Харизма лидера (Р. Гандапас)


2.Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.(9баллов)

1.Административное право, гражданское право, семейное право.

2.Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.

3.Либеральные партии, консервативные партии, оппозиционные партии, социал-демократические партии.

_____________________________________________________________________________
3.Заполните пропуск в ряду.(8 баллов)

1. 1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,

«Капитал»;____________________________, «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н.Макиавелли, «Государь», _________________________________, «Два трактата о

государственном правлении», Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре».

3.Платон, «Государство»;______________________ - «О духе законов»; Ф.Энгельс – « Происхождение семьи, частной собственности и государства».

4.Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви _____________________________, избранное должностное лицо – легальное лидерство.
4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу (10баллов)

1.Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой – либо идеологии в качестве государственной.

2.Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

3.Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

4.Чем выше квалификация, тем ниже величина предложения на рынке труда.

5.Тип личности, характеризующийся признанием целей общества или группы и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей, называется конформистом.

6.Семнадцатилетний подросток уволен с работы, так как не прошел испытательный срок. Это является нарушением трудового законодательства.

7.Стоимость выпускаемой фирмой продукции возросла на 12% из-за роста цен на сырье и энергию. Можно утверждать, что имеет место кредитная инфляция.

8.После Февральской революции 1917г.в России создавались такие профессионально – политические объединения, как Советы депутатов трудовой интеллигенции. Можно утверждать, что это является примером социального конформизма.

9.Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Установите соответствие между именами мыслителей и принадлежащими им высказываниям. Ответы перенесите в таблицу.(18баллов)

1)Н.А.Бердяев

2)Конфуций

3)В.И.Ленин

4)К. Маркс и Ф. Энгельс

5)Ж.Ж.Руссо

6)Ж.П.Сартр

7)А.Смит


8)Г.Спенсер

9)Б.Франклин


А) «…в соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»

Б) «…дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно»

В) «страх перед живыми поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» - церковью.

Г) «…человек совершенно свободен в своей внутренней жизни»

Д) «…без революционного насилия невозможно сломить сопротивление эксплуататоров»

Е) «…история не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу»

Ж) «будь великодушен, не делай другим того, чего себе не желаешь»

З) «помни, что время – деньги»

И) «история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

6.Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6баллов)

1.Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы .

____________________________________________________________________________
2.На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением .

___________________________________________________________________________

3. «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение».

____________________________________________________________________________


7.Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка. (20баллов)

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

_____________________________________________________________________________

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

_____________________________________________________________________________

3. Прочел он Гиббона, …… ,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочел скептического Беля,

Прочел творенья Фонтенеля,

Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).

___________________________________________________________________________

4. Мы диалектику учили не по ………. .

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

___________________________________________________________________________
8. Ответьте кратко на вопрос (6баллов)

Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?

_____________________________________________________________________________

9.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Ваши задачи:

1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.

10. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными таблицы. (16баллов)

1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.

2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижение темпов прироста производственных фондов.

3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.

4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах прироста национального дохода.

Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг.



Примечание.

Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации(6баллов)

1.После окончания 10 класса Никита Иванов хотел поработать летом и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолгой: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде, и Никита был уволен.

Законно ли увольнение Н.Иванова? Обоснуйте свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Губернатор Н-ского автономного округа, входящего в состав более крупной области России, издал указ о выходе из состава этой крупной области и непосредственном вхождении в состав Российской Федерации.

Правомерен ли указ губернатора?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!(20баллов)

«Глобальный мир – это не _____________________. Наоборот, это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а также возможность для ______________ политических культур.

Контролировать мир становится все сложнее. Однако соблазн глобального_________ не происходит. Это таит в себе серьезные опасности – одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества, что неизбежно провоцирует серьезные _____________. В итоге мы наблюдаем парадокс – мир после окончания__________________ стал не безопаснее, а, наоборот, намного рискованнее. Линий ___________________ появилось существенно больше, а ________________ только умножила риски. Например, создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту_________________ из исламских стран, которые стали требовать культурной и религиозной __________________. В контексте нарастающих противоречий между христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей _______________________.

Желаем успехов!


9 КЛАСС.

ОТВЕТЫ.
1.Выберите верный ответ (10 баллов)
1.2. 3
1.4. 1
1.6. 1
1.8. 2
1.10.1
2.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. По 1 баллу за правильно определенное слово.

Всего-9 баллов.

Большое распространение в ___9 ________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения_____13_ _______ членства кадровые и

___7 ________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ___18_________ , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных___14 __________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только на время ____11_______. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается __16__________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных _____2_____ движений, отражающих интересы различных социальных ______10________ .

3.«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. По 1баллу за правильное утверждение или отрицание. Всего- 10баллов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

да

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

4. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2баллов за объяснение (6 баллов).

4.1.Общение – социальная потребность, остальные – первичные(физиологические) потребности человека.

4.2.Деньги, все остальное – виды ценных бумаг.

15. 4балла за правильное название колонок, по 1 баллу за верное соотнесение.

Всего-15 баллов

6.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия. По 4балла за правильно определенное понятие. Всего- 12 баллов.

6.1.Государство 6.2.Общество 6.3.Общественное мнение.


7.Установите соответствие. По 1баллу за правильное соответствие. Всего-7баллов

1

2

3

Г, Е

А, В, Д

Б, Ж

8 .Установите понятия и впишите в строчки, расположенные под каждым отрывком. По 5 баллов за правильно определенное понятие. (15 баллов)

1.Роль. Социальная роль.

2.Творчество.

3.Человек.


9.Лингвистический конструктор. По 2 балла за составленное слово и по 3балла - за определенный термин. Всего -10 баллов.

1.Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.

2.Специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира – деятельность .
10. До 3 баллов за верное определение. По 2 балла за верно названный канал социализации. Всего – 31балл.

