Нестандартные уроки физической культуры. Секреты мастерства или как провести урок физической культуры, который понравится ученикам Интересная физкультура в школе

Пензенский Государственный Педагогический Университет

им. В.Г.Белинского

Факультет Физической Культуры

Кафедра «Общей педагогики»

Курсовая работа

«Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения»

Костин Александр Евгеньевич

студент 3 курса гр. ФК-32, очного отделения

Научный руководитель:

Резник Е Л.

Пенза 2007 г


Введение

1.1Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса

1.2Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе

1.3Современные требования к уроку ФК в школе

1.4 Задачи урока физической культуры

1.5 Структура урока физической культуры

Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры в школе

2.1 Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников

2.2 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

2.3 Дидактические принципы

Глава 3. Практические аспекты организации и проведения современного урока ФК в школе

3.1 Подготовка учителя к уроку

3.1.2 Плотность урока

3.2 Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе

Список литературы

Введение

Актуальность. В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно.

От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся (Велитченко В. К., 1993). И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2002 и д. р.).

Объект исследования: процесс организации и проведения урока физической культуры в школе.

Предмет исследования: урок физической культуры как учебно-воспитательный процесс в современной школе.

Цель работы: совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры.

Задачи работы:

1. Выявить сущность урока физической культуры как учебно-воспитательного процесса.

2. Изучить основные пути повышения интереса школьников к урокам физической культуры.

3. Наметить основные этапы в подготовке и проведении урока физической культуры в школе.

Основной метод нашего исследования – метод изучения и анализ литературных источников.

Гипотеза: предполагается, что благодаря ответственному отношению к уроку физической культуры и тщательной подготовки к нему, позволит учителю более успешно и плодотворно провести урок ФК в школе.

Глава 1 .Теоретические и методические основы урока ФК в школе как учебно-воспитательного процесса

1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми

посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных решать производственно-экономические, научные и социально-культурные задачи, поставленные историческим временем.

В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание. Каждый из них, в свою очередь, состоит из множества других взаимосвязанных процессов. Так, в обучении выделяют процесс преподавания и процесс учения, в воспитании - процессы воспитательных воздействий, их восприятие воспитуемыми, самовоспитание и др. К компонентам педагогического процесса относятся цель, задачи, содержание, средства, методы и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также педагогические условия и результаты педагогического процесса.

Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя, из нее определяются частные цели и задачи обучения и развития, а также его содержание. Цели и содержание – важнейшие компоненты педагогического процесса. Они определяются социальным заказом и являются планируемым результатом педагогической деятельности. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание. Все компоненты УВЧ тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на соответствующие знания.

1.2 Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе

«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы.

Это указание в полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.

Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.

Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнения учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания учащиеся выполняют дома или в секциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных или групповых занятий учащихся.

Из кратких бесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту и играм. Все это содействует вовлечению детей в секции и команды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Следовательно, урок является основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы с учащимися.

Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.

Всему этому дети учатся, прежде всего на уроках физической культуры.

Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.

Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.

Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.

1.3 Современные требования к уроку ФК в школе

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

а) иметь определенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного взятого урока;

б) быть правильно методически построенным;

в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;

з) носить воспитывающий характер.

(4 Часа)

Лекция

1. Значение урока физической культуры в решении задач физического воспитания школьников. Типы, виды, структура урока физической культуры и характеристика его частей.

2. Требования к проведению современного урока физической культуры. Определение задач урока. Подготовка учителя к уроку. Организация урока физической культуры (формирование учебных групп, методы организации деятельности учащихся на уроке, распределение времени на уроке).

3. Руководство процессом физкультурного образования учащихся на уроке (стили руководства, требования к учащимся, инструктирование учащихся, предупреждение ошибок и др.).

4. Домашние задания по физической культуре и подготовка учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями

1. Значение урока физической культуры в решении задач физического воспитания школьников. Типы, виды, структура урока физической культуры и характеристика его частей.

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) опреде­ляется тем, что в нем заложены возможности для решения стра­тегических задач физической культуры - всестороннего, гармо­ничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).

Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преиму­щества :

1) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнения­ми;

2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обу­чения;

3) осуществляется под руководством педагогов по физи­ческой культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индиви­дуальных особенностей школьников;

4) способствует направлен­ному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач . По приз­наку преимущественной направленности на решение образова­тельных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков .

