Внутренняя политика государства. Направления внутренней политики

Что такое политика? В самом упрощенном виде - это особая форма деятельности, направленная на управление обществом, завоевание и удержание власти, а также предоставление гарантий безопасности граждан. В этом отношении политика, в узком значении этого слова, заканчивается там, где начинаются революционные процессы - создание иных «правил игры», в свою очередь, порождающих новые стандарты политической деятельности.

Идеология и партии

Кроме того, говоря, что такое политика, необходимо учитывать идеологические взгляды, партийные стратегии и общественные интересы как структурные компоненты политики. Идеологические взгляды зачастую формируются на основе сложившихся культурных, ментальных и исторических традиций. По своей природе они выражают ментальные интересы различных социальных групп, проживающих на территории одного государства, но объединенных единым пониманием политических процессов. К примеру, структурная дихотомия немецких ХДС и СДПГ. Христианские демократы - это католики, они либералы и правые. Социал-демократы - протестанты и левые. Соответственно, формируются различные партийные стратегии на основе интересов и взглядов социальных и профессиональных групп, поддерживающих, соответственно, ХДС и СДПГ.

Люди и институты

Описывая, что такое политика, необходимо сразу подчеркнуть, что любая политическая деятельность осуществляется в рамках институтов власти, легитимных механизмов, позволяющих инкорпорировать социальные интересы в политические. Это не означает, что одна персона не может сконцентрировать в своих руках всю полноту власти (к сожалению, часто происходит именно так), однако в этом случае правитель сам становится Классический пример - знаменитое выражение Людовика XIV: «Государство - это Я».

Политика проявляется в различных формах, имеет различные измерения. Политическая деятельность - это всего лишь одна из форм ее проявления, однако она не раскрывает всей сути «политического». Возьмем, к примеру, корпоративные структуры. Что такое политика в организации или в бизнесе? Нередко мы встречаем выражение «политика фирмы», «наша политика», «политика профсоюзов» и т.д. Ведь, по сути, в таком случае речь не идет о государственном управлении. Мы сталкиваемся с выбором определенного ценностного набора и «правил игры». На самом деле нам предлагают ограничить свою свободу общими, корпоративными интересами и действовать уже не в своих, а в общих интересах, которые негласно признаются приоритетными по отношению к интересам отдельной личности.

Выводы

Таким образом, давая определение политики, мы должны исходить из трех основных предпосылок: соотношение личного и корпоративного; идеологический выбор и ценностный набор; цели политики и государства, а также их провайдеров - партий и политических институтов. В итоге получается, что политика - это деятельность (философия деятельности), ориентированная на укрепление и развитие доминирующих корпоративных связей на основе определенных принципов и стратегии развития организации. Причем неважно, какова социальная природа самой организации. Важно лишь ее доминирующее положение по отношению к личности.

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».

Политика — это особый способ регулирования отношений между большими (массами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на .

Политика — весьма многообразное социальное явление, которое сложно «вместить» в одном определении. Поэтому данное нами определение носит предварительный характер. Ниже мы рассмотрим различные представления о политике и попытаемся определить сущность исследуемого феномена.

Основные определение политики

В современной политической науке существует множество определений понятия «политика». При этом в каждом определении, как правило, акцентируется внимание на том или ином аспекте этого сложного явления. Например, Н. Макиавелли в определении политики отдавал приоритет инструментальному (прагматическому) подходу. Для него суть политики заключалась в борьбе за власть . Он определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать се».

М. Вебер рассматривал политику как определенные действия, направленные на обретение, удержание и использование власти. По его мнению, политика «означает стремление к участию во власти , будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». В этом определении наряду с действием ключевым словом является «власть».

Французский социолог Р. Арон рассматривал политику в качестве определенной концепции (программы действий) и политику как область общественной жизни, в которой различные политические концепции сталкиваются, порождая конфликты и консенсусы.

Конфликтно-консенсусное представление о политике предполагает, что реальная политика, с одной стороны, невозможна без социального конфликта, а с другой — без нахождения общественного согласия (консенсуса). Так, К. С. Гаджиев считает, что «феномен политического находится между двумя крайними интерпретациями, одна из которых рассматривает политику всецело как результат столкновения конфликтующих интересов, а вторая — как систему управления порядком и обеспечения справедливости в интересах всех членов общества».

Само понятие «политика» нередко определяется как борьба субъектов, преследующих несовместимые интересы и цели, результатом которой становится установление определенного правового порядка. Социальная реальность такова, что при любом строе социальные классы и слои занимают неравное положение в социуме и имеют неравный доступ к общественным ресурсам. При этом проводимая политика может быть более или менее гуманной, более или менее компетентной, но амбивалентная (конфликт-консенсусная) сущность ее от этого не меняется. При любом строе люди ведут борьбу за власть, а для сохранения своего социума (государства) вынуждены находить компромиссы.

