Церковь казанской иконы божией матери в гагино. Село гагино


Какой в Гагино из руин встает веселый храм Казанской иконы Божией Матери


Село Гагино расположено вблизи речки с веселым названием Киниболка.

Свое имя "Гагино" село получило от князей Велико-Гагиных, владевших селом в 16 веке.

Село Гагино имеет богатую историю, но звездным часом в летописи села явилось венчание в церкви Казанской иконы Божией Матери в Гагино великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина с балериной, итальянкой Иолой Торнаги в июле 1898 года.

Вот запись о бракосочетании из метрической книги церкви села Гагина:
"Июля 27-го 1898 года.
Жених: Вятской Губернии и уезда Вожальской волости деревни Сырцевой крестьянин Феодор Иоаннов Шаляпин православного вероисповедания, первым браком. Лет 25.
Невеста: Италианская подданная Иола Игнатиева Ло-Прести, католического вероисповедания, первым браком. Лет 25".

Таинство брака совершил местный священник Александр Чижов, которому помогал псаломщик Иоанн Введенский.

В графе "Поручители по женихе" значилось:
"Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин".
Поручителями по невесте выступили "Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин".

В семье Шаляпиных-Торнаги родится 6 детей.

Федор Иванович Шаляпин любил эти места.

Совсем недалеко отсюда во Владимирской губернии в Ратухино Шаляпин построит себе дом, где часто будет жить в летние месяцы.

В последние годы жизни в эмиграции Шаляпин тосковал по России и часто болел. В мае 1937 был поставлен диагноз - лейкемия.

Как-то Франции он однажды сказал Коровину:
«Послушай, вот мы сейчас сидим с тобой у этих деревьев, поют птицы, весна. Пьём кофе. Почему-то мы не в России? Это все так сложно – я ничего не понимаю. Сколько раз ни спрашивал себя - в чем дело, мне никто не мог объяснить...
А, знаешь ли, - сказал, помолчав Шаляпин, - живи я сейчас во Владимирской губернии, в Ратухине, где ты мне построил дом, где я спал на вышке с открытыми окнами и где пахло сосной и лесом, - я бы выздоровел. Теперь, наверное, весь мой дом растащен и разрушен. Как странно, что грабеж называется революцией.
Как я был здоров!
Я бы всё бросил и жил бы там, не выезжая.
Помню, когда проснешься утром, пойдешь вниз из светелки. Кукушка кукует. Разденешься на плоту и купаешься.
Какая вода - все дно видно! Рыбёшки кругом плавают.
А потом пьёшь чай со сливками. Какие сливки, баранки!
Ты, помню, всегда говорил, что это рай. Да, это был рай».

До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином, он не принял иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине.

Через 46 лет после смерти его желание исполнилось: прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище.

Село Гагино с церковью Казанской иконы Божией Матери, несомненно, одна из жемчужин Подмосковья.

А сейчас она возрождается.

Этот рассказ "Церковь Казанской иконы Божией Матери в Гагино" является частью очерка

Один из самых примечательных провинциальных храмов в районе - вернее, ансамбль Казанского храма и храма Всемилостивого Спаса в селе Гагино - открыт после долгой реставрации. По такому поводу в село приехали Патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, министр культуры Владимир Мединский и губернатор Андрей Воробьёв.

Лет двадцать назад о том, что в обычной сельской церкви за два года до XX века венчался Шаляпин, знали немногие - в основном местные жители. Грибники и случайные проезжающие о выдающемся прошлом этих мест и подумать бы не могли: левый храм стоял прилично разобранный на кирпичи, в правом хранили удобрения.

Говорят, за те десятилетия, что в церкви складировали химикаты, токсичность в помещении зашкалила настолько, что перед реконструкцией пришлось проводить специальную обработку, чтобы там можно было находиться без вреда для здоровья.

