Литературные чтения в детском саду. Семинар для педагогов ДОУ «Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Нередко именно в детском саду ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением художественной литературы, учится слушать, воспринимать и понимать их.

От того как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята.

Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияет на возникновение и дальнейшее углубление интереса к литературе, побуждает у ребенка активные переживания, вызывает нравственный отклик. Тем не менее, процесс этот не должен быть скучным, ведь детям в любой ситуации, прежде всего, хочется играть.

При чтении очень важно правильно организовать детей. Например, при чтении сказок рекомендуется с детьми разместится на ковре, когда ребенок свободно может менять свою позу. Слушание рассказа и обсуждение лучше провести сидя за столами, чтобы было три точки опоры. Поэзию с детьми можно послушать сидя на стульчиках (поза внимания).

Поэтому этот вид деятельности требует от воспитателя тщательного продумывания организации детей, форм и методов ведения знакомства с книгой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении.

Воспитатель: Шатаева Ольга Васильевна

МДОУ Детский сад п. Октябрьский

2015.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Нередко именно в детском саду ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением художественной литературы, учится слушать, воспринимать и понимать их.

От того как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята.

Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияет на возникновение и дальнейшее углубление интереса к литературе, побуждает у ребенка активные переживания, вызывает нравственный отклик. Тем не менее, процесс этот не должен быть скучным, ведь детям в любой ситуации, прежде всего, хочется играть.

При чтении очень важно правильно организовать детей. Например, при чтении сказок рекомендуется с детьми разместится на ковре, когда ребенок свободно может менять свою позу. Слушание рассказа и обсуждение лучше провести сидя за столами, чтобы было три точки опоры. Поэзию с детьми можно послушать сидя на стульчиках (поза внимания).

Поэтому этот вид деятельности требует от воспитателя тщательного продумывания организации детей, форм и методов ведения знакомства с книгой.

Работа, посвященная знакомству детей с произведениями литературы, требует от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы подготовки:

  • Подготовка и предварительное чтение воспитателем произведения, осмысление прочитанного;
  • Постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
  • Отбор методов работы с книгой (постановка вопросов для обсуждения).

Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения – это прежде всего осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения. В структуре занятий по литературным произведениям можно условно выделить три части. Главная цель первой части занятия – познакомить детей с произведением, обеспечив полноценное первоначальное восприятие текста. На данном этапе занятия чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова. Беседа мобилизует жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста. Перед чтением в случае необходимости воспитатель может объяснить смысл сложных для понимания дошкольников слов и выражений. Кроме того, беседу целесообразно проводить с показом иллюстраций. А в качестве дополнения к вводному разговору с детьми целесообразно ввести рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения. Применение тех или иных методических средств зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей дошкольников, а также от художественного своеобразия литературного произведения. Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением. Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным событиям, героям. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.

При отборе методов и приемов работы с книгой и создания читательской среды в группе необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Методика приобщения ребенка к книге.

Младший возраст.

Цели общения: 1. Формирование положительных реакций на книгу. 2. Сенсорное воспитание средствами живописи литературы и дизайна.

Читательская деятельность: 1. Выделить из окружающей среды книгу. 2. Обратить внимание на обложку (что мне нравится, как называется, что заметили на картинке, обложке). 3. Чтение-рассматривание педагогом.

Правила работы с книгой: 1. Изучаем обложку. Выделяем на ней 2-3 ориентира, сопоставляем их, предполагаем тему чтения. 2. Информацию с вводных листов считывает воспитатель (форзац веселый, титульный лист несет много информации) . 3. Постраничное рассматривание книжного блока, описание иллюстраций и предположение содержания. 4. Подведение итогов рассматривания: сколько произведений, что захотелось прочитать.

Слушание в этом возрасте 1-3 мин, после перерыва можно еще почитать. Слушание может сопровождаться действиями (погладить – пожалеть героев, похлопать в ладоши, если закончилось хорошо).

Читательские действия : обвести рукой кабину, кузов, колеса, все обвести – машина; озвучивание книги – повторение отдельных слов, словосочетаний, звуков, фраз.

КАК СОСТАВИТЬ БИБЛИОТЕКУ.

Младший дошкольный возраст.

Концепция восприятия: книга – это особый предмет действительности, с которым работает взрослый, а для ребенка – источник положительных эмоций.

Требования:1. 10-20 книг на полочке. Из них две – лицом к детям: ту, которую уже читали и новая. 2. Книги подбираются картинного типа (книги-картинки), в них 80% иллюстраций и 20% текста; книжки-ширмочки; книжки-панорамы; книжки-игрушки, у которых есть встроенные детали; фигурные книжки – форма героя; книги, вызывающие приятные тактильные ощущения, зрительные и слуховые. 3. Без разрешения брать нельзя, пока не научили пользоваться.

