Скульптуры из дерева: особенности выполнения, советы профессионалов. Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву

Художественная резьба по деревянной поверхности является одной из древнейших разновидностей искусства в России. Подобной резьбой украшали избы, княжеские хоромы, корабли, домашнюю утварь, музыкальные инструменты, а также боевое оружие. Каждому региону страны был присущ свой уникальный стиль со своими особенностями. В церквях иконы, изображения святых и скульптуры, которые были вырезаны из дерева, поражали одухотворенностью и красотой.

Сегодня огромное количество изделий с неповторимым рельефным узором находится в музеях. И каждая вещь, которая была выполнена по технике художественной резьбы, уникальна и неповторима по своему, поскольку у каждого автора есть свое понимание и видение.

Художественная резьба отличается направлениями и стилями, однако установленная классификация, как таковая, отсутствует. В художественной резьбе можно условно выделить 3 основных способа - плоскостной, сквозной и рельефный. В свою очередь, все они подразделяются на виды, а также направления: ажурная (прорезная) и объемная (скульптурная) резьба. Каждое направление применяют в разных областях данного прикладного искусства. Ажурной прорезной резьбой украшают дома, а плоскостной - всевозможные изделия из дерева.

Наиболее древним и простым способом является геометрическая резьба - подвид плоскостной резьбы. Учиться художественной резьбе по дереву рекомендуется начинать именно с данной техники. Основное отличие плоскостной резьбы заключается в том, что узоры наносят на плоскую поверхность, а в прорезной резьбе фон удаляется после нанесения узора, и готовое изделие выглядит как кружева. Рельефная резьба содержит более глубокий орнамент, она используется для украшения мебели и интерьера. Самым сложным направлением резьбы по дереву является скульптурная резьба, поскольку художник должен ощущать пространство, знать практически каждый способ резьбы, а также уметь всесторонне изобразить объект.

Художественная резьба отличается техникой выполнения, поскольку дерево является разнородным природным материалом. Все виды древесины имеют свои особенные свойства, цвет, текстуру, требуют от мастеров специальных навыков и специальный набор инструментов. Все способы резьбы по дереву выполняются с помощью разных инструментов. Если геометрическая резьба по дереву некоторыми мастерами выполняется только ножом-косяком, скобчатая резьба обязательно потребует различных видов ножей для резьбы.

Художественная обработка металлов была популярна еще в глубокой древности. После того как человечество научилось использовать металлические предметы в бытовых целях, появились украшения. Интерес к металлическим изделиям, которые способны украшать...

Для декоративной холодной разновидности обработки поверхности стекла на сегодняшний день применяется ряд технологий, каждая из них обладает своими особенностями. Одной из успешно применяемых методик является гравирование. Оно производится...

Резьба по кости является ярким проявлением художественной культуры нашей страны. Обработка имеет давние традиции, это подтверждается многими предметами, которые были найдены во время археологических исследований. В Нижегородском крае косторезным...

Человек издревле использует дерево в повседневном обиходе. Из него сооружали суда, строили дома и храмы, делали мебель, посуду и игрушки. Особой теплотой и уютом отличалась художественная резьба по дереву. Работы мастеров в этой сфере и сейчас завораживают красотой.

Что такое резьба по дереву?

Декоративно-прикладное искусство обработки древесины, при котором создается эстетический объект, называют резьбой по дереву. Самым распространенным типом является художественная резьба по дереву, при которой узор выполняется с помощью топора, стамески, ножа или других инструментов. Таким способом в старину делали предметы быта, мебель, посуду. Продукция из дерева и сейчас встречаются в обиходе. Из древесины можно встретить как целые дома, так и игрушки.

История резьбы по дереву

Использование древесины упоминается с первобытных времен у разных народностей практически во всех концах Земли. Истоки резьбы по дереву берут свое начало с момента использования приемов обработки этого материала и зарождения деревянного зодчества. Первой находкой, изготовленной из дерева, является идол, обнаруженный на территории нынешнего Екатеринбурга. Ориентировочную дату его создания относят к VIII веку до нашей эры. Установлено, что туловище идола покрывает геометрическая резьба по дереву, а сам он символизирует связь между подземными и небесными мирами.

По мере развития человеческого общества использование древесины в обрядах утратило свой смысл, появлялись новые техники работы с деревом, совершенствовались инструменты. Люди стали использовать дерево для украшения предметов быта. С XVI века ручная резьба по дереву становится всеобщим промыслом, появляются первые мастерские. Умелые мастера украшают храмы, царские дворцы, дома богатых людей искусной самобытной резьбой.