Но деревенские люди о том, кто венчался в их церкви, никогда не забывали, и с их подачи в селе начали проводить певческий фестиваль в память о великом артисте. После того как в Гагине несколько раз выступили солисты Большого театра, зашла речь о полноценном восстановлении комплекса.

Редкий в нашей жизни пример, когда инициатива снизу заставила работать всю государственную машину - с 2013 года реставрацию курирует федеральное Министерство культуры, и четыре года спустя заброшенный храм выглядит точь-в-точь как во времена Шаляпина. Или, по крайней мере, теперь он как никогда раньше похож на первоначальный.

За последние годы в Гагине сменилось три священника. У нынешнего, Иоанна Монаршека из Ивантеевки, у себя в городе репутация восстановителя храмов - за годы служения он открывал новые приходы десятками, больше десяти лет был председателем Отдела по реставрации и строительству храмов в Московской епархии.

Первые впечатления о храме - чисто, светло, много пространства. Иконы, по крайней мере, большинство, - не рукописные, а напечатанные (в церковной среде есть мнение, что такое часто встречается в только что открытых храмах, да и то в качестве полумеры с последующей заменой).

На вопрос об акустике один из участников хора духовенства Московской епархии в ответ лаконично поднял вверх большой палец руки. Коллектив этот известный, и не только в церковных залах, и не только в России - например, в ходе гастролей он пел жителям Гаваны одну из самых известных кубинских песен «Гуантанемера».


Из наиболее заметных перемен вокруг: рядом с церковью построена настоящая сцена, которой здесь никогда прежде не было. Площадь у храмов замостили, по всей территории проложили дорожки. Открыта детская площадка. В приходском доме появится воскресная школа. Рядом с храмом расчистили старое кладбище.

Звонят колокола. Местные жители говорят, что слышно их километров за десять от Гагина. Интересна история первого колокола, который ещё при первом священнике о. Николае везли с Урала - люди пересказывают легенду, как «газель» с полуторатонным колоколом пробиралась по заснеженным уральским дорогам, в то время как по обочинам лежали фуры, не справившиеся со сложными условиями.


В конце приветственной речи на открытии храма глава Русской православной церкви (а он был единственным, кто выступил публично в этот день) поблагодарил стоявшего рядом главу Подмосковья Андрея Воробьёва за готовность и дальше содействовать развитию этого места. Патриарх выразил надежду на то, что вслед сюда придёт и газ, проложат и качественные дороги.

Это было как нельзя кстати. После церемонии, уже во дворе церкви, наш коллега-журналист из Москвы показал на свои высокие резиновые сапоги, щедро перепачканные гагинской грязью - точно такой же, что налипала на подошвы Шаляпина, Рахманинова и других представителей русской культуры в 1898 году. «Машина на подъезде сюда застряла, - пожаловался он, - пришлось бросить и добираться пешком».


Патриарх Кирилл говорил о том, что хорошее транспортное сообщение и простые нормальные условия жизни помогут как можно большему числу гостей приехать сюда, узнать больше о культуре России.

А певческие шаляпинские фестивали будут продолжены. Главное, чтобы они остались такими же тёплыми, домашними и простыми, какими были всё это время.

Владимир Крючев

Фото Сергея Борисова

Деревня Сергиево-Посадского района Московской области.
В административном подчинении сельского поселения Березняковское.

По состоянию на 2010 г. официально зарегистрированное население - 1 человек. Количество индивидуальных жилых домов - 17.

Село Гагино названо по фамилии владельцев князей Гагиных или Велико-Гагиных. В патриарших окладных книгах 1628 г. значится: «В селе Тимофеевском (прежнее название села) церковь Димитрия Солунского.

Селение Гагино Бужаниновского сельского административного округа раскинулось вблизи маленькой речушки Киниболки в 12 километрах к северо-востоку от Сергиева Посада. Входило в состав совхоза "Труд". В конце прошлого века оно относилось к Рогачевскои волости Александровского уезда Владимирской губернии. Ездили туда от станции Арсаки на лошадях 10 километров.