Сторонники когнитивного подхода видят в политике науку о целях государства и наилучших средствах их достижения, а также искусство жить вместе и способ борьбы за власть и ее удержание.

Под политикой, политическими методами нередко понимается деятельность, направленная на решение сложных общественных проблем ненасильственными способами. В реальной политике даже существуют следующие понятия: «политическое решение проблемы», «политическое урегулирование конфликта» и т. д.

Достаточно емким по своему содержанию является, на наш взгляд, определение политики, предложенное В. П. Пугачевым: «...деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти». В этом определении политика характеризуется как деятельность; указываются субъекты деятельности — социальные группы и индивиды; объект деятельности — коллективные интересы; суть политики — выработка обязательных для всего общества решений; средство осуществления политики — государственная власть.

Однако никакое, даже самое универсальное определение не в состоянии охватить все многообразие такого феномена, каким является политика. Исходя из этого, Д. П. Зеркин считает, что в научном анализе необходимо рассматривать политику в трех измерениях:

  • институциональном — совокупности политических институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность;
  • нормативном — совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности;
  • процессуальном - системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.

Известный западный политолог Э. Хейвуд определяет политику как «создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития». Он выделяет и анализирует четыре основных представления о политике: политика как искусство государственного управления; политика как публичный процесс; политика как компромисс и консенсус; политика как власть.

Проанализировав и обобщив приведенные выше определения политики, можно выделить основные составляющие (формы проявления) данного феномена.

Политика — это процесс регулирования отношений между большими социальными общностями, элитами и лидерами.

Поэтому она предполагает публичность «общественной» деятельности. Однако нельзя утверждать, что только публичная политика является единственно «правильной» политикой, а все остальное выходит за рамки понятия «политика». На наш взгляд, это означает уход от реальных проблем в область идеальных теоретических конструкций. В реальности публичная политика не всегда возможна и не всегда выгодна тем или иным акторам. Элиты и лидеры могут решать политические проблемы, не посвящая в них «большие социальные общности». В таких ситуациях обычно употребляются понятия: «латентная политика», «теневая политика», «закулисная политика», «подковерная борьба» и др.

Политику можно также интерпретировать как искусство организации и управления обществом (государством) с помощью государственной (политической) власти. Она является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления, например административные, правовые, экономические, социокультурные и др. Но политическое управление благодаря тому, что оно обладает монополией на политическую власть в обществе, доминирует над всеми иными видами управления. Поэтому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов управления.

Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативно-правовая составляющая. Политика, по сути, начинается с введения в систему управления обществом договорных отношений и писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

Политика — это отношения по поводу захвата, удержания и использования государственной власти.

Поэтому следующим компонентом политики является власть. Именно атрибут власти и возможность се применения отличает политическое управление от всех иных видов управления. Борьба за и властные полномочия в обществе является одним из основных видов деятельности для всех субъектов политики. Следовательно, политику можно понимать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политической) власти. Обладание политической властью позволяет ее обладателю (индивиду, группе, институту) навязывать свою волю другим людям, управлять другими.

Борьба за власть предполагает конфликт, а регулирование отношений между большими социальными общностями — консенсус. Поэтому политику можно определить как отношения между политическими субъектами , для которых характерны перманентные состояния конфликта и консенсуса. При этом политическую стабильность можно рассматривать как искусство «балансировки» между различными политическими силами и тенденциями (искусство компромисса).

Важнейшим компонентом политики являются , между которыми возникают, прежде всего, политические отношения, т. е. отношения по поводу власти. Субъектами политических отношений могут быть отдельные индивиды, представляющие определенные политические силы, социальные и политические группы, организации и движения, большие и малые политические общности, общественные и политические институты, государство. Но чаще всего субъектами политики являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами.

Например, в английском языке три ключевых слова имеют отношение к термину «политика»:

  • «politics» — политическая сфера общества;
  • «polity» — политический строй;
  • «policy» — политическая стратегия, проводимая различными властными структурами.

Поэтому в современной зарубежной литературе политика часто определяется как: осуществление влияния и власти; форма господства; способ разрешения конфликтов; достижение коллективных целей; социальная активность, связанная с производством и распределением ресурсов.

