Контекстуальная речь. Понятие и виды связной речи

«Речь и её развитие» - Композиция рассуждения. Повествование (что происходит?) Описание (какой?) Рассуждение (почему?). II.Ход работы, действия. Композиция повествования. Признаки предмета, явления. I.Подготовка к работе, действию. Развитие речи. Композиция описания (действие, спорт). Книжный разговорный - научный - публицистический - официально-деловой - художественный.

«Речевое развитие ребёнка» - Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, весне, зиме? 16. Около кресла… Умеет ли слушать, не перебивая? 11. Дикарева Оксана Вячеславовна «Речевое развитие дошкольников». И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Учитель - логопед. Например, известный рассказ «Упрямые козлы». Сумеет ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа?

«Занятия по развитию речи» - Формирование элементарного осознания явлений языка. Обеспечение активной языковой практики. Средства развития речи: Искусство, музыка, театр. Методы развития связной речи: Коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи. Наглядные. Важной формой работы по развитию речи является занятие: Основные направления работы:

«Связная речь» - Диалог. Две основные формы связной речи. Типы монолога (по функции). Ситуативная и контекстная речь. Диалогическая речь Монологическая речь. Монолог. Описание – характеристика предмета в статике Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов.

«Речь малыша» - Бюро путешествий. В какие игры любит играть? Развитие связной речи у дошкольников. Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Советы неравнодушным родителям. Что еще можно о нем рассказать? Говорим по-разному. Семейное ток-шоу. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты.

«Рассуждение» - Языковые средства рассуждения: В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. Такие рассуждения называются сокращёнными. I.Тезис (то, что нужно доказать, объяснить или опровергнуть). - Повествование - описание - рассуждение. Тренировочные упражнения. 1) Книгу листайте с верхнего угла.

Всего в теме 27 презентаций

Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной. Исследование A.M. Леушиной отразило mспецифику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.

Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.

Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.

К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.

Ситуативная речь - основная форма речи младшего ребенка - постепенно начинает уступать место контекстной речи, речи-сообщению. Контекстная речь, т. е. связная, характеризуется тем, что ее понимание собеседником возможно на основе одних только средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию.

Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной. Важной чертой контекстной речи является произвольность. Например, семилетний ребенок, только что поступивший в 1-й класс, рассказывает: «В детском саду было очень интересно. Там мы много играли, рисовали, пели. Нас учили заниматься. Учиться нужно, чтобы грамотным стать, чтобы потом работать на заводе инженером. или там. врачом в больнице» (Л. А. Калмыкова). В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.


Контекстная речь у ребенка не вытесняет полностью ситуативную. Ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от характера общения и сообщаемого содержания. Ситуативностью отличается речь детей на темы из своего быта. При пересказывании ситуативность заметно снижается, но если ввести опору на наглядность, например картинки, речь становится более ситуативной. Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.

Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение спосо-бов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.)

Практические задания

1. понимание ребенком 2-4 лет предлога. (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 225 Задание 6)
приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3см.
проведение: предлагается ребенку выполнить ряд заданий:
1. достать карандаш ИЗ коробки
2. положить карандаш ЗА коробку
3. положить карандаш ОКОЛО коробки
4. положить карандаш В коробку
5. положить карандаш НА коробку
6. поставить чашку НА блюдце
7. положить ложку В чашку
8. положить ложку НА чашку
9. положить ложку ОКОЛО чашки
10. положить кружок В коробку
11. положить кружок ПОД коробку
12. положить кружок ЗА коробку
13. положить кружок ОКОЛО коробку
Обработка: подсчитывается число правильно выполненных заданий во всех возрастных группах. Анализируют, понимание предлогов как грамматической формы, выражающей отношения между предметами, в разных ситуациях детьми разного возраста.
2. понимание ребенком 4-7 лет суффиксов (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 225-226 Задание 7)
Подготовка: придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик.
Проведение: 1) ребенку называют три незнакомых слова: лар-зверь, лафит-сладкий квас, кашемир-материя и объясняют их. Затем задают вопросы что такое лар, лафит, кашемир? Чтобы проверить усвоение. Потом рассказывают сказку и просят объяснить слова ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик. 2) ребенку предлагают произвести уменьшительные слова от исходных: окираф, овсе, желудь, дуб, лев, страус? Пузырек, нос, волк, гвоздь.
Обработка: подсчитывается количество детей правильно понимающих значение суффиксов и выполняющих задание по самостоятельному словообразованию (в%).
3. словарный состав, грамматический и синтаксический строй речи у детей 3-7 лет. (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 227-230 Задание 8)
Подготовка: за день до исследования читают сказку «Репка» без иллюстраций.
Проведение: ребенка просят рассказать сказку репка. Установка на пересказ не дается. Речь точно фиксируют в протоколе. Отмечают выразительность, наличие мимических и пантомимических движений.
Обработка: на основании данных таблиц составляется одна с заключениями
Словарный запас
Возраст