Документально селение известно с 1462 года из завещания великого князя Московского Василия Темного. В том месте, где речь шла о благословении шестого сына Бориса, в грамоте значилось: "... да в Берендееве село Ростовцовское с деревнями, да Никульское, да Тимофеевское, ино то его и есть". Речь идет о поселениях в окрестностях Александровой слободы, а указанное Тимофеевское - это первое название Гагино. Но впервые было упомянуто и в документах под 1623/1624 г. как старинная вотчина стольника С. И. Велико-Гагина.

В те времена ежегодно в деревню наезжал с воинами и сборщиками податей княжий волостель-чиновник. Не так далеко, через деревню Стогово проходила большая дорога на Александровскую слободу. Согласно, патриаршим окладным книгам, в 1628 году в деревне Тимофеевской значилась деревянная церковь во имя святого Дмитрия Солунского. С этого времени деревня уже называется селом.

В начале XVI века село вместе с деревнями перешло во владение, к князьям Велико-Гагигым. Русский дворянский род Гагиных вел свое начало тоже с XVI века. Село получило двойное название - "Тимофеевское, Гагино тоже". Название сохранилось до кончины князя Николая Ивановича Гагина в 1772 году. После его смерти род Гагиных пресекся. В округе село стали именовать просто Гагиным.

При правлении императрицы Елизаветы Петровны Гагино было разделено на две части: одна половина была пожалована правительницей своему любимцу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову, другая находилась во владении генерал-поручика князя Федора Федоровича Щербакова. Когда они скончались имения перешли к их потомкам!

Во второй половине XVIII века в Гагине взамен деревянной Дмитровской была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса. На куполе церкви стоял позолоченный крест с короной наверху и полулунием внизу. От церкви пошло третье название села - Спасское-Гагино. Рядом с церковью построили каменную колокольню с медной главой и медным крестом.

В 1845 году рядом со Спасской была сооружена другая каменная церковь с тремя прицелами: Казанской Богоматери, Дмитрия Солунского и Параскевы Пятницы. В ее приходе значились деревни Яковлево, Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово. В 1859 году в Гагине было 10 крестьянских дворов, в которых проживало около 60 человек. Крестьяне, помимо сельского хозяйства, занимались кустарным производством хлопчатобумажных тканей.

Замечательное событие связано с Гагинской церковью и с селом. Здесь в 1898 году венчался великий русский певец Федор Иванович Шаляпин с балериной, итальянкой Иолой Торнаги. Шаферами у Федора Ивановича были С.В.Рахманинов и известный музыкальный критик С.Н.Кругликов, у Иолы Игнатьевны - К.А.Коровин и артист частной оперы С.И.Мамонтова - Саблин.

Бывший храм села Гагино, в котором венчался Ф.И.Шаляпин, памятник русского зодчества и культуры, был украшением всей округи, а ныне превращен в каменные руины. Колокольня обезглавлена.

Село пришло в упадок, выглядит крошечной деревушкой из пяти дворов, стоящих в ложбине, рядом с тихим сельским кладбищем.

Селение Гагино Бужаниновского сельского административного округа раскинулось вблизи маленькой речушки Киниболки в 12 километрах к северо-востоку от Сергиева Посада . Входило в состав совхоза "Труд". В конце прошлого века оно относилось к Рогачевскои волости Александровского уезда Владимирской губернии. Ездили туда от станции Арсаки на лошадях 10 километров.

Документально селение известно с 1462 года из завещания великого князя Московского Василия Темного. В том месте, где речь шла о благословении шестого сына Бориса, в грамоте значилось: "… да в Берендееве село Ростовцовское с деревнями, да Никульское, да Тимофеевское, ино то его и есть". Речь идет о поселениях в окрестностях Александровой слободы, а указанное Тимофеевское — это первое название Гагино. Но впервые было упомянуто и в документах под 1623/1624 г. как старинная вотчина стольника С. И. Велико-Гагина.