Средний возраст.

Цели: 1. Формирование интереса к книге. 2. Развитие процессов воображения, памяти, чувствования, мышления и речи.

Читательская деятельность: работают на занятиях в 3 этапа: до чтения, в процессе чтения, после чтения.

Правила работы с книгой: 1. Начинаем ознакомительным рассматриванием по правилам, тренируем в назывании, почему именно это нарисовал художник, догадываемся о содержании. Т.е. нужно так заинтересовывать ребенка, чтобы вызвать потребность чтения. 2. Выразительное чтение книги воспитателем. Комментируем трудные места, проводим словесную работу: «Ребята, вы будете слушать и представлять мысленно картины». 3. Перечитываем трудные места, потом дети повторяют, спрашивают о непонятном. После чтения в средней группе беседа не является основным видом деятельности. Проводятся основные типовые действия: выполнение живых картин (движение, мимика героев); озвучивание ролей; исполнение песенок героев; рассматривание иллюстраций и воспроизведение содержания по ним; раскрашивание ксерокопированных иллюстраций; запоминание малых текстов, отдельных строк.

Старший возраст.

Цели:1. Воспитание интереса к литературе разных видов и жанров.

2. Формирование полноценного восприятия литературы.

Занятие строится также как и средней группе, но с большей активностью детей: дети сами рассказывают о книге, предполагают содержание, сравнивают после чтения.

Читательская деятельность:1. Словесное и графическое иллюстрирование. 2. Словесное рисование – представление читаемого словами. 3. Чтение книг по картинкам и по памяти сюжета. 4. Инсценирование сюжетных эпизодов, пересказ с элементами драматизации (костюмы, роли). 5. Беседы о прочитанном, анализируя: о чем, с чего началось, главное, чем закончилось, сколько частей, кто главные герои, образы персонажей (характер, поступки), какие красивые, важные слова запомнились? 6. Составление словесных словарей: сказочных, профессиональных. 7. Какой совет дадим герою, себе какое настроение осталось? 8. О чем хочется детям спросить по содержанию.

Замером готовности ребенка к школе – это «разговор» ребенка с книгой, с ее авторами и героями 5-7 мин. Вопросы: - книга, я тебя знаю или нет?

О чем ты мне хочешь рассказать?

КАК СОСТАВИТЬ БИБЛИОТЕКУ.

Средний дошкольный возраст.

Концепции восприятия: книга – поставщик наглядно-образных впечатлений; книга – источник словаря и речи.

Добавить в библиотеку книги деятельностного типа: раскраски, книжки-рассказки (комиксы, книжки-театры, книжки-фильмы: по серии картинок можно произвести сюжет), книжки-игрушки, книжки для трудовой деятельности (вырежи - наклей), самоделки, звуковые книжки.

Требования:1. 20-30 книг на полочке. 2. Использовать книги-произведения и книги-сборники (авторские, жанровые, тематические) . 3. Должна быть классика детской литературы . 4. Поэзии не менее 50%. 5. Начинать раздавать детям под присмотром воспитателя.

Старший возраст.

Концепция восприятия : книга – источник художественных образов, источник знаний; книга – средство саморазвития.

Требования: 1. 30-40 книг на полочке. Большая часть должны быть классические детские книги (авторы знакомы детям) . 2. Книги с произведениями специально для детей и общая литература отечественных и зарубежных авторов прошлого и настоящего. 3. Литература разных видов и жанров: художественная 80% и научно-познавательная 20%; газеты и журналы 2-3 шт.; азбуки, учебники для детей, энциклопедии; стихи, сказки и т.д. 4. Книги, отражающие 15 тем детского чтения: Детства. Мир человеческих отношений. Человек и природа. Картины родной природы. Родина большая и малая. Другие страны. Чудеса и волшебство. Приключения и путешествия. Труд и профессии. ЖЗЛ. Народная мудрость. В мире знаний (из отраслей). В мире прекрасного (из искусства).

Библиотека старшего дошкольника отражает пятимирие: Мир детства. Мир взрослых. Мир природы. Мир социума (общество, национальности, страны). Мир фантастический (вымышленный, виртуальный).

С самого раннего возраста необходимо приучать ребенка к бережному отношению к книгам. С малышами можно пожалеть книгу, если упала, разорвалась – полечить. В старших группах можно создать «Книжкину больницу», предлагать детям самостоятельно ремонтировать книги, изготавливать закладки. Чтобы повысить значимость и ценность книги необходимо рассказывать об истории создания книги, как делают книгу, сколько людей различных профессий занято при изготовлении книги.

Организуя работу с детьми по общению с миром книг, мы надеемся помочь им найти для себя среди книг друзей на всю жизнь, чьи «заветные страницы» помогают людям жить, и работать, и учиться и отчизной дорожить.


