Наука создание научной картины мира. «Наука в XIX веке

Урок истории в 8 классе

по теме: «Наука: создание научной картины мира» (1 час)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: практикум (работа с текстовой информацией).

Цели урока:

Формировать умение самостоятельно в комплексе применять полученные знания и умения, осуществлять их перенос в новые условия;

Дать представление о развитии научных знаний в XIX -начале XX в.;

Показать учащимся взаимосвязь модернизации с развитием науки;

Показать учащимся неограниченные возможности человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека, необходимость настойсивости, труда, силы воли для достижения успеха;

Формировать умение самостоятельно работать с учебником, систематизировать материал, составлять схемы.

Методы и технологии обучения : беседа, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, развивающее обучение, проблемное обучение, деятельностный подход.

Ход урока:

    Организационный момент. Актуализация ЗУН, необходимых для выполнения работы. Учащиеся вспоминают термины и понятия: индустриальное общество, промышленная революция, модернизация в духовной сфере жизни общества в начале XIX века.

    Усвоение образца комплексного применения ЗУН . Учащимся раздаются карточки с заданиями для самостоятельной работы с текстовой информацией учебника (Приложение 1). Учитель отмечает особенности каждого задания.

    Применение ЗУН в новых условиях .

Задание 1. XIX

Примерный ответ : Резко ослабли позиции церкви и народ потянулся к знаниям. Возникла потребность в научных открытиях и технических новинках, в этом были заинтересованы государство и бизнес. На это выделялись деньги. В конкурентной борьбе между фирмами и странами побеждал тот, кто придумывал и внедрял технические новинки. Перекраивалась картина мира, крупные европейские, в основном, страны старались нарастить свою мощь для захвата новых территорий и своего укрепления, поэтому требовалось новое вооружение. И вообще, прогресс является объективным процессом развития общества.

Задание 2. XIX -начале XX в.».

1831

Майкл Фарадей

Открыл явление электромагнитной индукции, создал электродвигатель

Наука об электричестве

1865

Джеймс Карл Максвелл

Разработал электромагнитную теорию света

Наука об электричестве

1883

Генрих Герц

Открыл электромагнитные волны, именно на основе этих открытий был создан беспроволочный телеграф (Маркони и Поповым)

Наука об электричестве

1878

Хендрик Антон Лоренц и Стоней

Доказал, что электрон составная часть атома

Радиоактивные вещества

Анри Беккерель

Пьер Кюри

Мария Складовская-Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор

Создали учение о сложном строении атома

Микробиология

1885

Луи Пастер

Исследования – основа для учения об имуунитете, что брожение – процесс биологический, вызываемый микробами

медицина

Конец 18 века

Дженнер

Разработал прививку против оспы – развитие вакцинации

медицина

Н.19 в.

Жан Корвизар

Открыл стетоскоп, трубку для прослушивания

Медицина

Н.20 в.

Вильгельм Конрад Рентген

Открыл лучи, пронизывающие различные предметы – был создан рентгеновский аппарат

Хирургия

Н. 19 в.

1842 г.

Пьер Франсуа Перси и Доминик Ларри

Успех в методах ампутации конечностей.

Открыты наркотические свойства хлороформа и эфира, благодаря чему применялся наркоз

инфекциология

1882 г.

Роберт Кох

Открыл возбудитель туберкулеза и разработал лекарства против этой болезни и профилактические меры

инфекциология

К.19, н. 20 в.

Илья Мечников

Создал учение о защите от микробов

Задание 3. XIX - XX

Примерный ответ : Открытия Пастера, Дженнера, Корвизара, Лаэннека, Коха, Мечникова позволили уже в то время спасти сотни тысяч людей от заболевания оспой, успешно выявлять туберкулёз на ранней стадии, лечить эту болезнь, позволили разработать ряд мероприятий для защиты организма от микробов.

Задание 4

Примерный ответ : Учёный Луи Пастер является основоположником науки – микробиологии, которая изучает микроорганизмы (мельчайшие одноклеточные существа): бактерии, грибы, вирусы. Именно Пастеру удалось собрать воедино все открытые ранее факты и создать науку. Работы Пастера позволили создать антибиотики, учение об иммунитете, разработать теорию пастеризации. Учёные, работавшие после него, основывались, в первую очередь, на его трудах. К.А. Тимирязев считал, что больше Пастера в науке не может сделать даже гений, т.к. именно Пастер и создал науку. Теперь можно только идти по его стопам.

Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX -начале XX в.».