В те времена ежегодно в деревню наезжал с воинами и сборщиками податей княжий волостель-чиновник. Не так далеко, через деревню Стогово проходила большая дорога на Александровскую слободу. Согласно, патриаршим окладным книгам, в 1628 году в деревне Тимофеевской значилась деревянная церковь во имя святого Дмитрия Солунского. С этого времени деревня уже называется селом.

В начале XVI века село вместе с деревнями перешло во владение, к князьям Велико-Гагигым. Русский дворянский род Гагиных вел свое начало тоже с XVI века. Село получило двойное название — "Тимофеевское, Гагино тоже". Название сохранилось до кончины князя Николая Ивановича Гагина в 1772 году. После его смерти род Гагиных пресекся. В округе село стали именовать просто Гагиным.

При правлении императрицы Елизаветы Петровны Гагино было разделено на две части: одна половина была пожалована правительницей своему любимцу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову, другая находилась во владении генерал-поручика князя Федора Федоровича Щербакова. Когда они скончались имения перешли к их потомкам.

Во второй половине XVIII века в Гагине взамен деревянной Дмитровской была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса. На куполе церкви стоял позолоченный крест с короной наверху и полулунием внизу. От церкви пошло третье название села — Спасское-Гагино. Рядом с церковью построили каменную колокольню с медной главой и медным крестом.

В 1845 году рядом со Спасской была сооружена другая каменная церковь с тремя престолами: Казанской Богоматери, Дмитрия Солунского и Параскевы Пятницы. В ее приходе значились деревни Яковлево, Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово. В 1859 году в Гагине было 10 крестьянских дворов, в которых проживало около 60 человек. Крестьяне, помимо сельского хозяйства , занимались кустарным производством хлопчатобумажных тканей.

Замечательное событие связано с Гагинской церковью и с селом. 10 августа (27.07. по старому стилю) 1898 года здесь венчались Ф.И.Шаляпин и балерина Русской частной оперы С.И.Мамонтова — Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Лопрести). Молодые в присутствии С.Рахманинова, К.Коровина и других членов «Мамонтовского кружка» обвенчались в Казанской церкви и уехали играть свадьбу в соседнее Путятино, на дачу солистки частной оперы Татьяны Любатович. С.И.Мамонтов был посаженным отцом на свадьбе Федора с Иолой.
За советское время церковные здания сильно разрушились. От Спасской церкви остались только стены. Ее использовали как склад химических удобрений. Свыше шести тонн пестицидов хранились здесь на протяжении многих лет. Средства в размере 480 тысяч рублей были выделены из экологического фонда, в котором аккумулируются штрафы за вредное воздействие предприятий района на окружающую среду.
"Забытые" ядохимикаты требовалось убрать еще и потому, что сегодня вырос интерес к храму почитателей творчества певца Федора Шаляпина. Везти туристов к церкви, заполненной внутри ядовитой химией, не очень удобно. Да и местным жителям ее присутствие здоровья наверняка не добавляло.
Ежегодно, в день венчания Шаляпина и Торнаги, жители близлежащих деревень собираются у церкви села Гагино. Деревенский праздник организовывают сами жители бужаниновских окрестностей, которые сохраняют память о великом русском певце, волею судеб оказавшемся для них почти земляком. После того как телекомпания «Радонежье» сняла документальный фильм на эту тему — «Свадьба в Путятине», завоевавший главный телевизионный приз — ТЭФИ, гагинским храмом, заинтересовался благотворительный фонд «Сельская церковь». В результате он успешно восстанавливается.
В настоящее время в селе постоянно поживает 44 человека.

