Святые угодники божии, особо почитающиеся на костромской земле. Русские святые

Дух Божий по Своей воле дал в Церкви множество разных видов святости (1Кор.12,4–11). Потому и святые по-разному называются - соответственно тому, какой дар Бога был ими усвоен. Это пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные, бессребреники и блаженные.

Пророки - это святые Божии, в большинстве своем жившие до Рождения Христа, которые силой Духа Господня предсказывали будущее, обличали неправду и возвещали явление Христа.

Апостолы (посланники) - это ближайшие ученики Христа Спасителя, которым Он дал повеление проповедовать благую весть о спасении и власть создавать церкви во всем мире. Христос избрал Себе двенадцать ближайших апостолов и семьдесят других, а после Воскресения Он призвал еще апостола Павла.

Апостолы Петр и Павел называются первоверховными , потому что они больше других потрудились в деле проповеди. Те апостолы, которые написали Евангелия - Матфей, Марк, Лука, Иоанн, - называются Евангелистами .

Те святые, которые прославились как миссионеры, обратившие многих ко Христу, называются равноапостольными . Это, например, Мария Магдалина, князь Владимир, император Константин, Николай Японский.

Мученики (свидетели Бога) - это святые, пострадавшие за верность Христу Спасителю и Его учению до смерти и тем засвидетельствовавшие победу Бога над смертью. Те, кто сражались за имя Христово, но скончались в мире, называются исповедниками .

Первые пострадавшие за Господа были свв. Стефан и Фекла, потому они и называются первомучениками. Те мученики, которые сохранили веру в необычайно тяжких страданиях, именуются великомучениками (св. Георгий Победоносец, св. Варвара, св. Екатерина и другие).

Святители - епископы, угодившие Творцу праведной жизнью и ревностной заботой о пастве (например, Николай Чудотворец). Три святителя IV века, - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст еще называются вселенскими учителями , потому что их учение является образцовым для Всемирной Церкви. Те епископы, которые умерли за Христа, называются священномучениками .

Преподобные (достигшие чрезвычайного богоподобия) - это праведные христиане, угодившие Богу на монашеском пути. Они сохраняли чистоту тела и души и победили страсти, удалившись от людей. Монахи, казненные за Христа, - это преподобномученики .

Бессребреники - это праведники, бесплатно лечившие болезни и исцелявшие недуги силой Господа.

Праведные - это святые, угодившие Богу, живя в миру, будучи семейными людьми.

Блаженными и Христа ради юродивыми называются те святые, которые, желая избавиться от тщеславия и гордыни, ради Бога притворялись сумасшедшими. Они делом показали, что слово Господа есть безумие для мира (1Кор.1,18–2,16). Бог часто давал им дар пророчества. (В России самые почитаемые юродивые - Василий Блаженный, Ксения Петербургская и Матрона Московская.)

Мы почитаем святых как друзей Христовых, как детей и наследников Божиих. Как писал Иоанн Дамаскин: «Я называю их богами (Исх.7,1), царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному (свободному) расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище (своего) сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству. Следовательно, как же не почитать тех, которые получили наименование слуг, друзей и сынов Божиих? Ибо честь, воздаваемая усерднейшим из соработников, указывает на расположение к общему Владыке» (Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 15 (88)).

Мы просим святых о предстательстве пред Богом, подобно тому как друзья Иова просили его молитв (Иов 42,7–8, а также см. Быт.20,17; Числ.16,44–48; Исх.8,8–13), так и святые поддерживают своим сильным предстательством нашу слабую и немощную молитву. Ведь пребывая на Небесах, они не забывают ходатайствовать о нас. Мы празднуем их память, как и повелевает Бог: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч.10,7). Мы почитаем их псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными (Еф.5,19), вознося честь к Богу святых. В дни их памяти мы прославляем их сокрушением сердца, милостью к нуждающимся, участием в священной Литургии. В честь их мы строим храмы и священные изображения, ибо каждый святой - это живой памятник великого дела Искупления, очередной плод Крестной Жертвы. И как ветхозаветные патриархи в местах богоявлений ставили памятники, так и мы прославляем живые храмы Бога - святых, соотечественниками которых мы стали (Еф.2,19). Так проявляется единство земной и Небесной Церкви. По слову апостола Павла, «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12,26).

МОЩИ СВЯТЫХ

Но наша любовь не ограничивается почитанием памяти святых и их изображений. Нет, мы воздаем подобающую честь и их телам, как истинным храмам Духа Святого (1Кор.6,19; 3,16). Сила Бога почивает в них и после смерти, показывая истинность будущего всеобщего Воскресения. Потому эти тела называются святыми мощами .

Бог творит чрез них множество чудес - исцеляет больных, изгоняет бесов, источает благовонное масло (миро ). Еще в древности кости пророка Елисея воскресили мертвеца (4Цар.13,21). Если Бог извел евреям воду даже из камня (Исх.17,6), тем более после животворящей смерти Господа благодать является в мощах святых. Ведь исцеляла даже одежда Христа (Мк.5,28–29) и апостолов (Деян.19,21).