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX - XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Задание 4 . Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

Наука: создание научной картины мира (§ 5).

Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX -начале XX в.».

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX - XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Задание 4 . Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

Наука: создание научной картины мира (§ 5).

Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX -начале XX в.».

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX - XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Задание 4 . Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

Наука: создание научной картины мира (§ 5).

Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX -начале XX в.».

Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX - XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Задание 4 . Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность 2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:

  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;
  2. развивать умение выступать перед аудиторией;
  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».
  1. Введение. Слово учителя истории:

19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.

Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.
  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.
  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.
  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.
  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.

Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.
  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.
  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.
  4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.

Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.

  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.

Примерное содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.
  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.
  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.
  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.
  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

Вопросы:

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.
  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Википедия. Категория: Физики XIX века.

Век Просвещения подготовил бум научных открытий, произошедший в XIX веке. В основе научного мировоззрения эпохи Просвещения лежала идея рационализма — преобладания разума в мыслях и поступках людей. Теология и объяснение явлений божественным промыслом постепенно уступает место наукам о природе и человеке.

Научная революция началась в Европе ещё раньше, в XVII веке, началом торжества разума и эксперимента, поиском причин и закономерностей. Фундаментом для будущего развития науки стали астрономические открытия Галилео Галилея, публикация Исааком Ньютоном в 1687 году основных понятий и аксиом классической механики и открытие .

Родоначальниками науки Нового времени считаются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, заложившие методы экспериментального изучения природы.

XVIII век принёс новые открытия в математике, физике, химии. Были открыты явление фотосинтеза, закон , ультразвук, . Развивалась и медицина: Эдвард Дженнер разработал первую в мире вакцину - от оспы.

События и участники

Физика и химия

1831 г. - английский физик и химик Майкл Фарадей открыл явление . Благодаря этому открытию стало возможным создание .

1865 г. - английский физик Джеймс Кларк Максвелл разработал , в соответствии с которой свет является электромагнитной волной.

1869 г. - русский химик Д.И. Менделеев открыл химических элементов.

1888 г. - немецкий инженер Генрих Герц доказал существование , теоретически описанных Максвеллом.

1895 г. - немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл названные впоследствии его именем лучи, позволяющие просветить и зафиксировать внутреннее строение предметов, а также человеческое тело. Вильгельм Рентген - первый обладатель Нобелевской премии по физике.

1896 г. - французский физик Антуан Беккерель открыл явление , которое объяснило механизм действия рентгеновских лучей.

1898 г. - французские учёные Пьер и Мария Кюри открыли радиоактивный металл радий. Открытия Беккереля, Кюри, а также Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора стали прологом восторжествовавшей в XX веке физики атомного ядра.

Биология и медицина

1859 г. - английский учёный-натуралист Чарльз Дарвин опубликовал работу , ставшую революционной в естествознании. Дарвин научно обосновал и изложил теорию естественного отбора. Учёный пришёл к выводу, что живая природа и человек не сотворены Богом, а сформировались в результате длительного процесса эволюции. Также Дарвин доказал, что у человека и обезьяны общие предки.

1864 г. - французский биолог и химик Луи Пастер открыл , являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний. Это открытие стало началом новой науки - микробиологии. Благодаря открытиям Пастера были разработаны технологии стерилизации и пастеризации, позволяющие дольше сохранять от порчи продукты питания.

1882 г. - немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, «бациллу Коха», и разработал профилактические меры против эпидемий.

Общественные науки

1848 г. - немецкий экономист и философ Карл Маркс опубликовал «Манифест коммунистической партии», в котором провозгласил скорую гибель капитализма. В своих работах Маркс разработал теорию классовой борьбы и теорию смены общественно-экономических формаций; показал, что строй жизни людей определяется способом организации материального производства.

Заключение

XIX век стал веком торжества науки и техники. Научные исследования послужили ускорителями индустриальной революции, практическое применение науки стало приносить коммерческую выгоду. Также были сделаны фундаментальные открытия, послужившие фундаментом научно-технических прорывов XX века, таких как и освоение космоса.

Параллели

Учение Дарвина о происхождении видов и естественном отборе по силе воздействия на умы современников можно сравнить с открытием великого учёного XVI века Николая Коперника гелиоцентрической системы мира. В то время как Коперник показал, что Земля - вовсе не центр мироздания, а сама вращается вокруг Солнца, Дарвин обосновал не божественное, а земное происхождение человека, да ещё и упомянул общего предка человека и обезьяны. Оба этих открытия нанесли серьёзный удар по самолюбию человека, нарушили идею главенствующего положения человека в системе мироздания. Оба открытия - и Дарвина, и Коперника - долго не признавались церковью как противоречащие Священному Писанию.