    Комбинированные уроки . В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

    Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый - развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй - восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.

    Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

    Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четвер­ти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уро­ках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетны­ми требованиями и учебными нормативами.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи - ознакомление учащихся с новыми двигатель­ными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углублен­ного изучения и закрепления учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, разви­тия физических качеств, контроля за уровнем физической подго­товленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широ­ко используется в практике физического воспитания.

Контрольные уроки направлены на выявление успеваемо­сти или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

Структура урока и характеристика его частей . Каждый урок физи­ческой культуры состоит из трех функционально связанных со­ставных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изме­нения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию по­коя за счет постепенного повышения функциональной работо­способности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устой­чивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, ко­торая соответствует заключительной части урока.

1. Подготовительная часть урока . Основная ее цель - подгото­вить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого, в подготовительной части решаются сле­дующие методические задачи:

Обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие (построение, сообщение задач урока);

Активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся (строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении, игровые задания для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся);

Обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений: комплексы общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др);

Обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений)

При составлении комплекса упражнений для подготовитель­ной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовлен­ности занимающихся. Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.

В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и посте­пенным возрастанием нагрузки.

Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8:

а) после предварительного показа и объяснения преподавателя;

б) одновре­менно с показом и объяснением преподавателя;

в) только по показу;

г) только по объяснению.

Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8-10.

При проведении общеразвивающих упражнений для активиза­ции внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать:

1) хлопки руками;

2) вы­полнение упражнений с закрытыми глазами;

3) выполнение уп­ражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5-7;

4) выполнение упражнений в различном темпе;

5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения;

6) выполнение одного и того же упражнения из различ­ных исходных положений.

Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Необходимо так подобрать упражнения, чтобы они:

Начинались из разных исходных положений (различных стоек, седов, положений лежа, упоров и положений рук);

    имели разную направленность, кинематические и динамические характеристики (различные группы мышц, направления, амплитуду, темп и характер выполнения);

Проводя уроки с одним и тем же классом, следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преиму­щественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плос­костях, под счет и самостоятельно без счета - по заданию; при­менения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.

Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разно­образные способы проведения этих упражнений.

    Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать.

    Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего.

    Выполнение упражнений в парах.

    Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке и т.д.).

    Выполнение упражнений в движении.

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительно­сти занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

Для успешного решения задач подготовительной части урока преподавателю необходимо:

    правильно выбирать место для показа упражнений;

    в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения;

    кратко и точно называть показываемые упражнения;

    правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;

    помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты;

    добиваться точного и синхронного выполнения упражнений;

    исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися.

2. Основная часть урока . Цель основной части - решение наи­более значимых оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач, предусмотренных учебной программой и планом дан­ного урока.

1) разучивание но­вых двигательных действий;

2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразова­тельного, прикладного и спортивного характера;

3) развитие фи­зических качеств;

4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;

5) формирование специальных знаний.

Вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ус­военных ранее навыков проводится в середине или конце основ­ной части урока. Упражнения, требующие проявления скорост­ных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, свя­занные с силой и выносливостью, - в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществ­ляется раньше, чем воспитание общей выносливости.

Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

В процессе обучения двигательным действиям преподавателю следует:

Избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и методов обучения;

    использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта;

    индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, и придерживаться требований: учить всех и отдельно каждого;

    формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения физических упражнений.

Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8-10 раз, а при закреплении уже изученного движения - в пре­делах 20-30 раз.

Многократное повторение упражнений, необходимое для со­здания прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомле­ние, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однооб­разный характер учебно-практической деятельности. Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления прой­денного на уроке материала преподавателю следует завершать ос­новную часть подвижными играми и игровыми заданиями и уп­ражнениями с включением движений, разученных на уроке.

Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомо­гательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение достаточно хорошо освоено и внимание учащих­ся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно вы­полняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмо­циональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях. Включая в игры тот или иной элемент двигательного действия, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведе­нии итогов важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.

В младшем школьном возрасте на этапе разучивания упражне­ний на уроке следует применять соревновательный метод обуче­ния. Объектом соревновательной деятельности являются показате­ли качества выполнения элементов или целостных двигательных действий.