От Нетленного Тела Иисусова (Деян.2,31) телам святых, причастных силе Его Воскресения, дается часто дар нетления, так что они, вместо разложения, сохраняются нетленными и наполненными благоуханием. Например, мощи прп. Александра Свирского спустя полтысячелетия сохранили все свойства живого тела - мягкость, светлость, из него изливается чудотворное миро. В пещерах Киево-Печерской Лавры сотни святых показывают, что именно это тело, очищенное подвигами, будет прославлено в Последний день.

Поэтому мы воздаем мощам то же почитание, какое воздавалась Храму и святым. Мы целуем их, возжигаем перед ними свечи и лампады, воскуряем фимиам, поклоняемся им (см. Пс.5,8; Дан.2,46). В соответствии с древним преданием частицы мощей мучеников ставятся под жертвенник (престол) храма - как воспоминание о душах убитых за имя Божие, пребывающих под небесным жертвенником (Откр.6,9–11).

ЛАМПАДЫ И СВЕЧИ

Как уже мы говорили выше, исполняя догматическое определение VII Вселенского Собора, во время молитвы и просто в знак нашего почтения к Творцу христиане возжигает перед иконами и мощами свечи и лампады. Обычай этот основан на словах Писания: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним» (Исх.27,20–21).

Прообраз этого светильника находится на Небесах, где пред лицом Бога Отца сияет семисвещник (Откр.4,5) - символ семи даров Святого Духа, и этот основанный на небесных реальностях обычай был принят и апостольской Церковью. Так в Книге Деяний апостолов повествуется о ночной Литургии, служившейся в Троаде апостолом Павлом; литургия служилась в горнице, в которой было много светильников (Деян.20,8).

Он, как и все священные традиции, имеет глубокий смысл. Светильники, которые возжигают перед иконами и держат в руках во время богослужения, символизируют то «световодство, котором мы, чистые и девственные души, выйдем навстречу Жениху Христу, имея ясные светильники веры» (Свт. Григорий Богослов. Слово 40).

Они напоминают нам о нашей жертве Создателю и требуют, чтобы мы горели духом на молитве. Когда мы покупаем восковую свечу в храме, то жертвуем на благосостояние дома Божия. Возжигая свечу и лампаду дома, мы оказываем подобающую честь тем, кто изображен на иконах. Да и наша молитва станет более чистой и глубокой. Ведь если мы, обращаясь к Творцу, принесем ему вместе с молитвой жертву, то она поможет нам меньше развлекаться перед вечным сиянием Троицы.

Да и сами вещества, которые мы приносим в жертву, напоминают нам о Боге. Оливковое масло - это древний символ милосердия Бога и Его врачующей силы. Ведь издревле елей использовался для смягчения раздражения и излечения ран (ср. Лк.10,34). С другой стороны, он - знак наших добрых дел, как об этом повествует притча о десяти девах (Мф.25,1–13).

Свеча, горящая перед образом, источает благоухание меда и сотов, со сладостью и благовонием которых Писание сравнивает слова Закона Божия (Пс.17,11; Пс.118,109). Она состоит из трех элементов, совокупность которых дает описание духовной жизни христианина. Воск - знак добрых дел, фитиль - знак православной веры, а огонь - благодати, подаваемой через Таинства. Как писал Симеон Солунский, «воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность нашего приношения. Воск, как вещество, на котором можно оттиснуть печать предметов, означает печать и знамение Креста, которое возлагается на нас в Крещении и Миропомазании. Воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в греховной жизни. Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа. Воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами. Воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожжение (Божественным Пламенем). И, наконец, воск, в котором горит огонь, и этот свет, постоянно горящий, означает соединение и крепость нашей взаимной любви и мира» (Книга о Церкви. Гл. 134).

ВОСКУРЕНИЕ ЛАДАНА

Для того чтобы помогать нашим молитвам, Церковь установила также обычай возжигания ладана. Еще Боговидец Моисей получил от Бога повеление возжигать священный ладан пред ковчегом Завета каждый вечер и утро (Исх.30,7–8, 34–38). Этот обряд и доныне соблюдается в наших храмах.

Само возжжение фимиама не есть пустая формальность. Ладан является символом молитв праведника (Откр.5,8). Недаром при вечернем каждении мы поем:

- Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя (Пс.140,2).

Даже на Небесах Ангелы приносят Богу фимиам в золотых кадильницах с молитвами святых (Откр.8,3). Поэтому те, кто отвергает этот благочестивый обычай, противятся слову Божию.

Но не только символом молитв является воскурение ладана. Он напоминает нам о невещественном благоухании небесных садов, приготовленных для спасенных. Как прекрасно говорит блаженная душа в Песни Песней: «Доколе день дышит прохладой и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» (Песн.4,6).