Ничто так не характеризует степень развития общества,
степень общественной культуры,
как уровень читающей публики
в данный исторический момент.
Н.А.Рубакин

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими . Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Как же сегодня решаются данные задачи в детском саду?

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач : формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.

При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

В программе "Из детства - в отрочество", реализуемой в нашем детском саду, при ознакомлении детей с литературными произведениями решается принципиальная установка - сформировать отношение к литературе, как к самоценному виду искусства.

Поэтому чтение выделено как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми: одно занятие в неделю начиная со второй младшей группы, а также ежедневное чтение по тридцать минут. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Известный писатель В.Брюсов писал: "Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга".

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой в программе "Из детства - в отрочество" является - воспитание в дошкольнике грамотного читателя.

Понятие "грамотный читатель" включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. В соответствии с рекомендациями программы "Из детства - в отрочество" педагогами детского сада оформлены книжные уголки, которые имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества;разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги);наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы);в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами". (Приложение №1).

В детском саду оформлена библиотека, которая представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой, однако в ней создана атмосфера настоящей библиотеки.(Приложение №2)

В библиотеке проводятся экскурсии, выставки и специальные "библиотечные занятия", которые способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.).

Образовательная работа с детьми по образовательной области "Чтение художественной литературы" с художественной литературой в непосредственной образовательной деятельности, в нашем детском саду, осуществляется по технологии "Пришли мне чтения доброго", автором которой является Зинаида Александровна Гриценко. Знакомство детей с детской литературой по данной технологии, помимо ежедневного чтения в свободной форме, предлагается через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
  • Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Количество разных видов занятий меняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

Реализуемая в ДОУ технология Гриценко З.А. "Пришли мне чтения доброго" рассчитана для детей среднего и старшего возраста. Тогда как задачи по приобщению детей к художественной литературе ставятся в программе с младшего возраста. Для их реализации мы интегрировали в образовательную работу с детьми младшего возраста технологию Оксаны Семеновны Ушаковой. "Знакомим детей с литературой". Цели и задачи данной технологии позволяют нам решать задачи, поставленные программой "Из детства - в отрочество".

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями образовательная деятельность в детском саду состоит из непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, самостоятельной деятельности и работе с семьей. В связи с этим нами были пересмотрены перспективные планы образовательной работы и приведены в соответствие с данными требованиями (см. приложение № 3).

Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.

Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.

Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга".(приложение № 4) . Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, педагоги обсуждают с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, были определены цель и задачи, которые стояли перед педагогами (вы их видите на сладе); а также цель для детей - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей: воспитателями были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет? Таким образом, совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы. Продолжительность реализации проекта составила 2 месяца.

В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров "Сейчас узнаем". При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей.

Так, для детей, силами родителей, была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети познакомились с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж "Как создается книга?"

Одной из тем познавательных вечеров стала тема "Где живут книги", на которую была приглашена библиотекарь городской детской библиотеки "Читай - город", с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении трех последних лет. Она рассказала детям о своей профессии и пригласила детей посетить в библиотеку. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывали свои знания произведений художественной литературы, что способствовало повышению их познавательной активности. (приложение 5).

Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ была проведена акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп, часть книг была передана в библиотеку детского сада.

В рамках реализации проекта в образовательном учреждении был проведен смотр -конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

Так, в группе старшего дошкольного возраста, на ежемесячную "Встречу с интересными людьми" была приглашена мама по теме встречи "Как можно оформить книжную обложку". Мама нашего воспитанника показала детям свои работы, сделанные в технике "изонить" и научила детей, как с помощью иголки и нитки сделать на картоне красивые звездочки. Работа увлекла детей, вызвала большой интерес, потом было решено все детские работы объединить в одну книгу "Парад звезд". Каждая страничка книги рассказывает о двадцати ребятах, об их любимых занятиях, увлечениях, мечты. (приложение 6).

По результатам смотра - конкурса, проведенного в детском саду, лучшие работы приняли участие в городском конкурсе "Книжки - малышки", который был организован городской телекомпанией "Транзит" в городской детской библиотеке. Пять книжек получили призы от телекомпании. Дети и их родители были приглашены на торжественное вручение призов.

При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомим с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др. При проведении познавательных вечеров "В этот вечер у нас" мы знакомили детей со сказками народов Севера. Реализация проекта совпала с празднованием 80-летия Ханты-Мансийского автономного округа.

К этому был приурочен смотр- конкурс инсценировок по сказкам народов Ханты и манси в группах старшего дошкольного возраста. В подготовке к данному конкурсу активно привлекались родители: готовили костюмы, декорации, подбирали музыкальное сопровождение. Победители данного конкурса были отмечены грамотами, а лучшие инсценировки был показаны в программе "Все дело в детях"по городскому телеканалу "Транзит".