С. Гагино расположено вблизи р. Киниболки. В XV в. здесь была Кинельская волость, в конце XIX в. -Рогачевская волость Александровского уезда Владимирской губернии. В 1462 г. великий князь Московский Василий Васильевич завещал своему сыну Борису Волоцкому волость Кинель, а "в Кинеле Суровцево, да Тимофеевское, да Микульское".

Гагино Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери

От Бориса она в 1477 г. досталась его сыну Фёдору, у которого в 1497 г. её выменял великий князь Московский Иоанн III. Перейдя в начале XVI в. к князьям Велико-Гагиным, село получило двойное название - "Тимофеевское, Гагино тож". Согласно патриаршим окладным книгам, в 1628 г. здесь была деревянная церковь Великомученика Димитрия Солунского. В 1623 г. Гагино - вотчина стольника Степана Ивановича Велико-Гагина. Ему наследовал сын, окольничий князь Данила Иванович (ум. 1671), после которого владел его сын, князь Иван Данилович, комнатный стольник царя Петра I (убит в бою под Нарвой в 1700 г.) Последним в роде князей Велико-Гагиных был Николай Иванович, в 1722 г. он утонул во время купания. В 1725 г. Петр I указал "отписные по смерти вдовы князя Ивана, Авдотьи, деревни приписать в ведение к госпиталю". В правление императрицы Елизаветы Петровны половина села пожалована генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову (1709-1775). Он начал службу в 1739 г. истопником во дворце цесаревны Елизаветы Петровны, приобрел её доверие и в 1742 г. стал камер-юнкером, в 1743 г. гардеробмейстером. Императрица, боясь дворцового переворота, подобного тому, который её саму привёл к власти, ночью почти не ложилась спать, и одной из обязанностей Чулкова было бодрствовать, сидя в кресле у дверей её спальни. Он дослужился до действительного камергера, в 1762 г. стал генералом, в том же году вышел в отставку генерал-аншефом. Другая часть села находилась во владении князя Фёдора Фёдоровича Щербатова (1729-?). Начав службу пажом при императрице Анне Иоанновне, он был переведён в армию поручиком, участвовал в Семилетней войне, в 1771 г., командуя отдельным корпусом, прошёл через пролив Сиваш в Крым и взял Арабат, Еникале и Керчь, за что был награждён орденом Святой Анны 1-й степени, произведён в чин генерал-поручика и назначен главным командиром Крыма. Во время пугачёвщины князь служил дежурным генералом при А.И. Бибикове, по смерти которого в 1774 г. занял его место. После того, как из-за его оплошности Пугачёв взял Арск и подошёл к Казани, Ф. Шербатов был вынужден уйти в отставку (с запрещением даже появляться в столицах).Во 2-й половине XVIII в. вместо деревянной Дмитровской В.И. Чулков построил каменную ныне существующую Спасскую церковь с приделом великомученика Димитрия Солунского (придел позднее упразднён). Сам храмоздатель потом был погребён в церкви направо от входа, на столпе укреплена медная доска со стихотворной эпитафией: "Воззрите смертные своими днесь очами Загладьте место вы прежалкими слезами Бессмертный славы муж повержен здесь лежит Молчанья вечного приняв спокойный вид".
По церкви село стало называться Спасское-Гягино. У храма находились могилы Чулковых, Велико-Гагиных, Щербатовых. В приходе были деревни Яков-лево, Гальнево, Истомине, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово (где в 1856 г. помещицей Е.В. Яковлевой построена каменная часовня пророка Илии). В советское время храм был закрыт, разрушены его завершение и колокольня.В 1845 г. местной помещицей Екатериной Васильевной Барбашевой, урождённой Чулковой, и её теткой Анной Васильевной Спечевой (также урождённая Чулкова, погребена под алтарём) рядом со Спасской была сооружена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами великомученика Димитрия Солунского и мученицы Параскевы.
В писцовых книгах 1628 г. среди вотчин князей Велико-Гагиных, кроме села Тимофеевского (Гагино) названа и деревня "Путятино на суходоле". Впервые она была упомянута ещё раньше, в документах середины XVI в., как деревня Старостине, которой владел князь В.А. Гагин. Путятино расположено у истока р. Карповки, левого притока р.Вондюги. В конце XIX в. в нём была дача Татьяны Спиридоновны Любатович (1859-1932), оперной певицы частного театра Саввы Ивановича Мамонтова, разрушившей его семейную жизнь. Большой тесовый дом с флигелями стоял среди огромного запущенного парка, переходящего в лес. Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок. В 1890 г. К.А. Коровин написал её портрет: молодая жизнерадостная хозяйка сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Она была хорошей знакомой великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, часто пела вместе с ним. Он жил здесь летом 1898 г. в егерском домике и со своим другом-одногодком С.В. Рахманиновым готовил роль царя Бориса в опере Мусоргского "Борис Годунов".
В 1898 г. в Спасской церкви Шаляпин венчался с балериной, итальянкой Иолой Торнаги.

