Диагностики коммуникативной установки в бойко. Дипломная работа анализ опыта реализации социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха в ноои "верба" г

- 271.40 Кб
  • Изучение коммуникативных установок личности
  • Исследование уровня коммуникативной толерантности
  • Исследование негативных установок
  • Изучение личности старшеклассников
  • Изучение мотивационно-потребностной сферы старшеклассников и их родителей
  • Изучение родительских установок

Гипотеза исследования

В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение, что негативные установки старшеклассников зависят прямо пропорционально от их личностных особенностей, от родительских установок на воспитание и от коммуникативных установок в родительских семьях.

В работе мы использовали следующие методы:

  • метод анализа литературы по теме исследования;
  • методы психодиагностики (анкетирование, тестирование, структурированное интервью на исследование образов жизни)
  • методы математико-статистического анализа полученных данных:

t-критерий Стьюдента и метод ранговой корреляции Спирмена.

В качестве психодиагностических методик использовали:

Методика «Диагностика коммуникативной установки» В. В.Бойко;

Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно- потребностной сфере» О.Ф.Потёмкина;

Методика PARI (адаптирована Т.В.Нещерт);

Подростковый вариант теста Кэтелла (12-18 лет)

Выборку испытуемых составили 54 старшеклассника, 10-х и 11-х классов МОУ «СОШ №73»г. Саратова и их родители – 54 человека.

На первом этапе исследования мы провели обследование старшеклассников методикой «Диагностика коммуникативной установки В.В.Бойко». По результатам обследования испытуемые старшеклассники были разделены на две группы. В первую группу вошли юноши и девушки, с наличием выраженной негативной коммуникативной установкой (общий балл был ≥ 33), во вторую-с отсутствием таковой (общий балл < 33). Для удобства описания первая группа была названа нами «НегУ», а вторая группа «ОНегУ». Первая группа составила 29 человек, а вторая – 25 человек.

§ 2 Описание методик

В работе использовались следующие методы и методики:

  1. Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко

Методика В.В.Бойко состоит из 2-х частей. В первой части, отвечая на вопросы, мы выясняем признаки негативной установки:

  1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям
  2. Открытая жестокость в отношениях к людям
  3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях
  4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
  5. Негативный личный опыт общения с окружающими.

Если количество баллов выше общего среднего - 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки.

Во второй, части теста выясняется коммуникативная толерантность.

Компоненты установки

  1. Неприятие или непонимание индивидуальности человека
  2. Использование себя в качестве эталона при оценке других.
  3. Категоричность или консерватизм в оценках людей.
  4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.
  5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров
  6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным.
  7. Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности
  8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера.
  9. Неумение приспосабливаться к партнерам.

Полный текст опросника см. в приложении.

  1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной

Методика выявляет социально-психологические установки, направленные на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат». Испытуемых был предложен опросник, состоящий из 40 вопросов, на которые надо было ответить «да» или «нет». Далее по ключу выставлялись баллы и выявлялись установки «альтруизм-эгоизм» и «процесс-результат». Опросник см.в приложении.

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:

1 - оптимальный эмоциональный контакт,

2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,

3 - излишняя концентрация на ребенке.

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их

номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);

Побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

Партнерские отношения (14);

Развитие активности ребенка (15);

Уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

Раздражительность, вспыльчивость (8);

Суровость, излишняя строгость (9);

Уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20,22):

Чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

Преодоление сопротивления, подавление воли (4);

Создание безопасности, опасение обидеть (6);

Исключение внесемейных влияний (10);

Подавление агрессивности (12);

Подавление сексуальности (18);

Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

Стремление ускорить развитие ребенка (20).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака 20, минимальная 5.

18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 - низкие.

А - 4 балла; а - 3 балла; 6 - 2 балла; Б - 1 балл.