Само же это небесное благоухание, в свою очередь, является результатом пришествия Святого Духа. Однажды прп. Серафим Саровский показал Мотовилову ту славу Богообщения, которая доступна для христиан еще на земле, и кроме несказанного сияния и неизреченной теплоты Мотовилов ощутил не сравненное ни с чем благоухание. Образом и реальным способом соединиться с этим небесным ароматом является курение ладана. Недаром священник, благословляя кадило, говорит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в запах духовного благоухания, которое, приняв в сверхнебесных свой жертвенник, взамен ниспосли нам благодать Святого Духа».

Действительно, по верному замечанию о. Павла Флоренского, клубы дыма кадильного восходят в сверхкосмические сферы и возвращаются наполненными иной силой. Не случайно поэтому, еще в Ветхом Завете ладан имел значение как орудие защиты человека от смертельных сил. Когда евреи подняли мятеж против Моисея и Бог послал на них мор, то Аарон взял по приказу Моисея кадильницу с ладаном и стал между мертвыми и живыми, и мор прекратился (Числ.16,41–50). Поэтому и сейчас каждение используется для защиты от дьявола и его слуг. Недаром многие нечестивцы, которые не желают расстаться со своими злыми делами, не могут выносить запаха фимиама.

Но здесь стоит заметить, что не любое воскурение фимиама угодно Богу. Бывает, что кадят люди и перед идолами. Например, зажигают курительные палочки перед истуканами Будды или фотографиями различных «гуру». Это действие омерзительно для Господа и лишает человека звания христианина. Древние мученики шли на смерть, лишь бы не совершить такого акта отступничества. Так св. Вавилу притащили к жертвеннику и хотели принудить бросить несколько кусочков ладана пред истуканом, а для этого держали руку его над огнем. Но он терпел до тех пор, пока его рука не прогорела насквозь. Он поступил так, ибо знал, что эта сожженная крупинка не просто растворится в атмосфере, а снизойдет в преисподнюю и вернется, наполненная черной силой сатаны.

Как правильно кадить у себя дома? Надо купить ладан в храме - там над ним читается специальная молитва освящения. Затем, во время молитвы или просто когда в доме начинаются какие-то страхования, мы кладем кусочек фимиама на горящий уголь в ручную кадильницу пред иконами или просто на лампу, осеняем его крестным знамением во имя Святой Троицы и начинаем молиться. Если в доме ощущается присутствие сил зла, то при каждении читается молитва Честному Кресту «Да воскреснет Бог».

Среди самых почитаемых святых для православных верующих и католиков находится святой Николай Угодник. При жизни он совершал чудеса, помогая нуждающимся людям, а после смерти к нему обращаются верующие с разных уголков мира, чтобы справиться с многочисленными проблемами.

Житие Николая Угодника

Родился святой примерно в 270 году в городе Патара, где расположена современная Турция. Семья у него была богатой и благочестивой. Родителей Николай потерял рано. С детства мальчик отличался своим умом и энергичным характером. Он всегда интересовался изучением Священного Писания. Жизнь рассказывает о том, что он был монахом, жил на Святой земле и даже служил епископом города Миры.

Он всегда отличался своей щедростью, помогая всем нуждающимся людям. Описывая, кто такой святой Николай Угодник, стоит отметить его активную позицию, с которой он распространял слово Божие, за что его посадили в тюрьму во время гонений христиан. Есть упоминание, что в 325 году Чудотворец ударил Ария за его бунтарские высказывания в сторону божественного происхождения Христа.

Чудеса Николая Угодника

Есть много свидетельств, касающихся того, как Чудотворец помогал людям. Среди самых известных историй можно указать следующие:

  1. Во времена, когда Николай был молодым, один бедный мужчина впал в отчаяние, поскольку его три дочери не могли выйти замуж, из-за того, что у него не было возможности обеспечить им приданное. Угодник три ночи подряд подбрасывал в их дом кошельки с золотом, чтобы избавить их от нужды идти в блудницы.
  2. Хоть Николай Угодник в Библии не упоминается, свидетельства о его помощи можно найти в разных источниках. Например, многие солдаты рассказывали, как к ним являлся старичок в одеянии священника и сообщал об опасности, а потом исчезал необъяснимым образом.

В чем помогает Николай Угодник?

Святой считается одним из главных помощников верующих, и обращаться к нему могут разные люди со своими проблемами.

  1. Икона Николая Угодника помогает людям, которые имеют проблемы на работе или не могут найти для себя подходящее место.
  2. Молитвенные обращения привлекают удачу в жизнь, с помощью которой можно справиться с разными жизненными проблемами и достичь новых высот.
  3. Считают его покровителем воинов, о чем свидетельствуют амулеты-кресты с изображением Чудотворца, которые носили мужчины, идущие в бой.
  4. Просить можно помощи в личной жизни. Родители возносят ему молитвы о благополучном браке для своих детей. Люди, находящиеся в семье, просят у святого сохранить счастье и наладить отношения.
  5. Есть молитвы, которые способствуют как телесному, так и душевному исцелению.
  6. Николай Угодник – покровитель моряков и путешественников, поэтому рекомендуется иметь в салоне своего авто образ Чудотворца. К нему можно обращаться с молитвами о благополучной дороге и счастливом возвращении.

