Какие музыкальные произведения посвящены святым. Святые земли русской

Гимназия № 12.

Открытый урок музыки в 4 классе

«Святые земли русской»

Учитель музыки,

Водопьянова Т.М.

Образовательные области: литература, искусство, история религии.

Класс: 4

Тема: «О России петь, что стремиться в храм»

(Святые земли русской).

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование национального самосознания учащихся на примере русской поэзии, музыки, живописи.

Развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры

Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.

Задачи:

    Образовательная – познакомить учащихся с частью русского музыкального наследия, духовной и светской музыке, посвященной святым православной церкви.

    Развивающая – продолжить развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.

    Воспитательная – спосбствовать формированию устойчивого интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому русского народа, его духовным святыням.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся:

Коллективные

Урок проводится в рамках недели православной культуры. Он посвящен духовной и светской музыке о русских святых. В процессе урока формируются начальные теоретические и слуховые представления о стилистических особенностях музыки православной церкви, расширяются исторические и культурологические знания учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано, музыкальный центр.

Предполагаемые результаты урока:

Ожидается, что учащиеся придут к выводу, что святые земли русской – это люди, совершившие воинский или духовный подвиг во имя России.

Источники, используемые учителем при подготовке к уроку:

    Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература. (Первый том вышел в 1978 г. К 1990 г. вышло одиннадцать томов из предполагаемых двенадцати.)

    История русской литературы X-XVII веков. М.: Просвещение, 1980/Под ред. академика Д. С. Лихачева.

    Игнатия, монахиня. Церковные песнетворцы. – М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – 2005. – 464 с.

    Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.. 1978.

5.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979.

6.Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. – М., «Русская печатня», 1915. – 40 с.

7.Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. – СПб., «Шпиль», 2002. –

8.Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учеб. пособие. – М., РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – 240 с.

9.О церковном пении: Сборник статей / Сост. О.В.Лада. – М., «Талан», 1997. – 159 с.

10.Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

11.Святая Русь // Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X–XX вв. / сост. Сиренов А. В. Житие князя Владимира и составление Степенной книги // АЕ за 2001 год. М., 2002. С. 83-94.

12.Трубин Н.Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.-пед. учеб. заведений.– Смоленск, «Смядынь», 2004. – 229 с.

13.Федотов Г.П. Святые древней Руси.992- (Клуб любителей истории Отечества).

14.Шустова Л.Г. Хороведение: Учеб. пособие по хор. дирижированию. – Вятка, 2006. – 350 с.

15.Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа:

16.Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа:

17.Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:

Конспект урока

Вход в класс

Слайд № 1

Постановка задач урока – создание эмоционального настроя, рабочей установки на урок

Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви.

Основная часть. Беседа – актуализация ранее полученных знаний; – сообщение информации из истории становления жанра “духовная музыка ”; – развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выражать свое отношение к произведению искусства.

Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».(А. Пушкин)

(Звучит хор их канаты « Александр Невский» С..Прокофьева « Вставайте, люди русские!»

лику святых?

Введение в тему.

интеграция жизненного опыта и научных знаний; – развитие мышления; – обогащение словарного запаса; – развитие навыков элементарного анализа произведений изобразительного искусства; – формирование умения обобщать, делать выводы.

Проверка адресного поискового задания учащихся:

Свято́й

Слайды №5, 6

Расширение и углубление общей эрудиции учащихся.

(Слайды №7 – 12)

Слайды № 5,6

Отчет о выполнении поискового адресного задания.

Формирование навыков составления сообщений по конкретной исследовательской теме.

Беседа с учащимисяо традициях русской иконописи и живописи русских художников.

Ученик (адресное задание):



пробивается древняя кровь –



в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.

Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». -

Выразительное чтение стихотворения, эмоциональный оклик на просмотр картин М. Нестерова и Н.Рериха.

Слайды № 7 12

Использование межпредметных связей, повторение сведений, изученных на уроках

« Окружающего мира».

Разучивание по нотной записи. Вокально – хоровая работа. Слуховые впечатления от стилистических особенностей мелодии, гармонического сопровождения, имитирующего многоголосие.

Ученик (адресное задание):

С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное

значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали

Верою Русской свободна,

Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!


Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!