Наши предки очень тесно были связаны с природой и считали дерево проводником между солнцем и людьми, а деревянные изделия являлись символом здоровья, благополучия и долголетия. Им были известны и ценные качества дерева, такие как водонепроницаемость, теплоизоляция, разнообразие текстур и рисунков древесины, удобство обработки и заготовки. Дерево применялось во всех сферах жизни: в строительстве оборонительных укреплений и домов, в изготовлении посуды и орудий труда.


Виды резьбы по дереву

Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:

  1. Плосковыемчатая резьба , где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
  2. Плоскорельефная резьба , где узор создается с помощью выборки фона.
  3. Рельефная резьба , где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
  4. Прорезная резьба , характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
  5. Скульптурная резьба , отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.

Плосковыемчатая резьба по дереву

В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:

  1. Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
  2. Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.

Плоскорельефная резьба по дереву

Данная техника декоративной обработки дерева является одной из распространенных. Ручная обработка древесины в этом случае заключается в фоновой выборке вокруг узора, и в итоге рисунок получается равномерным по глубине для всей композиции. В этом технике изображают животных, людей, растительные орнаменты. Применяется в прикладном творчестве и в архитектуре.


Рельефная резьба по дереву

Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:

  1. Барельефную резьбу , когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
  2. Горельефную резьбу , когда узор выступает более, чем на наполовину.

В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.


Прорезная резьба по дереву

В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.


Скульптурная резьба по дереву

Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике - скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.


Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение . Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение . Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол . Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Инструменты для резьбы по дереву

Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.

Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:

  1. Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
  2. Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
  3. Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.

Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:

  1. Полукруглые . Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
  2. Прямые . Используются для вспомогательной работы.
  3. Клюкарзы . Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
  4. Уголковые или рейсмусы . Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
  5. Косые . С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.

Резьба по дереву – изделия

На протяжении многих веков люди и деревья неразрывно связаны между собой. Деревянные изделия несут в себе теплоту, уют и гармонию. В настоящее время художественная или фигурная резьба по дереву пользуется популярностью. Среди ярких примеров изделий можно выделить:


Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Ее можно рассматривать с разных сторон. Она продумана до мелочей. Мастер, работающий с ней, должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Это древнее искусство, не утратившее своего значения и сегодня. Все перечисленное – это скульптурная резьба по дереву, особое направление в художественной обработке древесины. О том, как развивалось направление, о выборе материала и мотивах изображений, обо всех этапах работы над скульптурой, читайте в нашей статье.

Скульптурная резьба от древности к современности

Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.

Старинные славянские игрушки

Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.

В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.

И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.

Мотивы изображений

Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историческому прародителю.

Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.

Резная скульптура из дерева – виды:

  • монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
  • садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
  • скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
  • развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).

Если вы не знаете, с чего начинать в фигурной резьбе по дереву, то изготовление простых деревянных игрушек для детей может быть отличным стартом.

Выбор и подготовка древесины

Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.

Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.

Бревно

Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.

Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.

Пень

Совиная семья из пня

В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.

Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.

Полено

Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.

Как выбрать нужное полено:

  • древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
  • рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
  • для резных работ подходит древесина среднего периода;
  • светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
  • темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.

Очень часто работа мастера предполагает такую схему: заготовка материала, вываривание заготовок, первоначальное удаление жидкости, проветривание и завяливание.

Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.

Инструменты

Новички обычно пользуются всего двумя инструментами – перочинным ножиком и ножом-косяком. Но когда несложные элементы освоены, пора продвигаться дальше.

В списке обязательных инструментов будут:

  • топорик для обтесывания;
  • тесло;
  • ножи-резаки;
  • стамески;
  • штихели;
  • надхели.

Бензопила для больших работ тоже будет нужна. Для фиксации заготовок потребуются столярные тиски. Ценным приобретением будет и набор наждачной бумаги, и средства для заточки инструмента.

Мастеру-миниюатюрщику дополнительно понадобятся коготки и клепики. Японские профи, вырезающие изящные мини-скульптуры, в особенности преуспели в миниатюре резных фигурок, потому на сайтах и аккаунтах этих мастеров можно найти образцы подходящих инструментов.

Эскиз

Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).

Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.

Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.

В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.

Выполнение скульптуры

Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.

Дальнейшие действия:

  1. Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.
  2. Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.
  3. Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.
  4. Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).
  5. Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.

Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо раскрыты в данном видео.

Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.

Покраска скульптуры

Покраска производится только по сухому дереву. Это значит, что какое-то время (минимум от недели) фигура должна простоять без финишной обработки. И желательно, чтобы перед покраской скульптура уже была покрыта грунтом, который закрывает поры древесины. Перед покраской достаточно просушить только верхние слои. Если покрыть дерево грунтом, а затем раскрасить его алкидными красками, скульптура с меньшей вероятностью будет трескаться.

Скульптуру для сада лучше покрасить и покрыть лаком, или хорошенько загрунтовать и покрыть морилкой. Для резных фигурок для дома краски нужны реже, но можно сделать фигурку и цветной: если покрываете ее впоследствии лаком, то краски могут быть фактически любые. Например, частенько сегодня используются акриловые составы.

Деревянные фигурки для детей часто красят обычной гуашью и покрывают качественным лаком (глянцевый, для мебели). Наиболее экологичной будет игрушка, покрытая льняным маслом.

Сделать фигурку самому? Почему бы и нет, только подготовка потребуется приличная. Начните с небольших игрушек по предварительным рисункам-эскизам, так вы и поймете привлекла ли вас резьба по дереву, скульптура в миниатюре и все тонкости этого ремесла.

Вконтакте

Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту дагестанцев и деревянных конструкций в архитектуре их жилища. Искусство художественной обработки дерева в течение нескольких тысячелетий было органически связано с повседневной жизнью дагестанцев. Различные свойства древесины использовались народными мастерами и в технологических, и в декоративных целях.

Сохранившиеся в мечетях, домах и музеях прекрасные произведения дагестанских резчиков по дереву (столбы, резные двери, окна, лари, посуда) воплотили в себя лучшие традиции народного художественного ремесла, являются свидетельством великолепного вкуса и таланта народа. Форма и орнамент одних памятников обнаруживают ясную связь с древнейшими, домусульманскими традициями, других - христианского и мусульманского периодов средневековья. Развитие искусства резьбы по дереву тесно связано с развитием монументально-декоративного искусства Дагестана в целом, в частности, резьбы по камню и штуку. Эти три вида прикладного искусства оказывали заметное взаимовлияние, обогащая друг друга техническими приемами и орнаментальными мотивами.

Самым ранним памятником искусства резьбы по дереву является фрагмент ларца или детской люльки из Дагестанского музея изобразительных искусств, найденный в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский р-н) и датируемый 2 тыс. до н. э. Памятник, находящийся в состоянии естественного обугливания, орнаментирован великолепным геометрическим желобчато-выемчатым орнаментом, что свидетельствует о хорошо развитых традициях деревянной резьбы в Дагестане уже в эпоху бронзы.

К сожалению, дерево не может так долго храниться, как камень, поэтому основная часть памятников, дошедших до нас, датируется эпохой средневековья. Именно в этот период резное дерево получает особое распространение в связи с расцветом архитектуры и монументально-декоративного искусства. Искусство резьбы по дереву достигает очень высокого уровня. Совершенствуются орудия труда, повышается качество деревообработки, расширяется ассортимент изделий. В лесных районах возникают деревообрабатывающие центры с высокоразвитыми традициями (в верховьях Аварского и Андийского Койсу, в Табасаране, Кайтаге и др. местах).

Для дагестанской резьбы по дереву характерны черты, присущие любому народному искусству: непосредственность и художественная цельность, практическое назначение и коллективность творчества, безымянность (как правило) мастеров и исключительная устойчивость древних традиций, определенный круг образов, использование простейших инструментов. Вместе с тем дагестанское искусство деревянной резьбы имеет свои особенности, что связано со спецификой местных условий и самобытностью художественного мышления горцев.

Деревянные изделия с декоративным убором можно разделить на три группы: архитектурные элементы, мебель, сосуды и предметы быта. Наибольший интерес вызывают детали архитектурного декора (столбы-опоры, створки ворот, дверей и окон, оконные и дверные коробки, столбы, перила, карнизы на лоджиях, верандах, балконах и т.п.). Резное дерево широко использовалось в оформлении культовых зданий - мечетей, минаретов, медресе. Богато орнаментировались двери мечетей (наиболее известным памятником являются двери калакорейшской мечети, датирумые 12 в.), минбары (кафедры для проповедника), пюпитры (подставки) под Коран и другие священные книги.