1) 1.Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

2.Социальный институт – форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

3.Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

4.Стереотип – привычное отношение к определенному объекту, сложившееся под влиянием жизненных условий, социального окружения и предшествующего опыта.

5.Культура – вся преобразовательная деятельность человека.

6.Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах.

7.Деспотизм – самовластие и произвол, подавляющие всякое проявление чужой, свободной воли.

(Могут быть даны иные определения, отражающие суть понятий).

2) В тексте названы следующие каналы социализации:

Приобщение к французской языковой культуре;

Усвоение определенных поведенческих моделей, манеры одежды;

Сословная система образований;

Государственная служба;

Семья, семейные традиции и порядки.


11. Правильное утверждение. 6 баллов

1.Пример влияния с помощью власти.

2.Пример влияния через силу.


12.Попробуйте закончить фразы, принадлежащие мудрым людям. По 5 баллов за верное окончание фразы. Всего - 25 баллов.

1. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, не только не благо, но несомненное и очевидное _________________________»

(Л.Н.Толстой)

2. «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к _____________________»

(И.Н.Шевелев)

3. «Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы незнаем еще, что такое___________ »

(Конфуций)

4. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает_________________________________________________»

5. «Человек не станет господином природы, пока он не стал господином____________»

(Г.Гегель)
1 – зло

2 – к чужой

3 – жизнь

4 – все общество

5 – самого себя.

Максимальное количество баллов - 156 .

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.
10 КЛАСС.

ОТВЕТЫ.


1.2. 1
1.4. 2
1.6. 2, 3, 5
1.10. 1
2.Приведите по три примера характеризующие понятия «национальное» и «националистическое» (6баллов).

Национальное:

Национальное самосознание;

Национальные традиции;

Равноправие народов и свободное их развитие;

Сотрудничество всех народов на принципах демократизма и гуманизма.

Националистическое:

Национальное превосходство одной нации над другой;

Провозглашение национальной исключительности;

- национальная замкнутость и обособление;

Крайняя форма выражения и защиты национальных интересов.

(Могут быть приведены иные позиции.)
3.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже. По 2 балла за правильную позицию. Всего -6баллов

3.1.Протекционизм.

3.2.Политическая деятельность.

3.3.Черты элитарной культуры.


4.Заполните пропуск в ряду. По 2 балла за правильно заполненные пропуски.

Всего 6 баллов.

4.1.Не более 5 лет.

4.2.Революционная.

4.3.Теория бытия.


5.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащих мыслителям, ученым, политикам и запишите эти понятия.

По 5 баллов за верно определенное понятие. Всего - 15баллов.

1.Философия.

2.Демократия.

3.Рынок.
6.«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. По 1баллу за правильное утверждение или отрицание. Всего- 10баллов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

да

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

нет

7.Установите соответствие. (3 балла)

А – 2, Б – 3, В – 1.


8.Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию (5баллов)

Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.


9.Прочитайте текст. Выполните задания к нему. По 2балла за понятия, по 2 балла за ответы на вопросы. Всего – 20 баллов.

1. 1.Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира.

2.Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия.

3.Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства. 4.Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения.

5.Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени.

6.Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах.

7.Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество.

8.Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности.

3. Г.Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.
10.Работа с диаграммой. По 5 баллов за правильный ответ. Всего – 20 баллов.

Ответ:

1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть).

2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин.

3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений».

4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания.
11. За правильно решенную задачу – 4 балла.

В соответствии с действующим ГК РФ (ст.27) гражданин, не достигший 18 лет, может заниматься предпринимательством, если получил согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности. Подростку нужно представить соответствующее заявление родителей или законных представителей в регистрационную палату.


12.По 2балла за правильное название колонок, по 1 баллу за правильное распределение позиций. Всего – 12 баллов.

Максимальное количество баллов - 117

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.
11 КЛАСС.

ОТВЕТЫ.
1.Выберите верный ответ (один или несколько). 10 баллов
1.2. 4
1.6. 3,5
1.8. 3
1.10. 1
2.Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили. По 1баллу за указанное лишнее понятие, по 2балла за объяснение.

Всего - 9баллов.

1.Административное право, т.к. все остальные – отрасли частного права.

2.Восприятие, т.к. это форма чувственного познания, а остальное - формы рационального познания.

3.Оппозиционные, т.к. это тип партии по отношению к правящему режиму, а остальные -по идеологическому признаку.


3.Заполните пропуск в ряду. По 2 балла за правильное заполнение пропусков.

Всего - 8 баллов

1.Дж.М.Кейнс.

3.Ш.Монтескье.

4.Традиционное лидерство.
4.«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. По 1баллу за правильное утверждение или отрицание. Всего- 10баллов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

да

да

да

5.Установите соответствие. По 2балла за правильное соответствие. Всего – 18 баллов.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Е

Ж

Д

И

А

Г

Б

В

З

6.Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. По 2 балла за правильное понятие. Всего - 6баллов.

1.Инфляция. 2.Социальный статус 3.Иерархия.


7.Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.

По 5 баллов за каждый правильно заполненный пропуск с указанием века и области знания. По 2 балла только за указанное имя. Всего – 20 баллов.

Ответ:

1. К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата.

2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ.

3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ.

4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.
8.Работа с текстом. По2 балла за правильный ответ на вопрос. Всего – 6 баллов.

Ответ :

2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения.

3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма.

Возможны другие правильные критерии.
9.По 2балла за правильное название колонок, по 1баллу за правильное распределение позиций. По 2балла за правильный ответ на вопрос. Всего – 18 баллов.


Защитники безработицы

Критики безработицы

1, 4, 6, 8

2, 3, 5, 7, 9, 10

3.Защитники – скорее всего, представители частного предпринимательства; критики – большинство населения и общества в целом.

4.Типы (формы) безработицы - фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Возможны иные классификации.


