачинская вместе с мужем Карлом-Эдвардом купила участок на улице Курковой (ныне ул. Лысенко), где уже стояли два каменных дома. Средства Рачинских их переоборудованы на временный монастырь и построена небольшая часовня. Кармелитки заселились 31 липня1888 года. Вскоре Рачинская решила построить существующий монастырь и уже в 1889 году Юзеф Каэтан Яновськийрозробив проект перестройки, который в следующем году был реализован. 24 августа 1891 отец Иероним (Готти) освятил храм и монастырь.

Кармелитки разместили в храме икону Матери Божьей Неустанной помощи. Икона получила славу чудотворной и это притягивало все большее количество верующих. Этот факт, а также быстрый рост конгрегации, привели к тому, что помещения монастыря и храм оказались малы. Поэтому был куплен участок для нового монастыря при улице Кшижова (ныне ул. Чупринки). 6 сентября 1886 кармелитки переселились в новый монастырь, который находился на стадии строительства.

Дальнейшая история монастыря связана с орденом «Францисканок семьи Марии», образованным 1857 в Санкт-Петербурге. Основателем ордена был архиепископ Зигмунт Щенсный Фелинский.

Советская власть разместила в монастыре инфекционную больницу, а в храме устроен красный угол. В 1998 году работники больницы решили вернуть храму сакральную функцию. Он был освящен как греко-католическая Церковь бессребреников Космы и Дамиана.

Церковь Преображения Господня появилась на месте костела Пресвятой Троицы отцов Тринитариев, которые заложили свой монастырь 1703 у краковской ворот. В 1783 году монастырь закрыт, а его здания переданы сначала для судебных учреждений. По распоряжению императора Иосифа II в бывшем монастыре открыт университет: в помещении костела устроили библиотеку и актовый зал, в котором 16 ноября 1784 состоялась торжественная инаугурация университета. Когда 2 ноября 1848 университетские здания были разрушены артиллерийским огнем и пожаром, университет перебрался на ул. Святого Николая (теперь Грушевского), а разрушенные здания император Франц Иосиф I подарил своим верным русинам, которые построили здесь в 1851-1864 годах Народный дом.

На основе сохранившихся стен бывшего костела тринитариев началось сооружение второй (после Успенской) церкви для львовского центра города. В 1850 году архитектор Антон Фрех изготовил первый проект будущей церкви, который так и не дождался реализации: здесь временно устроен склад декораций для театра Скарбека (теперь театр им. М. Заньковецкой).

Изменилась архитектурная мода и 1874 году уже утвержден второй проект храма, разработанный Сильвестром Гавришкевича. Строительство продолжалось двадцать лет (1878-1898), еще несколько лет велись работы над отделкой Преображенской церкви, которую освящен 29 апреля 1906 митрополитом Галицким Андреем Шептицким, епископомПеремишльським Константином Чехович и епископом Станиславской Григорием Хомишиным. Над отделкой храма работали художники Леонард Маркони, Фаддей Попель, Фердинанд Маерск, Теофил Копистинского, Корнило Устиянович, Андрей Коверко.

6 января 1919 во время украинского-польских боев за Львов в стену церкви со стороны улицы Корнякта попал снаряд, однако взрыва не произошло. В память об этом снаряд были вмурован в стену и сделана подпись «6.1.1919». Кладку вокруг снаряда нештукатурили.

ул. Краковская № 21

Костел святого Войцеха построен в 1607 году на северном склоне змеи горы. Изначально здесь появилось небольшое кладбище для детей, умерших от холеры. На средства жителей окрестностей впоследствии построен храм. В 1702 году деревянный дом рядом с храмом заменен новым каменным. Этот факт породил распространенную практику ошибочно датировать этим годом и каменный храм, которому якобы предшествовал деревянный от 1607 года. По исторической традиции считается, что в монастыре останавливался шведский король Карл XII во время осады Львова. В 1749 году при храме поселились отцы Миссионеры, которые прибыли во Львов четырьмя годами ранее по приглашению Николая Герардо Вижницкого.

В 1780-х годах австрийской властью, монастырь отменен, а храм закрыт и превращен в пороховой склад. После этого икону с изображением Святого Войцеха переместили в церковь на Вознесение, а главный алтарь - в храм на Сихови.

В монастыре устроенную бурсу для студентов латинской семинарии. Во время Первой мировой войны костел закрыт, а 1916 реквизированы колокола. Опять действовать храм начал только в 1932 году. После Второй мировой войны в костеле разместилась воинская часть.

В 1996 году освящен как греко-католическая церковь священномученика Иосафата и всех украинских мучеников.