(Слайды № 13 – 19)

Изучение нового материала. Беседа о личных впечатлениях учащихся от посещения церковных богослужений, обстановки, убранства храма.

Духовная музыка

Вопрос учителя:

Учащиеся:

Слайд № 24

Формирование музыкально – образного впечатления о звучании церковного колокола.

литургия. колокол

Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине

« Вечерний звон».

Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры.

Просмотр картины И.Левитана«Вечерний звон».

Ознакомление с основными видами церковных песнопений и их особенностями.

Стихи́ра


Жития святых

Акафист -

Тропарь

Псало́м

Конда́к - жанр .

Духовная музыка

Слайды № 28,29

Рефлексия

Анализ музыкального произведения – развитие навыков анализа музыкального произведения, его характера, выразительных средств музыки – знакомство с историей создания музыкального произведения

Прослушание фрагмента « Всенощной», С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:

    ?

Слайд №30

Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана песни.

Сообщение домашнего задания вариативного типа.

«Золотые купола».

Домашнее задание:

Слайды № 32 –40

Использование минусовки.

Запись в дневник, тетрадь.

Итоговая часть. Обобщение полученных знаний. Музыкальное

« послесловие».

Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно 16.понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям? Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей.

Слайд № 41

Выход из класса:

« Херувимская» П. Чеснокова.

Ход урока:

Вход в класс под музыку песни « Золотые купола». В качестве распевки использованы фрагмент песни.

Учитель:

Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем:

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

А. Пушкин

« О России петь, что стремиться в храм…»

С. Есенин (Слайд № 2)

Звучит фрагмент кантаты С.Прокофьева « Вставайте, люди русские!» (Слайды №3,4).

Вспомните, пожалуйста, кому была посвящена эта музыка С. Прокофьева.

Давайте попробуем повторить основную музыкальную тему (исполнение по нотной записи, беседа о характере звучания музыки).

Как вы уже сказали, это музыка кантаты « Александр Невский». Что вы о нем знаете? А как вы думаете, почему именно этого князя причислили к лику святых?

Ответы учащихся по результатам домашнего задания:

Свято́й - мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за , , богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между и людьми. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные .

(Слайды № 5,6)

Учитель:

Каких еще русских святых вы знаете? (Слайды №7 – 12)

(Князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский). Кем они были? Кого называли Святым?

Ученик (адресное задание):

Пред иконой стою вновь и вновь,
сквозь века повторяется сходство,
пробивается древняя кровь –
кровь святых… Признаю превосходство.

Предуказан тебе, в высь – крутой
путь смирения, трудный, как подвиг,
в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.

Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». Но есть и сугубо духовная музыка, она звучит во время церковной службы. Таким примером является Гимн Святому князю Владимиру.

Ученик (адресное задание):

.

Гимн, тропарь и Величание князю Владимиру

С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали

Владимиру о красоте православного богослужения и о том великом чувстве, которое они пережили в Царьградском храме Святой Софии. Их слова определили решение князя: он принял крещение вблизи города Корсунь в Крыму от православного епископа. Пришедшим из Византии духовенством были крещены и киевляне. Приняв православие, кн. Владимир духовно преобразился и своим милосердием удивлял даже священников. Князь скончался в 1015 году. Память равноапостольному князю Владимиру отмечается 28/15 июля. В честь святого князя во многих городах России были возведены храмы. Самый знаменитый из них находится в Киеве, где состоялось Крещение Руси. Есть Владимирские храмы и в нашей липецкой области. (Слайды № 13 – 19).

Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
Девять веков ополчались на нас,
От девятого вала крепок остался наш щит
И блистает в алмазах забрало.
Веют святые хоругви, светла Православья обитель
Радуйся, княже Владимир, родимой земли просветитель!
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!

(исполнение, работа над чистотой и выразительностью интонации, обратить внимание учащихся на традицию а,капельного исполнения песнопений в православной музыке).

Учитель:

Итак, духовная музыка – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначена для исполнения во время богослужения и в быту. Попробуем разобраться в этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры.

Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному хору, но даже прихожанам

Вопрос учителя:
- Как вы понимаете слова: духовность, духовный человек, духовная музыка?

Учащиеся:

Это музыка, которая звучит во время богослужения.