10.Проанализируйте таблицу. По 4 балла за каждый правильный ответ. Всего – 16 баллов.

Ответ:

1.Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно).

2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990 гг., напротив, росли (вторая строка таблицы).

3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы (фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции).

4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.
11.Анализ ситуации. По 3 балла за каждую задачу. Всего – 6 баллов.

1.Увольнение Н.Иванова законно, т.к. статья 265 Трудового кодекса РФ запрещает «применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

2.Указ губернатора не имеет законной силы, так как по Конституции Российской Федерации отношения автономного округа, входящего в состав области, регулируются федеральным законом и договором между органами государственного автономного округа и органами государственной власти области (гл. 3 ст.66 Конституции РФ).
12.По 2 балла за каждое верно указанное слово. Всего – 20 баллов.

«Глобальный мир – это не __9 ___. Наоборот, это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а также возможность для ___14 __ политических культур.

Контролировать мир становится все сложнее. Однако соблазн глобального__13__ не происходит. Это таит в себе серьезные опасности – одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества, что неизбежно провоцирует серьезные ___3 ___. В итоге мы наблюдаем парадокс – мир после окончания___11 ___ стал не безопаснее, а, наоборот, намного рискованнее. Линий ___8___ появилось существенно больше, а ___16___ только умножила риски. Например, создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту__7___ из исламских стран, которые стали требовать культурной и религиозной ___1___. В контексте нарастающих противоречий между христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей___6___.

(К.В.Симонов, российский обществовед)

Максимальное количество баллов – 147.

Харизматический лидер - это человек, пользующийся определенным авторитетом в глазах окружающих. Его правление поддерживается массами не благодаря запугиванию, а на основе личных убеждений, уверенности в «богоизбранности».

Более подробно о том, что значит (определение, феномен, как проявляется и многое другое), будет рассказано в этой статье.

Понятие харизмы

С самого начала существования человечества в обществе находились лидеры, способные не просто указывать путь, но и вести за собой. Даже в периоды суровых лишений их последователи ни на минуту не колебались, и бесконечно верили своему вождю, императору или царю.

Это явление получило название «харизма», а человека, обладающего такими качествами стали называть харизматическим лидером. Само слово в переводе означает «дар божий», и действительно, это явление считается многими исследователями совокупностью сверхъестественных, или как минимум сверхчеловеческих способностей. Изначально этот термин применяли только в отношении правителей или военачальников, но начиная с середины прошлого века, так стали называть чуть ли не любого человека, выделяющегося из общей массы, и зачастую не личными качествами, а успехом, внешностью или саморекламой. О том, что значит харизматический лидер, пойдет речь в этой статье.

Понятие «харизматический лидер» в социологии

Понятие «харизматический лидер» ввел в социологию немецкий профессор теологии и культуры Эрнст Трёльч. Впоследствии этот термин был развит немецким социологом Максом Вебером, который и сформулировал для него классическое определение и дал толчок к всестороннему изучению данного феномена. Некоторые современные исследователи предлагают дать этому определению гораздо более узкое понятие, чтобы исключить из общего ряда такие категорически различные личности как, например, пророк Моисей и Гитлер, Ганди и Чингисхан.

С точки зрения веберовской концепции, явление харизмы не может быть добрым или злым, добродетельным или аморальным. Это тем не менее не означает, что качества и деятельность такого лидера не могут быть оценены по общечеловеческим критериям. Таким образом, многие ученые, для снятия неопределенности, употребляют другое определение, которое более четко позволяет уточнить понятие «харизматический лидер». Ввел в социологию уточненный термин Джордж Барнс, считающий, что в большинстве случаев по отношению к выдающимся личностям более уместно применять понятие «героический лидер».

Харизматические лидеры в истории человечества

История сохранила для нас немало примеров тех, кого можно назвать харизматическим лидером. В первую очередь, это знаменитые полководцы и правители: Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон. В ХХ веке таких деятелей известно гораздо больше, а сегодня на эту роль претендует чуть ли не каждый руководитель успешной фирмы или общественного движения. Изучение этого феномена сопровождается определенными трудностями. Конечно, это происходит потому, что науке необходимо «идеальное» определение того или иного понятия, однако идеализировать и даже систематизировать непосредственно личностей нет возможности. Харизматический лидер это настолько неординарная фигура, что фактически получить однозначный ответ на вопрос о том, был ли таковым тот или иной лидер, практически нереально. Кроме того, такой человек появляется всегда в кризисных условиях, причем именно в переломный момент событий, и не всегда можно понять точно - позитивно или негативно его появление определило их течение.

Владимир Ильич Ленин

Кого можно назвать харизматическим лидером в советской истории? Типичным примером такого вождя можно назвать В. И. Ленина, руководителя партии большевиков, вершителя и руководителя социалистической революции в России. Действительно, по словам современников и однопартийцев, Ленин среди политических деятелей выделялся тем, что был единственным, кому верили и шли за ним без всяких оговорок. Кроме того, Ленин - харизматический лидер, действительно обладал умением разъяснять сложные экономические, а также идеологические вопросы огромным необразованным массам. Его слушали завороженно, затаив дыхание, а следует помнить что это было начало ХХ века, и никаких серьезных технических средств, кроме собственного голоса, у выступающего просто не было.

Иосиф Виссарионович Сталин

Иосиф Сталин - харизматический лидер, отец народа, создатель самого необычного и почти фантастического государства из всех, когда-либо известных. Оценка личности Сталина почти всегда неоднозначна, и зачастую предвзята. Несомненно, этот правитель имел уникальную способность уничтожать своих врагов, которые чаще всего были и врагами государства. Большую часть его харизмы и обожествления среди поклонников, несомненно, составляют не чисто (хотя он обладал ими в полной мере) - а чувство страха, которое он непостижимым образом мог и может внушать даже сегодня.