Ко второй группе относятся закрома и лари (неподвижного и подвижного типа), а также диваны, скамьи, табуретки, сундуки, детские люльки и т.п. Третью группу представляют мелкие предметы быта, являющиеся принадлежностью каждого горского дома, - мерки, подойники, поставцы, солонки, ступки, корыта для теста, подносы на трех ножках и т.п. Все эти предметы обычно развешиваются в доме на определенных местах - на столбах и фасадах ларей.

Особый интерес вызывают имеющие монументальный характер аварские лари-амбары для хранения зерна и сыпучих продуктов, т.н. «цагуры», примыкающие к скальной стене дома и являющиеся важнейшим компонентом интерьера горского дома. Высота цагура обычно достигала 2,5 метра, глубина - до полутора метров. Основу его составлял каркас из массивных деревянных досок.

Дверцы цагура двустворчатые, вращающиеся вокруг оси. Лицевая часть ларей из глубинных аварских районов сплошь покрыта резным орнаментом, элементы которого восходят к глубокой древности и имеют охранное значение. В основном это свастико-спирали, концентрические круги, лабиринты, кресты, ромбы и т.п.

Большую роль в доме горца играл опорный столб, называемый у аварцев «столб-корень». Он имел важное функциональное значение, служа опорой для прогона-матицы, подпиравшей плоскую земляную крышу сакли. Не менее важным было и духовное значение столба, который играл охранную, защитную роль в доме. Недаром при строительстве дома старый столб, будучи свидетелем жизни не одного поколения, бережно переносился из старого дома в новый. Опорные столбы, особенно их верхняя часть (т.н. подбалка) богато украшались глубокой резьбой. У разных народов эта резьба имела разный характер. В целом в деревянной резьбе четко выделяются три типа орнамента. У аварцев преобладал крупный геометрический орнамент, имеющий монументальный характер (Гидатль), у кубачинцев - более утонченный, растительный, схожий с традиционным «мархараем», у табасаранцев - ленточный, т.н. «плетенка».

У лакцев ларь для зерна «су» имел форму большого сундука и также богато украшался резьбой и росписью натуральными красителями. В каждом доме также находился диван для почетных лиц, имеющий характерные подлокотники в форме вогнутых рогов. Резьба покрывает лицевые стороны спинки и планок сиденья, стойки завершаются.

В Дагестане существует уникальный вид декоративно-прикладного искусства, соединивший резьбу по дереву и ювелирное искусство - унцукульская насечка металлом по дереву. Это искусство сравнительно молодое - появилось в первой половине 19 века во время Кавказской войны. Из тростника, растущего по берегам Аварской Койсу, унцукульцы начали изготовлять кнутовища для ногаек, и кизила - трубки и трости. Но так как имам Шамиль запрещал курение табака в имамате, унцукульцы продавали большую часть своих изделий офицерам русской армии, а также вывозили за пределы Дагестана во Владикавказ, Тифлис, южные губернии России.

Таким образом, унцукульский промысел с самого начала был ориентирован не на внутренний рынок, а на внешний, и потому изделий 19 в. практически не сохранилось. Самые ранние вещи, представленные в собраниях дагестанских музеев, датируются тридцатыми-сороковыми годами 20 в. Для изделий этого периода характерно использование наряду с металлической проволокой инкрустации костью, рогом, цветной пастой под бирюзу.

Сам технологический процесс насечки тончайшей серебряной, а позднее мельхиоровой проволокой на твердую кизиловую или абрикосовую древесину достаточно сложный и трудоемкий. Каждый крохотный элемент требует произвести четыре операции: надсечь дерево, вставить проволоку, забить ее специальным молоточком и отрезать лишнее. Элементы унцукульского орнамента имеют свои названия - «птичий след», «улица» и т.д. Орнамент преимущественно геометрический, располагается по окружности.

Как и кубачинцы, унцукульские мастера изготовляли традиционные предметы домашнего обихода: мерки для муки, ступки для чеснока, солонки, ковши, поставцы, шкатулки. Художественным открытием унцукульского промысла стало производство декоративных панно небольшого размера обычно прямоугольной формы, на которых изображены сюжеты, напоминающие каменные кубачинские рельефы - животные, птицы, нередко имеющие фантастический характер, реже человеческие фигуры. С 1950-х годов унцукульские мастера стали использовать токарный станок, что обеспечило более тщательную обработку поверхности изделий, расширение ассортимента, однако постепенно это привело к производству очень крупных, нефункциональных изделий, имеющих чисто декоративное значение.