Учитель:

Давайте вместе вспомним ваши ощущения, которые вы испытываете от присутствия в храме, когда поет церковный хор, тихо мерцают свечи, освещая лики святых.

(Рассказы учащихся –(Слайд № 24 )

Православное богослужение называется литургия. Перед началом службы звучит особый музыкальный инструмент – церковный колокол. (Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры).

Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Святые старцы говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение”.

Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине « Вечерний звон».

(Слайд № 28).

Православное богослужение состоит из многих эпизодов. В состав литургии входят различные виды песнопений, которые исполняют по очереди священники, хор, все прихожане. Вот наиболее важные виды церковных песнопений: (Слайды № 28,29)

Стихи́ра - вид - краткое песнопение, поётся на стих псалма.


Жития святых - это жанр агиографической литературы, литературно-исторические памятники, основным содержанием которых является описание жизни подвижников, причисленных Православной Церковью к лику святых. Для этого жанра характерны строгие содержательные и структурные ограничения. В этом принципиальное отличие житий от жизнеописаний и светских биографий.

Акафист - одно из самых популярных гимнографических произведений.

Тропарь - краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

Псало́м - «хвалебная песнь») гимн на текст религиозной поэзии или молитвы (из ).

Конда́к - жанр .

искала гимн... Замечательное исполнение - хор поёт с силой (не в смысле громкости).

Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва). К религиозно-духовной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете, почему?

В области духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров. Их авторами являются известные композиторы: Д.Бортнянский, М.Березовский, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражен глубокий философский смысл: о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной.

Учитель:

Сейчас мы прослушаем фрагмент « Всенощной», музыку которой написал С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:

    Есть ли инструментальное сопровождение?

    Какое впечатление производит музыка? (Слайд №30)

Вопрос учителя:
- Какая же существует разница между обиходной музыкой и концертной?

Служба в православном храме – прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Подумайте, к какой духовной музыке они относятся? Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.

Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю.

Существует также жанр духовной песни. На сегодняшнем уроке мы разучим одну из них. Песня называется «Золотые купола».(Слайды № 32 –40)

( Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана произведения).

Итоговые вопросы учителя:

Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей. Перед вами изображение иконы « Всем святым в земле Русской воссиявшим».В конце урока давайте вспомним:

    Какую музыку называют духовной?

    Какие виды духовной музыки вы знаете?

    Чем отличается церковная музыка от музыки концертной?

    Каких русских святых вы помните? (Слайд № 41).

Домашнее задание:

«Впечатление от православной службы» описать в небольшом сочинении, стихотворении или в виде рисунка.

Выход из класса:

« Херувимская» П. Чеснокова.

Литература

1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск.

Семенова Светлана Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Святые земли Русской"
Дата публикации: 23.12.2016
Раздел: начальное образование

Методическая разработка

раздел «О России петь - что стремиться в храм»

урока № 5, II четверть

по теме

«Святые земли Русской»