Многие исследователи не склонны считать Сталина чистым харизматическим лидером, хотя стоит признать, что его поклонники и последователи были готовы ради своего вождя к самопожертвованию в самом прямом смысле этого слова. Простые солдаты поднимались в атаку с его именем, что само по себе - достаточно редкое явление. Обычно последователи в этих случаях довольствовались идеей (например, свободы) или конкретным понятием Родины, собственной страны.

Шарль де Голль

Примером природного вождя может служить Шарль де Голль, деятельность которого до сих пор оказывает значительное влияние на европейскую политическую жизнь. Сам президент неоднократно обращался к понятию харизмы и был приверженцем идеи, что сильная человеческая личность оказывает на ход истории гораздо большее влияние, чем принято считать. Более того, президент, который после двух жесточайших мировых войн сумел привести Францию к процветанию и к роли одной из ведущих мировых держав, верил, что народная любовь поддерживается неким «эффектом чуда», постоянным успехом во всем, свидетельствующим, что именно эта личность является «законным сыном неба». Как только этот божественный дар исчезает, перестает подкрепляться делом - исчезает и вера последователей.

Более того, харизматический лидер де Голль в своей книге «На острие шпаги» неоднократно подчеркивает, что даже выдвижение национального лидера в кризисных ситуациях происходит вовсе не на основании выбора среди имеющихся в наличии политических фигур. Народный вождь появляется, словно по велению «могущественной волны», и генерал полностью отрицал исторический фатализм, называя его идеей для трусов.

Адольф Гитлер

Несомненно, что Адольф Гитлер по праву является самым ярким примером харизматической личности ХХ века. Германия на протяжении многих веков, словно птица Феникс - то сгорала в череде бесконечных войн в центре Европы, то вновь восставала, зачастую более могущественная, чем была до этого. Фюреру удалось дать своему народу воистину мистическую идею. Гитлер - харизматический лидер, сумевший убедить подавляющее большинство не только последователей, но и обычных граждан в том, что именно они, арийцы, - раса, на голову превосходящая все остальные. Эта идея сумела настолько сплотить германское общество, что некоторое время оно представляло угрозу человечеству фактически в планетарном масштабе.

Сейчас принято изображать Гитлера неким сгустком темной энергии, который совершенно фантастическим способом сумел внести свои идеи в массы людей, и склонил их к массовому безумию чуть ли не гипнозом. Однако это не так. Многие современники характеризуют германского фюрера, как далеко «не простого человека». Кроме того, необходимо понимать, что его поддерживали не просто массы среднего класса, или бедняков - но и просвещенные, а также богатые слои общества, причем не только в Германии. Могли ли они пойти за безумцем? Скорее всего - нет. Конечно, для создания своей энергетики Гитлер использовал все мыслимые и немыслимые возможности. Например, позиционировал себя простым храбрым и не раз доказывал это на деле. Учился ораторствовать у лучших актеров своего времени. Постоянно искал пути сближения с собственным народом, желая знать мысли и настроения не просто общества, но буквально каждого. Вкупе с фанатичной убежденностью Гитлера в собственной правоте, это давало такой эффект, что многие поклонники фюрера никогда не сомневались ни в нем самом, ни в его идеях или намерениях.

Факторы возникновения феномена

Изучение феномена возникновения такого типа личности - это вопрос, который фактически стоит на острие изучения влияния отдельного человека на исторический процесс. Однако, несмотря на огромное количество исследований, для самих ученых именно сам феномен харизматического лидера стал «камнем преткновения». Ученые, политологи и социологи признают, что не до конца понятен сам механизм его возникновения. Несомненно, здесь играют роль и врожденные, и приобретенные навыки человека, но понять, какой же именно набор качеств действительно создаст ему необходимую энергетику, зачастую невозможно. Более того, научные изыскания зачастую направлены не на изучение самой личности, а больше смещены в сторону рассмотрения тех или иных, позитивных или негативных поступков и обстоятельств становления такого руководителя. В целом можно выделить три фактора, благодаря которым харизматический лидер появляется.

1. Кризис. Это может быть политический, экономический, социальный кризисы, военные неудачи и так далее, во всех их проявлениях и переплетениях. Наступление упадка государства - серьезное испытание для общества. Люди могут реагировать многими способами. Например, у них может происходить нарастание ужаса перед физическим уничтожением социума, они могут испытывать страх потери своей групповой или классовой принадлежности или просто ощущать воображаемую боль с потерей обычных жизненных ценностей и ритуалов. Естественно, что в таких условиях человек склонен доверять и следовать за тем, кто совершенно точно знает, что делать - за лидером, у которого уже есть многочисленные сторонники, и не раз доказавшему свою харизматичность и богоизбранность.

2. Вторым серьезным фактором, предопределяющим возникновение харизматического лидера, является культурная и общественная легитимация, когда большая часть общества признает законность возникновения зачастую неофициального руководителя.

3. Третий фактор - политическое содействие не только среди масс населения, но и среди партий, их лидеров, а также представителей официальных государственных органов.

Сейчас все большую силу приобретает четвертый фактор, на который ранее если и обращали внимание, то незначительное. Это - опора харизматического лидера на средства массовой информации. Можно говорить о том, что огромную роль в становлении всех последние 100 лет играли именно СМИ, а в сегодняшних реалиях сила поддержки того или иного человека в информационном поле - первостепенна.