Родителям были предложены наглядно-информационные фотогазеты

Наталья Фролова
Семинар для педагогов ДОУ «Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 117» общеразвивающего вида

Семинар для педагогов ДОУ

Подготовила старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №117» Фролова Н. В.

Цель : Изучить образовательные задачи области «» во взаимосвязях с задачами других образовательных областей.

(СЛАЙД 1) Предлагаем посмотреть на образовательную область «Чтение художественной литературы » (1) новым взглядом, в первую очередь через призму положений ФГТ к структуре ООП дошкольного образования о ее интеграции с другими образовательными областями и построении образовательного процесса на комплексно-тематической основе. Проанализируем задачи, поставленные в разных областях, на предмет выявления их общности и взаимосвязей.

Не возможно не заметить, что у области «Чтение художественной литературы » , и у области «Познание» (2) есть одна и та же образовательная задача – «формирование целостной картины мира» . Действительно, литература является важнейшим средством, позволяющим познакомить детей с тем, что не находится в поле их зрения. Именно из книг дети узнают о жизни животных, о разных природных зонах, о событиях прошлого, о многих профессиях взрослых, о роли труда в обществе и жизни каждого человека (область «Труд» , (3) об опасных для человека и природы ситуациях и способах поведения в них (область «Безопасность» ) (4) и т. д.

Как в связи с этим меняется образовательный процесс? Ответ находим в ФГТ к структуре ООП дошкольного образования, которые предложили использовать в качестве основного комплексно-тематический принцип (5) построения процесса обучения. Он диктует нам необходимость осуществлять подбор художественных произведений для чтения детям в соответствии с общей тематикой образовательной работы в конкретный период времени. При этом важно через подбор литературных произведений расширить познавательный аспект темы, обогатить представления детей. Например. С малышами наблюдаем на улице разные виды транспорта, затем читаем сказку (или смотрим мультфильм) З. Милера и Э. Петишка «Кротик и автомобильчик» (перевод с чешского Е. А. Гуричевой, М. В. Крыловой) . Из текста дети узнают, из каких частей состоит автомобиль, как его ремонтируют в автосервисе в случае поломки. Обогащенные представления – это уже основа для сюжетноролевых игр.

(СЛАЙД 3) Но это только одна часть процесса интеграции. (1) Другая ее часть будет заключаться в том, что, подбирая текст по теме, нельзя потерять логику постепенного усложнения специфических задач области «Чтение художественной литературы » : (2) знакомить со спецификой жанров и стилей, структурой произведений, образными словами и выражениями и т. д. И в данном примере нам очень подойдет доступный для малышей язык сказки, высокая эмоциональность, заставляющая детей ярко переживать события вместе с героями, наличие нравственных проблем с возможностью их обсуждения. Напомним, что интеграция содержания образования – это как раз такое объединение смыслов, видов, способов деятельности, организационных форм, при котором, с одной стороны, обогащается общее содержание, а с другой – не нарушается логика развития каждого вида деятельности.

Осмысление содержания произведений у дошкольников происходит не только и не столько на вербальном уровне, сколько в игровом плане, (3) где они имеют возможность интерпретировать описание события. Например, после чтения сказки Р . Киплинга «Как было написано первое письмо» (перевод К Чуковского) дети могут поиграть в «древних людей» , чтобы самим почувствовать, как же трудно и неудобно передавать свои мысли не в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при «расшифровке» их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей.

Если содержание прочитанного произведения не оставило детей равнодушными, его сюжет найдет отражение в самодеятельных ролевых играх. (4) Для этого педагогом создаются необходимые условия : вносятся в группу игрушки-персонажи прочитанных произведений, вместе с детьми создаются композиции (макеты) по сюжету произведения, например на белой ткани располагается олень, запряженный в сани, на которых едет кукла – Снежная королева – в свой ледяной замок, и пр. также в группе должны иметь место разные виды театров : кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, позволяющий детям в игре еще раз прожить или трансформировать тот или иной сюжет прочитанного произведения.

(СЛАЙД 4) Рассмотрим интегрированные задачи образовательной области «ЧХЛ» . (1) О какой ОО идет речь : «Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро, честь и справедливость, правда и ложь. Литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений , радоваться и грустить вместе с ними.»? «Социализация» (2) . Попробуйте сформулировать задачу. Это освоение детьми первоначальных представлений социального характера (3) одновременно является одной из задач образовательной области «Социализация»

Какие новые акценты появляются в образовательном процессе, имеющие отношение к социализации детей? В работе над текстом прочитанных произведений должна быть обеспечена «личностная привязка» . Еще совсем недавно анализ текста производился с целью повторить содержание, поэтому детям задавались вопросы, уточняющие действующих лиц, последовательность произошедших событий, мораль произведения. Теперь в беседе по прочитанному педагогу важно ориентироваться на личностное восприятие текста детьми. Поэтому к вопросам, связанным с литературоведческим анализом текста (профильная задача, обязательно (4) (5) добавятся вопросы о том, что думают дети о прочитанном событии, какие чувства они испытали в процессе слушания, кто им понравился, а кто - нет, был ли в их опыте похожий случай, как бы они поступили на месте главного героя и пр. Это важный прием с точки зрения приучения детей чувствовать и выражать в речи собственное эмоциональное состояние, анализировать действия героя, соотносить их со своими поступками. Прием важен и со стороны «обратной связи» : педагогу необходимо знать , насколько дети поняли смысл произведения, как оно затронуло их внутренний мир.

