Кто изобрел энергию. Важные открытия, повлиявшие на развитие электрики

Современному человеку трудно представить жизнь без электричества. Оно прочно вошло в нашу жизнь, и мы мало задумываемся над тем, когда оно появилось. А ведь именно благодаря электричеству стали более интенсивно развиваться все направления науки и техники. Кто изобрел электричество, когда оно впервые появилось в мире?

История возникновения

Еще до нашей эры философ из Греции Фаллес заметил, что после трения янтаря о шерсть к камню притягиваются мелкие предметы. Затем исследованием таких явлений долгое время никто не занимался. Только в 17 веке исследовав магниты, их свойства английский ученый Уильям Гильберг ввел новый термин «электричество». Ученые стали больше проявлять интереса к нему и заниматься исследованиями в этой области.

В конце рассказа главный герой женится на своей аргентинской подруге, и с этого момента он больше не может найти дорогу к парижским проходам. В двадцатом веке электрическое освещение торжествует. Как это происходит с каждым технологическим изменением, это происходит между энтузиазмом и опасением: электрический свет кажется слишком холодным, негуманным, по сравнению с газовым. Фрески и общественные преступления, или по коридорам сумасшедших приютов. Другими словами, свет, который обеспечивает в высшей степени совершенства функции управления, которые всегда были связаны с общественным освещением.

Гильбергу удалось изобрести прообраз самого первого электроскопа, он назывался версор. С помощью этого прибора он установил, что кроме, янтаря и другие камни могут к себе притягивать мелкие предметы. В число камней входят:

Благодаря созданному прибору ученый смог провести несколько опытов и сделать выводы. Он понял, что пламя имеет свойство серьезно влиять на электрические свойства тел после трения. Ученый заявил, что гром и молния — явления электрической природы.

Не случайно, что связь между холодным и рассеянным электрическим светом и бесчеловечным контролем будет повторяться в жанре дистопии. Празднование электричества вместо этого будет использовать обычную риторику победы человека над природой, полную замену естественного света искусственным светом, более эффективным и более современным.

Но можно также сказать, что первая половина двадцатого века вместе с первым эффективным ночным освещением вновь открывает опыт темноты городской ночи. Это по двум совершенно разным причинам. Первое связано именно с электрификацией. Централизация распределения электроэнергии может фактически вызвать внезапные и крупные отключения электроэнергии. Вторая причина повторного открытия темноты - это опыт ночей комендантского часа во время двух мировых войн. Несмотря на то, что эти два события, как и другие, оба способствуют мгновенному воссозданию премодернистского опыта ночи как неизвестной земли, места чаров и ужасов.

Великие открытия

Первые опыты по передаче электричества на малые расстояния были проведены в 1729 году. Ученые сделали вывод, что не все тела могут передавать электричество. Через несколько лет после ряда испытаний француз Шарль Дюфе заявил, что есть два типа электрического заряда — стеклянного и смоляного . Они зависят от материала, который используется для трения.

Эти переживания возвращения тьмы могут ощущаться как эйфорические, так и страшные. Черное, неожиданное, легче, как ужас. Лавкрафт изобретательно использует страх перед отключением в одной из своих последних историй «Охотник за тьмой». Главный герой истории, писатель Роберт Блейк, переезжает в Провиденс в дом, где он наслаждается видом зловещего холма, совпадающего с итальянским кварталом, над которым стоит левая неоготическая церковь, заброшенная годами. Проникнув в церковь, Блейк пробуждает чудовищное существо, отведенное к башне.

С этого момента каждую ночь тварь спускается в неф, но не может выбраться из-за того, что его блокируют огни города. Однако в Провиденсе разражаются бурные штормы. Итальянская община, которая знает традиции о башне-монстре и заметила его пробуждение, окружает церковь зонтиками и импровизированными огнями, опасаясь затемнения. Роберт Блейк вместо этого внимательно изучает церковь из своего окна и неоднократно звонит на электростанцию ​​для новостей о любых отключениях. Последний шторм, однако, настолько жесток, что даже лампы итальянцев гаснут, так что монстр может наконец выйти в темноту.

Затем учеными с разных стран были созданы конденсатор и гальванический элемент, первый электроскоп, медицинский электрокардиограф. Первая лампочка накаливания появилась в 1809 году, которую создал англичанин Деларю. Спустя 100 лет, Ирнвинг Ленгмюр разработал лампочку с вольфрамовой спиралью, заполненной инертным газом.