  1. t-критерия Стьюдента

t-критерий был разработан Уильямом Госсетом (1876-1937) для оценки качества пива на пивоваренных заводах Гиннесса в Дублине (Ирландия). В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны (руководство Гиннесса считало таковой использование статистического аппарата в своей работе), статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).

Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

§ 3. Результаты исследования и их обсуждение

Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.

Результаты представлены в таблицах №1, №2 и сводных таблицах №3, №4

Таблица № 1

Среднеарифметические баллы по показателям негативной коммуникативной установки

Показатели

Группа старшеклассников с негативной установкой

Группа старшеклассников с отсутствием негативной установки

1.Завуалированная жестокость

2.Открытая жестокость

3.Обоснованный негативизм в суждении о людях

4.Склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов (Брюзжание)

5.Негативный опыт общения


Примечание: Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости ρ≤0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности ρ≤0,01.

Теперь проверим достоверность различий между исследуемыми группами по разным показателям. Достоверность различий будем проверять по методу Стьюдента (t-тест) для независимых выборок.

Метод Стьюдента (t-тест) – это параметрический метод, используемый для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных о популяциях с нормальным распределением и с одинаковой вариантой. В случае независимых выборок для анализа разницы средних применяют формулу

где - средняя первой выборки; - средняя второй выборки;

S1- стандартное отклонение для первой выборки;

S2 –стандартное отклонение для второй выборки;

n 1 и n 2 –число элементов в первой и второй выборках.

В нашем исследовании n 1 =29 (НегУ), n 2 =25 (ОНегУ).

Проверим достоверность различия по показателю №1«Завуалированная жестокость»

t = 6,2, р< 0,05; достоверно.

Вывод: очевидно, что «Завуалированная жесткость» выше в группе старшеклассников с негативной установкой.

Проверим достоверность результатов по показателю №2 «Открытая жестокость».

t = 12,6, р< 0,05; достоверно.

Итак, в группе старшеклассников с негативной установкой показатель «Открытая жестокость» гораздо выше, чем в группе старшеклассников с отсутствием негативной установки.

Проверим достоверность результатов по показателю №3 «Обоснованный негативизм в суждении о людях».

t = 5,1, р< 0,05; достоверно.

Вывод: Показатель обоснованного негативизма в суждении о людях выше в группе старшеклассников с негативной коммуникативной установкой.

Проверим достоверность результатов по показателю «Склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов».

t =9,6, р< 0,05; достоверно.

Вывод: Склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью в группе старшеклассников с негативной коммуникативной установкой больше.

Проверим достоверность показателю «Негативный опыт общения».

t =8,5, р< 0,05; достоверно.

Вывод: В группе старшеклассников с негативной коммуникативной установкой чаще встречается негативный опыт общения.

Диаграмма №1

Показатели негативной коммуникативной установки в среднеарифметических баллах

Краткое описание

Целью данной работы является: изучение социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников.
Задачи исследования:
изучение и анализ литературы по теме исследования;
изучение личностных особенностей старшеклассников;
изучение мотивационно-потребностной сферы старшеклассников и их родителей;
изучение родительских коммуникативных установок.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ социально-психологических установок и факторов формирования их в юношеском возрасте
§1. Социально-психологическая установка
Определение, компоненты и функции социально-психологической установки
Теория когнитивного диссонанса
Теория возникновение социальной доминанты
Стереотипы и предрассудки
Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности
§2. Юность как возрастной этап психического развития
§3. Теоретические аспекты детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения в психологии
Классификация стилей воспитания в психологии
Личностные особенности родителей в воспитании
Семья как фактор развития успешного ребенка
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников (16-17 лет)
§ 1. Цель, задачи и методы исследования
§ 2. Описание методик
§ 3. Результаты исследования и их обсуждение
Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко
Методика диагностики социально-психологических установок
Методика выявления родительских установок Pari
Подростковый вариант теста Кеттелла 12-18 лет
§4 Выводы
Заключение
Литература

Методика диагностики коммуникативной установки (авт. В.В. Бойко)

Методика позволяет диагностировать негативную коммуникативную установку. Методика представляет собой список из 25 суждений, относительно которых необходимо выразить свое согласие или несогласие. Содержит шкалы:

· завуалированная жестокость в отношениях с людьми;

· открытая жестокость в отношениях с людьми;

· обоснованный негативизм в суждениях о людях;

· брюзжание, т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью;

· негативный личный опыт общения с окружающими.