Земля под строительство в местности под названием «Сухая воля» предоставлена магистратом 23 июня 1617. Разрешение предусматривал строительство лишь деревянного костела и монастыря. Стоительство продолжалось в течение 1618-1630 годов. Осенью 1648 года постройки полностью сгорели во время осады Львова войсками Богдана Хмельницкого.В 1652 году снова произошел пожар в храме, который только строился. 1669 начато строительство храма из тесаного камня на средства Константина Кшиштофа Корибута Вишневецкого.

Строительство велось долго, вторая его фаза началась в 1718 году на средства кастеляна краковского князя Януша Антония из рода Вишневецких. В 1739 суфраган Самуэль Гловинский освятил храм. Храм в 1765 реконструирован Франциском Кульчицким, достроены также барочный фронтон с вазами по проекту Петра Полейовского. На момент занятия Львова австрийскими войсками в монастыре насчитывалось четыре священника и два монаха. Вследствие йосифинских реформ, в 1786 году костел стал приходским, вместо костела Петра и Павла, который был отдан греко-католикам. В 1818 году архитектором Йозефом Маркля построена колокольня для трех колоколов, а в 1830 года костел окружен стеной, в которую встроили и колокольню.

В 1902 достроена часовня Распятого Христа, а в 1904 - св. Варвары и св. Иосифа. В советское время костел не был закрыт, он был одним из двух действующих во Львове римо-католических храмов.

Собор находится в центре площади Кафедральной и со времен средневековья остается архитектурной доминантой юго-западной части бывшего центра города (города в стенах).

Обстоятельства основания кафедры, точная датировка и основатели остаются невыясненными. главной проблем ой является полное отсутствие первичных документов.

1353 годом датируется первое документальное упоминание о костел Девы Марии во Львове. Источником является грамота 1359 года, в которой говорится о пожертвовании храмовые комитисою Анной мельницы на Збоищах. В дальнейшем в течение всей второй половины XIV века встречаются документы о храме Девы Марии, однако ни один из них не дает уверенности - говорится о храме в центре или костел Марии Снежной

В 1384 впервые упоминается пожертвование на строительные работы, хотя и в дальнейшем непонятно котором храмовые (вполне возможно и перестройка костела Марии Снежной).

По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни - одну завершили в конце XIV в., Другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств.

В 1404 году Николай Гансечке закончил алтарную часть храма, а на следующий 1405 год она была освящена перемышльским епископом Мацеем Яниной с участием архиепископа галицкого Якова Стрепы.

В 1510 году в соборе установили первый орган. В 1527 году во время большого львовской пожара сгорел практически весь готический город. Пострадал и собор - особенно западная его сторона и башня. Восстановлению храма способствовал тогдашний архиепископ Бернард Вильчек, при содействии которого был отлит новые колокола, один из которых получил название «Бернардин», восстановлено или заново вимурувано своды, крыша башни.

Восстановлением храма занялись уже ренессансные архитекторы, что повлияло на будущий вид сооружения - в частности, в 1566 году по инициативе архиепископа Станислава Сломовського устанавливают новый алтарь. Простоял он недолго - в 1616 в храме уже другой, позднеренесансний алтарь работы Лукаша Калинского.

В 1623 году, после нескольких лет мора, голода, пожаров, нападения врагов на город, Боим Павел Юрий вместе с другими райцо-резидентами принял решение фундуваты алтарь св. Роха в кафедре.

В течение целого XIX века в интерьер и экстерьер внесено много изменений.

Во время Второй мировой войны храм почти не пострадал, однако мемориальные таблички, посвященные Грюнвальдской битве и Петр жалобе, нацистами были уничтожены.

С обретением Украиной независимости восстанавливается Львовская архидиецезия.

Первые тринитарии прибыли во Львов в 1685 из Испании. Постепенно они приобрели несколько домов в львовском центре, где устроили временный монастырь.

Деревянный монастырь на каменном фундаменте был построен в 1694 году. Через 2 года завершено строительство деревянного костела святого Николая. В 1739-1745 годах на средства Самуэля Мухавецького и Яна Яблоновского построено современное здание костела. В 1769 году произошел пожар. Восстановление продолжалась до 1777 года.В 1782 году орден тринитариев был отменен.

В 1790 году костел стал приходским, а в монастыре разместилась плебания. В 1837 храм отдан под опеку Иезуитам. В 1853 году рядом с костелом, в доме Иезуитского конвикта находился Львовский университет. В 1903 году завершена реставрация под руководством Михала Лужецкого.

ул Михаила Грушевского, 2

Храм построен предположительно между 1264 и 1340 годами. Документ 1292 года, о предоставлении князем Львом церкви земельных угодий, может указывать на одну из возможных дат завершения строительства. В 1471 году церковь была освобождена от налогов, а 1543 парофия освобождается от замкового приговора.