Большое значение при обучении двигательным действиям иг­рают зрительное и слуховое восприятие изучаемого упражнения (наглядность). Использование наглядности зависит от этапа обу­чения. Как правило, на этапах ознакомления и начального разу­чивания двигательного действия она применяется гораздо чаще, а на этапе совершенствования используется для исправления по­явившихся ошибок.

Ни один урок не должен проходить без включения в него специальных упражнений, способствующих развитию тех или иных физических качеств. При выборе упражнений, активно воздей­ствующих на то или иное физическое качество, важно придержи­ваться следующих рекомендаций.

1. Для достижения лучших результатов в развитии у школьников быстроты следует включать в урок упражнения по мгновенному реагированию на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное время. Кроме того, необходимо подбирать упражнения, вызывающие быстрые перемещения, скорость действий, частоту движений. Такими упражнениями являются старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, а также подвижные и спортивные игры, встречные эстафеты и т.д., Такие упражнения (за исключением игр и эстафет) лучше применять в начале основной части урока, когда организм еще не утомлен.

Проявлению максимума скоростных возможностей содейству­ют соревновательные и игровые приемы выполнения упражне­ний.

    Для развития силы типичными являются упражнения общеразвивающего характера без предметов и с предметами (лазание по вертикальному канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров, различные виды единоборств и т.д.). Такие упражнения целесообразно включать в конце основной части.

    Выносливость надо развивать на каждом уроке, применяя специальные упражнения и увеличивая плотность и интенсивность занятий. Особенно эффективны бег на средние дистанции, кроссы, бег на лыжах, подвижные и спортивные игры. В младших классах в основном применяется бег в медленном, равномерном темпе, т.е. бег со скоростью 2-3 м/с, а также равномерный бег в сочетании с ходьбой и комплексами общеразвивающих упражнений. В средних и старших классах применяется равномерный бег продолжительностью 8-25 мин, повторный бег на отрезках 200-800 м и др.

В основной части занятия упражнения на выносливость всегда следует выполнять последними. Упражнения на развитие общей выносливости следуют после упражнений на развитие специальной.

    Развитию координации движений способствуют подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, полосы препятствий, эстафеты с предметами и различные упражнения с использованием нестандартного оборудования и др. Эти упражнения целесообразно включать в начало основной части, а иногда и в подготовительную.

    Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще применять упражнения на равновесие.

Специфика предмета «Физическая культура» помогает препо­давателю успешно воспитывать на уроках и личностные качества учащихся. Для того чтобы достигнуть наибольшего эффекта в вос­питании нравственности, необходимо применять на каждом уро­ке различные средства воспитывающего характера: подбор заданий, содействующих сплочению коллектива учащихся; организация совместных действий, взаимопомощь, вза­имовыручка; поощрение положительных и порицание отрицатель­ных поступков, совершаемых учениками на уроке, и др. Для вос­питания личностных качеств надо ставить перед учащимися труд­ные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Так, для воспитания смелости и настойчивости можно использовать упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха перед выполнением, например, опорных прыжков, упражнений на гимнастических снарядах и др.

Продолжительность основной части урока зависит от объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физиче­ской культуры она обычно длится 25-30 мин.

3. Заключительная часть урока . Цель заключительной части уро­ка - постепенное снижение функциональной активности орга­низма занимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методи­ческих задач:

    снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

    регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

    подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

    сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Длительность заключительной части урока 3-5 мин.

2. Требования к проведению современного урока физической культуры. Определение задач урока. Подготовка учителя к уроку. Организация урока физической культуры (формирование учебных групп, методы организации деятельности учащихся на уроке, распределение времени на уроке).

Требования к уроку . Урок физической культуры обладает особен­ностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексно­стью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относятся сле­дующие.

1. Четкость постановки целей и задач . Урок решает оздорови­тельные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе орга­низации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечи­вает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует вос­питанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с воз­можно большей определенностью отражают планируемые конеч­ные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на од­ном уроке, - не более 2-3.

    Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач . Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

    Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока . Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.

    Те сная связь уроков с предыдущими и последующими . Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

    Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы . Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.

    Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

    Обеспечение травмобезопасности урока . Повышенная травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная орга­низация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной дея­тельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оператив­ное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занима­ющихся.

Методика проведения урока физической культуры является составной частью управленческого цикла процесса физического воспитания. Она включает:

1) Планирование процесса физического воспитания

2) Организацию уроков физической культуры

3) Руководство процессом физического воспитания на уроках

4) Контроль за результатами физического воспитания.