Образовательные задачи области «Чтение художественной литературы » самым тесным образом связаны с задачами области «Коммуникация» . (6)

Художественная литература , по сути, является сегодня единственным источником демонстрации детям силы, красоты речи, ее образности, связности, эмоциональности, которые позволяют ощутить ее ритмы, насладиться мелодичностью звучания. Детей знакомят с доступной их восприятию классической русской поэзией, стихами современных поэтов, яркими описаниями в рассказах. Пословицы, поговорки, загадки – кладезь народной мудрости, яркий источник образных слов и выражений. Не имея образцов такой речи, у детей нет шансов практически овладеть хотя бы некоторой ее частью. Здесь мы еще раз наблюдаем наличие общей задачи (7)

- «развитие у детей литературной речи » , имеющей отношение сразу к двум образовательным областям.

Такая важная для области «Коммуникация» задача, как (8) «развитие объяснительной речи, формирование способности рассуждать , находить аргументы, строить собственное высказывание», также находит свое решение в процессе чтения художественных произведений . Например, читая детям рассказы К. Ушинского «Наше Отечество» и Ю. Яковлева «Малая Родина» , педагог обсуждает с ними , почему свою землю - Россию - мы называем словом «Родина» или словом «Отечество» , так похожим на слово «отец» . Выслушивает мнения детей, затем обобщает их : «Потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном для нас языке, и все здесь для нас родное. А Отечеством - потому, что здесь испокон веку жили наши отцы».

Добавим к этому и такую задачу области «Коммуникация» , как (9) «развитие диалогической речи» , одним из практических средств овладения которой тоже будет художественная литература в части обсуждения с детьми смысла прочитанных произведений, вовлечения их в диалог и полилог, развития навыков слушания, приобщения к культуре ведения беседы.

(СЛАЙД 5) (Художественная литература - один из видов искусства наряду с музыкой, танцем, живописью. Объединяет их художественный образ , который разные виды искусства представляют своим художественным языком : литература - словом , музыка - звуком, изобразительное искусство - цветом и пластикой. Синтез разных видов искусства обладает мощной способностью развития интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала человека. С этой точки зрения «Чтение художественной литературы » имеет общие задачи с образовательными областями (1) «Художественное творчество » и (2) «Музыка» - (3) «приобщение детей к искусству и развитие детского творчества» .

Какие в связи с этим методы и формы работы становятся актуальными? (4) Для усиления воздействий на эмоциональную сферу детей можно использовать прием объединения произведений, принадлежащих к разным видам искусства. Это может быть чтение в сочетании с музыкой (особенно это относится к поэтическим произведениям, подбор со-ответствующего по характеру музыкального произведения к определенному тексту, наиболее ярко передающего его настроение. А также чтение , сопровождаемое изобразительной наглядностью : картинами известных художников , иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Этот прием, к сожалению, не часто используют воспитатели, а напрасно. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну тему с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ – имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения , возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелкие, но характерные детали, что также поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

И еще несколько слов о такой задаче, как «развитие детского творчества» , проходящей красной нитью через три образовательные области. Применительно к области «Чтение художественной литературы » , воспитателем создаются ситуации для развития поэтического слуха, игр со звуком, словом, рифмой. Дети соотносят звучание стихотворений с характерами их воображаемых героев, «расшифровывают» значение различных звукоподражаний, используемых в стихах. Педагог стремиться к тому , чтобы дети могли почувствовать их образность. Например, в стихотворениях Э. Мошковского о городском транспорте дети могут услышать, как «говорят» троллейбус и трамвай. Педагог может создать условия, когда дети сами в творческих заданиях подбирают подходящие по смыслу и звучанию слова, придумывают свои варианты завершения историй и даже сочиняют собственные стихи. Например, после чтения главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» , педагог обсуждает с детьми , почему у Незнайки не сразу получились стихи. А стихотворение-шутка Н. Кончаловской «Про овощи» помогает детям придумать свои овощи, по аналогии с огурбузами и помидынями автора, демонстрируя способ образования новых слов.