Молитвы Николаю Угоднику Чудотворцу

Чтобы обратиться за помощью к святому, необходимо иметь перед глазами его образ, который рекомендуется разместить в домашнем иконостасе. Многих интересует, о чем просят Николая Угодника, так вот Чудотворец помогает в разных ситуациях, когда действительно нужна помощь, а с пустяковыми просьбами к нему лучше не обращаться. Важно произносить священные тексты от чистого сердца и с непоколебимой верой в Господа. Время чтения молитв не имеет значения, и делать это можно утром, вечером или в любой другой период.

Николай Угодник – молитва о здоровье

Обращаются к святому за помощью, когда есть проблемы со здоровьем. Молиться можно не только за себя, но и за близких людей. Есть несколько советов, как молиться Николаю Угоднику, чтобы получить исцеление от болезней:

  1. Обращаться к святому рекомендуется перед его образом, который должен находиться в красном углу возле иконы Господа и Богородицы.
  2. Перед тем, как читать молитву, необходимо избавиться от посторонних мыслей и сконцентрироваться на образе святого.
  3. Затем нужно попросить через святого Николая Угодника Божьего прощения за собственные грехи. После этого осталось прочитать .

Николай Угодник – молитва о помощи

Одним из самых распространенных является молитвенных текст, направленный к Чудотворцу, чтобы тот помог в сложной ситуации и в решении разных вопросов. Сильная молитва пригодится, когда молящий человек проникнется словами и поверит в истинную помощь святого. Николай Угодник и Чудотворец помогает людям, которые имеют чуткую позицию, то есть перед тем, как читать молитву, необходимо сформулировать свою просьбу. Просить можно не только за себя, но и за близких людей.


Молитва на удачу Николаю Угоднику

Верующие и церковь утверждают, что человек, заручившийся поддержкой святого, сможет справиться с любыми трудностями и достичь желаемых высот. Николай Угодник – это главный помощник людей, с помощью которых можно привлечь к себе удачу. Лучше начинать свое утро с молитвы, которую необходимо повторять перед иконой, стоя на коленях. Она придаст и даст сил, чтобы достичь успеха. Рекомендуется произносить молитву перед важными событиями.


Молитва Николаю Угоднику о работе

Найти хорошую работу с каждым годом становится непросто, поскольку требования работодателей только растут. К тому же существует много примеров, где люди имеют нормальную должность, но при этом они сталкиваются с другими проблемами, например, отсутствием карьерного роста, плохими отношениями с коллегами и начальством, и так далее. Святой Николай Угодник помогает в решении разных проблем, связанных с работой. Важно понимать, что молитва не является волшебной палочкой, и она помогает людям, которые не сидят на месте и постоянно ищут новые возможности.

  1. Можно просить помощи в разных ситуациях, главное, правильно формулировать мысли и избегать ультимативной формы.
  2. Представленный текст произносите перед образом святого. Можно просить о помощи и своими словами, главное, делать это искренне.
  3. После молитвы необходимо начинать активно искать работу или же предпринимать попытки, чтобы исправить существующие проблемы.
  4. Когда желаемое станет реальностью, важно еще раз обязательно обратиться к святому, чтобы поблагодарить его за помощь.

Молитва Николаю Угоднику на деньги

Финансовые проблемы возникают у многих людей, и святой непременно окажет им помощь, но только если они действительно на это заслуживают, то есть не ждут, что блага упадут на голову, а усиленно работают для этого. Православные молитвы Николаю Угоднику помогают привлечь финансовое благополучие. Чтобы получить желаемое, важно сосредоточиться на некоторых правилах:

  1. Во время обращения к святому необходимо концентрироваться на своей просьбе. Важно желать получить деньги на хорошее дело, а не просто ради обогащения.
  2. Читать молитву следует перед образом, который можно найти в церкви или же купить в лавке и поместить дома.
  3. Чтобы было проще сконцентрироваться на деле, рекомендуется перед иконой зажечь свечу или лампадку.
  4. Еще один важный момент – святой Николай Угодник помогает тем, кто сам оказывает возможную поддержку другим, поэтому обязательно пожертвуйте хотя бы малую сумму на нужды храма или людей, которые просят милостыню.
  5. Читать молитвенный текст необходимо каждый день, пока желаемое не станет реальностью.

Молитва на желание Николаю Угоднику

Чтобы было легче воплощать свои мечты в реальность, можно заручиться помощью святого, который считается самым приближенным к Господу, поэтому молитвы являются самыми эффективными и сильными. Пресвятой Николай Угодник помогает исполнить любое доброе желание, которое не имеет дурного умысла. Произносить молитву можно в любое время, но особо результативной она будет, если обращаться к святому в дни его памяти: 22 мая и 19 декабря.