Подсчитывается процент набранных баллов по каждой шкале, исходя из максимально возможных. Например, шкала 1 реально набрано 10баллов.Следовательно необходимо разделить 10 на 20. Ответ - 50%

Интерпретация показателей:

1. Шкала ЗЖ- завуалированная жестокость, чем больше заработано баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость к людям.

2. Шкала ОЖ - открытая жестокость, чем больше набрано баллов, тем ярче выражена тенденция испытуемого в проявлении открытой жестокости. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки по поводу большинства окружающих. Оценки о людях резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.

3. Шкала ОН - обоснованный негативизм, выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия. По данной шкале набрать максимальное количество баллов не считается зазорным. Однако, обращает внимание особый тип опрашиваемых: они набирают большой процент баллов по шкалам 1и 2, но при этом не то, что вызывает обоснованный негативизм, как бы не замечают.

4. Шкала Б - брюзжание, проявляется в склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений. Чем больше набрано баллов по этой шкале, тем больше выражена у испытуемого эта тенденция.

5. Шкала НОО - негативный опыт общения, данный компонент негативной установки показывает на ближайший круг знакомых партнеров по совместной деятельности.

6. Шкала ИН - интегральная шкала, оценивается суммарный балл по всем шкалам, Если испытуемый набрал балл выше среднего общего - 33, то это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки.

Методика диагностики самоконтроля в общении (авт. М. Снайдер)

Методика позволяет выявить уровень самоконтроля в общении. Методика содержит 10 суждений, относительно которых необходимо выразить свое мнение «верно-неверно».

Интерпретация данных:

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль. Поведение устойчиво, подросток не считает нужным меняться в зависимости от ситуации, способность к истинному самораскрытию в общении, проявляется излишняя прямолинейность, которая вызывает проблемы в общении.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль. Проявляется искренность. Порой несдержанность в эмоциональных проявлениях.

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль. Проявляется в умении легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, умение чувствовать и предвидеть впечатление, которое человек производит на окружающих.

Цель : выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.

Инструкция . Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.

Опросник
  1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
  2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
  3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
  4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
  5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
  6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
  7. Большинство лишены чувства сострадания к другим.
  8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.
  9. Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
  10. В моей часто встречались циничные люди.
  11. Бывает так: делаешь добро , а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
  12. Добро должно быть с кулаками.
  13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
  14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
  15. Большинство , с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
  16. Я очень доверчивый человек.
  17. Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.
  18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
  19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
  20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.
  21. Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
  22. Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.
  23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
  24. Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.
  25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Обработка и интерпретация данных Завуалированная жестокость в отношении к , в суждениях о них

Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество , начисляемых за соответствующий вариант):1 – да (3); 6 – да (3); 11 – да (7), 16 – нет (3); 21 – нет (4).

Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше заработанных , тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

Открытая жестокость в отношении к людям

Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 – да (9); 7 – да (8); 12 – да (10); 17 – да (10); 22 – да (8).

Обоснованный негативизм в суждениях о людях

Другие новости по теме:

  • Варианты межличностных отношений – Метод диагностики межличностных отношений ДМО Л.Н. Собчик
  • Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)
  • Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной
  • Нужно прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни:

    1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

    2. Лучше думать о человеке плохо и ошибаться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться)

    3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

    4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

    5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

    6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

    7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

    8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.

    9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

    10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

    11.Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

    12. Добро должно быть с кулаками.