В 19 веке было много очень важных открытий , благодаря которым появилось электричество в мире Большую лепту в области открытий внесли известные всему миру ученые:

Следует подчеркнуть, что текст Лавкрафта предполагает общепринятую привычку к электрическому свету. Если история технологий искусственного освещения совпадает с отходом от пламени - со всеми связанными с ним коннотациями духовности, жизненной силы, тепла - тогда отнюдь не очевидно, что электрический свет - самый дальний, из-за отсутствия сгорания, из оригинальное пламя - эффективно удерживать злых духов от огня или солнечного света.

Что касается комендантского часа, для них очень распространено эйфорически представлено в литературе, чтобы временно восстановить время приключений. Так обстоит дело, например, в Ночи Непа ди Кальвино. Самый известный случай, однако, - эпизод временного штурма. Марсель рассказывает о нескольких ночах войны в своем возвращении в Париж и значительно сравнивает их с событиями своего детства в Комбре. Вместо слабых огней баррикады Марсель видит странное здание. Вначале он размышляет, что посетители дома - военные, шпионы.

Они изучали свойства электричества и многие из них названы в их честь. В конце 19 века ученые-физики делают открытия о существовании электрических волн. Им удается создать лампу накаливания и передавать электрическую энергию на большие расстояния. С этого момента электричество медленно, но уверенно начинает распространяться по всей планете.

Так или иначе, Марсель чувствует себя вложенным в роль нового Харуна. В этом ночном мире открытий и недоразумений, восстановленных комендантским часом, Марсель будет тайно помогать в мазохистских наслаждениях Шарлюса. Нематериальная архитектура и ностальгия по темноте. Освещение является фундаментальным элементом постмодернистского города: его иллюзорная организация пространства может фактически легко кооптировать свет в правильной архитектурной функции. В конце концов, искусственное освещение всегда использовалось с девятнадцатого века, чтобы ввести ключ к пониманию города, освещению привилегированных пространств и памятников.

Когда появилось электричество в России?

Если говорить об электрификации на территории Российской империи, то в этом вопросе нет конкретной даты . Всем известно, что в 1879 году в Санкт-Петербурге сделали освещение по всему Литейному мосту. Он освещался с помощью ламп. Однако, в Киеве были установлены электрические фонари в одном из железнодорожных цехов на год раньше. Это событие не привлекло к себе внимание, поэтому официальной датой появления электрического освещения в Российской империи считается 1879 год.

Однако никакая другая эпоха никогда не задумывалась о том, чтобы вместо башни-близнеца светиться светом или восстановить технологию освещения, устаревшую для воссоздания - с типичным постмодернистским эффектом ностальгии - атмосферой района исторического центра.

Но сегодняшнее освещение все чаще воспринимается как дегуманизирующее, по крайней мере в больших городах. Дуглас Купланд синтетически выразил своего рода современную ностальгию в темноте: «Во время сбоев питания мы поем песни, но в тот момент, когда электричество возвращается, мы распыляем». Таким образом, затемнения перестают служить для восстановления ночи, но, что более скромно, чтобы мы чувствовали себя ближе. Другие авторы рассматривали эту ностальгию более иронически. В заключительном разделе Англии, Англии Джулианом Барнсом, доиндустриальная утопия «Англия», очевидно, включает в себя отказ от искусственного освещения, но сама Англия представлена ​​как искусственное место.

Первый электротехнический отдел появился в России 30 января 1880 года в Русском техническом обществе. Отдел был обязан курировать внедрение электричества в повседневную жизнь государства. Уже в 1881 году Царское Село было полностью освещенным населенным пунктом и стало первым современным и европейским городом.

15 мая 1883 года считается также знаковой датой для страны. Это связано с проведением иллюминации Кремля. В это время вступал на престол император Александр III, а иллюминация была приурочена к такому важному событию. Почти сразу после этого исторического события освещение было проведено сначала на главной улице и затем в Зимний дворец Санкт-Петербурга.