Постановка задач . Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направ­ленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образовательные же - с указанием уровня овладе­ния техникой движения.

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физичес­кие упражнения.

При обучении двигательным действиям задачи урока форму­лируются следующим образом:

    при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомление с техникой...» (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, которое осваивается);

    при разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения...»;

    при совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование техники выполнения...».

Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй - разучивания, третьей - совершенствования.

Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возмож­ного в определенном возрасте физического развития и физичес­кой подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.

Формулирование оздоровительных задач осуществляется сле­дующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходь­бы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.

При решении задач воспитания физических качеств рекомен­дуются формулировки с краткой терминологической записью, первое слово формулировки задачи - это «воспитание», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача. («Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции»).

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дис­танции 5 км» и т.д.

Организация процесса физического воспитания

Организация процесса физического воспитания включает в себя следующие основные виды деятельности:

1.Подготовка учителя к уроку .

Результативность урока физической культуры во многом зави­сит от того, насколько преподаватель будет претворять намечен­ный им план, применять наиболее рациональные методы органи­зации деятельности занимающихся и методические приемы, про­дуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, тех­нические средства обучения, учитывая при этом специфику мес­та проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортив­ная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная мест­ность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Т.О. успех проведения любого урока зависит от степени основательности подготовки учителя. Различают заблаговременную и непосредственную подготовку.

Заблаговременная подготовка включает:

– разработка планов-конспектов урока;

– обеспечение учебного процесса оборудованием и инвентарем

(нестандартное), учебными пособиями;

– повышение квалификации учителя;

– подготовка актива учащихся для помощи учителю на уроке.

Непосредственная подготовка

– просмотр конспекта урока;

– просмотр своего внешнего вида;

– оценка владения материалом урока;

– подготовка места занятий, инвентаря, учебных пособий (дополнительные упражнения), ТСО;

– обеспечение санитарно-гигиенических условий для занятия (раздевалок), влажная уборка зала;

– проверка присутствия групповодов.

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения уро­ка предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечиваю­щих оздоровительный эффект от занятий физическими упраж­нениями.

В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий должно строго соответствовать установленным нормам (во вся­ком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная)! в пределах 14-16°С.

После каждого занятия с классом в школе необходимо провет­ривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 мин, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортив­ные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.

Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнасти­ческие маты, а капитальную уборку - мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале.

Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требова­ний приводит к большому скоплению пыли в помещении. Заня­тия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.

- Что входит в обязанности тьютэра?

Обучение молодых специалистов проведению уроков физической культуры по новым стандартам. Они в корне отличаются от уроков, которые проводятся сейчас. Если мы будем вести урок по новым ФГОСам, приоритет предмета вырастет.

- В чем будет разница между уроками?

Начнем с того, что на сегодняшний день из-за нехватки залов не создать урока по новым стандартам, нам всегда нужно иметь наглядность,возможность показать сюжет соревнований, презентацию и т.п. К примеру: высокий и низкий старт в легкой атлетике. Если я демонстрирую слайд, показывающий наглядно высокий и низкий старт, ученики должны сформулировать тему урока. Дети сами ставят цели урока, задачи, и догадываются, как правильно выполнить упражнение, а роль учителя, в данном случае, направить вопросами, наглядными пособиями. Для того, чтобы начать выполнять упражнения, ученики должны сказать, что для начала необходимо сделать разминку, подобрать упражнения. Я им, естественно, помогаю, но ничего за них не говорю.

Если сказать простыми словами, то наши дети ждут команды, ждут, какое упражнение мы покажем, только после этого они начинают его делать. Есть поговорка: «Сила есть, ума не надо!» Вот сила-то у них есть, они выполняют упражнения, не думая, какие мышцы задействованы и т.д. Конечно, динамика и плотность урока на сегодняшний день выше, все учителя жалеют того времени, которое будет затрачено на разговор с учеником, на то, что мы будем с них спрашивать, как они понимают, для чего это все выполняется.

Через понимание ребенок осознает, для чего он будет выполнять это упражнение, как правильно его сделать. Только найдя сам решение поставленной задачи, ученик сможет выполнить все правильно. Через понимание приходит интерес. Новые стандарты привлекут детей на дополнительные занятия физкультурой, что на сегодняшний день очень актуально.