    13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

    14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

    15.Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые, отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

    16. Я очень доверчивый человек.

    17. Правы те, кто считает: надо больше боятся людей, а не зверей.

    18. Милосердие в наше обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

    19.Наша действительность делает человека стандартным и безликим.

    20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.

    21.Практически я всегда приостанавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

    22.Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.

    23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

    24.Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.

    25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

    Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов.

    1 . Завуалировать жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.

    2. Открытая жестокость в отношениях к людям.

    3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

    4. Брюзжание , т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

    5. Негативный личный опыт общения с окружающими.

    Подведем итоги:

    Признаки негативной установки

    1.Завуалировать жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.

    Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1- да (3), 6- да (3), 11-да (7), 16-нет (2), 21-нет (4). Максимально можно набрать 20 балов. Сколько получилось у вас? Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

    2.Открытая жестокость в отношениях к людям.

    Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2-да (9), 7-да (8), 12- да (10), 17-да (10), 22-да (8). Сколько у вас баллов из 45 возможных?

    3.Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

    Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.

    Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3-да (1), 8-да (1), 13-нет (1), 18- да (1), 23-да (1) максимальное число баллов - 5 , набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость - завуалированную или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: того, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают.

    4.Брюзжание , т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

    О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 -да (2), 9-да (2), 14- да (2), 19-да (2), 24-да (2). Максимальное количество баллов - 10. А как обстоит с брюзжанием у вас?

    5.Нега тивный личный опыт общения с окружающими .

    Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5-да (5), 10-да (5), 15- да (5), 20 - да (4), 25- да (1). Сколько баллов набрали вы из 20 максимально возможных?

    Умение слушать

    Инструкция . Отметьте номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

    1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

    2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

    3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.

    4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.

    5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова.

    6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

    7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.

    8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

    9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.

    10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.

    Обработка результатов тестирования

    Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа: - если она колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать;

    Если она колеблется в пределах 40-70% (10-17 утверждений) - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и Вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор;

    Если отмеченные ситуации колеблются в пределах 10-40% (4 – 9 утверждений) – Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда Вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет ещё приятнее;

    Если Вы набрали 0-10% (до трех высказываний) – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

    Коммуникативная установка

    Коммуникативная установка личности представляет собой готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию определенным образом, что обусловлено имеющимися у нее опытом общения, оценками и переживаниями их сущности, взглядов и поведения.

    Если сказать иначе, установка – клише реагирования, привычка отвечать заученным способом на знакомые жизненные ситуации, повторяющиеся социальные явления, часто встречающиеся типы людей.

    Из приведенного определения видно, что установка – носитель психической энергии. Энергетическое напряжение обусловлено состоянием готовности реагировать: оно подобно пружине внутри нас, выжидающей своего момента действовать.

    Необходим лишь соответствующий раздражитель, роль которого чаще всего играет партнер по взаимодействию, обладающий признаками известного типажа. Достаточно конкретному человеку появиться в поле нашего сознания, как мы его тут же соотносим с имеющимся в памяти типом и автоматически воспроизводим заготовленное клише реагирования.

    Какую роль выполняет установка в психологическом репертуаре личности? Установка экономит наши ресурсы – психические и физические. Возникнув однажды, она служит человеку постоянно, вызывая привычные реакции в ответ на известные житейские обстоятельства, социальные явления, деловые ситуации, типы партнеров. Когда человек впервые сталкивается с каким-либо проявлением социальной действительности, он тратит некоторые усилия для того, чтобы его понять и оценить, переживает его и затем делает выводы: как лучше вести себя, как относиться к подобным обстоятельствам.

    Встречаясь с тем же явлением неоднократно, человек теперь не совершает соответствующую внутреннюю работу, поскольку ему уже известно, как надо реагировать, и тут «включается» готовая целостная ответная реакция – установка. В нашем сознании хранится очень много самых разных установок.

    Подобно слайдам, установки проецируются на партнеров, обстоятельства и ситуации, в которых мы оказываемся.