В нем небольшие искусственной служащем в ночь вдоль маршрута, достойного Красной Шапочки: доставить специальный препарат, необходимо перейти от богатого района в другой район, заполненном проходя через запрещенную зону и темную, населенные мутантами. Теперь в богатых кварталах система освещения выглядит следующим образом: вокруг прохожих окружает рой искусственных светлячков, оставляя его за порогом нового квартала. Это может напоминать нам о факельных носителях прошлых веков, но в более общем плане предполагает представление возврата к идее, если не закрытое, по крайней мере, не публичное освещение внешнего вида.

По указу императора в 1886 году было учреждено «Общество электроосвещения». В его обязанности входило освещение двух главных городов — Москва и Санкт-Петербург. Уже через два года началось строительство электростанций по всем крупнейшим городам. Первый электротрамвай в России был запущен в 1892 году. В Петербурге через 4 года пустили в эксплуатацию первую ГЭС. Она была построена на реке Большая Охта.

Будущий город Ди Филиппо, разделенный на секторы, где ночное освещение управляется независимо и где вместо оппозиции центр-периферия имеет примыкание бронированный богатых районов и тревожных темных областей, населенных мутантами, на самом деле подразумевается на самом деле таких как город Лос-Анджелес. Миндя, недалеко от Велико Тырново, и решил показать преимущества питания от солнца.

Дом Дайнова в деревне вмещает 17 человек и, кроме ламп и контактов, использует электричество для 3 котлов, 2 холодильников, плиты и телевизоров. Идея электричества от солнечной энергии пришла ему 10 лет назад, когда Эон распределил власть в этом районе. Это продолжается уже три года.

Важным событием было появление первой электростанции в Москве в 1897 году. Ее построили на Раушской набережной с возможностью вырабатывать переменный трехфазный ток . Она сделала доступной передачу электричества на большие расстояния и использовать его без потери мощности. Строительство электростанций в других российских городах стало развиваться только перед Первой мировой войной.

Однако за эти годы цена резко упала - почти на 30% в год, в то время как эффективность панелей растет. Со временем необходимая документация изменилась, и процедура стала проще. Он признает, что пользы от собственной электроэнергии много. С одной стороны, его течение никогда не останавливается - ни летом, ни зимой, когда начинается большой снег и начинается несчастный случай.

Очень важно, чтобы в жизни не зависели люди и факторы, которые не влияют на них, - говорит Дайнов и добавляет, что его электрическая мощность всегда имеет мощность 220 вольт, а не в большинстве деревень - около 180, что создает проблемы с приборами. Еще один важный плюс системы заключается в том, что уже разработано мобильное приложение, которое показывает в реальном времени, какое количество тока производится, используется, поступает в аккумулятор и сколько есть излишек, который поступает в сеть.

Интересные факты истории появления электричества в России

Если внимательно изучать некоторые факты электрификации Российского государства можно узнать много любопытной информации.

Первую лампочку накаливания с угольным стержнем изобрел в 1874 году А.Н.Лодыгин. Устройство было запатентовано крупнейшими странами Европы. Через время ее усовершенствовал Т. Эдиссон и лампочку стали использовать по всей планете.

Кроме того, приложение также содержит исторические данные, позволяющие каждому пользователю узнать, сколько их энергии будет куплено, объяснил Красен Матеев, один из экспертов, которые работали над солнечной системой Дайнова. Построение подобной системы размеров занимает около недели, и, помимо электричества, политолог использует объект как прохладную беседку хиппи, где он приглашает своих друзей.

Но у этого контракта есть свой плюс - неиспользованная энергия от панелей входит в сеть, которую компания вынуждена покупать. Единственное, что не нравится солнечным панелям - это туман. Дождь или снег падают на них - они не перестают работать, говорит нам Дайнов.

Русский электротехник П.Н. Яблочков в 1876 году закончил разработку электрической свечи. Она стала проще, дешевле и удобней чем лампочка Лодыгина в эксплуатации.

В составе Русского технического общества был создан Особый Электротехнический отдел. В него входили П.Н. Яблочков, А.Н.Лодыгин, В.Н.Чиколев и другие активные физики и электротехники. Главная задача отдела было — содействие развитию электротехники в России.

Наряду со всеми преимуществами своей собственной энергии, перечисленными здесь, политолог указал на самое важное: «Это больше свободы, меньше зависимости». Посольство Австрии расположено на одной из красивейших тихих улиц в центре Софии. На карте показана улица Шипка, но это продолжение улицы, а не той части, которую вы так хорошо знаете; Посольство находится за Священным Синодом.