Воспитателю стоит включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и импровизации с сюжетами знакомых сказок. Это развивает воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет знакомого произведения. Дети могут коллективно трансформировать сказку по типичной цепочечной (кумулятивной) структуре. Тогда в «Теремке» , «Колобке» или «Рукавичке» могут появиться совсем неожиданные персонажи, которые должны будут органично войти в заданный контекст. Для развития интереса детей к сочинительству воспитатель может использовать сказки Д. Родари : «Сказки, у которых три конца» , в которых детям нужно сочинить свое окончание истории, «Собака, которая не умела лаять» или «Дедушка-путаник» , которая задает детям модель трансформации известной сказки «Красная Шапочка» . Дети легко улавливают игровой характер предложенной модели сочинительства и с интересом используют ее для преобразования известных текстов, создания новых сказок, сравнивают получившиеся произведения с исходными. Выделение жанровых особенностей волшебных сказок позволяет педагогу задать структуру новой сказки с помощью вопросов, которые отражают типичные сказочные элементы и функции : про кого она будет? как будет

начинаться? что случится с героем? кто ему встретится на пути, как поможет, что подарит? как герою удастся справиться с испытаниями? чем закончится сказка?

Художественные произведения могут инициировать последующую образовательную работу : сюжеты прочитанных книг дети отражают в рисовании, лепке, аппликации, разыгрывают инсценировки или организуют самодеятельные сюжетно-ролевые игры. По мотивам некоторых произведений могут создаваться «диафильмы» или самодельные книги, иллюстрированные детскими рисунками, изготавливаться макеты, мастериться элементы костюмов, декораций, атрибуты для настольного, пальчикового, теневого театров. Театрализованная деятельность, как наиболее привлекательная и доступная дошкольникам, имеет большое значение для эстетического развития детей, поскольку она интегративна по своей сути, объединяет в себе слово, движение, музыку.

Хочется обратить внимание и на так называемое «длительное чтение » , когда литературные произведения значительного объема читаются дошкольникам на протяжении нескольких дней. Это хорошая возможность поддерживать интерес детей, развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты, прочитанные накануне.

Огромной популярностью у детей пользуется уединенный уголок в группе, предназначенный для прослушивания литературных произведений в аудиозаписи или даже на пластинках. Им доставляет большое удовольствие художественное чтение с музыкальным сопровождением, особенно в исполнении лучших актеров. А с педагогической точки зрения , это прекрасная возможность для развития слухового восприятия, обогащения детского опыта образными словами и выражениями, красивой литературной речью .

Также было бы неплохо всей группой посещать тематические мероприятия, встречи с детскими писателями в детской публичной библиотеке. Можно организовывать совместные литературные проекты для родителей и детей, например, «Любимые книги наших бабушек» , «Сказки учат нас дружить» , проекты по изданию самодельных книг или журналов, творческие конкурсы по сочинению стихов и рассказов и т. д.

(СЛАЙД 6) Организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей – сложная задача для воспитателей прежде всего потому, что чтение – творческая деятельность субъектов образовательного процесса, результатом которого являются знания, образы, идеи, отношения, переживания и прочие нематериальные продукты, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать. Она требует от педагога гибкости , такта, умения вести беседу, видеть, слушать и слышать каждого ребенка, откликаться на детскую мысль, поддерживать и поощрять детскую инициативу, собственное видение и понимание произведения, ведь восприятие художественного текста – процесс творческий и сугубо индивидуальный

(СЛАЙД 7) Формы организации чтения в течении дня могут быть разными. Они зависят, прежде всего, от продолжительности и специфики режимных моментов, возрастной группы. При этом чтение может планироваться как самостоятельный вид деятельности, а может успешно интегрироваться с любыми другими : игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и пр . Основными формами организации чтения как творческой деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение художественного текста , являются :

Образовательные и игровые ситуации, в ходе которых :

S расширяется читательский опыт детей (чтение (рассказывание) взрослого, слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов с фрагментами исполнения художественного текста мастерами художественного слова , артистами, спектаклей или их фрагментов, театрализованных представлений, инсценирование текста педагогом и др .);

S оказывается помощь в восприятии художественного текста (подготовительная (вводная) беседа, выразительное чтение , беседа после чтения (беседа по восприятию художественного текста или беседа по содержанию произведения, рассматривание иллюстраций и др.);

S организуется творческая деятельность детей на основе художественного текста (разучивание и чтение стихотворений , рассказывание сказок, пересказывание литературных произведений , придумывание собственных рассказов и сказок по аналогии с художественным текстом или на заданную тему, театрализованные и литературные игры , продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд ) на основе художественного текста и др .);

(СЛАЙД 8) ситуации общения о домашнем чтении детей , их домашних библиотеках, любимых и недавно прочитанных произведениях, правилах обращения с книгами, их видовом разнообразии и истории развития, книгоиздании, детских писателях, художниках-иллюстраторах , темах, жанрах фольклора и детской литературы и др . ;