  1. Встаньте в церкви перед образом или же поставьте его перед собой дома. Зажгите рядом свечу, и некоторое время смотрите на икону, избавляясь от потусторонних мыслей.
  2. После этого прочитайте молитву, перекреститесь и произнесите свое заветное желание, которое должно быть четко сформированным.

Где похоронен Николай Угодник?

Умер святой, когда ему уже было 94 года и сначала его похоронили в церкви в Мире (современная Турция). В 1087 году, когда были войны, святой Николай явился во сне одному священнику, который жил в Бари, и приказал перенести его мощи, в город, где тот живет. Эта территория находится на юге Италии. Сначала мощи святого Николая Угодника были помещены в церковь Иоанна Предтечи, расположенную возле моря. Согласно преданиям это событие сопровождалось многочисленными чудесами.

Через три года в городе был воздвигнут храм, посвященный святителю, и туда в богатой раке перенесли и его мощи, которые находятся там и до сегодняшнего дня. Читать молитву Николаю Угоднику можно в любом месте, но считается, что прошение, произнесенное в храме святителя Николая в Бари, где находятся его мощи, обладает особой силу. Верующие имеют возможность приложиться к раке, чтобы получить исцеление и благословение.

Бывает, что мы обращаемся к Богу с молитвой, но Он нас не слышит, потому что наши грехи как стена, через которую ничего не слышно. Тогда мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, просили за нас, молили простить нас и помиловать. Святыми угодниками их называют потому, что при жизни на земле они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас.

Святые угодники Божии имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.

Пророки - это святые, жившие еще до пришествия Спасителя на землю. Они по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе, возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию, творили разные знамения и чудеса. Из пророков особенно известны Илия, Иона, Иезекииль, Даниил и др.

Апостолы - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых он во время своей земной жизни посылал на проповеди, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Апостолов сразу было двенадцать, а потом еще семьдесят.

Апостолов Петра и Павла называют Первоверховными, так как они больше других потрудились, распространяя христианскую веру.

Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов написали Евангелие (учение Иисуса Христа), и их называют Евангелистами .

Святых, которые подобно апостолам распространяли Христову веру в разных местах, называют равноапостольными , т. е. равными апостолам. Это Мария Магдалина, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Владимир, святая Нина, просветительница Грузии, и др.

Мученики - это те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками . Первыми пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла и поэтому их называют первомучениками . Если они умирали после особенно тяжелых страданий, их называют великомучениками , как например: святые Варвара и Екатерина, святой Георгий и др.

Святители - это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью, например: святой Николай Чудотворец, святой Алексий, митрополит Московский, и др. Святителей, претерпевших мучения за Иисуса Христа, называют священномучениками . Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют вселенскими учителями , т. е. учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные - это праведные люди, которые удалились от мирской жизни и угодили Богу. Они не вступали в брак, молились и постились, жили в пустынях и монастырях. Например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Анастасия, Ксения Римляныня и др. Преподобных, претерпевших мучения, называют преподобномучениками.

Бессребреники - это врачеватели болезней, как телесных, так и душевных, которые за свою помощь не брали платы, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и др.

Блаженные - это люди, взявшие на себя подвиг во имя Иисуса Христа казаться безумными. За свои труды, постоянные молитвы, пощение, насмешки, а то и побои они получали от Бога дар прозорливости и чудотворения. Юродство во Христе - редкий, трудный, но высокий христианский подвиг. Блаженные добровольно отказывались от всех удобств жизни, от выгод общественного положения или звания, от родства, дружбы, семьи. Днями, а то и неделями они могли обходиться без пищи, одеждой им служило ветхое рубище, большую часть жизни они проводили под открытым небом. Они обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Это, например, Василий Блаженный, Ксения Петербургская, Паша Саровская и др.

Праведные - это люди, которые вели праведную, угодную Богу жизнь, будучи семейными: святые праведные Иоаким и Анна и др.

Родоначальники человеческого рода - первые праведники на земле. Их называют праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

источник http://www.plam.ru/

Согласно христианской религии, Бог каждому из христиан дает двух ангелов. В творениях св. Феодора Едесского поясняется, что один из них - ангел-хранитель - хранит от всякого зла, помогает делать добро и охраняет от всяких несчастий. Другой ангел - угодник Божий, имя которого дается при крещении, - ходатайствует за христианина перед Богом. К посредничеству своего Ангела надо прибегать в разных случаях в жизни, он помолится за нас перед Богом. Кроме того, христианская традиция определила, какие святые угодники могут помочь в определенных ситуациях, если обратиться к ним с верой и надеждой на разрешение ситуации. Например, об удаче в кузнечных делах на Руси обращались к покровительству бессребреников и чудотворцев Козьмы и Демьяна, святых братьев - ремесленников и врачевателей. Против гордости молились преподобному чудотворцу Сергию Радонежскому и Алексию Божьему человеку, известным глубоким смирением. Молитвы строились, например, так: «Преподобный Серафим Саровский, мученики Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские , святые целители ног, ослабьте недуги мои, укрепите силы и ноги мои!».