Ряд зарубежных исследователей считает, что наиболее точно смысл политики отражает ее определение, во-первых, как курса, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формулировке задач (например, внутренняя политика, международная политика, социальная политика и т.д.); во-вторых, как конкретной сферы, где люди и политические образования ведут борьбу за государственную власть (в этом смысле говорят: «Заниматься политикой», «Держаться подальше от политики»); в-третьих, как искусства управлять людьми в обществе (поэтому говорят: «Все — политика»).

В русском языке слово «политика» употребляется в таких значениях, как:

  • политическая жизнь общества;
  • стратегия деятельности в определенной сфере;
  • управление общественными делами;
  • борьба за власть;
  • форма общественного сознания.

Разнообразие подходов к изучению политики в современной политической науке позволяет рассматривать политику как многомерное общественное явление. Некоторые исследователи видят многомерность политики в том, что она выступает в единстве грех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения; 3) как тип социальных отношений (между индивидами, социальными группами).

В качестве наиболее общего определения политики, отражающего ее многогранную социальную природу, можно предложить следующее.

Политика — сфера социальной жизни и деятельности, связанная с отношениями власти-подчинения в обществе, с завоеванием, удержанием, пользованием властью.

В настоящее время сложились два основных понимания политики — как подсистемы общества и как управленческой деятельности.

Стили и типы политики

Политика как управленческая деятельность всегда связана с принятием политических решений. Акторы, участвующие в политической жизни, а также принимающие политические решения, в политологии называются политическими субъектами . К ним относятся народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, индивиды через соответствующие организации и непосредственно.

Процедура принятия политических решений получила название стиля политики .

Основой выделения стилей политики выступают:

1. подходы политического субъекта к решению управленческих задач, которые могут быть:

  • реактивные, характеризующиеся установкой реагирования на ситуацию (политика «латания дыр»);
  • креативные, характеризующиеся предвидением возможного изменения ситуации и творческой активностью, направленной на изменение ситуации в нужном направлении («развивающая политика»);

2. отношения политического субъекта, принимающего политические решения с другими участниками политического процесса, которые могут строиться на основе:

  • принятия управленческих решений путем согласования различных групп интересов;
  • навязывания политических решений другим политическим субъектам.

На выработку стиля политики существенное влияние оказывают:

  • политическая культура «управляющих»;
  • «массовизация» политического процесса, связанная с активизацией различных групп интересов, что затрудняет достижение согласованных решений в отдельных секторах политики;
  • появление различных форм нетрадиционного политического участия, которые противоречат устоявшимся политическим нормам.

В большинстве современных обществ доминирует такой стиль политики, где подход правительства к решению управленческих задач носит скорее реактивный характер, а политические изменения достигаются путем навязывания правительством своих решений вопреки сопротивлению определенных групп интересов.

В политологии выделяют также различные типы политики как управленческой деятельности:

  • директивную, основанную на прямом принудительном насилии. Основной организационный ресурс такой политики — сплоченность и воля «своих», жестко и враждебно противостоящих «чужим». Это — политика силы, где противники стремятся нанести ущерб друг другу, а «побеждает» тот, у кого он оказался меньшим;
  • функциональную, акцентирующую внимание на «правилах игры», учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это — политика компромисса, когда каждый в конечном счете должен получить ровно столько, сколько отдает, а общий и частный «выигрыш» заключается в недопущении «ущерба»;
  • коммуникативную, также основанную на «правилах игры», которые, однако, допускается изменять по ходу дела на заранее оговоренных принципах. Это — политика сотрудничества, которая приводит к общему «выигрышу».

Перечисленные типы политики — это ее «идеальные типы». В реальной политической жизни наблюдается противоречивое их соединение.

Всю историю человечества можно разбить на дополитический и политический периоды. Несколько десятков тысяч лет общество в своей организации обходилось без политики. К. Маркс связывал дополитическую организацию общества с отсутствием классов. В доклассовом обществе не было частной собственности, люди жили малочисленными этнообразованиями, связанными кровнородственными связями -- семейными, родовыми, племенными. В ХХ столетии исследования таких ученых как К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль расширили представления о дополитическом периоде истории. В этом обществе люди жили в соответствии с жесткими традициями, которые составляли основу организации. Их организация базировалась на культурных технологиях, в которых получали реализацию жизненные ситуации. Поскольку эти ситуации были связаны с природой и немногочисленными сообществами, они были достаточно просты. В этом обществе еще не было людей в нашем привычном понимании. Люди были носителями функций, имели имена, которые давались им при «совершеннолетии» -- включении в сообщество «взрослых» в результате обряда посвящения. Эти люди не мыслили самостоятельно, у них не было индивидуальной воли и права выбора. Они были в буквальном смысле «винтиками» общественной машины -- организации, которая их запрограммировала социальными ритуалами, табу, снабжала мифологическими догмами, формировала донаучное, дологическое сознание, в котором все объяснялось и все диктовалось для каждого человека -- исполнителя социальной роли. Подобная общественная организация характеризовалась нерасчлененностью, слитностью (синкретичностью) социальных институтов. Они в обществе были еще не нужны и содержались в зародыше. Переход к политической организации представляет собой значительный скачок в изменении общественной формы. Появление политики способствовало развитию человеческой культуры. В обществе создается соответствующая структура, которая делает человека более свободным, осознающим себя и свое бытие, а также более организованным. Итак, политика -- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. По его определению, политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Тогда под политикой понималась вся общественная жизнь. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Социологическая. Характеризует политику через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию.