Запись о бракосочетании из метрической книги церкви с. Гагина: "Июля 27-го 1898 года. Жених: Вятской Губернии и уезда Вожальской волости деревни Сырцевой крестьянин Фео-дор Иоаннов Шаляпин православного вероисповедания, первым браком. Лет 25. Невеста: Италианская подданная Иола Игнатиева Ло-Прести, католического вероисповедания, первым браком. Лет 25". Таинство брака совершил местный священник Александр Чижов, которому помогал псаломщик Иоанн Введенский. В графе "Поручители по женихе" значилось: "Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин". Поручителями по невесте выступили "Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин". Коровин вспоминал: "По окончании венчания мы пошли к священнику - на улице все еще лил дождь. В небольшом сельском домике гости едва поместились. Матушка и дочь священника хлопотали, приготовляя чай... Мы о Шаляпиным пошли на кухню, разделись и положили на печку сушить платье... Чтобы согреться, усердно подливали в чай кагору. Когда двинулись обратно, священник наделил нас зонтиками...У Путятина нам загородили дорогу крестьяне, протянув поперек колеи ленту. Ее держали в руках девушки и пели какую-то песню, славя жениха и невесту... Мужики просили с молодых выкуп на водку. Я вынул рублевку и дал. Бабы говорили: "Мало! А нам-то на пряники?" Другие тоже дали крестьянам денег. Ленту собрали, и мы поехали. Вернувшись к Татьяне Спи-ридоновне, мы увидели столы, обильно уставленные винами и едой. Поздравили молодых, все целовались с ними. Кричали "Горько! " Сам Шаляпин так описывал это событие: "Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина. Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум - толпа друзей с С.И. Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на ведрах и каких-то пронзительных свистульках. Это невозможно напоминало мне суконную слободу... А дирижировал этим кавардаком С.В. Рахманинов".
Дача Любатович, красивейший парк с аллеями и цветниками, зеркальные пруды с рыбой украшали Путятино. В советское время все постройки усадьбы разрушены, аллеи вырублены. От парка осталось лишь несколько старых дубов и лип. Сохранился только пруд. Гагино тоже пришло в упадок, осталось пять дворов в ложбине у кладбища.
В с. Микульское в волости Кинель, упомянутом вместе с Тимофе-евским (Гагином) в духовной грамоте великого князя Московского Василия Васильевича, тогда, в 1462 г., была деревянная церковь. В 1665 г. владельцы села, стольник Иван и стряпчий Пётр Александровичи Аничковы, на новом месте построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVIII в. стояли уже две деревянных церкви: Покровская и Святителя Николая. Вторая из них в 1820 г. разобрана при строительстве, на средства помещицы Голо-виной, каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и Корсунской иконы Бо-жией. Матери. В 1872 г. деревянный храм Покрова капитально отремонтирован и обращён в тёплый. Ныне он разрушен, на месте алтаря установлен поклонный крест.