Сейчас встреча - в то же время, рано утром, но на завтрак с послом Австрии в Болгарии. Константин Валков: У вас серьезная дипломатическая карьера. Есть еще что доказать? Каждый раз, когда у человека возникают новые проблемы. Если есть что-либо, чтобы доказать человека, он доказывает это самому себе. Может быть, не всегда начальство меня. Это большая проблема. Новые страны, новые возможности, но всегда новые условия, разные условия.

Уже не знают сторонники альтернативных версий истории, к чему придраться:о)

На сей раз таким поводом послужили снимки завода Берда



Поиск новых путей решения проблем. Вопрос: О чем вы беспокоитесь или боитесь даже перед новым назначением, есть ли что-нибудь, что, по вашему мнению, вам будет тяжелее, как посол? Моя первая встреча была в Китае, и это была отличная возможность узнать, что значит работать в таком отдаленном месте с такой разной культурой. Вопрос: Когда вы являетесь послом в другой стране, есть ли определенный момент, например, год или два прохода, а ностальгия становится все сильнее, вы хотите вернуться домой?

Рональд Хаузер: Прежде всего, когда вы отправляетесь в страну, вам нужно определенное количество времени, чтобы успокоиться. И это более верно для вашей семьи - ваших детей, вашей жены. Это занимает около 3-4 месяцев. Через некоторое время вы начнете лучше узнавать страну. Вы знаете страну хорошо, вы знаете, что важно. Вы можете получить более подробную информацию о работе. В будущем работа может стать более рутинной.



Я полагаю, что такой незнающий не один, потому привожу часть статьи отсюда:

касающуюся только XIX века

А.Н. Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания с угольным стерженьком (привилегия № 1619 от 11 июля 1874 г.) и ежегодную Ломоносовскую премию Академии наук. Устройство было запатентовано также в Бельгии, Франции, Великобритании, Австро-Венгрии. Через шесть лет, в 1880 г., электрическая лампочка Лодыгина, усовершенствованная Т. Эдисоном, начала свое триумфальное шествие по планете.

В четвертый год все начинает повторяться еще больше. Это период так называемого Революция Тяньаньмэнь. Когда студенты протестовали против режима. Это был большой вызов, потому что это была гражданская война. Все произошло внезапно, в один прекрасный день.

Затем нам пришлось эвакуировать мою жену и моего маленького ребенка. Но, с другой стороны, это было страшно, потому что мы оказались перед солдатами, в центре беспорядков. Вопрос: Вы говорите о страхе, расскажите нам больше. Рональд Хаузер: Он определенно боялся. Потому что уже началось то, что было гражданской войной. Никто не знал, куда он идет. Хорошо или плохо, армия взяла под свой контроль ситуацию. Через несколько дней напряженность закончилась, это была единственная положительная вещь в ситуации.

Электрическая лампа накаливания Лодыгина

Русский электротехник П.Н. Яблочков на своем небольшом электротехническом предприятии построил первую дифференциальную лампу конструкции В. Н. Чиколева. Лампа Чиколева действовала с первого момента без ручной регулировки, требовала сравнительно небольшого тока и допускала последовательное включение в цепь произвольного числа ламп. Начиная с 1879 г. идея дифференциального регулятора В.Н. Чиколева получила широкое применение в прожекторостроении.

Инженер Ф.А. Пироцкий провел ряд опытов по передаче электроэнергии на расстояние сначала нескольких десятков метров, а затем и до 1 км. На основании опытов пришел к заключению о возможности передачи электроэнергии на большие расстояния

П.Н. Яблочков завершил разработку конструкции электрической свечи, начатую в 1875 г., и 23 марта 1876 г. получил французский патент № 112024, содержащий краткое описание свечи в её первоначальных формах и изображение этих форм. «Свеча Яблочкова» оказалась проще, удобнее и дешевле в эксплуатации, чем угольная лампа А.Н. Лодыгина. Под названием «русский свет» свечи Яблочкова использовались позже для уличного освещения во многих городах мира. Также Яблочков предложил первые практически применявшиеся трансформаторы переменного тока с разомкнутой магнитной системой.

Электрический фонарь Яблочкова

1879

Русские электротехники П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, В.Н. Чиколев совместно с рядом других электротехников и физиков организовали в составе Русского технического общества Особый Электротехнический отдел. Задачей отдела было содействие развитию электротехники.