Состав речи

Существительные

междометия

Собственные

нарицательные

Виды предложений
Возраст

Виды предложений

Простые

Состав предложений
Возраст

нераспространенные

распространенные

С дополнением

С определением

С обстоятельством

4. Осознание звукобуквенной структуры слов(Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с233-234 Задание 11)
сравнение слов. называют пару слов и ребенок должен решить какое из них короткое, а какое длинное, обосновывая это чем то. Подсчитывается количество правильных ответов, обращая внимание на объяснение ребенка. Ребенок может указывать на число слогов.

Вопросы для самоконтроля

Ситуативная речь (ее содержание понятно только в «рамках» наличной предметно-событийной ситуации, например: «Курочка на третьей полке» – речь идет об игрушке, которая стоит на полке в шкафу);

Контекстная речь (ее содержание понятно, исходя из самого «контекста» (фактического содержания) речевого высказывания или высказываний, например: «Таня пошла в булочную. Там она купила булку»; «Там»

– в булочной, «она»

Так называемая «внеситуационная», «внеконтекстная» речь (содержание речи понятно вне конкретной ситуации и соответствующего языкового контекста, («Сократ – философ»; «Волга впадает в Каспийское море»; «Все люди смертны»). Разумеется, речи вне ситуации и вне контекста не бывает, здесь имеется в виду возможность понимания реципиентом (слушателем, читателем) речи вне жесткой связи с ситуацией и речевым контекстом.

Характер социальной специфики речи обусловливает следующие ее формы: речь обиходная (обыденная, «бытовая», разговорная), официальная, деловая, профессиональная, ораторская, сценическая, жаргонная и др. Каждая из них имеет свои семантические, грамматические, лексические и даже фонетические особенности.

Количество участников коммуникации определяет разграничение речи на: публичную (она, в свою очередь, может быть направлена на одного человека, на небольшую и большую группу людей) и речь наедине с самим собой (устные высказывания, чтение и письмо в одиночестве).

По признаку «дистантности» (пространственная организация речевой коммуникации) речь подразделяется на непосредственную, т. е. непосредственное речевое общение (коммуниканты имеют возможность непосредственно наблюдать друг друга; речевой акт при этом предстает во всех своих визуальных и акустических характеристиках), и опосредованную (коммуниканты общаются, не наблюдая друг друга, а сама речь ограничена в некоторых характеристиках – это речевое общение посредством печати, радио, телевидения, общение по телефону).

В зависимости от степени развернутости («сентенциональности») речи выделяются: неразвернутая (несентенциональная) речь; к ней можно отнести синтаксические структуры простого нераспространенного предложения, например: «Да»; «Нет»; «Добежал»; «Красивый цветок» и т. п.; развернутая (сентенциональная) речь, языковой формой выражения которой является простое распространенное или сложное предложение («Он быстро добежал до дома, стоявшего на краю села»); полностью развернутая (суперсентенциональная) речь, «диапазон» которой колеблется от двух высказываний (фраз, предложений) до текста как развернутого связного высказывания (от короткой заметки в газете до большого романа).

По степени громкости голоса и участию его в речи различаются: речь громкая, тихая, шепотная, иллюзорная (которая производится движениями артикуляторного аппарата без голоса и которую воспринимающий может только видеть). По особенностям просодических характеристик речи можно выделить и другие ее формы: речь быстрая – медленная; плавная – «разорванная», внятная – смазанная.

Выделяются и другие формы речи сообразно определенным критериям классификации, например речь сформированная и несформированная (в онтогенезе); литературная и диалектная; служащая для выражения извинения, благодарности, сочувствия и других форм этикета («этикетная» речь) и др.

«Полифоническое» разнообразие форм и вариантов реализации речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности определяется многогранными социальными потребностями использования речевой деятельности во всех формах жизнедеятельности человека. Даже общий обзор разнообразных форм устной речи1 убедительно показывает, что они в полной мере обеспечивают разнообразные потребности человека (социально-культурные, общественно-производственные, социально-бытовые, витальные и пр.), что, в свою очередь, определяет необходимость присвоения их (как способов реализации речевой деятельности) в ходе образовательного процесса.


ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ЛЕКЦИЯ 10 .

Ученые, исследовавшие связную речь

Рубинштейн С.Л., Ерастова С.Л., Леушина А.М., Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э., Гербова В.В., Лаврик М.С., Ворошнина Л.В., Коротковой Э.П., Слама-Казаку Т., Виноградова Н.Ф., Чулкова А.В., Ушакова О.С., Зрожевская А.А., Шадрина Л.Г., Гризик Т.И., Елкина Н.В., Смольникова Н.Г.

Признаки связной речи

  1. Содержательность (хорошее знание предмета или явления о котором говорится).
  2. Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).
  3. Логичность (последовательное изложение мыслей).
  4. Ясность (понятность для окружающих).
  5. Правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Виды связной речи

  1. Диалог - беседа 2-х и более людей.
  2. Монолог - продолжительное по времени высказывание одного человека.

Последовательность возникновения диалога и монолога

Диалог появляется у ребенка раньше монолога в виде ответа ребенка на обращения взрослого. Первые «ответы» ребенка проявляются в отдельных звукокомплексах, движениях глаз, повороте головы, улыбке. Так же к зарождению диалога можно отнести требования ребенка к удовлетворению его потребностей в питье, еде.

Понятие о ситуативной и контекстной речи

Первой у ребенка появляется ситуативная речь - то есть речь, понятная только в одной, конкретной, наглядной ситуации. (Ребенок требует: «Дяй, дяй, дяй!» и тянет руки к стакану с водой, мы понимаем, что ребенок хочет пить. В данном случае, не видя ситуации невозможно определить что хочет ребенок)

Позже появляется контекстная речь , то есть речь, понятная в отрыве от ситуации (Ребенок говорит: «Я сегодня очень хотел пить и папа дал мне воды». В данном случае, все понятно об уже прошедшей ситуации (контекстной) - что ребенок хотел пить и был напоен).

Ситуативная речь не пропадает, когда ребенок вырастает, она присутствует и у взрослых, как правило, в диалогах между хорошо знакомыми людьми, когда часть слов заменяется на выразительную мимику, взгляды, жесты.*

Исследования Рузской А.Г., РейнстейнА.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми - ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями:

1. Взрослый воспринимается ребенком как источник удовлетворения естественных потребностей и от взрослого ребенок требует то, что срочно хочет получить, в зависимости от текущей ситуации, то есть обращения к взрослому изначально конкретны. Вместе с тем, взрослый лучше понимает ребенка и чаще догадывается, что ребенок хотел сказать, часто взрослые сами договаривают за ребенком предложения или подсказывают слова, словосочетания. То есть сообразительность взрослых не ставит ребенка перед задачей полностью использовать свои речевые возможности.

2. Сверстник воспринимается дошкольником как «тренажер» для отработки полученных речевых умений и знаний и, именно, на нем ребенок пробует чаще чем на взрослом употреблять контекстную речь. При этом, сверстник еще не очень хорошо умеет расшифровывать обращенную к нему речь и ребенку приходится больше стараться при подборе слов и построении предложений = освоение контекстной речи.

Виды монолога (виды монолога расставлены в последовательности их усложнения)

1. Пересказ текста.*

2. Описательный рассказ - описывается картина (предметная или пейзаж), игрушка, явление (время года и прочее).*

4. Рассуждение - размышление почему именно так получилось или что получится, если что-то сделать.*

5. Творческий рассказ - окончания сказки или рассказа, придумывание сказки или рассказывания.*

Условия, улучшающие качество связной речи у дошкольников

1. Возраст собеседника - с ребенком речь более полная, качественная, со взрослым - более свернутая.

2. Возраст ребенка, с которым происходит общение - если ребенок младше, то используются более короткие предложения и более простые слова.

3. Наличие мотива для монологической речи. Если ребенок просто выполняет речевое задание взрослого, речь менее качественна, чем если ребенок считает, что помогает Незнайке и пр. То есть необходимо эмоционально заинтересовать ребенка в речевых высказываниях или ребенок должен осознавать важность выполнения речевого задания для него или для кого-нибудь.

4. Соответствие темы рассказа возрасту ребенка и его знаниям, опыту. Рассказ о прошедшем новом годе будет более качественным, чем рассказ о выборах президента.

5. Настроение, самочувствие ребенка.

6. Стиль семейного воспитания. У дошкольников, чьи родители предугадывают речь детей или не слушают детей, рассказывающих о событиях дня, монологическая речь развита хуже.