Составитель: СеменоваС.В.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»
Тема урока: «Святые земли Русской»
Цель урока
: П робудить у учащихся интерес к жанрам духовной музыки. Знакомство с жанрами духовного песнопения – величание, стихира, активизация эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся на основе частично-поискового метода; знакомство с образами особо почитаемых русских православных Святых и жанром величания православных Святых в древнерусской церковной музыке; духовно- нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
 познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;  научить определять особенности духовных произведений по их жанровому признаку;  исследовать музыкально-историческую страницу жития русского народа на основе анализа, размышления житий русских православных Святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский), в рамках проблемного поля нравственности и значимости их поступков;  конструирование (жанровое музыкальное) Величания русского православного Святого;  определение «символического» понятия святости человека в русской музыкальной истории и культуре.
Музыкальный материал:
Фрагменты из кантаты «Александр Невский», Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире», народное песнопение «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов
Методические рекомендации
1. «Песнь об Александре Невском» слушание фрагмента, повторение пройденного (3-х част. форма – ср. часть образ битвы, маршевые, изобразительные интонации); 2. «Баллада о князе Владимире», народное песнопение.  Слушание;  интонационно-образный анализ, родство с народными историческими песнями. 1
3. Величания Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге.  Работа с разворотом учебника;  слушание величания;  интонационно-образный анализ;  сравнение средств музыкальной и живописной выразительности (разворот учебника), понятие жанров величания и баллады, общее и различное, выявление их интонационно-образного родства. 4. «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов  слушание, исполнение  сравнение жанра молитвы с величанием и балладой. 5. песня «Святые жены» Ю.Берёзовой
Оборудование и материалы:
 экран;  звуковое оборудование, радиосистема;  видеоматериалы. Тип урока: интегрированный (музыка и изо).
Ход урока.
1. Актуализация темы и цели урока. Духовная культура личности рассматривается как культура эмоционально-интеллектуальной деятельности. (комментарий: идея - исследование «русский дух, сложившийся исторически как совокупность качеств национального характера». «О нём – о русском духе – и начнём!» Постижение нравственных и эстетических критериев, которые человечество выработало для сохранения себя как человеческого рода и воплотило в искусстве.) 2. ПРОЛОГ Видеоматериал На экране проигрывается видеоролик со знаменитым монахом, Нестором- летописцем, и звучат слова былинного сказителя. - О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…. Учитель У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а облик не только не стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось. К ним обращается народ за помощью в тяжелые годины испытаний. Таким национальным героем, 2
народным заступником, священной личностью нашей страны памяти народной в течении более семи веков был и остается Святой Исполнение учителем 1-2 куплета песни Юлии Берёзовой «Святые жены» 2. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из жития Святых. На экране тема урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Фон сменяется песнопением тропаря всем Святым, демонстрируется ряд файлов с изображениями русских православных святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга (князь Игорь), святой равноапостольный князь Владимир, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых. Перед учащимися открыт разворот учебника по теме «Святые земли Русской» Учитель: 1. «Княгиня Ольга» краткометражный видеоматериал о Святой Ольге. Глубокий ум, мудрость. Вся глубина мудрости княгини, ее высокие свойства души раскрылись в отношении к вере. 2. « Князь Владимира» краткометражный видеоматериал, в основе лежит песнопение о Святом Владимире. Учитель: - Две исторические личности: Княгиня Ольга и князь Владимир. А как можно прославить такой подвиг? Работа по группам Дети размышляют, исследуют. - На личных примерах, как бы вы прославили положительный поступок в современное время и попробовать представить себя в прошлом. Вывод: передать историю «из уст в уста», написать об этом в летописях, сказаниях, повестях, былинах… Учащиеся: Среди ответов - Можно ли прославить подвиг с помощью музыки, пения, ведь рассказывали истории на распев, как песню. Учащиеся: - Какая разновидность музыки для этого подошла бы больше всего? Учащиеся: - Вокальная, духовная (музыка храма) Учитель: - В каком жанре вокальной музыки? Учащиеся: - Песня. Учитель: 3
- Необходимо ли такой песне, прославляющей Святого человека, музыкальное сопровождение, аккомпанемент? Учащиеся: - Нет. Музыка может быть a cappella. Учитель: - Какой характер имела бы такая песня? Учащиеся: - Величаво, гимноносно (появилось выражение среди учащихся), торжественно. Учитель: - Верно, настоящий Гимн. А какие средства музыкальной выразительности наиболее приемлемы для раскрытия такого характера? Работа по группам письменно: Назвать все интонационные свойства и расписать свои впечатления: Темп, характер мелодии, ритм, тембра, регистр, лад, динамика. Учитель: - Предлагаю послушать образец такого славления Святого. Слушание: « Величание Божей и Матери» знаменного распева. Совпало ли наше представление о музыке, которая должна была прозвучать с тем что мы услышали? Работа по группам. Аргументы - Нет. Учитель: - Назовите два самых ярких несоответствия. Учащиеся: - темп медленный, динамика (p) тихая … Учитель: - Почему же так, ведь это славление? Какой подвиг воспевает такая музыка: Ученик: - величие души этих людей. Учитель: - А кричат ли о духовном подвиге? Ученик: - Нет, его не совершают ради похвалы. Учитель: ради духовного самосовершенствования. Учитель: - Так что же произошло с внутренним миром этих людей в течение их жизни? Ученик: - Изменения. Учитель: - Какими новыми свойствами наполнились души этих людей, что они смогли воспитать в себе? (духовное наполнение, совершенствование) Ученик: 4
- Доброта, мудрость, милосердие, терпение, любовь, уважение, щедрость, вера…
Рефлексия
. Кого называют Святыми? Учитель: - Всех этих людей называют Святыми. Так кто же такой Святой? Ученик: - Человек, обладающий самыми лучшими положительными качествами, который живет правильно и несёт свет своей души другим людям, дают духовную помощь.
Вывод:
Учитель: - Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем - насколько богаты мы! Через погружение в историческое прошлое, в большой связи с развитием музыкального искусства, а музыка есть летопись жизни и истории народа- перед нами будет раскрываться великолепное наследие, которым они нас обогатили. Предложить исполнить песню «Алилуя любви». Группы ребят напоминают друг другу в форме игры о правилах исполнительства (каждое правило называют до 1 паузы, кто задерживает темп - переход хода и т.д.) песню «Алилуя любви». Финал: На экране, на звуковом фоне стихира русским святым «Земле Русская», проигрывается финальный видеоролик со знаменательными событиями русской истории связанной с житием Святых Ольги Владимира (эффект повторения материала) 5