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Цель:

Определить тенденции развития научной мысли в Европе XΙX века;

Рассмотреть достижения науки XΙX века.

Словарь:

МИКРОБИОЛОГИЯ - наука, изучающая микроорганизмы, их систематику, морфологию, физиологию, биохимию, генетику, распространение и роль в круговороте веществ в природе, микроорганизмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Создатель микробиологии - Л. Пастер.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Нескольким учащимся раздаются карточки-задания по пройденным темам;

Двум-трем ученикам раздаются варианты теста по пройденной теме.

Остальные ученики работают по форме фронтального опроса.

Объяснение материала можно провести в виде самостоятельной работы класса с учебником. По ходу такой работы ребята составляют в тетради таблицу. В конце урока все вместе делаем вывод по уроку

Научная область

Год открытия

Фамилия ученого

Майкл Фарадей

Явление электромагнитной индукции – создание электродвигателя

Джеймс Майкл Максвелл

Электромагнитная теория света – передача электричества в пространстве

Генрих Герц

Подтвердил существование электромагнитных волн и установил что скорость их распространения = 300тыс.км./с.

А.С. Попов

Беспроволочный телеграф

Хенрик Лоренц

Продолжил разрабатывать теорию электромагнетизма

Джон Стоней

Ввел термин «электрон» для обозначения атома.

Вильгельм Конрад Рентген

Открытие невидимых Х-лучей – создание рентгеновского аппарата – нобелевская премия

Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри

Создали учение о сложном строении атома – нобелевская премия.

Биология

Чарльз Дарвин

Обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Луи Пастер

Открытие новой науки – микробиологии, создана прививка от бешенства. Заложил основы учения об иммунитете.

Открыл вакцину от оспы

Рене Лаэннек

Сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп

Роберт Кох

Открыл возбудителя туберкулеза – бациллу Коха

Илья Ильич Мечников

Основоположник эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.

Открытия, сведенные в таблицу, имели огромное значение для развития индустриального общества.

Домашнее задание

Слайд 1

НАУКА: СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.

Слайд 2

«Повелитель молний»

В ряду великих открытий стоит открытие электромагнетизма, совершённое Майклом Фарадеем(1791-1867).В 1831г М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что,если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, в ней появляется электрический ток.Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя.«Повелитель молний» называли его современники. Учёный стал членом Королевского общества.

Слайд 3

Вильгельм Конрад Рентген

В конце 1895г физик В.К.Рентген исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные Х-лучами. Эти лучи обладали свойствами: Оставаясь невидимыми, они пронизывают разные предметы в разной степени и с их помощью можно не то, что скрыто от глаз слоем, но и запечатлеть на фотоплёнке. Великое изобретение сразу получило практическое применение в медицине. Рентгену, первому среди физиков, была присуждена Нобелевская премия.

Слайд 4

Открытие Рентгена нуждалось в объяснении. Цела группа учёных – Пьер Кюри, Мария Склодовская-Кюри, Анри Беккерель, Нильс Бор – изучали явление радиоактивности и создала учение о сложном строении атома. Открытие радиоактивности, за которое супруги Кюри и А. Беккерель получили Нобелевскую премию по физике, открыл дорогу в « странный мир микрочастиц». Какая-то энергия таилась внутри атома, она высвобождалась в процессе распада атомного ядра, и вместе с тем совершалось превращение атома радиоактивного вещества в атом другого вещества. Стало ясно, что атом не мельчайшая неделимая частица, что он сам имеет сложное строение.

Слайд 6

Чарльз Дарвин

Переворот в естествознании произвела книга английского учёного-натуралиста Ч.Дарвина.(1809-1882) «Происхождение видов». На основании огромного обобщения ботанического и зоологического материала, накопленного во время кругосветного путешествия, учёный пришёл к выводу что вся живая природа постепенно формировалась в процессе длительного развития.

Слайд 7

Новая наука-микробиология.

Естествоиспытатели всего мира спорили о том, существует ли «самозарождение» Луи Пастер не спорил он работал! Пастер установил что брожение процесс биологический, вызванный микробами. Опыты Пастера имели большое значение для создания методов стерилизации и пастеризации различных продуктов. Он разработал методы предохранительных прививок против заразных болезней и бешенства. Его исследования послужили основой для учения об иммунитете.