Вы не думаете, что новая система проведения урока даст толчок назад, а не вперед? Ведь дети ждут физкультуру не для того, чтобы отвечать на вопросы?

Нет, я так не думаю. Раньше было так: какой темп урока задаст учитель, так ребята и выполняют задания. Конечно, очень сложно переключиться на новый стандарт и детям, и учителям. Многое зависит от преподавателя, от того, как он выстроит диалог с обучающимися. Думаю, что большого различия между уроками не будет. Изменятся сами домашние задания, они не потребуют большой подготовки, но здесь, как и на других школьных предметах, необходима система. Например, не сделав домашнее задание для следующего урока, дети не поймут того, что требует учитель. Изменятся методы проведения урока, ребята будут оценивать друг друга, искать ошибки. Впереди - балловая система, на уроке можно будет получить до 30 баллов. Видя чужие ошибки, ребята и сами станут меньше допускать своих.

- То есть, Вы считаете, что все это будет плюсом?

Да, конечно, плюсом, но, повторюсь, все зависит от специалиста.

- Новые стандарты будут вводиться с начальной школы?

Да, по ФГОСам мы работаем третий год. Я наблюдала урок в начальных классах и, к сожалению, до тех норм, которые необходимы, еще далеко, но специалисты стараются, нужно время, чтобы привыкнуть и перейти на новые стандарты.

Любовь Николаевна, начальная школа есть начальная школа, детки только пришли, и для того, чтобы урок состоялся, им нужно знать какие-то азы? Они придут на уроки и их начнут сразу спрашивать?

Конечно, нет. Учитель никогда не должен оставлять ребенка одного «управлять кораблем», я всегда отправляюсь вместе с ними «в плавание». Так, увидев обычный мяч на уроке, дети мне отвечают: «Мы сегодня будем играть в мяч». Они же догадались! И можно уже задавать вопросы: что можем сделать с мячом и т.д. Все, ничего сложного и страшного в новом нет. Не надо бояться ни родителям, ни детям, ни, тем более, специалистам. Правильно составленный урок будет намного интересней, чем сегодняшние занятия. В начальной школе начинать работать по новым стандартам очень интересно и увлекательно.

У нас есть дети, которые имеют ограничения по занятиям ФК? Смогут ли новые уроки помочь таким ребятам получить положительные оценки?

По новым стандартам оценка предмета происходит не по контрольному нормативу, как сейчас. Критерии разные, ребенок должен уметь объяснить упражнение, разложить его по фазам, объяснить другому ученику, знать, где в дальнейшем может пригодиться то или иное умение. Ребята специальной и подготовительной группы будут, наравне с другими, участвовать в изучении упражнений, объяснять, рассказывать. Они могут не выполнять контрольный норматив, если есть противопоказания по данному виду упражнений. При этом уровень их знаний может быть не ниже, чем у тех, кто его выполняет. Это позволит на уроке физкультуры ребятам предоставлять равные условия.

Исходя из того, что вы рассказали, можно сделать вывод, что цель физической культуры по новым стандартам - дать теоретические знания, понятие о том, что такое упражнение и для чего оно необходимо. Каким же образом повысить уровень физической подготовленности детей, если они будут заниматься теорией?

В том-то и дело, что ФГОС направлены на то, что бы дети пришли к нам и на 4-ый, и на 5-ый час, то есть в кружковую и секционную работу. Потребность в подвижной деятельности у них будет полностью восстановлена.

Родители понимают, что необходимо развивать ребенка, давать ему общение, добиваться каких-либо спортивных достижений. А как Вы думаете, осознают ли родители необходимость физической культуры как урока?

Этот вопрос очень сложный, я себе его не раз задавала. Не совсем, конечно, понимают, они не воспринимают урок ФК как один из главных уроков - это большая ошибка родителей. Дети, которые занимаются ФК и спортом, очень умело справляются со своими психическим состоянием. Они подготовлены ко всем неожиданностям в плане обучения, более спокойно воспринимают информацию. Конечно, очень хорошо, что родители находят возможность нанять репетиторов, подтянуть знания, но они не понимают, что ребенку не хватает двигательного режима, режима, который дает жизнь нашим детям.

Ну что ж, дорогие читатели, будем надеяться, что любовь к физкультуре у наших детей не пропадет, а наоборот, только усилится. Удачи! Пусть все новое только радует, как это и должно быть! Физкульт - пока!