Онтогенез связной речи

На 1 году жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развивается активная речь. Дети начинают подражать звукосочетаниям.

К концу 1 года началу, 2 года жизни - появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Связная речь носит ситуативный, диалогический характер. Представляет или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями в деятельности, или требование в связи с необходимостью удовлетворить физиологические потребности, или вопросы любопытства, при знакомстве с новыми предметами. Ребенок может задавать вопросы и отвечать одним словом, которое носит характер предложения, а то и текста.

2 половина 2 года жизни - слова имеют смысл целого предложения, но и предложения могут состоять из 2, 3, слов. Появляются грамматически оформленные предложения. Разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу - задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось.

Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет. Глаголы используются почти всегда в повелительном наклонении. *

3 года развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь. В игре возникают новые виды речи: речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная. Беседу со взрослым дети начинают с удовольствием, но после 2-3-х вопросов, начинают отворачиваться, ерзать на стуле, заявляют, что так не могут говорить и значит не хотят в это играть.

Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками. Отсутствуют параллельные высказывания, то есть диалог абсолютно последовательный вопрос-ответ и на одну тему. Если один из детей отвлекается на новую тему, то либо диалог распадается, либо начинают говорить на новую тему, забывая про предыдущую. Вопросы и ответы очень конкретные без дополнительной информации, все точно - про что спросили, про то и получили ответ.

Характеристика пересказа детей данного возраста - способны заканчивать предложения начатые воспитателем. Сказка должна быть хорошо знакома детям. (Посадил дед … Что? … Репку. И т.д.)

4 -5 лет - переход от ситуативной к контекстной речи. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, могут пересказать сказку. Составляют рассказ по игрушкам, картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы. Свободно вступают в беседу со взрослым, смущения не испытывают, общение идет достаточно оживленно.

Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она), используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.

5-6 лет (старший дошкольный возраст) - активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений. В беседе со взрослым чувствуют себя совершенно свободно, даже получают удовольствие, проявляют инициативу, предлагают свои темы для разговора. Темы - сложные, может даже сокровенные.

Характеристика диалога в данном возрасте: неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа.*

Вопрос № 64. Нарушения в развитии речи. Проблема выделения «нормы» речемыслительной деятельности. Основные причины нарушений речемыслительной деятельности.

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:

· Нарушения звукопроизношения.

· Нарушения ритма и темпа речи.

· Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.

· Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие {его называют также дислалией) и дизартрию - нечленораздельную речь.

Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), в искажении звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.

Косноязычие бывает функциональное и механическое. При функциональном косноязычии слух и строение артикуляторного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая форма косноязычия обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и т. д.). При этих поражениях страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются и нарушения тембра голоса, ритма речи и т. д.

Функциональное косноязычие (пропуск, искажение, замена звуков) на втором-третьем году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Существует даже термин: «физиологическая дислалия». Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. При этом чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет дефектов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков «р» и «л» (так называемые язычные звуки), несколько реже - в произношении звуков «с», «з», «ц» (свистящие), «ш», «ж», «ч», «щ» (шипящие).

Нарушения произношения звука «р» чрезвычайно разнообразны. Это отсутствие «р»: «ука» (рука) «коова» (корова), «ша» (шар); картавое «р», носовое «р»: звук «р» заменяется носовым «нг». Очень часто звук «р» заменяется звуками «л», «т», «д», «г», «й



Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов: несудорожного и судорожного характера.

Нередко речь детей становится малопонятной, неразборчивой вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется, или очень ускоряется - это нарушения несудорожного характера.

Замедление речи имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в слове, паузы между ними - ребенок произносит слова почти по слогам («ви…зу…со… ба…а ку…»); может быть удлинение пауз между словами («дай…мне…руку…»). Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают.

Лечение заключается в применении тонизирующих средств, лечебной гимнастики и занятиях по логопедической ритмике.

Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения. Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций. Когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов и т. д.

Лечение таких детишек заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость (с помощью лекарств, физиотерапии).

В развитии расстройств темпа речи большую роль играет подражание. Поэтому, если у вас в семье кто-нибудь имеет нарушение ритма и темпа речи (а обычно это так и бывает), то обязательно надо лечиться и этому человеку, иначе у ребенка будут все время возникать рецидивы.

Заикание - расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах - так называемое заикание развития и реактивное заикание.

Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если с малышом в это время разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться.

До сих пор мы говорили о таких нарушениях речевой функции, при которых слух ребенка не страдает. Между тем даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.

Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребенок, то прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что он глух. Однако если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши и ребенок дал реакцию - это вовсе не доказательство наличия у него слуха, так как это будет реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.

Для более старших ребятишек - около пяти месяцев и более - хорошей пробой является такая: ребенку дают две одинаковые звучащие игрушки - две дудки, две резиновые птички, две шарманки и т. д. Одна из них исправна и звучит, другая - испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребенок играет обеими игрушками или обе оставляет без внимания.

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения. Утрата речи (афазия) происходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей или взрослых людей, речь которых уже была сформирована.

Алалии разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей. Обычно на практике у ребенка выделяется лишь преобладание моторных или сенсорных нарушений. Моторная и сенсорная алалия в чистом виде почти не встречается.

Вопрос № 65. Факторы, обуславливающие усвоение ребенком родного языка. Лепет, как стадия речевого развития. Особенности первых слов ребенка. Особенности развития синтаксиса детской речи. Особенности стадии речетворчества у ребенка

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

Чаще всего трудно поймать первое слово ребенка и понять, что именно оно обозначает. Прежде всего потому, что внешне, по своему звучанию, оно очень похоже на лепетные вокализации ("ляля", "тага", "гагай"). Но тем не менее это уже не лепет, а слово, потому что оно повторяется в одних и тех же обстоя­тельствах и обозначает что-то совершенно определенное.

Не общее доброжелательное настроение ребенка и не его аморфное желание пообщаться с вами, а что-то совершенно конкретное и однозначное. А вот что именно, выяснить бывает не просто. Первое слово ребенка содержит в себе все сразу: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельства, и определения. Первое детское "дай" -это не просто глагол в повелительном наклонении, не только сказу­емое. Это уже развернутое предложение или целая фраза, которую можно перевести на язык взрослых примерно следующим образом: "Мамочка, достань мне скорее из шкафа эту куклу, она мне очень нужна". Так сказал бы ребенок постарше, но малыш в 1,5 - 2 года подобным образом выражаться еще не может. Да и нет необходимос­ти в столь полных, развернутых предложениях. Потому что мама и так все поймет, а пропущенные члены предложения заменяются жестами, мимикой, понятными в конкретной ситуации. О чем идет "речь", ясно по тому, как малыш смотрит на куклу, как он тянется к ней. Точно так же комплекс звуков, относящийся к какому-либо пред­мету, является не названием этого предмета, а целой фразой, в ко­торой есть и отношение, и желание, и действие с этим предметом.

Устойчивая связь конкретных звуков с определенным предметом или ситуацией свидетельствует о том, что мы слышим уже настоящее слово, а не просто детский лепет. Правда, это слово может существо­вать и быть понято только в совершенно определенной ситуации. Первые слова ребенка настолько слиты с конкретными обстоя­тельствами, предметами или действиями, что использовать их вне этой ситуации невозможно. Ребенок может назвать только тот пред­мет, который он видит перед собой, и только то действие, которое он совершает здесь и сейчас. Он может сказать "ляля", только если видит куклу, "ав-ав" - если встретит собаку на улице. Говорить о кукле или о собаке вообще, не воспринимая их в данный момент, в 1,5-2 года он еще не умеет. Потому что слово для ребенка еще не отделимо от предмета. Оно является его неотъемлемым признаком, свойством или качеством. То, что предмет, находящийся перед ма­лышом на столе, называется "тарелкой", так же естественно и неизбежно, как и то, что этот предмет округлый и из него нужно есть кашу. Назвать этот предмет по-другому или назвать "тарелкой" что-то другое (как это будет позже, в ролевой игре) для малыша невозмож­но. Такое слияние слова с предметом - характерная особенность пер­вых слов ребенка.

В то же время даже самые первые слова - это не просто названия отдельных предметов, но своего рода обобщения целого класса пред­метов или явлений. Правда, обобщения совсем не такие, как у взрос­лых. Дети могут называть одним и тем же словом совершенно различ­ные и, казалось бы, совсем не похожие друг на друга вещи. Напри­мер, словом "кися" малыш может называть кошку, мех на своем пальтишке, мамины волосы, варежки и пушистого плюшевого миш­ку. С точки зрения взрослого, в этих вещах нет ничего общего. Но для малыша все они мягкие, теплые и приятные, как "кися". Для взрос­лого этот признак "мягкости" в окружающих предметах может быть совершенно неважен. А для малыша он, возможно, главный, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется прежде всего не­посредственным ощущением.