В апреле 1879 г. впервые в России электрическими фонарями освещен мост – мост Александра II (ныне Литейный мост)

Один из первых электрических фонарей

в Санкт-Петербурге. При содействии Отдела на Литейном мосту введена первая в России установка наружного электрического освещения (дуговыми лампами Яблочкова в светильниках, изготовленных по проекту архитектора Кавоса), положившая начало созданию местных систем освещения дуговыми лампами некоторых общественных зданий Петербурга, Москвы и других больших городов. Электрическое освещение моста устроенное В.Н. Чиколевым, где горело 12 свечей Яблочкова вместо 112 газовых рожков, функционировало всего 227 дней.

30 января создано первое в мире специальное электротехническое общество – VI отдел Русского технического общества, призванный курировать проблемы электрификации России.

В марте открылась первая в мире электротехническая выставка в помещении Русского технического общества в Соляном городке в Санкт-Петербурге. Задачей выставки было «показать обществу современное состояние развития различных отраслей электротехники».

В июле начал издаваться один из первых электротехнических журналов в мире – журнал «Электричество». Ф.А. Пироцкий модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу. 22 августа в 12 часов дня в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России была проверена возможность движения трамвайного вагона «электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».

Обложка первого номера журнала «Электричество». Июль 1880 г.

Организовано Товарищество «Электротехник». Это Товарищество устраивало дуговое электрическое освещение в садах и общественных учреждениях, применяя главным образом дифференциальные лампы Чиколева, строило мелкие частные электростанции. В 1880 г. Товарищество объявило, что оно принимает на себя устройство электрического освещения вокзалов, железных дорог, типографий, фабрик и мастерских, гостиниц, ресторанов, магазинов, клубов, театров, садов, площадей, мостов и улиц в городах и т. п. На объявлениях Товарищества изображалась дифференциальная лампа Чиколева. В тексте объявления пояснялось, что электрическое освещение дифференциальными лампами дешевле всякого другого освещения.



Статьи в журнале «Электричество» о дифференциальной лампе В.Н. Чиколева

Н.Н. Бенардос изобрел «Способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока», т. е. дуговую сварку. Несовершенство и малая мощность источников питания дуги, слабая изученность металлургических процессов сварки потребовали от Николая Николаевича еще несколько лет напряженной работы над новым способом соединения изделий. В результате были созданы первая в мире сварочная установка из электрогенератора и батареи аккумуляторов собственной конструкции, коммутаторы, держатели, разработана технология сварки стали, меди, бронзы, чугуна. В 1885 – 1887 гг. на «способ соединения и разъединения металлов дугой», названный автором «электрогефест», Н.Н. Бенардос получил патенты России, Франции, Бельгии, Великобритании, Австро-Венгрии, Швеции, Италии, Германии, США, Норвегии, Испании, Швейцарии. Патентование за рубежом финансировал купец, владелец доходных домов в Петербурге и Варшаве С.А. Ольшевский (иногда Ольшевского считают соавтором, хотя в действительности он был только совладельцем патентов).

Чертеж на привилегии России № 11982, выданные на имя Н.Н. Бенардоса

У самого Бенардоса хватило денег только на патентование изобретения в России в Департаменте торговли и мануфактур, привилегия на изобретение была получена 31 декабря 1886 г. В 1886 г. в Петербурге была организована первая в мире сварочная фирма «Электрогефест». Она быстро приобрела мировую известность. Промышленники многих стран, владельцы фирм, производящих паровозы, котлы и другие изделия, приезжали к Бенардосу для ознакомления с новым технологическим процессом. Они убеждались в его эффективности и быстро внедряли новшество на своих предприятиях. Изобретатель сам организовывал сварочное производство не только на заводах России, но и в Лондоне, Париже, Барселоне. К концу 1887 г. в России, странах Западной Европы и США уже работало более 100 сварочных постов. Попутно Бенардос изобрел способ контактной точечной сварки, гидро-электроплавки, мощный аккумулятор.