Уроки физической культуры способствуют укреплению вашего здоровья. Физические упражнения развивают ваш организм, повышают иммунитет, делают вас более выносливыми и сильными. Кроме того, спортивные занятия улучшают настроение, а командные игры воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи.

✏ На урок физкультуры нужно приходить только в специальной спортивной форме.

Выбирайте спортивную форму в зависимости от места проведения занятий (спортивный зал, спортивная площадка, стадион, бассейн) и времени года (осень, зима, весна).

Приходите в той форме, которая принята в вашей школе (спортивный костюм, шорты, спортивные брюки, футболка, куртка и т. п.).

Спортивная форма должна быть удобной и лёгкой. Лучше всего подойдёт одежда из натуральных тканей, которые хорошо пропускают воздух летом и сохраняют тепло зимой.

Проследите, чтобы вам не мешали наручные часы, украшения, заколки. Если у вас длинные волосы, уберите их, чтобы они не лезли в глаза и не мешали вам и окружающим.

В раздевалке ведите себя спокойно, не спешите, не балуйтесь, не шумите. Аккуратно сложите свою одежду и отправляйтесь на урок. Если раздевалка в вашей школе не закрывается на время проведения урока, старайтесь не оставлять там деньги и ценные вещи.

Во время урока физкультуры нужно быть очень внимательными, собранными, сосредоточенными и осторожными. Вы двигаетесь интенсивно и быстро, поэтому наиболее велика вероятность получения и нанесения другим травм и ушибов. Неправильно выполненное упражнение может повредить вашему здоровью и привести к травме.

✏ Чтобы избежать травм, делайте только те упражнения и только так, как говорит и показывает учитель.

Нельзя находиться слишком близко к ученику, который выполняет какое-либо упражнение.

Нужно быть предельно внимательными во время игр и упражнений с мячом, скакалкой, а также во время занятий на брусьях, канате и других спортивных снарядах.

Во время командных игр строго соблюдайте установленные правила.

Если вы почувствовали себя плохо до или во время урока, немедленно сообщите об этом учителю. Если вы увидели, что вашему товарищу стало плохо, сразу же позовите учителя.

Правила поведения на спортивной площадке

В тёплое время года уроки физкультуры обычно проходят на свежем воздухе. Если учитель предупредил вас, что урок физкультуры будет на спортивной площадке, позаботьтесь о подходящей спортивной форме. Скорее всего, это будет спортивный костюм с длинными брюками и лёгкая куртка. Нельзя идти на урок в одной футболке, потому что вы, разгорячённые после бега, можете простудиться.

✏ Спортивная форма должна быть удобной, прочной, сделанной из натуральных материалов.

Приходите на спортивную площадку и покидайте её только вместе со своим классом в сопровождении учителя.

Не выходите за пределы спортивной площадки. Если на площадке занимаются одновременно два класса, не заходите на территорию другого класса.

Во время выполнения упражнений будьте внимательны. Старайтесь не упасть, не толкнуть других учеников, не наступить на что-то острое.

Если на уроке предполагается выполнение таких упражнений, как метание спортивных снарядов, будьте очень осторожны. Следите за тем, чтобы не попасть таким предметом в других учеников и чтобы одноклассник не попал в вас.

Правила поведения в бассейне

Сейчас во многих школах есть бассейны, где проходят уроки физкультуры. Если в школе нет бассейна, то нередко класс посещает его в каком-либо спортивном комплексе.

Обычно уроки физкультуры в бассейне очень нравятся ребятам. Плавание не только полезно для здоровья, укрепляет и закаляет организм. Оно доставляет немало удовольствия и радости.

Многие из вас любят плавать, нырять, играть в воде. Однако нельзя забывать, что бассейн — место повышенной опасности.

✏ Нахождение в воде требует от вас особенной осторожности и строгого соблюдения мер безопасности.

Ваше посещение бассейна начинается с подготовки к этому уроку.

Если вы идёте в бассейн из дома, старайтесь не опаздывать. Скорее всего, опоздавших не пустят в бассейн.

Заранее соберите все необходимые для бассейна вещи.

В бассейне вам необходимо иметь:

1) купальник или плавки;

2) резиновую шапочку;

3) купальные шлёпанцы;

4) махровое полотенце;

5) мыло в мыльнице, губку и шампунь (в отдельном мешке);

6) сменную обувь.