Православные христиане имели святых покровителей, помогающих и в плену у врага (праведный Филарет Милостивый по молитве выводит бодрствующих из плена), и в покровительстве всему государству (великомученик Георгий

Победоносец, в честь которого учреждена государственная награда за заслуги перед отечеством «Георгиевский Крест»), и даже в рытье колодцев (великомученик Федор Стратилат).

Многие святые и великомученики при жизни знали врачебное искусство и с успехом применяли его для исцеления страждущих (например, мученики Кир и Иоанн, преподобный Агомит Печерский, мученик Диомид и другие). К помощи других святых прибегают потому, что при жизни они испытали аналогичные страдания и получили исцеление упованием на Бога.

Например, равноапостольный князь Владимир (XI век) страдал глазами и выздоровел после Святого Крещения. Молитвы достигают успеха только с верою в силу их ходатайства перед Богом, от которого и получают верующие помощь. Для большей успешности молитвы заказывали молебен в церкви с водосвятием.

Вашему вниманию предлагается перечень святых, которые прославили себя помощью людям в избавлении от недугов телесных и душевных. Надо отметить, что святые целители помогают не только единоверцам, но и другим страждущим. Например, известен случай излечения митрополитом Московским Алексием (XIV век) жены хана Чанибека Тайдулы от глазных болезней. Именно святому Алексию молятся о даровании прозрения.

Предлагаемый список заступников в болезнях не претендует на полноту, в него не включены чудотворные иконы, Архангелы - покровители христиан на разных стадиях жизни. Не найдете здесь и молитв, которые следует возносить разным святым - за этим лучше обратиться в церковь. Здесь только информация о святых-целителях. После имени святого в скобках указаны цифры - век жизни, кончины или приобретения мощей церковью (римской цифрой) и день, когда чтится православной церковью память этого святого (по новому стилю).

Священномученик Антипа (I в., 24 апреля). Когда был брошен мучителями в раскаленного медного быка, просил Бога

о благодати лечить людей от зубной боли. Упоминание об этом святом есть в Апокалипсисе.

Алексий Московский (XIV в., 23 февраля). Митрополит Московский еще при жизни исцелял от глазных болезней. Ему молятся для избавления от этого недуга.

Праведный отрок Артемий (IV в., 6 июля, 2 ноября) был придавлен гонителями веры огромным камнем, потеснившим внутренности. Большую часть исцелений получили страждущие от болей в желудке, а также от грыжи. От мощей получали исцеление христиане при тяжелых болезнях.

Агапит Печерский (XI в., 14 июня). При лечении не требовал платы, потому прозван «врачом безмездным». Оказывал помощь болящим, в том числе безнадежным.

Преподобному Александру Свирскому (XVI в., 12 сентября) был дан дар целительства - из двадцати трех его чудес, известных по житию, почти половина относится к исцелению парализованных больных. После его смерти этому святому молились о даровании детей-мальчиков.

Преподобный Алипий Печерский (XII в., 30 августа) еще при жизни имел дар исцеления проказы.

Мученику Аниките (IV в., 25 августа) дана благодать исцелять от недугов вообще.

Андрей Первозванный, святой апостол из Вифсаиды (I в., 13 декабря). Он был рыбаком и первым апостолом, последовавшим за Христом. Апостол отправился проповедовать Христову веру в Восточные страны. Прошел он места, где позже возникли города Киев, Новгород, и через земли варягов в Рим и Фракию. Много чудес он совершил в городе Патры: слепые прозревали, больные (в том числе жена и брат правителя города) исцелялись. Тем не менее правитель города приказал распять святого Андрея, и он принял мученическую смерть. При Константине Великом мощи были перенесены в Константинополь.

Блаженный Андрей (X в., 15 октября), принявший на себя подвиг юродства, сподобился дара прозрения и целительства лишенных разума.

Преподобный Антоний (IV в., 30 января) расстался с мирскими делами и вел в пустыне подвижническую жизнь в полном уединении. Ему следует молиться о покровительстве немощным.

Мученики Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские (Литовские) (XIV в., 27 апреля) приняли святое крещение от пресвитера Нестора, за что были подвергнуты пыткам - дело происходило в XIV веке. Молитва этим мученикам дает исцеление при болезнях ног.

Великомученица Анастасия Узорешительница (IV в., 4 января), христианка-римлянка, сохранившая девственность в супружестве из-за мучавших ее болезней, помогает роженицам в разрешении от трудного бремени.

Мученица Агриппина (6 июля), римлянка, жившая в III веке. Святые мощи Агриппины были перенесены из Рима на о. Сицилию по откровению свыше. От святых мощей многие больные получили чудесное исцеление.

Преподобная Афанасия-игуменья (IX в., 25 апреля) в миру замуж выходить не хотела, желая посвятить себя Богу. Однако по воле родителей она вступила в брак дважды и только после второго брака удалилась в пустыню. Жила она свято, и ей надо молиться о благополучии второго брака.