С 1544 при церкви существовало Николаевское братство. С 1700 года церковь принадлежала греко-католической церкви, с 1946 - к Православной Церкви Московского Патриархата, с 1989 - Православная Церковь Киевского Патриархата.

Памятка не сохранила своего первозданного вида. Во второй половине XVII в. церковь перестроили и работы закончены в 1701 году, как об этом свидетельствует надпись на арке главного нефа. В 1776 году было пристроено ризница.

В 1926 году вокруг храма была построена каменная ограда с железными решетками, которую изготовили по проекту Александра Лушпинского.

ул. Богдана Хмельницкого, 28 г

Настоятельница конгрегации Мария Моравская упорно работала над идеей строительства во Львове храма и монастыря. 2 августа 1876 Министерство Австро-Венгерской империи по делам религии дало разрешение разместить на территории Галичины конгрегации францисканок Святейшего Сакраменто. 9 августа того же года сестры зголосилы свои планы архиепископу Францишеку Вешхлейському и получили согласие. 3 декабря того же года будущее строительство благословил папа Пий IX.

В финансировании строительства приняли участие представители аристократии Львова, Галичины и Вены. 13 сентября 1877 архиепископ Лодовико якобины, апостольский нунций в Вене освятил краеугольный камень будущего монастиря. В 1880 году было завершено западное крыло монастыря, в 1883 - восточное. Дата завершения северного крыла не выяснена, однако это произошло не ранее 1889. 24 июня 1883 в храме состоялись первые торжества - принятие монашеских обетов Магдаленой Тесмер и облучины Ольги Колачковськои.

В 1901 году в монастыре устроен водопровод и канализацию. На краю участка до 1919 года было построено два одноэтажных дома для костельной службы и для сдачи в аренду. 1927 одном из домов достроено два этажа (один - мансардный) для гостей и резиденция капеллана.

В декабре 1939 года советская власть реквизировала часть монастыря для архива. В остальных помещениях монахини находились до 13 мая 1946 года.

В 1991 году храм и левое крыло передано Украинской автокефальной православной церкви. В помещениях монастыря находится основанная в 1990 году духовная семинария (ныне Львовская православная богословская академия).

ул. Лысенко, 43.

Памятник архитектуры национального значение в Львове, принадлежащий к Всемирному наследию ЮНЕСКО; единственный храм Армянской апостольской церкви в Западной Украине.

Армянскую церковь построили во второй половине XIV века.

На протяжении веков она была общественным и религиозным центром армянской колонииу Львове. В 1367 году церковь стала соборной: во Львове был создан епархиальный центр армян Руси и Валахии. В дальнейшем вокруг церкви сложился один из наиболее интересных ансамблей, в который вошли колокольня, дворец архиепископа, армянский банк, монастырь бенедиктинок, памятная колонна с фигурой святого Христофората деревянный алтарь с композицией «Голгофа», ограждения с воротами (XVII-XIX века).

Сам собор неоднократно перестраивался: в 1437 году вокруг него возведена открытая арочная галерея..

В советское время Армянский собор был закрыт. Советские власти закрыли структуру Армянской католической церкви. Сначала здесь находилось фондохранилище Львовской картинной галереи, а с 1953 года - музея имени Ленина. В январе 2000 года церковь вернули армянской общине. 6 января 2001 было совершено первое богослужение.

Построена Успенским братством храм имел трех своих предшественников. Первая Успенская церковь существовала, возможно, еще в княжеские времена и была сожжена во время нападения на Львов польских феодалов в 1340 году. Вторая, каменная церковь, которая впервые упоминается под 1421годом, просуществовала до пожара 1527 Разрушенный пожаром храм отстраивает в 1547 -1559 гг. архитектор Петр Итальянец. Средства на его строительство дал, кроме местного населения, молдавский господарь Александр Лопушанин (Лопушняну) и его жена Роксана: в память об этом церковь называли Волошской. Она также недолго простояла, сгорев при пожаре 1571 года.

Здание четвертой Успенской церкви - сохранилась по сей день - братство начало в 1591 сразу после освящения часовни Трех Святителей. Автором проекта и руководителем строительных работ был Павел Римлянин. Сначала церковь возводили из кирпича, но после возведения части стен братство приняло решение заменить кирпич на облицовочный кирпич. Строительство закончено в 1629 г.., освящение 26 января 1631 провел львовский владыка Иеремия Тисаровский при участии киевского архимандрита Петра Могилы и многих гостей.

В 1779 церковь была повреждена пожаром. Отстроили в 1796 г.., При этом изменения претерпели крыша и центральный купол. 1926-1927 - церковь украшена высокохудожественными витражами Петра Холодного-старшего.

В 1965-1973 г.. проведены ремонтно-реставрационные работы.