    Рассмотрим пример, позволяющий понять действие, функциональную роль, а также неприятные стороны установки. Представьте, что в гостях вас знакомят с присутствующими и о ком-то говорят: это торговый работник.

    В вашем сознании мгновенно возникает готовая реакция, сложившаяся на основе прежнего личного опыта. Слайд-установка проецируется на представленного человека и предопределяет дальнейшее отношение к нему: вы начинаете относиться к данной конкретной личности в зависимости от того, нравятся вам или нет люди такого типа – уважительно и приветливо или сохраняя почтительную дистанцию, или недоброжелательно.

    «Включение» установки сэкономило ваши ресурсы, но… Ведь может оказаться так, что заготовка действовать определенным образом совсем неуместна в данном случае – перед вами человек, не соответствующий хранящемуся в памяти слайду. Как быстро вы это поймете и скорректируете отношение к конкретному человеку, отказавшись от услуг своей установки? А возможно, она проявилась вполне оправданно, и тогда ваш опыт должен подсказать правильное отношение к партнеру? Выходит, действие установок может быть либо оправданным и уместным, либо ошибочным и даже вредным.

    Если вспомнить, что в нашем сознании хранятся многочисленные шаблоны реагирования на различные типы людей, на повторяющиеся житейские обстоятельства, на привычные профессиональные ситуации, то нетрудно понять, какое значение имеют установки в повседневной коммуникации – они то способствуют, то препятствуют налаживанию и поддержанию контактов с партнерами.

    Коммуникативные установки обладают мощным информационно-энергетическим зарядом. Энергетикой пронизан каждый компонент установки:

    1) знания о конкретных типах партнеров – могут быть истинными, сомнительными или ложными;

    2) переживания опыта общения с конкретными типами партнеров – бывают глубокими, неглубокими или весьма поверхностными;

    3) оценки конкретных типов партнеров – выглядят позитивными, нейтральными или негативными;

    4) побуждения, то есть стремления выразить установки к конкретным типам партнеров – оказываются проявляемыми, маскируемыми или подавляемыми личностью в себе.

    Коммуникативные установки субъективны по своей природе, ибо основаны на знаниях, переживаниях, оценках и побуждениях самой личности.

    Субъективизм установок многократно увеличивается, когда знания личности о людях сомнительны или ложны, переживания опыта общения с партнером неглубокие или поверхностные, оценки в адрес окружающих нейтральные или негативные, а побуждения выразить установку к ним осознанно маскируются или несознательно подавляются личностью. Но сама личность, как правило, ни о чем не догадывается: ни о наличии у себя определенных установок, ни тем более о степени их субъективности или объективности.

    Оказавшись во власти своих установок, человек в значительной мере автоматически реагирует на партнеров, плохо дифференцируя их, воспринимая как бы по шаблону, не вникая в индивидуальность. Последствия очевидны: нарушается принцип субъектных отношений, притупляется внимание к сущности партнера и его состояниям, ослабевает нравственная сторона общения.

    Проявляя осознанно или бессознательно свои коммуникативные установки, личность направляет на партнеров концентрированный поток энергии – положительной или негативной.

    Высказывания, оценки и действия в адрес партнеров отчетливо эмоционально окрашены. Например, проводя занятия по психологии с медицинскими сестрами, имеющими практический опыт, нередко слышишь отклики о тех или иных типах больных: контингент нашей поликлиники – в основном пенсионеры, с ними тяжело работать, все им не так, капризны; сегодня больные нервные, озлобленные; молодые мамаши – безответственны и т. д. Если медсестра имеет дело с больными алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями, у нее складываются обобщенные оценки своего контингента пациентов.