(1857-1858).

Эдвард Бенджамин Бриттен (1913–1976) хорал Те Deum для хора, дисканта соло и органа (1934), оратории: «Вавилон» на Быт 11 (1944), муз. баллада «Авраам и Исаак» (1955), оперы: «Ноев потоп» (1958), «Пещное действо» (основана на одном из эпизодов Ветхого Завета, 1966), «Блудный сын» (1968), для хора мальчиков и оркестра «Крестовый поход детей» (1969), кантаты: «Младенец родился нам» (на тексты старинных рождественских песнопений, 1933), «Гимн св. Цецилии» (1942), для дискантов и арфы «Венок колядок» (1942), «Св. Николай» (1948),«Радость об Агнце» (1943), Кантата милосердия (по притче о добром самаритянине, 1963), «Военный реквием» (1961), для оркестра «Симфония-реквием» (1940), «Короткая месса» для хора мальчиков и органа(1959).

Антон Брукнер (1824-1896) Te Deum (1883-1884), 7 месс, мотеты.

Джузеппе Верди (1813-1901) «Stabat Mater» (1898), «Te Deum» (1898), оперы «Набукко (Навуходоносор)» (1841) и «Руфь» (1845), «Реквием» (1847), «Pater noster» (1880), «Ave Maria» (1880), духовные пьесы.

Антонио Вивальди (1678-1741) оратории: «Моисей» (1714), «Торжествующая Юдифь» (1716), «Поклонение волхвов» (1722), « Stabat Mater » (1736), мотеты, псалмы (всего около 60 духовных произведений).

Франц Иосиф Гайдн (1732-1809)оратории: «Сотворение мира» (1798), «Семь слов Христа на Кресте» (1794), « Stabat Mater» (1767), «Возвращение Товия» (1775), 2 Те Deum, 14 месс, в том числе: «Святой Цецилии» (1769-1773), «Месса времен войны» (1796), «Тереза» (1799), малая месса (около 1750), большая органная месса Es-dur (1766), месса в честь святого Николая (G-dur, 1772), малая органная месса (1778); мотет, кантаты.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) оратории: «Израиль в Египет» (слова Генделя по Библии, 1739), «Иосиф и его братья» (по поэме Дж. Миллера, 1744), «Саул» (либретто Ч. Дженненса, 1739), «Самсон» (на текст Мильтона, 1743), «Девора» (либретто С. Хемфри, 1733), «Валтасар» (либретто Ч. Дженненса, 1745), «Иуда Маккавей» (либретто Т. Морелла, 1747), «Иисус Навин» (либретто Т. Морелла, 1748), «Соломон» (либретто Т. Морелла, 1948), «Эсфирь» (по одноимённой пьесе Расина, - ), «Сусанна» (1749), «Иеффай» (либретто Т. Моррела, 1752), «Мессия» (на слова Клопштока, 1742), «Аталия» (по Расину, 1733), «Воскресенье» (La Resurrezione, слова К. С. Капече, 1708), Оратория на случай » (Occaslonal Oratorio, либретто Т. Морелла по "Псалмам" Мильтона, Спенсера и др., 1746); «Теодора» (либретто Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750); «Страсти» (по «Священной поэме» поэта Брокеса «За грехи мира сего пострадавший и умерший Христос» 1716), «Страсти по Евангелию от Иоанна» (на текст немецкого поэта Постеля, 1705 ); псалмы-антемы; 5 Те Деум (Утрехтский 1713, 1714, 1719, 1737, 1743).