Характеристика харизматического лидера

Лидерам этого типа зачастую необходим целый набор характеристик. Самые основные из них:

  1. Осознание и продвижение своей исключительной роли и миссии, направленных на радикальные преобразования, во имя изменения или спасения общества. При этом обычно требуется предвидение развития событий, и, зачастую, план или программа реформ.
  2. Личная привлекательность, которая необязательно состоит в обладании привлекательной внешностью. Зачастую, наоборот, харизматический лидер - это человек из массы, похожий на обывателя, при этом может обладать определенным изъяном. Однако, несомненно, что такой лидер просто обязан обладать определенной брутальностью - без этого качества невозможно стать героем. Такие лидеры-женщины, как Жанна Дарк или в глазах и воспоминаниях современников были более мужественны, чем большинство мужчин их современности.
  3. Жертвенность и борьба у самого харизматического лидера обычно стоит на первом месте. Способность к самопожертвованию и победы в постоянной борьбе с обстоятельствами и противниками - важный фактор и для поклонников с последователями.
  4. Идентичность целей. По мнению многих исследователей, наиболее признанным лидером оказывается тот, кто сумел внушить, что его цели наиболее полно совпадают с запросами общества.
  5. Наличие могущественного врага. Несмотря на то, что лидер всегда выступает именно за объединение, немаловажную часть в его деяниях занимает поиск, выявление и борьба с противником. Иногда - крайне опасным, а бывает даже и не существующим в реальности, или в качестве врага могут выступать даже абстрактные понятия.
  6. Огромную роль играет активность сторонников. Зачастую вождь даже не опирается на организацию либо какой-то институт управления. Иногда он рассчитывает, что его сторонники самостоятельно возьмут ситуацию в свои руки, что нередко оправдывается, и последователи могут оказаться гораздо радикальней своего лидера.

Харизматические лидеры современности

Современные харизматические лидеры в большинстве случаев опираются не на поддержку людей - все чаще главным фактором становится продвижение личности через информационное поле, то есть через средства массовой информации. За сколь угодно привлекательным образом может стоять серая и ничем не примечательная личность, порой не способная к самостоятельным действиям.

В качестве примера современного «телевизионного» лидера в России можно привести Владимира Жириновского. Он фактически не может повлиять ни на одно политическое решение, не имеет искренних, фанатичных поклонников, способных идти с ним на смерть. Однако Жириновский, благодаря прекрасным актерским качествам, обладает определенной энергетикой лидера.

Второй несомненный харизматический лидер - это действующий президент России, Владимир Путин. Несмотря на наличие проблем в экономической и политической жизни государства, его действия преимущественно находят поддержку в массах. Путин, по факту, не обладает полным набором качеств, характерных для такого типажа. Например, он не обладает ораторскими качествами. Несмотря на отсутствие характерных признаков народного вождя, этот человек продолжает оставаться популярным у населения страны.

Среди ныне живущих, самым ярким образцом «чистого» харизматического лидера является Фидель Кастро. Пламенный революционер, гениальный оратор, успешный военачальник с неизменной гаванской сигарой во рту, он приобрел свой до сих пор незыблемый авторитет, именно благодаря личным качествам. Он не просто завоевал уважение и поклонение своего народа, он добился полной независимости Кубы. Его имя известно во всех уголках земного шара, история его жизни окружена ореолом почета, много лет он действительно мудро правил своей страной. Многие расценивают его правление, как диктаторство, но следует помнить, что именно эта форма управления и свойственна харизматикам, зачастую не признающим никакого параллельного соперничества.

Фидель Кастро - организатор многочисленных восстаний и революции, он лично принимал участие в боях, пережил 638 покушений. Третий в истории человечества по длительности правления, дважды вошедший в книгу рекордов Гиннеса, Фидель Кастро «рискует» закончить свою жизнь не как большинство «героических лидеров» - на кресте или костре, от яда или в мрачном одиночестве - а в собственной постели, в окружении многочисленных родственников, огромного количества почитателей и последователей.

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

Всего 7 баллов за задание, по 1 баллу за каждый правильный ответ.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.2 . Повседневная ссора, развод супругов, забастовка, революция (формы конфликтов).

Всего 4 балла за задание, по 2 балла за каждый правильно установленный принцип образования ряда.

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. Налог на прибыль, поимущественный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость (косвенный налог)

3.2. а) «Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо»; б) «Единственный способ не попасть в клетку контролируемой директивной экономики, куда нас загоняет постоянная инфляция, и тем самым спасти в конечном итоге цивилизацию, состоит в том, чтобы лишить правительства власти над предложением денег»; в) «При нынешней организации рынков, я делаю вывод, что регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно»; г) «Самые большие экономические дьяволы нашего времени суть плоды риска, неопределенности и невежества». (признак рыночной экономики)

Всего 6 баллов за задание, по 2 балла за каждое правильно установленное пояснение и 1 балл за определение лишнего.

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - _____, избранное должностное лицо – легальное лидерство; (традиционное)

4.2. Средневековьетеоцентризм,Возрождение - _____, Просвещение – рационализм. (антропоцентризм).

Всего 4 балла за задание, по 2 балла за каждый правильно заполненный пропуск.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

1. социология

2.социальная группа

3. сословие

4. социальная стратификация

5. П. Сорокин

6. широкий

7. социальный слой

8.социальная психология

10. социальная дифференциация

11. страта

12. К. Маркс

Последовательность цифр: 1 6 9 10 2 7 4 5 11

Максимум за задание 9 баллов , за верно заполненный пропуск – 1 балл.

6. Соотнесите исторические типы человеческого сознания и их характеристики.

Б, Г, З

А, В, Е

Д, Ж, И

По 1 баллу за каждое верное соответствие. Всего 9 баллов .

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

7.1. Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте.

Правомерен ли указ губернатора?

7.1 Директор школы должен отказать религиозному объединению, т.к. РФ – светское государство и религиозные организации отделены от государственных учреждений и равны перед законом.

7.2 Указ губернатора неправомерен, т.к. вопрос изменения границ находится в ведении Совета Федерации.

Всего за задание 6 баллов , до 3 баллов за каждую правильно решенную задачу.

8. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

По 2 балла за каждое составленное понятие (7 понятий для составления) и 6 баллов установленную схему. Всего 20 баллов .


9. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний

По 2 балла за каждое верное соотнесение. Всего 14 баллов .

10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения. Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив сущность представленных позиций;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.