  • -- экономическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- этическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- стратификационная. Политика - это соперничество определенных общественных групп: классов или наций (марксизм) или заинтересованных групп (А.Бентли, Д.Трумэн), обеспечивающих в современном демократическом государстве баланс, равновесие общественных интересов.
  • -- правовая. Политика - это специализированная деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность (теории «Общественного договора» Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта).

Субстанциональная. Раскрывает первооснову, «ткань», из которой состоит политика.

  • -- властная. Политика - это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование (М.Вебер).
  • -- институциональная. Политика - это деятельность государства, а также партий и других ассоциаций и объединений.
  • -- антропологическая. Политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека (Аристотель).
  • -- конфликтно-консенсусная. Политика - это деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов (М. Дюверже, С.Ф. Хантингтон).
  • -- отношение «друзья-враги». Политика - это любая общественная деятельность, в которой люди взаимодействуют как друзья и враги.

Процессуальная - раскрывает динамический, процессуальный характер политики.

  • -- деятельностная. Политика - процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.
  • -- телеологическая. Политика - это деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
  • -- системная. Политика - относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, целостность, отграниченная от окружающей среды (остальных областей общества) и находящаяся с ней в непрерывном взаимодействии.

Натуралистическая трактует политику как совокупность природных факторов.

  • -- географическая. Трактует политику как совокупность природных факторов.
  • -- биологическая. Политика есть инструмент управления животными инстинктами человека.
  • -- психологическая. Политика - это деятельность людей, детерминированная их стремлением к власти и богатству.

Теологическая - политика как проявление божественной воли.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Страны - это поддержание связей и стабильности внутри страны и за её пределами. Значимость обоих аспектов государственной деятельности невозможно переоценить. Внутренняя политика обеспечивает поддержку правительственного курса, способствует миру и согласию, формирует целостность державы.

Суть понятия

Любое государство стремится к самосохранению, развитию и стабильности. Поэтому у политики, направленной на поддержание порядка в стране и объединение народов в мире, долгая история. Внутренняя политика как одна из важнейших функций государства возникает вместе с этим социальным институтом. В глобальном смысле это понятие обозначает деятельность государства по установлению, поддержанию или реформированию общественно-политического строя через решение проблем социального, экономического, культурного порядка. Внутренняя политика призвана выполнять следующие функции: организовывать хозяйственно-экономическую составляющую, поддерживать в стране в состоянии стабильности, устанавливать социальную справедливость при распределении благ и рациональное, безопасное использование ресурсов страны, поддерживать законопорядок и сохранять единство государства.

Значимость внутренней политики государства

Любое государство опирается на свой народ при проведении реформ, направленных на развитие страны, обеспечение своей целостности. Внутренняя политика в этом случае является условием удовлетворённости населения своим правительством. Только люди, которые чувствуют заботу государства о себе, готовы работать на его благо, связывать с ним своё будущее. Человеческий капитал - это главное богатство страны, а люди требуют заботы.

В этом и заключается высочайшая значимость внутренней политики. Удовлетворённое население поможет державе достичь высоких результатов во внешней политике и в реализации самых амбициозных планов. Внутренняя и внешняя политика, таким образом, тесно взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и их результаты сказываются во всех областях жизни населения и государства. Для населения страны внутренняя политика должна быть понятной и близкой, только тогда её ждут успех и поддержка. Поэтому государство должно устанавливать особые коммуникационные отношения с населением, чтобы рассказывать о целях и планах.

Принципы внутренней политики

Государство в проведении своего курса опирается на главный закон - Конституцию. Кроме того, внутренняя политика основывается на нескольких принципах:

  • государство всегда и во всём охраняет достоинство личности;
  • реализация прав и свобод одного человека не должна нарушить конституционных гарантий других людей;
  • граждане страны имеют право участвовать в управлении страной как самостоятельно, так и через своих представителей во власти;
  • все люди равны перед законом и судом;
  • государство всегда гарантирует равенство граждан независимо от любых обстоятельств, например, места жительства, расы, пола, дохода и т. п.