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) музыка к библейской драме К.Р. «Царь Иудейский» (1913).

Александр Тихонович Гречанинов (1864 -1956) «Литургия Иоанна Златоуста» (1903), «Демественная литургия» (1917).

Шарль Гуно (1818-1893) оратория «Искупление» (1880-81) и «Товий» (1866) «Смерть и жизнь» (1884), «Agnus Dei» (1838), кантаты, мессы.

Антонин Леопольд Дворжак (1841-1904) «Stabat Mater» (1877), оратория «Святая Людмила» (1886), Библейские песни (1894), Реквием (1891), Месса ре мажор (1887-1892), Te Deum (1892), Псалом 149 для хора и оркестра.

Клод Дебюсси (1862-1918) оратория «Дева-Избранница» (1887-88), кантата «Даниил» (1880-84), мистерия «Мученичество Св. Себастьяна» (1911), кантата «Блудный сын» (1884).

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859 - 1935) опера «Руфь» (1887), Литургия Иоанна Златоуста (1904), «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (1906).

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926)кантата «Из минувших веков. Иудея» (1905), 73 духовных хора, 136 духовно-музыкальных сочинений и переложений.

Луиджи Керубини (1760-1842) кантата «Брак Соломона» (1816), «Плач Иеремии» (1815), Реквием (1816).

Золтан Кодай (1882-1967) оратория «Изгнание торгующих» (1934), Psalmus Hungaricus (1923) , Budavari Te Deum (1936) , Missa brevis (1944) , Adventi evek (1963).

Ференц Лист (1811-1886) оратории «Христос» (1866), «Легенда о св. Елизавете» (1862-1865), «Крестный путь» (1878-1879), «Видение Иезекииля», « Stabat Mater » (1866), «Реквием» (1866), 4 мессы в т.ч. «Гранская месса», «Венгерская коронационная месса» (1867), кантаты.

Жюль Массне (1842-1912) оратории: «Обетованная земля» (1900), «Иродиада» (по мотивам Г. Флобера, 1881), Мария Магдалина (1873), Ева (1875), Богородица (1880), духовная кантата: Вспомните, Мария (1880).

Джакомо Мейербер (1791–1864) опера «Обет Иеффея» (1812), Псалом 91 (1853), Stabat Mater , Miserere , Те Deum , псалмы.

Феликс Мендельсон (1809-1847) оратории: «Илия» (1846), «Павел» (1836), «Христос» (1847), 5 кантат, псалмы, мотеты.

Оливье Мессиан (1908-1992) оратория «Преображение Господа Нашего» (1969), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), для органа «Рождество Господа» (1935), для фортепиано «Двадцать взглядов на лик младенца Христа» (1944), для хора: «Три маленькие литургии Божественного присутствия» (1944), «Месса Троицына дня» (1950), для оркестра: «Забытые приношения» (1930), «Гимн» (1932), «Вознесение» (1934), опера «Святой Франциск Ассизский» (1983).

Клаудио Монтеверди (1567-1643)опера «Магдалина» (1617), Духовные напевы (1582); Духовные мадригалы (1583), Месса «Missa senis vocibus» (1610), «Вечерня Блаженной Девы» (1610).

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кантата «Кающийся Давид» (1785), 16 церковных сонат, 19 Месс, в т.ч. Большая месса c-moll (1783), «Реквием» (1791), Мотет «Exsultate, jubilate» (1772).

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) «Иисус Навин» (для хора, солистов и фортепиано, 1877), «Поражение Сеннахериба» для солистов, хора и оркестра из еврейских мелодий Байрона, «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

Артюр Онеггер (1892-1955)оратории «Царь Давид» (1921) и «Жанна д’Арк на костре» (1935), опера «Юдифь» (1925), Рождественская кантата (1953), Третья «Литургическая» симфония (1946), балет «Песнь Песней» (1938).

Джованни Палестрина (1525-1594) « Stabat Mater » (1590); 104 мессы, свыше 300 мотетов, 35 Magnificat и т.д.