По 1 баллу за определение позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения и по 1 баллу за каждое верно отнесенное к соответствующей позиции предложение. Всего 12 баллов .

11. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции.

11.1. Самостоятельно определите позиции.

11.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.

11.1.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То ___________ жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

(Г.Р. Державин)

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним __________.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

(А.С. Пушкин)

Философская позиция:

Философская позиция:

11.1. – «вечности». Филос. позиция: фатализм. 11.2. «ходить». Филос. позиция – эмпиризм.

По 2 балла за каждое вставленное слово и по 4 балла за названную философскую позицию. Всего 12 баллов .

12 . Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Отсутствующий»

Выборы, референдум.

«Вещь, отданная на хранение»

Кредитные учреждения

Депозит - деньги или ценные бумаги, вносимые в государственные или кредитные учреждение с правом возврата.

«Отвлечение»

Конкретные признаки предметов, явлений

Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Природа и общество

Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

«Отрицание знания»

Сущность вещей

Агностицизм - философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей.

«Затемняющий»

Наука и просвещение

Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке; мракобесие.

По 1 баллу за название термина, до 2 баллов за определение. Всего 18 баллов .

13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

    Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

    Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)

    Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

    Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич )

Критерии для оценивания:

    Раскрытие обоснованности выбора темы (3 б.).

    Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы (2 б.).

    Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений (2 б.).

    Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (3 б.).

    Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт (3 б.).

    Свободная композиция и непринужденность повествования (2 б.).

    Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (2 б.).

    Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (3 б.).

Всего за эссе 20 баллов

Всего за работу 141 балл .

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.


1. П о какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Президентство, парламентаризм, армия, суд, полиция, прокуратура (институты государства)

1.2. Муж, сын, отец, брат (брачно-семейные статусы)

1.3. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий (протекционизм)

По 2 балла за правильно определенный принцип образования ряда. Всего 6 баллов .


2. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

2.1. а) Выплата пособий по безработице, субсидий фермерам. б) Повышение учетной ставки процента. в) регулирование правительственных расходов и доходов. г) Снижение налогов. (б), так как это элемент монетарной политики государства, а остальное – элементы фискальной политики).

2.2. а) Предупреждение. б) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. в) Компенсация морального вреда. г) Дисквалификация. (в), так как это элемент гражданской ответственности, а остальное – элементы административной ответственности)

2.3. а) Политические партии помещаются на правом фланге политического спектра. б) Партии находятся в оппозиции существующему правительству; в) Партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований. г) Партии отличатся приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти. (б), так как это характеристика партии по отношению к обладанию властью, а остальное – характеристики партии по идеологии).

По 1 баллу за указание лишнего высказывания и до 2 баллов за объяснение. Всего 9 баллов .


3. Заполните пропуски в рядах:

3.1. а) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; англо-саксонская правовая семья - _____; мусульманская правовая семья – шариат.

3.2. а) Аристотель – ______; Дж. Локк – договорная теория происхождения государства; К. Маркс – классовая теория происхождения государства. Г. Спенсер – органическая теория происхождения государства.

3.3. а) Гносеология – теория познания; онтология - _____; аксиология – теория ценностей.

3.1. Прецедент. 3.2. Патриархальная теория происхождения государства. 3.3. Теория бытия.

По 2 балла за каждый пропуск. Всего 6 баллов .


Руководство

30 сентября 2011 года: - состав оргкомитета по организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников ; - состав жюри школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным...

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

6 класс

1-а, 2 – в, 3 – а. 4 – а, 5 – б, 6 – в, 7 – б, (по 1 баллу)

8 – а-1,б-3,в-4,г-2, (4 балла)

10 – А-3, Б-1,В-2 (3 балла)

11. 1. Социальные ценности и нормы. 2. Право

За каждый правильно названный термин – 2 балла (4 балла)

12.

За каждый правильно заполненный столбец таблицы 1 балл.

Максимальный балл – 2

Общая мысль – в данных стихотворениях речь идет о добре и зле, которые являются основными категориями морали.

За каждый правильно названный компонент ответа 1 балл.

Максимальный балл – 3

14. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

5.1. Флаг, закон, герб, гимн (лишнее – закон, остальное – символы государства)

5.2. Правоведение, социология, физика, история (лишнее – физика, остальное – общественные науки)

За каждое правильно указанное лишнее слово 1 балл.

За каждое правильное пояснение 1 балл.

Максимальный балл -4

15. Ответы на кроссворд:

1. Отрок. 2. Человек. 3. Закон. 4. Потребность. 5. Мечта. 6. Семья 7. Сознание. 8. Деятельность. 9. Время. 10. Мораль.

Ключевое слово: творчество

За каждое правильно названное слово 1 балл. Максимальный балл - 11

Итого: 43 балла

Ключи к з

7 класс

2012-2013

1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

За каждый правильно названный ответ 1 балл.

Максимальный балл - 5

2 . Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово. Запишите его определение.

Ответ: 1) человек 2) парламент 3) санкция 4) общество 5) депутат 6) Монтескье.

Ключевое слово: власть

Максимальный балл - 7

3 . Определите обществоведческий термин.

3.1. ПАТРИОТИЗМ.

3.2. РЕФОРМА.

За каждый правильно названный термин 2 балла. Максимальный балл – 4

4 . Впишите пропущенные слова в отрывки из приведенных документов. Назовите эти документы.

4.1. «Российская Федерация, Россия есть ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ федеративное правовое государство с РЕСПУБЛИКАНСКОЙ формой правления».

4.2. «Славься, ОТЕЧЕСТВО наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, СТРАНА ! Мы гордимся тобой!

За каждое правильно названное слово 1 балл.

Максимальный балл - 4

5 . Установите соответствие названий документов и дат их принятия.

За каждую правильную позицию 1 балл.

Максимальный балл - 3

6 . Напишите дату.