Устройство для сварки косвенной (независимой) дугой

В 1880 г. Товарищество «Электротехник» обратилось в Санкт-Петербургскую городскую думу с предложением осветить Невский проспект электричеством. На все согласования ушло более двух лет, только в августе 1882 г. Городская управа заключила с Товариществом договор на освещение Невского проспекта на участке от Адмиралтейства до Аничкова моста. Однако недостаточность финансовых средств не позволила завершить проект и Карл Федорович Сименс, располагая крупным капиталом, использовал инициативу русских технических кругов, скупил всю сеть и фонари, установленные Товариществом «Электротехник», и организовал электрическое освещение главной улицы столицы. После опробования с 30 декабря 1883 г. окончательно установилось освещение Невского проспекта 32 фонарями (дуговыми лампами) силой света около 1200 свечей. Две электростанции: одна на деревянной барже на реке Мойке у Полицейского (ныне Зеленого) моста с 3 локомобилями и 12 динамомашинами постоянного тока мощностью 35 киловатт, другая – у Казанской площади с 2 локомобилями и 3 динамомашинами, обслуживались штатом в 30 человек. Начала действовать «Контора освещения Невского проспекта электричеством». Таким образом, к середине 1880-х гг. торговым домом «Сименс и Гальске» осуществлялись работы не только по электрическому освещению Невского проспекта и прилегающих улиц, но и ряда домов столичной аристократии.



Электростанция на барже, р. Мойка

Карл Сименс приобрел лицензию на использование в России ламп Эдисона и построил в Санкт-Петербурге фабрику по производству соответствующего оборудования – кабелей, ламп, переключателей и т.д. Помимо неё и фабрики по изготовлению телеграфного и телефонного оборудования Карл Сименс решил построить в Петербурге завод динамо-машин, который производил бы электромоторы большой мощности, а также турбогенераторы и трансформаторы.

Завод получил название «Сименс-Шуккерт» и был построен в 1912 г.

Очевидные преимущества электроламп побудили специалистов искать возможности замены газового освещения в Зимнем дворце и прилегающих к нему залов Эрмитажа. Инженер Василий Петрович Пашков – техник дворцового управления, предложил в качестве эксперимента использовать электричество для иллюминирования дворцовых залов во время рождественских и новогодних праздников 1885 г. Опыт удался. 9 ноября 1885 г. проект строительства «фабрики электричества», предусматривающий использование только отечественного оборудования, был Высочайше утвержден с примечанием: «Зимние балы 1886 года (10 января) должны освещаться электричеством полностью». Работа была поручена В.П. Пашкову. Чтобы исключить возможность вибрации здания от работы паровых машин, размещение электростанции предусмотрели в отдельном павильоне из стекла и металла. Он находился во втором дворе Эрмитажа, с тех пор называемом «Электрическим».

Здание станции площадью 630 м² состояло из машинного отделения с 6 котлами, 4 паровыми машинами и 2 локомобилями и помещения с 36 электродинамомашинами. Общая мощность достигала 445 л.с. Первыми осветили часть парадных помещений: Аванзал, Петровский, Большой фельдмаршальский, Гербовый, Георгиевский залы, и устроили наружную иллюминацию. Было предложено три режима освещения: полное (праздничное) включать пять раз в году (4888 ламп накаливания и 10 свечей Яблочкова); рабочее – 230 ламп накаливания; дежурное (ночное) – 304 лампы накаливания. Станция потребляла около 30 тыс. пудов (520 т) угля в год.

16 июля 1886 г. в Санкт-Петербурге зарегистрировано промышленно-коммерческое «Общество электрического освещения». Эту дату принято считать датой основания первой российской энергосистемы.

Среди учредителей были «Сименс и Гальске», «Дойче Банк» и русские банкиры. С 1900 г. компания носит имя «Общество электрического освещения 1886 г.». Цель компании обозначалась согласно интересам главного учредителя Карла Федоровича Сименса: «Для освещения электричеством улиц, фабрик, заводов, магазинов и всякого рода других мест и помещений» [Устав…, 1886 г., с. 3]. Общество имело несколько отделений в разных городах страны и внесло очень большой вклад в развитие электрической сферы экономики России.



Здание Центральной электрической станции «Общества электрического освещения 1886 г.