Кшиштоф Пендерецкий (1933)« Stabat Mater » (1962); «Потерянный рай» (1978) - священное представление в двух актах по мотивам поэмы Джона Милтона; «Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных (1958); «Польский реквием» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (2005); оратория «Страсти по Луке» (1965); Симфонии: № 2 «Рождественская» (1980) и № 7 «Семь врат Иерусалима» для пяти солистов, чтеца, смешанного хора и оркестра (1996); Magnificat (1974) ; Te Deum (1980); «Заутреня» (1970).

Джованни Перголези (1710-1736) «Stabat Mater» (1736), три мессы, несколько псалмов и мотетов.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) балет «Блудный сын» (1928).

Франсис Пуленк (1899-1963) « Stabat Mater » (1950).

Арво Пярт (1935) De Profundis (1981), «Страсти по Иоанну» (1981-1982), « Stabat Mater » (1985), Te Deum (1984-1986), Dies irae (1986), Miserere (1989), «Магнификат» (1989), «Берлинская месса» (1990-1992), «Литания св. Иоанну на каждый час дня и ночи» (1994).

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)«Литургия Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907); увертюра «Светлый праздник» (Воскресная увертюра, 1888).

Джоакино Россини (1792-1868) «Stabat Mater» (1842), опера «Моисей в Египте» (1818), Маленькая торжественная месса (1868).

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) оратории: «Потерянный рай» (на текст Мильтона, 1856) и «Вавилонское столпотворение» (1869), «Моисей» (1892), «Христос» (1893), оперы «Маккавеи» (1875) и «Демон» (1875), библейская сцена в 5 картинах - «Суламит» (1901).

Камиль Сен-Санс (1835-1921) оратории: «Потоп» (1874), «Обетованная земля» (1913), «Рождественская оратория» (1858), опера «Самсон и Далила» (1867-1877).

Александр Николаевич Серов (1820-1871) опера «Юдифь » (1861-1862), кантаты, псалмы, гимны, мотеты, хоры.

Алессандро Скарлатти (1660-1725) Месса св. Цецилии (1721), Stabat Mater, два «Miserere», оратории «Седекия, царь Иерусалимский», «Грех, Раскаяние и Милость».

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) для солистов, хора и оркестра « Священное песнопение во славу имени св. Марка» (на текст из Нового и Ветхого Завета, 1956); «Плач пророка Иеремии» (на латинский текст из Ветхого Завета, 1958); кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961); «Заупокойные песнопения» (на канонический текст католической заупокойной мессы и погребальной службы, 1966); для хора и оркестра « Симфония псалмов» (на латинские тексты Ветхого Завета, 1930, 2-я редакция 1948); «Вавилон» (по 1-й Книге Моисеевой, глава XI, песни 1-9, 1944); для хора и камерно-инструментального ансамбля «М есса» (для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонический текст католической литургии, 1948); «Отче наш» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1926; новая редакция с латинским текстом Pater noster, 1926); «Верую» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1932; новая редакция с латинским текстом Credo, 1949); «Богородице Дево, радуйся» (для смешанного хора, на русский канонический текст православной молитвы, 1934; редакция с латинским текстом Ave Maria, 1949); для голоса с оркестром « Авраам и Исаак» (священная баллада на иврите, из Ветхого Завета, 1963), музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров «Потоп» (текст составлен на основании Ветхого Завета, 1961). балет «Иродиада» (1944), вокальный цикл «Житие Девы Марии» (1923; на стих. Р.М.Рильке), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), органная сюита «Рождество Господне» (1935), фортепьянный цикл «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» (1945).

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) «Литургия Иоанна Златоуста» (1878), «Всенощное бдение» (1881).

Арнольд Шёнберг (1874-1951)опера «Моисей и Аарон» (1930-1932), оратория для солистов, хора и оркестра «Лестница Иакова» (1917-1922).

Рихард Штраус (1864-1949) опера «Саломея » (1905), балет «Легенда об Иосифе» (1914).

Франц Шуберт (1797–1828) оратория «Лазарь» (1820), « Stabat Mater » (1815), Немецкий реквием» (1826), 6 месс.

Генрих Шютц (1585-1672) «Псалмы Давида» (1619), Оратория о Пасхе (1623), «Священные песнопения» (1625), «Рождественская оратория» (1660), «Семь слов Иисуса Христа на кресте» (1657), Страсти от Луки (1666), Страсти от Матфея (1666), Страсти от Иоанна (1666).