За каждое правильно данный ответ 1 балл.

Максимальный балл - 3

7 . По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для каждого приведённого ниже ряда (оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).

7.1. Законодательная, исполнительная, судебная – ВЕТВИ ВЛАСТИ

7.2. Буддизм, христианство, ислам – МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

За каждый правильно названный принцип 1 балл.

Максимальный балл - 2

8 . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

Максимальный балл - 7

Максимальный балл за работу - 35

Ключи к з аданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

8 класс

2012-2013

I. Выполните тестовые задания .

За каждую правильно указанную позицию 1 балл. Максимальный балл - 7

II. Укажите лишнее в ряду .

Ответ: лишнее – характер, темперамент .

Максимальный балл - 2

За каждую правильно названную позицию 1 балл Максимальный балл - 3

IV. Работа с оценочным суждением.

12. Выделите в приведённом тексте оценочное суждение:

1. Господин К.- негр, он является главой фирмы. 2. Низкий статус негра не позволяет ему приобрести высокий авторитет в деловом мире, которым заправляют белые.

Ответ: оценочное суждение под № 2

Максимальный балл - 1

V. Работа с текстом.

При наличии одной ошибки в ответе 1 балл.

За все правильно названные позиции 2 балла .

VI . Работа с таблицей.

Название сфер общественной жизни

Явления

Экономическая

Социальная

Политическая

Духовная

За каждую правильно названную сферу 1 балл.

За правильно названные явления каждой сферы (при отсутствии неверных ответов) 1 балл.

Максимальный балл - 8

VII. Кроссворд.

Ответы: По горизонтали :

1) семья 3) респондент 4) владение 5) потребность 6) референдум 7) личность 8) истина 9) сознание

10) фактор 11) санкция 12) маргинал 13) нация.

По вертикали : 2) МОДЕРНИЗАЦИЯ.

За каждую правильно названную позицию 1 балл.

Максимальный балл – 13 Максимальный балл за работу - 36

9 класс

2012-2013

1. Выберите верный ответ (один или несколько).

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Питание, безопасность, общение, достижение власти, творче­ство (потребности человека)

2. Зарплата, рента, алименты, гонорар (виды факторных доходов)

3. Публичность, суверенитет, легитимность, границы (признаки государства)

За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1. Пол; возраст; национальность; профессия (профессия – приобретаемый статус, остальные предписанные)

2. Капитал, труд, информация, обмен, земля (обмен – вид экономической деятельности, остальные – факторы производства)

3. Правовой прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, диспозиция (диспозиция – элемент нормы права, остальное – виды источников права)

Всего за задание 9 баллов.

5. Заполните пропуски в ряду.

1. Буддизм, ________________, ислам (христианство )

2. Неолитическая революция (появление земледелия и ското­водства ) - возникновение аграрного общества; __________- возникновение индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества (промышленная революция )

3. Форма режима, форма территориального устройства, _____ (форма правления )

За правильно определенный пропуск 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Фундаментальной ценностью для человека, является его (3). Но она предполагает и его

(5) перед миром, в котором он живет. Желания и интересы человека далеко не всегда совпадают с интересами (7), человек под воздействием (9) принуждается к поступкам, не нарушающим интересов общества. Свобода (10) ограничивается интересами общества.

1. Индивид. 2. Способность. 3. Свобода. 4. Общественный прогресс. 5. Ответственность. 6. Устремления. 7. Коллектив. 8. Гуманизация. 9. Общественные законы. 10. Личность. 11. Общество.

За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

пограничный

используется в социологии

маргинал

надзиратель

используется в юриспруденции

прокурор

используется в экономике

бюджет или биржа

сидящий впереди

используется в политологии

президент

Максимум за задание 12 баллов.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодо­рожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно?

Нарушения допущены. Согласно трудовому законодательству РФ 14-летний подросток может трудоустроиться только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя), а также, если он будет выполнять легкую работу, не наносящую вред его физическому и нравственному здоровью.

2 Гражданка Н. обратилась в органы УФМС с заявлением о регистрации гражданства ее новорожденного сына. В заявлении ей было отказано, т.к. отец рожденного ребенка – иностранный гражданин. Допущены ли нарушения закона. Если да, то какие именно?

Допущены. Согласно Закону о гражданстве РФ (ст.12, п.в) ребенок приобретает гражданство РФ, если один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации.

За каждый правильный однозначный ответ 1 балл, за правильное пояснение до 3 баллов. Максимум за задание 8 баллов.

9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А – форма государства; Б – форма режима; В – республика; Г – федерация; Д – форма правления; Е – форма территориального устройства; Ж – демократия; З – монархия.

Всего 5 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.

10. Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

Рыночная

Административно-командная

Традиционная

2, 4, 8, 10

1, 6, 7, 9

3, 5, 11

Два балла за каждое точное название экономической системы. По 1 баллу за каждое верное соотнесение предложения. Всего – 17 баллов.

11. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

11.1. протекционизм

11.2. конфликт

11.3. самооценка

Всего за работу 81 балла.

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

10 класс

2012-2013

1. Выберите верный ответ (один или несколько).

За правильно указанные позиции в каждом столбце (при отсутствии неверных ответов) 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

За правильно определенную позицию 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг знатоков (признаки элитарной культуры )

2. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий (действия в рамках политики протекционизма )

3. Получение Нобелевской премии, получение именной стипендии, присвоение звания Герой России (формальные позитивные санкции )

За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

1) А. Смит – экономическая школа, остальные – теории происхождения государства.

2) право на совместную собственность – это имущественное право супругов, другие – личные права.

3) суждение – форма рационального познания, остальные – чувственное.

За правильно исключенный ответ – 1 балл, правильное пояснение – 2 балла.

Всего за задание 6 баллов.

5. Заполните пропуски в ряду.