25 августа 1890 г. организована Царскосельская электрическая станция, ставшая результатом реконструкции осветительной установки постоянного тока, существовавшей с ноября 1887 г. В 1887 г. при устройстве водопровода возникла мысль об использовании паровых машин не только для привода насосов, но и для привода динамомашин. По проекту инженера Пашкова на улицах города было установлено 120 фонарей (дуговых ламп) на чугугнных столбах – для уличного освещения, были освещены: шоссе от Царского Села в Ям-Ижору (на расстояние 4 верст), Александровский и Запасной дворцы, казармы лейб-гвардии гусарского полка и другие здания. Водопровод обслуживался двумя водонапорными башнями, соответственно было две электрических станции. На станциях первоначально было установлено 9 динамомашин. В ходе эксплуатации Царскосельская установка все время развивалась. Протяженность воздушной сети, составляющая 60 верст в 1888 г., после 1890 г. значительно увеличилась.

В 1890 г. была начата реконструкция станции с целью полного электрического освещения Царского Села и 25 августа этого же года официально открыта новая единая электростанция переменного тока напряжением 2400 В. После установки динамомашины переменного тока, реконструкции электрической установки и устройства новой сети переменного тока 2000 В, Царское Село стало первым городом в Европе, «который сплошь и исключительно освещен электричеством», как писал С. Н. Вильчковский.

На Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне М.О. Доливо-Добровольский продемонстрировал первую в мире трехфазную систему передачи электроэнергии на расстояние около 170 км. В 1919 г. М.О. Доливо-Добровольский выдвинул положение о том, что передача электрической мощности переменным током на большие расстояния (сотни и тысячи километров) окажется нерациональной из-за значительных потерь в линии.

В 1893 г. отставной полковник – инженер Н.В. Смирнов обратился к петербургскому градоначальнику с просьбой разрешить ему устройство на Васильевском острове Центральной электрической станции (ЦЭС) «с правом проводить от нее по улицам воздушные кабели и употреблять электрические токи напряжением до 2000 В». ЦЭС с расчетной мощностью 800 кВт, была пущена 21 декабря 1894 г. и располагалась на 12 линии В.О. (д. 15). В котельной станции было установлено 6 водотрубных котлов Бабкок-Вилькокс. Машинный зал был оборудован 4 вертикальными паровыми машинами компаунд мощностью в 250 л.с. с давлением пара в 13 атмосфер. Подобные по мощности и типу машины только появлялись и представляли последнее слово техники. Вследствие этого технико-экономические показатели станции были несравненно лучше, чем соответствующие показатели других электростанций.

Станция инженера Н.В. Смирнова стала типовой для центральных электростанций такой величины и продолжала существовать все первое десятилетие ХХ в., служа образцом городской ЦЭС нового типа и после перехода к трехфазному току высокого напряжения.

Под руководством русских инженеров В.Н. Чиколева и Р.Э. Классона для электроснабжения Охтенского порохового завода в Петербурге введена в строй первая промышленная гидросиловая установка в России мощностью около 300 кВт. Охтенский завод стал в числе первых промышленных потребителей электроэнергии. С середины XVIII в. крупнейшее промышленное предприятие Петербурга, Охтенский завод считался хорошо оснащённым и в достаточной степени механизированным за счёт водной энергии, регулируемой собственной плотиной на реке Охте.

Хронология событий:

1877 г. – В.Н. Чиколев осуществил в цехе призматических процессов опытную установку оптического дробления света: канализацию электрического света по трубам с зеркалами от мощного источника электрического света (дуговой лампы). Также проводились опыты электрического освещения посредством рефлекторов на далекие расстояния (до 4 км). Эти работы необходимы были для обеспечения работ в ночное и вечернее время.

1879 г. – завод одним из первых фабрично-заводских предприятий применил для освещения свечи Яблочкова.

1883 г. – лампы накаливания применены для наружного освещения порохового городка. 90 ламп располагались по периметру городка протяженностью около 6 км.

В начале 1890-х гг. на заводе возникла задача объединить отдельные элементы электрического хозяйства, перейти от частной электрификации завода к полной с обеспечением электроэнергией всех цехов завода.

1890 г. – построены новые цеха, которые полностью оборудованы электрическим освещением. Проведенные с большим размахом работы были выполнены в две очереди: сначала установили 2 динамомашины мощностью по 40 кВт, аккумуляторную батарею емкостью в 500 А·ч из 120 аккумуляторов и 550 ламп накаливания, а также двигатель постоянного тока в 9 л.с, и осуществили передачу энергии к нему. Работы были выполнены в период с сентября 1890 г. по май 1891 г. Работы второй очереди заключались в установке динамомашины в 40 кВт и 400 ламп накаливания, а также в устройстве электрической сигнализации в новых цехах. Продолжительность работ по второй очереди составила полтора года. Для руководства работами был приглашен В.Н. Чиколев, вначале в качестве производителя работ, а с 1892 г. – в качестве электротехника завода.