Принимайте пищу не позднее чем за 2—3 часа до начала занятия. Плавать, как говорится, на полный желудок, очень вредно для здоровья.

Не берите с собой и не оставляйте в гардеробе (раздевалке) ценные вещи и деньги. Возможно, в вашем бассейне есть специальное место, где можно их оставить. Если такой возможности нет, то постарайтесь в дни занятий в бассейне не брать с собой много денег и не надевать дорогие украшения.

Если вы плохо себя чувствуете, предупредите об этом учителя.

В душе не балуйтесь, не бегайте, не играйте. Очень легко поскользнуться на мокром полу и получить травму.

Находясь в воде, надо быть особенно внимательными и осторожными.

✏ Входите в воду и выходите из неё строго по команде учителя.

Нельзя баловаться, громко кричать и шуметь.

Не толкайте в воду ваших одноклассников.

Не ныряйте навстречу друг другу.

Нырять с бортика бассейна можно только по команде учителя.

Не «топите» других учеников.

✏ Не следует звать на помощь взрослых, если она вам не требуется на самом деле.

Если вашему однокласснику стало плохо и он начал тонуть, немедленно позовите учителя.

✏ Если вы начали тонуть, не паникуйте, а попытайтесь удержаться на поверхности воды и зовите на помощь.

Находясь в воде, делайте только те упражнения, о которых говорит вам учитель.

Играя в какие-либо спортивные игры, соблюдайте установленные правила.

В воде старайтесь постоянно двигаться, чтобы не замёрзнуть и избежать переохлаждения. Если у вас начался сильный озноб, появились мурашки («гусиная кожа») или посинели губы, следует с разрешения учителя покинуть бассейн и принять тёплый душ.

Если вам по каким-либо причинам нужно выйти из воды, попросите разрешения у учителя.

После плавания надо принять тёплый душ. Вытирайтесь полотенцем насухо, волосы высушите феном. Перед тем как выходить на улицу после бассейна, убе-дитесь, что вы тепло одеты.

Правила безопасности при езде на лыжах

Если зимой ваш урок физкультуры проходит на лыжах, будьте особенно внимательны, иначе можно получить травму. Поэтому делайте только то, что говорит учитель.

Если вы не умеете кататься на лыжах, очень внимательно слушайте объяснения учителя.

Не выставляйте вперёд и в стороны лыжные палки. Не поднимайте их острыми концами вверх.

Проследите, чтобы лыжные ботинки, лыжи и палки соответствовали вашему размеру и росту.

Ваша одежда должна соответствовать погоде. Она должна быть одновременно тёплой, лёгкой и удобной. Не забудьте надеть шапку и перчатки.

Если ваше занятие проходит в парке или в лесу, не отставайте от класса, не сворачивайте с лыжни.

Если вы спускаетесь с горки на лыжах, ноги слегка согните в коленях, лыжные палки отведите назад.

✏ Не спускайтесь с горки, если вы плохо катаетесь на лыжах или боитесь.

Физкультура в школах — это предмет, способствующий формированию здорового поколения. Государство заинтересовано в том, чтобы дети были не только интеллектуально развитыми, но и обладали отменным иммунитетом. Нормативы в школе по физкультуре — это требования Министерства просвещения РФ.

Классификация

Существует подразделение их на пять видов по формированию определенных физических качеств:

  • силы;
  • выносливости;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • координации

Физкультура в школах способствует всестороннему развитию ребенка.

После того как учениками будут сданы нормативы, получены оценки, их передают в центры статистической обработки информации. После усреднения сведений формируется картина соответствия учеников всех классов требованиям предполагаемой программы. Затем корректируется физкультура в начальной школе в сторону усложнения либо упрощения. Физиологи отслеживают периоды максимального физического развития детей, обобщают сведения. Нормативы предполагают не просто оценку, а целую цепочку различных данных, поэтому представляют интерес не только для учителей физической культуры, но и для различных специалистов.

Особенности организации

Разработаны они для ребят, имеющих основную группу здоровья. Учениками из подготовительной группы сдаются лишь те нормативы, что не попадают в противопоказания. Специальная группа предполагает освобождение ребенка от сдачи нормативов. Для таких детей физкультура в школах проводится по специальным программам.