Мученики благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид, XI в., 15 мая и 6 августа), первые русские мученики-страстотерпцы постоянно оказывают молитвенную помощь родной земле и страждущим болезнями, особенно при болезнях ног.

Блаженный Василий, московский чудотворец (XVI в., 15 августа) помогал людям, проповедуя милосердие. Мощи Василия Блаженного в царствование Федора Иоанновича приносили чудо исцеления от болезней, особенно от глазных болезней.

Равноапостольный князь Владимир (в святом крещении Василий, XI в., 28 июля) при мирской жизни почти ослеп, но после крещения выздоровел. В Киеве он прежде всего крестил своих детей в месте, которое называется Крещати-

ком. Этому святому молятся для исцеления от глазных болезней.

Василий Новгородский (XIV в., 5 августа) - архипастырь, известный тем, что во время эпидемии язвы, также известной под названием черной смерти, выкосившей почти две трети жителей Пскова, пренебрег опасностью заражения и явился в Псков успокоить и утешить жителей. Доверившись успокоению святителя, граждане смиренно стали дожидаться конца бедствия, которое вскоре действительно наступило. Мощи святителя Василия Новгородского находятся в Софийском соборе в Новгороде. Молитву святому Василию приносят для избавления от язвы.

Преподобному Василию Новому (X в., 8 апреля) приносят молитву для исцеления от лихорадки. Святой Василий еще при жизни имел дар исцелять больных лихорадкой, для чего больному надо было сесть рядом с Василием. После этого больному становилось легче, и он выздоравливал.

Преподобному Василию-исповеднику (VIII в., 13 марта), вместе с Прокопием Деканомитом, заключенному в темницу за иконопочитание, молятся для избавления от тяжелой одышки и вздутия живота.

Священномученик Василий Севастийский (IV в., 24 февраля) молил Бога о возможности исцеления больных горлом. Ему следует молиться при болезнях горла и в опасности удушения костью.

Преподобный Виталий (VI-VII вв., 5 мая) при жизни занимался обращением блудниц. Ему приносят молитву для искупления от плотской страсти.

Мученик Вит (IV в., 29 мая, 28 июня) - святой, пострадавший во времена Диоклетиана. Ему молятся для избавления от падучей (эпилепсии).

Великомученице Варваре (IV в., 17 декабря) молятся для спасения от тяжелых болезней. Отец Варвары был знатным человеком в Финикии. Узнав, что его дочь приняла христианство, он ее жестоко избил и заключил под стражу, а затем передал властителю города Илиополя Мартиниану. Де-

вушку жестоко пытали, но ночью после пыток в темницу явился сам Спаситель, и раны зажили. После этого святую подвергли еще более жестоким пыткам, обнаженную водили по городу, а затем обезглавили. Святая Варвара помогает преодолеть жестокие душевные мучения.

Мученик Вонифатий (III в., 3 января) при жизни страдал от пристрастия к пьянству, но исцелился сам и был удостоен мученической смерти. Ему молятся страждущие исцеления от страсти пьянства и от запоев.

Сегодня подрастающее поколение подстерегает множество соблазнов и духовных опасностей, неведомых ещё несколько десятилетий тому назад. Поток информации несёт с собою как полезное, так и пагубное. В связи с этим необходимо проявить особую заботу о том, чтобы привить детям желание учиться, узнавать и возрождать наши традиции, почитать старших. Над этим должен трудиться каждый, кто связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Поэтому в эти сентябрьские дни в храмах напоминают о том, что учеба — это большой труд и призывают с усердием и настойчивостью, с помощью Божией осваивать и совершенствовать знания. А родителям и учителям — чтобы они не унижали и не оскорбляли даже самого нерадивого ребенка, но с великим терпением и самоотречением помогали всем детям в учебе.

Со своими просьбами мы часто обращаемся к тем святым, которые покровительствуют в определенной сфере жизни человека. Среди святых угодников Божиих есть такие, к которым обращаются в дни учения .

С давних времен покровителями учащихся — школьников и студентов являются святой преподобный Сергий Радонежский, святой праведный Иоанн Кронштадский, святая мученица Татиана и, конечно же, наша заступница и покровительница Пресвятая Богородица.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ПОКРОВИТЕЛЬ В ПОСТИЖЕНИИ УЧЕБЫ

Одним из таких святых угодников Божиих является . Именно к этому святому часто прибегают учащиеся.

Из жития преподобного известно, что в детстве ему с большим трудом давалось учение. После горячей молитвы отрока Варфоломея (мирское имя преподобного) «о даровании книжного разумения» Бог послал ему ангела в виде старца-инока, который в ответ на молитвы отрока Варфоломея вознес свои мольбы к Богу и, благословляя отрока, пообещал ему успехи в учебе.