Зимой 1895 г. в Санкт-Петербурге впервые начала функционировать электрическая железная дорога – маршрут от Зимнего дворца до Мытнинской набережной был проложен по льду через Неву. Трамвай был построен русской электрической фирмой М.М. Подобедова. Приводя зарисовку этого трамвая, идущего через Неву, иллюстрированный журнал того времени писал: «Быстрота и удобство сообщения, а также дешевизна и новизна подобного рода передвижения привлекают массу пассажиров, и новое предприятие, несомненно, не только удобно для публики, но и не безвыгодно для предпринимателей. Очень жаль, что электрические железные дороги, которые во многих городах с успехом заменили устаревшие «конки», до сих пор еще не приобрели у нас права гражданства и широкого распространения. Надо, впрочем, надеяться, что и у нас не только через Неву, но и по улицам будут со временем ходить электрические «конки».

Санкт-Петербургское Городское самоуправление заключило концессионные договоры с тремя фирмами: «Обществом электрического освещения 1886 г.», Обществом «Гелиос» и Акционерным Анонимным Бельгийским Обществом на постройку и эксплуатацию электрических станций и сетевых сооружений.

Топка угольного котла Центральной электрической станции «Бельгийского анонимного общества электрического освещения Санкт-Петербурга»



Здание Центральной электрической станции «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» - ЦЭС «Бельгийского общества»

Центральная электростанция Акционерного Общества «Гелиос» из Кельна построена в Рождественской части Санкт-Петербурга (Новгородская ул., д. 12-14). Получив выгодный и удобный участок, обеспечивающий обилие воды, дешевизну доставки машин, стройматериалов и угля водным путем, немцы развернули бурную деятельность. В короткий срок русские рабочие возвели основные сооружения, и 27 апреля 1897 года электростанция дала промышленный ток. Корпус машинного отделения и пристроенное к нему лицевое здание заводоуправления строились по проекту гражданского инженера-архитектора В.А. Рейса. Первоначально было смонтировано 7 котлов и установлены 4 паровые машины по 1000 л.с. с генераторами однофазного тока по 3000 В. Через год вошли в строй еще 3 машины и 6 котлов. Установленная мощность станции составляла 5250 кВт.

Текст объявления Общества «Гелиос» в петербургских газетах

Центральная электрическая станция «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» (набережная реки Фонтанки, д. 104) построена в 1897 – 1898 гг. Немецкая фирма «Шматцер и Гуэ», получившая концессию на пятьдесят лет и разрешение на строительство, в дальнейшем фигурирует как «Бельгийское анонимное общество электрического освещения» и действует под патронажем Бельгийской военной миссии.

Первая паровая машина мощностью 350 кВт была пущена в эксплуатацию 22 мая 1898 г. Через три года на станции работало уже 18 паровых машин общей мощностью 5500 кВт, а в 1903 г. здесь устанавливается первая паровая турбина «Парсонс» мощностью 680 кВт.

В 1897 – 1898 гг. построена Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.» (Обводный канал, д. 76). 16 ноября 1898 г. в торжественной обстановке был осуществлен пуск станции в эксплуатацию. В строй вошли четыре паровых котла и шесть паровых машин, суммарная мощность которых составила 4200 кВт. Фирма «Сименс и Гальске» занималась поставками оборудования для Центральной электростанции «Общества электрического освещения 1886 г.» (ЦЭC «ОЭО 1886 г.»). На электростанции в то время работало более ста человек. Семь небольших электрических станций, которые принадлежали «Обществу электрического освещения 1886 г.», после пуска ЦЭС закрыли, а всех абонентов перевели на шины новой станции.

В газете «Новое время» от 9 ноября 1898 г. писали: «Вчера кабель, доведенный до сети Гостиного двора, пустил со станции на Обводном канале энергию и осветил магазины, т.е. вместо станции, стоящей на Казанской площади, Гостиный двор стал освещаться с Центральной электростанции». На 1916 г. в машинном зале станции имелось девять турбин и восемь паровых машин, чья общая установленная мощность составляла около 49 тысяч кВт. Более половины электроэнергии, потреблявшейся в то время Петроградом, вырабатывала ЦЭС.