В весеннее и осеннее время занятия проводятся на школьном стадионе, зимой (помимо лыжной подготовки) ребята занимаются в спортивном зале. Все помещения, в которых проводятся занятия, должны соответствовать определенным нормативам: учитывают число школьников, количество душевых и раздевалок, высоту потолков, вентиляционную и отопительную системы, разнообразие спортивных снарядов.

Физкультура в школах связана и с физминутками, организуемыми во всех классах образовательных учреждений. Их основное предназначение — это сброс напряжения у школьников во время учебных занятий.

Начальная школа

Как организуются занятия для детей 1-4-го классов? Физкультура в начальной школе по ФГОС предполагает гармоничное развитие ловкости, тела, координации движений. В данный период обучают следующим важным навыкам:

  • правильному сочетанию движения с дыханием;
  • навыкам прыжков в высоту и в длину;
  • основам спортивных и командных игр;
  • метанию мяча в цель;
  • подбрасыванию и ловле мяча;
  • основам лыжной подготовки;
  • основам плавания.

Именно в этом возрасте особое значение имеет двигательная активность детей. От развитости тела напрямую зависит гармоничность оформления фигуры к половому созреванию.

Средняя и старшая ступень обучения

Физкультура в средней школе проводится три раза в неделю. Многие подростки не ограничиваются школьными уроками, посещают секции, занимаются в спортивных кружках. Для привития познавательного интереса у подрастающего поколения к здоровому образу жизни учителя физической культуры стараются отмечать даже самые незначительные успехи своих воспитанников, предлагают им участие в соревнованиях. Это способствует самореализации школьников, привитию у них позитивного отношения к спорту.

Лечебная физкультура

В обычных общеобразовательных школах данный вариант оздоровления подрастающего поколения используется достаточно редко. В большей части образовательных учреждений для проведения занятий по лечебной физкультуре выделяют только факультативные занятия. Дети с нестандартным психическим и физическим здоровьем в основном просто освобождаются от обычных уроков физкультуры, несмотря на то, что именно они нуждаются в специальной подготовке. ЛФК — это одно из направлений работы учителей, незаслуженно убранное из обычных школ.

Современные проблемы

Несмотря на то что уроки физической культуры, проводимые в общеобразовательных организациях, направлены на повышение духовного и физического здоровья подрастающего поколения, у педагогов часто появляются различные сложности. В первую очередь это связано с отсутствием душевых кабинок и комнат отдыха, то есть условий для нормальных занятий детей спортом.

Также довольно часто во время выполнения различных упражнений дети получают травмы разной степени тяжести. Оценки многие преподаватели выставляют не за физические навыки, а за присутствие на уроке, чтобы не «испортить» средний балл в аттестате. Все это негативно отражается на отношении детей к урокам физической культуры, приводит к нежеланию школьников заниматься спортом.

Особенности нормативов

При установлении нормативов учитывается возраст детей. Для каждой ступени обучения существуют свои показатели, по которым преподаватель физической культуры оценивает результаты своих воспитанников.

К примеру, пробегать на отметку «5» 50 метров мальчики 1-го класса должны за 6,1 секунды, девочки - за 6,6 секунды.

В зимний период для получения «отлично» при прохождении на лыжах 1 км мальчики должны уложиться в 8,3, девочки - в 9 минут.

Для обучающихся 3 классов добавляется ряд нормативов. К примеру, за минуту мальчики должны прыгать через скакалку 80 раз, девочки - 90, чтобы рассчитывать на отметку «отлично». Есть в этом возрасте и норматив по подъему туловища из положения лежа на спине. Для мальчиков «5» ставится при 25 разах (за минуту), для девочек при 20 подъемах за 1 минуту. Приседать дети 3-го класса должны: мальчики - 42 раза, девочки - 40 раз.

С возрастом количество нормативов, которые должны сдавать обучающиеся на уроках физической культуры, существенно возрастает.

Для того чтобы снижать риск появления детского травматизма во время игры в баскетбол, волейбол, педагог проводит специальные вводные инструктажи. Отдельное внимание он уделяет разминке. Комплекс специальных упражнений, подбираемых индивидуально под каждый класс, способствует подготовке детей к сдаче нормативов, снижает риск получения школьниками серьезных физических увечий.

Установление определенных требований, которым должны соответствовать современные дети, не является прихотью педагога, это требования Министерства просвещения РФ.