Внутренняя политика государства строится на фундаменте нравственности, справедливости и гуманизма. Власть поверх всего ставит интересы своего народа и стремится создавать ему максимально комфортные условия для проживания.

Структура внутренней политики

Многочисленные задачи, стоящие перед внутренней политикой, приводят к сложности её структуры. В целом она делится на две сферы: деятельность на общегосударственном уровне и действия на региональном. Эти сферы имеют разные ресурсы: в первую очередь финансовые, а также свои зоны ответственности.

Кроме того, традиционно выделяют такие направления внутренней политики, как экономическая, социальная, национальная, демографическая и сфера укрепления государственности. Существуют попытки выделения и более мелких сфер, но в целом эта типология хорошо отражает главные цели и зоны влияния государства внутри страны. Все направления даже закреплены документально и видны в структуре органов управления страной и региональных областей. Также могут выделять и другие сферы, например, охраны окружающей среды, военную, аграрную, культурную и правоохранительную политику.

Укрепление государственности как база внутренней политики

Сохранение целостности и единства государства - одна из важнейших задач, которую решает внутренняя политика. Это особенно важно в больших, многонациональных странах, как Россия, например. Предотвращение национальной розни и сепаратистских попыток выделения отдельных регионов в самостоятельные субъекты политики, очень важно, особенно сегодня, во времена роста национального самосознания у малых народов. Удержание в составе страны региона, как, например, Каталонии в Испании, требует сложных действий на самых разных уровнях. Также к этой сфере относится пропаганда общегосударственных ценностей, символики и истории. Эту функцию государство реализует совместно со СМИ и разными социальными институтами.

Экономическая политика

Важнейшей является экономическая внутренняя политика, которая гарантирует стабильности страны. Обеспечение свободной конкуренции, неукоснительное исполнение антимонопольного законодательства - один из аспектов экономической политики. Важной частью является и поддержание стабильности финансовой системы, к этому аспекту относится формирование бюджета и контроль его исполнения, а также помощь национальной валюте, содействие развитию бизнеса в стране. Главными показателями для экономической политики является размер ВВП внешнего долга государства. Также политика стимулирует обновление и модернизацию производственных мощностей страны, создаёт благоприятную почву для привлечения инвестиций, регулирует налоговое законодательство. Страна должна создавать условия для предпринимателей, желающих открыть своё дело, а также способствовать удержанию молодых специалистов и высококвалифицированных кадров.

Социальная политика

Департамент внутренней политики чаще всего ассоциируют с социальной политикой. Она, действительно, является одной из важнейших, так как непосредственно касается каждого человека в державе и ощущается жителями страны ежедневно. Государство должно обеспечить населению приемлемый уровень жизни, делая акцент на защите социально неблагополучных групп: сирот, инвалидов, одиноких родителей, пенсионеров, безработных. Важная часть социальной политики - это охрана здоровья граждан, которая включает организацию квалифицированной медицинской помощи, обеспечение нуждающихся лекарствами, организацию санаторного лечения, контроль за качеством питания и за чистотой окружающей среды. В социальную политику также входит регуляция диспропорции в доходах населения, смягчение последствий социального неравенства. Кроме того, она включает регулирование сферы образования, создание системы дошкольного и школьного образования, контроль их качества. Нередко к социальной сфере относят работу государства в области культуры и экологии.

Демографическая политика

Количество населения, его естественный прирост и убыль - предмет заботы государства. Оно контролирует демографию в стране, стремится к достижению оптимального соотношения между разновозрастными группами, количеством рождающихся и умирающих граждан. Например, для России важно увеличить рождаемость, так как наблюдается уменьшение трудоспособного населения, а в Китае, напротив, ее необходимо уменьшать из-за слишком быстрого роста населения. Решение демографических проблем невозможно только путём изменения законодательства. Здесь необходимо вести пропагандистскую работу, задействовать материальные механизмы воздействия.

Национальная политика

Внутренняя политика государства большое внимание уделяет проблемам отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда межнациональные конфликты становятся всё острее. Значимость государственной деятельности в этой сфере только возрастает. Внутренняя политика России направлена в первую очередь на восстановление дружеских отношений между людьми разных этносов и культур. Также для правительства очень важно регулировать миграционные процессы, которые могут провоцировать конфликты. Поэтому вовремя их предвидеть и предупредить - цель национальной политики. Задача государства - создать благоприятные условия для жизни всех граждан вне зависимости от их национальности, пресечь возможную дискриминацию по расовому признаку и содействовать развитию культур и языков народностей, проживающих на территории страны.