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Кудымкара

Урок музыки во 2 классе

Тема: «Святые земли русской»

Разработала:

учитель музыки

Распопова Наталья

Геннадьевна


Преподобный Сергий Радонежски й

Народные

песнопения


Преподобный Сергий Радонежский - это имя является одним из самых заветных и святых для сердца русского человека. Преподобными называли людей особенных, которые прожили жизнь в вере и сильной любви к Богу, были честными, справедливыми, добрыми и милосердными. Эти люди как бы подобны Богу. Жизнь Сергия Радонежского полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви.


Родился Сергий Радонежский в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Современные ученые называют дату его рождения 3 мая 1314 год. В возрасте 7 лет его отдали обучаться грамоте в церковной школе. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась, он отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и он стал горячо молиться Богу, чтобы Он помог ему.



Около 1328 году Варфоломей вместе с семьей переехал в город Радонеж.

После смерти родителе Варфоломей ушел и принялся строить церковь в лесу. Почти два года он жил один в лесу. Оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия .

К нему часто приходил дикий медведь, и Сергий Радонежский делился с ним последним куском хлеба. Зверь не трогал его, это было настоящее чудо.



Преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примерял между собой.

За смирение, молитву и доброту Бог наделил Сергия Радонежского даром творить чудеса. Когда у монахов кончилась вода, он помолился Богу, и в лесу забил святой источник. С помощью воды из этого источника люди стали исцеляться от своих болезней.


Слава про Радонежского чудотворца облетела всю землю. Церковь, которую строил Сергий, превратилась со временем в огромный монастырь-крепость. Сейчас он называется Троице-Сергиева Лавра.

За всю его биографию было совершено множество чудес, исцелений. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.


В.О. Ключевский

Прошли века, и там, где прежде

Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Где мощи Сергия святые

Нетленно в раке почиют.

Он отвращал молитвой беды

И в грозный час у Бога сил

Дар силы, славы и победы

Стране любимой испросил.

Толпы несчетные народа

К святыням дивным на поклон

Сюда приходят год от года

Со всех концов, со всех сторон.


Владимир Красное Солнышко …. Славный защитник земли Русской, могущественный князь.

С 980г Владимир стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкое время досталось ему. На Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. В 988 году, вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс крещения Руси. Был великим полководцем, но князь не был завоевателем. Главная его цель - защита земли Русской.

Ольга (в крещении Елена), великая княгиня киевская.

Родом псковитянка, жена князя Игоря, мать князя Святослава.

Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах — погостах.

Предмет особой гордости летописцев — рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии, княгиня крестилась ещё до поездки).

Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее. -

В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны.

Канонизирована Русской православной церковью как святая.

Александр Невский. Александр Невский (родился 30 мая 1220, умер 14 ноября 1263 г.) - святой, великий князь владимирский, В 1240 шведы, двинулись в крестовый поход на Новгород, но Александр разбил их при впадении Ижоры в Неву (Биргеру «возложи печать на лице острым своим копием»). Эта битва дала Александру имя Невского. Но возникла война с Меченосцами, которые соединились с Тевтонским орденом , завоевали в 1240 псковскую область, заняли в 1241 Псков , выстроили в Копорье крепость, взяли Тесов и обложили данью Водь. Александр вновь двинулся на крестоносцев и 5 апреля 1242 наголову разбил немцев на льду Чудского озера («Ледовое побоище »). По заключенному миру немцы отказались от завоеваний и возвратили пленных. В 1242 и 1245 Александр Невский одержал ряд побед над литовцами . В 1258 Александр Невский ездил в Орду, отвратил погром русских городов и выхлопотал для них освобождение от составления ополчений для татар.На обратной дороге Александр Невский скончался в Городце Волжском. Митрополит Кирилл, возвещая во Владимире о смерти Александра, выразил тогдашнее общественное настроение словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Александр Невский являлся наиболее крупною фигурою в русской истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского . Память его окружена поэтическими сказаниями. Церковь причислила Александра к лику святых. Его мощи открыты в 1380, а в 1724 г. перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Сергей Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь. Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола - от отца к старшему сыну.

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.