При встрече с родителями Варфоломея инок пророчески предсказал: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Духа Святаго». С тех пор будущий святой без труда читал и понимал содержание книг. Этот эпизод в житии Сергия служит основанием для особых молитв к нему многих поколений учеников и студентов.

Однако нет определенного алгоритма, как нужно молиться преподобному Сергию или какому-либо другому святому об успеваемости в учебе, всякая молитва обращающегося к святому от чистого сердца будет услышана. Кто знает тропари и молитвы, которые были созданы гимнографами для обращения к угодникам Божиим, может использовать их, кто не знает этих специальных молитв, может обращаться своими словами.

ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» — О ВРАЗУМЛЕНИИ

Имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка.

История этой иконы сложна и удивительна. По преданию, ее написал в трудном для Русской Православной Церкви XVII столетии один иконописец, который во время раскола никак не мог уразуметь для себя смысла реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны — старые или новые. Он так долго мучился в этом выборе, что боялся потерять рассудок и стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. Во сне ли или в видении наяву он получил ответ на свою молитву — обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором Она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил увиденное в иконографическом типе образа «Прибавление ума».

Имеются также сведения, что ее прообразом явилась Лоретанская (или Лорецкая) статуя Богоматери, изваянная из кедра, по преданию, тоже Апостолом Лукой, и хранившаяся в маленьком домике в итальянском городе Лорето. Этот святой домик раньше стоял в Назарете и был связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы: в нем она родилась и жила в молодости.

А когда в XIII веке турки стали захватывать восточные земли, христиане увезли святыню в Европу, и епископу Лорето было видение Царицы Небесной, Которая молвила ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». И тогда в Лорето были привезены и святой домик, и кедровая статуя: чудесным образом она и явилась иконографическим прототипом православной иконы «Прибавление ума».

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ – МОЛИТВА ВЕРЫ КРОТКОГО МАЛЬЧИКА

Святой праведный Иоанн Кронштадский родился 19 октября 1829 года. Слабенький ребенок быстро окреп и стал здоровым мальчиком. Когда пришло время учиться, родители собрали последние деньги и определили мальчика Ваню в Архангельское Приходское Училище.

Учение давалось ему туго: он плохо понимал и запоминал. Это обстоятельство чрезвычайно огорчало и смущало доброго мальчика, так как он сознавал, как трудно дается родителям его учение.

Больно мучила его мысль о родном доме, о тамошней нищете и, кажется, в это время он научился с особенной болью чувствовать чужую нужду, болеть о чужой бедности и нищете; он больше всего грезил о том, что когда вырастет, то выведет отца и мать из нужды и поможет всем.

В Ване развивалась болезненная чуткость к страданию. Школьная мудрость оказалась для него еще труднее начального учения. Ласковой помощи матери около него не было, учителя мало заботились о том, чтобы помогать ученикам. Школьное дело шло плохо. Он работал целые дни и все-таки не успевал.

Поэтому, движимый пламенной верой в Бога, он однажды, ложась спать, особенно горячо помолился Богу, прося Господа просветить его ум к разумению учения. Молитва веры кроткого и смиренного мальчика была услышана, и Господь обильно излил на него дары Святого Духа.

МУЧЕНИЦА ТАТИАНА – ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА СТУДЕНТОВ

Эта святая уже не одну сотню лет считается на Руси покровительницей всего студенчества и преподавателей, образования и просвещения. О святой мученице Татиане на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой - древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.

Молитва

О, святая мученице Татиано , невесто Сладчайшаго Жениха твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия, страданьми, яко одеждами царскими одеянная, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечней, от дней младых Богу обещавшаяся святая служительнице Церкве, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошением нашим сердечным и не отвергай молений наших. Даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы телесныя исцели, в злострадании терпение даруй, греховныя язвы уврачуй, юность нашу огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози. Поминай наши скорби и отраду даруй. Посети нас, сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжжи пламень молитвы, не оставь нас, сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу сил, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ДЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ РАЗУМА

Нет смысла пересказывать здесь жития этих прославленных святых, отметим лишь, что вечно славные и памятные труды святых равноапостольных в составлении славянской грамоты, в ведении славянского языка при богослужении, в переводе священных книг на родной славянский язык положили основание духовному и гражданскому величию славян, их нравственной и гражданской самобытности.

Переводом священных книг и богослужебных на родной славянский язык они положили начало нашему вечному спасению, и в этом отношении святые Кирилл и Мефодий не только наши учителя и апостолы, но и отцы: они возродили нас и духовно, научив своими трудами познавать Единого Истинного Бога.

Потому и к этим святым также обращаются с молитвами о помощи в учении .

Но это не значит, что это и весь список святых, к которым можно прибегать с молитвой о благополучной учёбе.

Милости от Господа нашего Иисуса Христа всем учащим и учащимся!

Молитва учащегося на каждый день перед учением

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наша силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Молитва из молебна накануне начала учебного года

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся; детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший – открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, – да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих, и так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, – ибо Ты Бог крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вконтакте