    Обобщенные и энергетически заряженные установки проявляет учитель по отношению к большинству учащихся или отдельным их типам. Одних он принимает, уважает, а других, напротив, отвергает, осуждает, недолюбливает. Соответствующий энергетический фон сопровождает взаимодействие с учащимися разных типов в тех или иных ситуациях. Сотрудник ГАИ, продавец, парикмахер, секретарь-референт имеют свои представления о собирательном объекте своей деятельности и, следовательно, привносят во взаимоотношения с партнерами определенный эмоционально-энергетический фон.

    В повседневном взаимодействии важнейшую роль играет коммуникативная установка по отношению к людям вообще. Она складывается у личности под влиянием всего опыта общения, знаний и оценок большинства людей, с которыми довелось встречаться в разных сферах – в быту, на работе, в общественных местах. Постепенно укрепляясь в сознании или на уровне подсознания, установка к людям все отчетливее характеризует энергетический облик личности. Установка «управляет» восприятием конкретных участников совместной деятельности. Она бывает позитивной или негативной, реже – неопределенной.

    Позитивная установка к людям – готовность личности доброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием удачного, в основном, личного опыта взаимодействия с другими, вследствие положительных переживаний и оценок большинства жизненных эпизодов общения.

    Наличие позитивной установки к людям – ценнейшее качество каждого, кто работает в постоянном контакте с людьми: ее носитель продуцирует положительную энергию, он исходно «запрограммирован» проявлять дружеский настрой практически ко всем партнерам и в большинстве случаев.

    В нравственном облике такой личности преобладают положительные суждения о людях, вера в лучшие их качества. Она не склонна делать расширительные обобщения на основе их отдельных недостатков. Иной энергетический облик и содержание отношений демонстрирует человек с негативной установкой.

    Негативная установка отражает готовность недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, а также вследствие ярко выраженных эмоций отрицательного спектра.

    Ваша коммуникативная установка

    Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни:

    1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

    2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

    3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

    4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

    5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

    6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

    7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

    8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.

    9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

    10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

    11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

    12. Добро должно быть с кулаками.

    13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

    14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

    15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но, по сути, они иные.

    16. Я очень доверчивый человек.

    17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.

    18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

    19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

    20. Воспитанность в моем окружении на работе – редкое качество.

    21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

    22. Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.

    23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

    24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.

    25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

    Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов.

    Признаки негативной установки

    1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.

    В замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Разумеется, найдется не так уж много добровольцев, которые сами признались бы в них. Большинство из нас верит в свою доброжелательность, отзывчивость и прочие социально одобряемые качества, игнорируя или сглаживая в самооценках то, что противоречит желаемому Я. Тем не менее, жизнь показывает и другое.

    Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 – да (3),6 – да (3), 11 – да (7), 16 – нет (3), 21 – нет (4). Максимально можно набрать 20 баллов. Сколько получилось у вас? Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям. Поразмышляйте над ответами, совпавшими с ключом; возможно, вам захочется пересмотреть свои позиции.

    Например, вы утверждаете, что ваш принцип в отношении к людям: доверяй, но проверяй. Согласитесь, что в такой косвенной форме проявляется склонность к подозрительности, ибо, если вы доверяете кому-либо, значит, вам незачем подвергать его слежке. Или вы делаете добро людям, а потом жалеете об этом, потому что не получили ответной благодарности. Разве истинная доброта осуществляется в корыстных целях и требует оценки со стороны того, кому она адресована? Доброта безусловна, она творится по велению души, а если кто-то неблагодарен, так это его нравственный изъян. Возможно, вы отметили, что не всегда останавливаетесь, чтобы дать прохожему жетон для телефона-автомата в обмен на деньги. О чем это свидетельствует? О том, что мелкие проблемы других вас не интересуют, что вам не хочется замечать их. И, пожалуйста, не ищите себе оправдания: а если я спешу, если нет жетона и прочее. Ведь вы понимаете, что в заданном вопросе подразумевается общая ситуация, принцип отношений к ближнему, а не конкретный случай.

    2. Открытая жестокость в отношениях к людям.

    Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из вышеприведенного опросника: 2 – да (9), 7 – да (8), 12 – да (10), 17 – да (10), 22 – да (8). Сколько у вас баллов из 45 возможных? На какие именно вопросы вы отвечали утвердительно? Вдумайтесь в их содержание и постарайтесь пересмотреть свои убеждения.

    Например, вы считаете, что изначально лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем думать хорошо. Такое умонастроение заранее отрицательно настраивает вас практически на любого партнера. Он вам еще плохо известен, возможно, он прекрасный человек, но вы уже подстраховали себя на случай разочарования – вы насторожены, вами управляет негативный опыт. Как говорится, обожглись на молоке, а дуете на воду. Подобные ожидания не могут способствовать укреплению контактов.

    Трудно согласиться и с теми, кто уверен в том, что надо больше бояться людей, а не зверей. К чему может привести такой нравственный настрой? Иной человек его активно отстаивает или говорит: «Я же не показываю свое убеждение в общении с кем-либо». Но позволим себе возразить в ответ: если сформировалась определенная установка, то даже в скрытом виде она предопределяет отношение личности к людям. Энергетика отрицательных установок достигает партнеров. Наши наблюдения полностью подтверждают такую закономерность: когда опрашиваемые упорно защищают тезис о том, что люди страшнее зверей, то, как правило, у них проблемы в общении с близкими и коллегами, они недоброжелательны, озлоблены, порой даже агрессивны, хотя часто не находят в себе этих качеств.

    3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

    Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Оттого доля негативизма в установке к людям неизбежна – нельзя же воспринимать действительность сквозь розовые очки.

    Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3-да (1), 8-да (1), 13 – нет (1), 18 – да (1), 23 – да (1). Максимальное число баллов – 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость – завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Послушать таких, получается, что хороши в массе своей наши чиновники, никто не крадет по месту службы, не за горами счастливое будущее у общества, в котором мы живем. По нашим наблюдениям, такие взгляды демонстрируют весьма сложные особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению. Во всяком случае, они лакируют действительность, очевидно, желая показать свое лояльное отношение к ней. Обычно такие люди являются источником повышенной отрицательной энергии.

    4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

    О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 – да (2), 9 – да (2), 14 – да (2), 19 – да (2), 24 – да (2). Максимальное количество баллов – 10. А как обстоит с брюзжанием у вас? Помните: даже эпизодические приступы брюзжания несут в себе отрицательную энергию и вызывают дискомфорт у партнеров.

    5. Негативный личный опыт общения с окружающими.

    Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 – да (5), 10 – да (5), 15 – да (5), 20 – да (4), 25 – да (1). Сколько баллов набрали вы из 20 максимально возможных?

    Негативный опыт общения играет роль конденсатора, который удерживает постоянное высокое напряжение отрицательной энергии эмоций. Порой достаточно небольшого провоцирующего обстоятельства, чтобы такой опыт воспроизвелся в сознании и поведении личности и отразился на отношениях с людьми.

    Партнеры могут не знать и не догадываться о том, что в свое время пережила личность, но они непременно подвергнутся негативному энергетическому воздействию и испытают дискомфорт.

    Подведем итоги:

    Негативная коммуникативная установка

    Какой суммарный балл получен вами, если учесть все показатели негативной коммуникативной установки? Для сравнения приведем данные обследованных нами групп (N – число опрошенных).

    Коммуникативная установка % к максимуму баллов компонента

    Если вы получили балл выше общего среднего – 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров. Быть может, у вас получается усыплять сознание участников совместной деятельности, но на подсознательном уровне – они обязательно почувствуют дискомфорт. Именно в таких случаях о человеке говорят: «чем-то он настораживает», «у него кирпич за пазухой», «мягко стелет, да жестко спать».

    Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера. Проблемы появятся даже в том случае, если вы стараетесь тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе. Дело в том, что когда вы заставляете себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами работы – в семье, в общении с приятелями или в общественных местах, что тоже малоприятно.