1) источник права – правовой прецедент

2) оппозиционная партия

3) олигополия

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

В настоящее время в отечественной …(6 ) ведутся дискуссии о…(7 ). Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от…(1 ) частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

…(5 ) предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …(2 ). включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе…(3 ), которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1.государство

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

10. люмпены

За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 6 баллов.

В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Общественные явления

Термины и их значения

Мировоззрение

Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни

«Кошелек»

Экономическая инфраструктура

Бюджет – план доходов и расходов.

Биржа - организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок.

«Невменяемый»

Убеждения

Фанатик – человек, отличающийся страстной преданностью своим убеждениям, соединенной с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям. (Допускается ответ «фанатизм» с соответствующим определением.)

Коррупция - использование служебного положения в личных целях.

За правильно определенный термин 1 балл, за правильное значение до 2 баллов. Максимум за задание 12 баллов.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситу ации:

1. Депутатская фракция Государственной Думы разработала законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Группа экспертов представила заключение на представленный законопроект, сделав вывод, что данная поправка недопустима.

Предложение недопустимо, т.к. лишение гражданства РФ невозможно согласно Конституции.

2. На месте преступления был задержан Сергей М. , которому было предъявлено обвинение в хищении, и он был заключен под стражу. В совершении хищения Сергей М. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что Сергей М. совершил хищение, задержан, содержится под стражей и его ожидает суд.

Правомерна ли подобная газетная публикации? Свое мнение обоснуйте.

Газетная публикация неправомерна. Она является нарушением принципа презумпции невиновности каждого человека. С.49 Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

За правильный однозначный ответ 1 балл, за правильное пояснение до 2 баллов. Максимум за задание 6 баллов.

9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А. познавательная деятельность; Б. практическая деятельность; В. ценностно-ориентировочная деятельность; Г. социально-преобразовательная деятельность; Д. духовная деятельность; Е. материально-производственная; Ж. прогностическая деятельность; З. деятельность.


10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть налоговой политики и основные виды налогов. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами налогов.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов налогов

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

По 2 балла за правильно определенные названия колонок, по 1 баллу за правильно соотнесенные позиции. Всего 12 баллов за задание.

11. Замените выделенный курсивом

1) традиция

2) миф

3) автаркия

За каждый правильно определенный термин 1 балл. Всего за задание 3 балла.

Максимум за задание 11 баллов

Всего за работу 72 балла.

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

11 класс

2012-2013

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1) , основ его легитимности (2) и его символики (3) . Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6) , что создает или порождает нового человека» (Ш. Эйзенштадт, американский обществовед.)

1) Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

2) В результате какого социально-исторического процесса происходят данные изменения в обществе?

1) (1) формы взаимосвязи субъектов политики, совокупностей методов и приемов осуществления власти в государстве

(2) признание власти в ее праве управлять обществом в целом и гражданином в отдельности

(3) выражает отношения между вещами, явлениями и идеями

(4) группа людей, занимающих высокие позиции во власти и осуществляющих управление обществом

(5) процесс перехода от традиционного общества к индустриальному (или процесс усложнения, обновления, перехода к более высокому уровню качества)

(6) целенаправленный процесс формирования социальных качеств личности

2) Речь идет о революции.

За каждое правильно сформулированное определение (переданный смысл) по 2 балла, за определение социально-исторического процесса – 3 балла.

Всего за задание 15 баллов.

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).

За правильно определенную позицию 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1) административные правонарушения

2) социальные качества личности или отличия человека от животного

3) формальные негативные санкции

За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1) оппозиционные партии – они выделяются по отношению к действующей власти, другие по идеологическому признаку.

2) восприятие – форма чувственного познания, остальные формы научного познания.

3) налог на добавленную стоимость – косвенный налог, остальные прямые налоги.

За правильно исключенный ответ – 1 балл, правильное пояснение – 2 балла.

Всего за задание 9 баллов.

5. Заполните пропуски в ряду.

1. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи, соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, соблюдение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства

2. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - традиционное лидерство , избранное должностное лицо – легальное лидерство.

3. Деспотические политические режимы – традиционное общество, складывание правового государства - индустриальное общество , развитое гражданское общество – информационное общество.

За правильно определенный пропуск 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин (9) в социологию пришёл из (5) . Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (13). Основанием для неё служит так называемая лестница (16) , в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (2) стало (11) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

(2) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (4) , (14) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (3) , которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (12) , перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (7).

1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

17. феодальный

18. физика

За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 12 баллов.

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Отсутствующий»

Выборы, референдум.

Абсентеизм – форма политического участия, связанная с игнорированием избирательного процесса.

«Вещь, отданная на хранение»

Кредитные учреждения

Депозит – сумма денег, помещённая вкладчиком в банк на определённый или неопределённый срок.

«Умиротворяющий»

Социальный конфликт

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

«Корень»

Идеология

Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

За правильно определенный термин 1 балл, за правильное значение до 2 баллов. Максимум за задание 12 баллов.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

Хозяин прав (1 балл). По Трудовому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (2 балла).

2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

Права девушка (1 балл).

Всего 5 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.

10. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

По 2 балла за определение наименований типов избирательных систем и по 1 баллу за каждое верно соотнесенное предложение. Всего – 15 баллов.

11. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

11.1. иерархий

11.2. инвестиции

11.3.менеджеры

За каждый правильно определенный термин 1 балл. Всего за задание 3 балла.

Всего за работу 94 балла.

1. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи, соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, соблюдение правовых норм обеспечивается - _______________

2. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - __________________, избранное должностное лицо – легальное лидерство

3. Деспотические политические режимы – традиционное общество, складывание правового государства - ________________, развитое гражданское общество – информационное общество

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин в социологию пришёл из . Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово …. Основанием для неё служит так называемая лестница , в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой стало …, которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

общества происходит с применением нескольких факторов: материального, , и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием , которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют , перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую ….

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.