(СЛАЙД 9) совместные игры взрослого и детей на основе художественных текстов (игры-путешествия, игры-фантазирование, игры-драматизации, театрализованные, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и другие игры);

(СЛАЙД 10) творческие мастерские (разнообразная творческая деятельность детей на основе художественных текстов и книг : рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей , сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений и пр .);

литературные гостиные ;

литературные развлечения и праздники;

Тематические дни, посвященные писателю, произведению, литературному персонажу , жанру детской литературы и пр . ;

Тематические выставки в книжном уголке;

Экскурсии в ближайшую библиотеку, книжный магазин;

Проектная деятельность и др.

О. В. Акулова и Л. М. Гурович, авторы единственного на сегодняшний день методического пособия, посвященного содержанию и педагогическим технологиям организации образовательного процесса в дошкольном учреждении по образовательной области «Чтение художественной литературы » , выделяют три крупные идеи, вокруг которых могут быть объединены темы проектной деятельности :

1. "Детское книгоиздательство" - изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями < ;. >.

2. "Детская библиотека" - организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе.

3. "Выставка книг" - подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп».

Словом, формы организации чтения в детском саду в течение дня могут быть разными, однако погоня за оригинальность форм организации деятельности, в которую активно вовлекаются педагоги , не должна уводить от главного - самого чтения .

(СЛАЙД 11) В. А. Сухомлинский сказал : «Чтение книг - тропинка , по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Хочется пожелать всем педагогам найти этот путь и сделать его взаимоинтересным и значимым как для себя, так и для своих воспитанников.

Используемая литература :

1. «Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе » Васюкова Н. Е. (кандидат педагогических наук ) // Детский сад : теория и практика № 6, 20132.

2. «Чтение художественной литературы и его организация в детском саду» Максимова С. И. (кандидат педагогических наук ) // Детский сад : теория и практика № 2, 2013

Городской конкурс инновационных проектов « Инновации в образовании»

Номинация

«Новые подходы в организации дошкольного образования»

Проект

педагогической деятельности

по приобщению детей дошкольного возраста к чтению в условиях семейного воспитания

«Волшебница Книга»

Кравцова Наталья Владимировна старший воспитатель первой квалификационной категории

Крымских Евгения Александровна старший воспитатель первой квалификационной категории

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 406 комбинированного вида «Аленка»

Новосибирск 2013

Тип проекта – информационно-творческий

Участники проекта : группы общеразвивающей направленности, дети в возрасте 4-5, 5-6 и 6-7 лет, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители воспитанников.

Д

лительность тематического проекта
– 3 месяца.

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности ребёнок-дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В нашем детском саду было проведено немало педагогических и детско-родительских проектов, направленных на приобщение детей к миру книги:








Однако, наблюдения показывают, что как только в детском саду прекращалась деятельность по тому или иному проекту, направленному на решение задач образовательной области «Чтение художественной литературы», то дети очень быстро «забывали» и авторов произведений, и, часто, особенности содержания того или иного произведения. Мы стали выяснять причину подобной «забывчивости» наших детей.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

О

прос родителей на тему: «Что Вы читали своему ребёнку на этой неделе?» и «Читаете ли Вы ребёнку книги, которые рекомендуют для чтения воспитатели?» показал, что 94% родителей редко читают своим детям книги, если читают, то бессистемно, раз от разу, 68% родителей выбор книги осуществляют по наитию, какая понравится, где картинок больше.



На очередной встрече родительского форума «Диалоги» под руководством заведующей отделом здоровья и развития детей МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» Т. Д. Яковенко по теме «Ценность сказки для развития ребёнка», предметом обсуждения стал вопрос о том, как сформировать у детей дошкольного возраста интерес к книге. Данное мероприятие позволило нам повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Выяснилось, что у родителей имеется потребность в повышении информированности в области литературного развития детей.

Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Цель проекта: Создание условий для установления сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к книге.

Задачи:

    Приобщать детей к книжной культуре.

    Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

    Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

1 этап – выбор темы

Уже традиционно в нашем детском саду каждый год организуются мероприятия, посвящённые дню рождения А.С. Пушкина. Обычно организовывается один праздник для детей. В этом учебном году мы решили изменить формат празднования Пушкинского дня, сделав его основополагающим в выборе темы проекта «Волшебница книга».

Спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.



Выставка книг А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней – намёк…»

    Изучение домашней библиотеки

    Рассказ о том, как эта книга появилась в доме

Выставка детских рисунков «Мой Пушкин»

    Рисование портрета А.С. Пушкина в детском саду

    Рисование портрета А.С. Пушкина детьми совместно с родителями

    Выставка детско-родительских работ по сказкам А.С. Пушкина

    Интервью «Что ты знаешь о Пушкине?»

    Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина (внутри групп)

    Конкурс по оформлению прогулочных площадок «У Лукоморья»

    Пушкинский день России в детском саду – литературный праздник «У Лукоморья»

2 ЭТАП – сбор информации

Совместно с детьми определили возможные источники информации об А.С. Пушкине:

Научно-популярная литература;

Научно-художественная литература;

Просмотр видеофильма;

Просмотр мультфильмов;

Экскурсии.

    этап – реализация проекта

Наиболее удачно прошёл конкурс по оформлению прогулочных площадок детского сада. Организация конкурса позволила в полной мере создать на территории ДОУ сказочную атмосферу, увидеть наглядно персонажей сказок А. С. Пушкина. Все изготовленные конкурсные декорации более полно воспроизводят волшебную атмосферу сказок, помогают детям окунуться в мир произведений А. С. Пушкина. Прогулочные площадки получились непохожие одна на другую.

Для украшения участков воспитатели использовали сюжеты разных сказок А. С. Пушкина. На каждой из десяти площадок «выросли» десять дубов. Поселились герои всех сказок Пушкина. Мы при активной поддержке и помощи родителей использовали разнообразные материалы для изготовления декораций: дерево, монтажная пена, пластиковые трубы, фанера, поролон, ткань, бумага. Фантазии участников нет границ!

Дети и воспитатели с удовольствием используют поделки в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в художественном творчестве, театрализации. Данный конкурс позволил обогатить впечатления и знания детей, развил умение эмоционально откликаться на художественные образы произведений русского автора.

4 ЭТАП – презентация проекта

Литературный праздник «У лукоморья»

В день праздника все персонажи сказок А. С. Пушкина оживали и встречали гостей на улице. Каждая групповая прогулочная площадка была использована как отдельная сцена для игровых и театральных постановок сказок А. С. Пушкина, оформлена выставками детских и родительских рисунков, плакатов, коллажей по произведениям А. С. Пушкина.

Благодаря необычной форме проведения праздника, мы назвали её «карусель», дети каждой группы побывали в гостях в разных сказках. Пройдя по неведомым дорожкам, по невиданным следам от одной площадки к другой, дети были включены в разные формы игровой деятельности. На сказочных площадках детей встречали Царь Салтан, старик со старухой, царевна-Лебедь, Баба-Яга. А помогал детям не сбиться с пути Кот учёный. Дети узнавали полюбившихся литературных персонажей, получали приятные эмоциональные переживания в процессе развлечений и творческой деятельности, активно и с удовольствием участвовали во всех предложенных играх. Ребята продемонстрировали высокий уровень литературоведческих знаний о творчестве А. С. Пушкина благодаря семейному чтению произведений великого поэта.

Таким образом, родители стали активными участниками нашего проекта на всех его этапах :

Подбор информации по теме (энциклопедии, статьи из интернета, книги);

Помощь в подборе картинок, вырезок из статей, журналов;

Создание тематических книжных выставок;

Совместная деятельность с детьми для участия в конкурсах и выставках художественного творчества;

Помощь в оформлении групповых помещений и музыкального зала к праздничным мероприятиям;

Изготовление костюмов и атрибутов для театрализации;

Активное участие в детских утренниках в роли ведущих и персонажей.

Участники образовательных отношений с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях.

Результаты проекта

В результате проделанной работы:




Перспективы

На этом наш проект не заканчивается. Мы предполагаем продолжить работу с родителями воспитанников по приобщению детей к чтению в условиях семейного воспитания.

Мы планируем:

    Создание музея книг;

    Оборудование комнаты сказок, где дети могут прослушивать сказки, рассказываемые бабушкой-рассказушкой;

    Сотрудничество с центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара;

    Организация фотовыставок в группах «Читаем вместе».

Содержание творческой работы сосредоточено в двух главах. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы». Вторая глава характеризует практику реализации образовательной области и чтение художественной литературы в подготовительных группах ДОУ. В заключении сделаны логические и последовательные выводы по работе.

Список литературы:

  1. Березина Н.О. Успех. Методические рекомендации [Текст]: пособие для педагогов / [Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – ISBN 978-5-09-023253-1.
  2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи [Текст]: Учебное пособие / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
  4. Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
  5. Детская литература [Текст]: / Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
  6. Программа "Учись учиться!" по повышению мотивационной готовности дошкольников 6–7 лет к школе
    | содержание | краткое содержание | психолого | психолого педагогический | педагогической | педагогический университет | работы | вакансии работа | освоению | освоение россии | детьми | дитя | образовательной | образовательные учреждения | области | московская область | чтение | литературное чтение | художественной | художественные фильмы | литературы | класс литература | детский | детский сад | Страничка психолога | Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательной области Чтение художественной литературы Детский сад