“Есть память, которой не будет конца”. Классный час:«Память, которой не будет конца «Память, которой не будет конца»

Я решила принять участие в конкурсе «Спасибо деду за победу!», так как людей, которые не считают СССР главной страной, разгромившей фашистскую Германию. Советское государство спасло многие народы от полного истребления.

Хорошо, что объявили такой конкурс, одно дело учить по учебнику, а другое - узнать, что в этих страшных событиях принимали участие родные тебе люди.

Время летит так быстро, что те, кто воевал, для нашего поколения считаются прадедушками, а у некоторых уже и прапрадедушками. И нам, их потомкам, надо как можно полнее раскрыть их подвиг, увековечить события, из которых и складывалась Великая Отечественная война. Наш народ заплатил слишком великую цену за эту Победу.

В 60 - е годы про потери в этой войне говорили около 20 миллионов. Потом стали утверждать, что 20, позже, более 20 и в настоящее время называют цифру 27 миллионов, а за каждой цифрой конкретный человек.

Страшно представить себе, что кто - то не дождался сына, отца, брата или сестру. Написала и подумала, а каково было моей прабабушке, получить похоронку, а у нее на руках осталось трое маленьких детей.

Жили мои родственники в Кировской области. Мой прадед Григорий Макарович Дудин родился в 1907 году в крестьянской семье. Окончил три класса начальной школы. Учеба давалась легко, но учиться дальше не было возможности. О том, что он был очень способный, говорит тот факт, что Григорий, имея такое образование, занимал должность кладовщика, а перед войной его назначили бригадиром.

К этому времени он уже был женат. Его красавицу жену звали Федора. Жили очень дружно. Григорий был еще и отличным сапожником. Перед войной сшил для дочери такие крохотные туфельки, что все изумлялись. Они прошли проверку временем, в них ходила и моя мама. Но, недолго длилось это счастье, так как грянула война, которая изменила жизнь всех советских людей.

О ее начале узнали только к вечеру 22 июня 1941 года. Эшелоны с мобилизованными уходили по железной дороге один за другим. Федора хваталась за мужа, как будто предчувствовала, что видит его в последний раз. А сын Иван, как вцепился в отца еще дома, так и не отпускал ни на минуту. Григорий с тоской оглядывал все вокруг на перроне, еще не понимая до конца, что помчит его поезд навстречу страшной судьбе.

Гудок паровоза оповестил, что состав отправляется. Что тут началось! Мужчины, скрывая слезы, с силой отрывали от себя обезумевших жен, пришлось сделать это и Григорию. Поцеловал последний раз сына в теплую макушку, он толкнул его в сторону матери. Потом бегом вместе со всеми догонял свой вагон и оттуда наблюдал, как вдали расплывались родные лица, пока не исчезли совсем.

Немцы наступали по трем направлениям – Север, Центр и Юг. Войска под командованием фон Бока наступали на Москву. На южном направлении основной удар на Киев, Сталинград, Закавказье богатое нефтью. Ленинград должны были стереть с лица земли войска генерала фон Лееба.

Среди защитников северной столицы был и Григорий Дудин. Он попал на Западный фронт. Немцы, когда не получилось с ходу взять город, решили задушить его костлявой рукой голода. Горожане и войска были лишены запасов продовольствия после взрывов на Бадаевских складах. Они прозвучали в начале первых атак фашистов на Ленинград.

Пайки хлеба были урезаны до минимума. На работающего, давали 250 граммов хлеба, а на иждивенца 125, солдаты получали по 500 граммов.

Непрерывные бомбежки с воздуха выматывали защитников города. В один из таких налетов Григорий был ранен. В больницах не хватало перевязочного материала, медикаментов. Кормили, как всех жителей города. Он рвался на фронт, который был совсем рядом.

Солдат не унывал, так как по натуре был веселый находчивый. В кармане его гимнастерки лежали письма, полученные из дома. Федора писала, что все у них в порядке. Живут хорошо, не голодают.

Григорий уже насмотрелся на смерть. Она была кругом. Умирали не только от бомбежек, но и от голода и холода. В письмах - треугольничках из дома, он умел читать между строк. Понимал, как им тяжело, но согревало то, что они живы и это самое главное.

В тылу действительно было тяжело. Женщины выполняли свою работу, а также ту, которая раньше была обязанностью мужчин. Надо было ещё и платить налоги, а чем?

Однажды уполномоченные довели Федору до такого состояния, пугая расстрелом, что она вскочила и закричала: «К какой стенке становиться, ну?» Те, махнули рукой и ушли.

Дети все время просили есть, как им объяснить, что еды нет. Эти умоляющие, голодные глаза прабабушка помнила до конца своих дней. Моя мама рассказывала, что в мирное время, когда они были чем - то не довольны, бабушка все время повторяла: «Господи, лишь бы не было войны и голода».

Хотя Григорий уже имел ранение, но в бою не осторожничал и получил второе. Ему раздробило фаланги пальцев правой руки. Письмо домой писал его друг по палате.

Федора упала в обморок, увидев незнакомый почерк. Когда ее привели в сознание, все уже знали содержание письма. Она долго не могла понять, почему ее Григорий не мог сам написать письмо. Получила она долгожданную весточку еще один раз. Теперь она не удивилась, увидев каракули, подумала, что писал опять какой - то сосед. Оказалось, что писал Григорий, но левой рукой. Он научился это делать, так как не хотел никого пускать в свою счастливую семейную жизнь.

Теперь становится понятным, почему моя прабабушка, до конца своей жизни осталась солдатской вдовой. Она все время ждала, что откроется дверь и войдет ее веселый, озорной Григорий. У мертвых одно преимущество, они не стареют.

В последнем письме он писал, что, скорее всего не выживет и его ожидает смерть. Так оно и случилось. Вскоре пришло извещение, что он умер в госпитале. Все, некого было моей бабушке называть папой, а моя мама никогда не знала своего дедушки. Будь проклята война, которая лишает родных людей и приносит столько горя и страданий.

Долгое время семья не знала, где похоронен мой прадед, но стараниями моей тети не только узнали, но и посетили мемориал на Пискаревском кладбище, где похоронены останки прадеда Григория Макаровича Дудина.

Иван привез свою мать к братской могиле, где покоился ее ненаглядный Григорий. Верная жена опустилась на колени, поздоровалась со своим мужем, высыпала горсть родной земли и начала отчет о своей жизни. Плакали не только сын и внучка, но и все, кто в тот момент находился рядом. А народу там, всегда очень много.

Хочу сказать огромное спасибо тем, кто организовал этот конкурс. Он заставил мою семью связаться со всеми родственниками, поднять все документы, которые касались моего прадеда.

Не нашли последних писем -треугольников. Их свято хранила моя прабабушка, а потом и бабушка. Жизнь разбросала всех по городам и весям нашей огромной страны. Знаем точно, что они есть, но чтобы найти их, нужно время. Мы обязательно найдем, потому что это память, а давно известно, что без памяти нет прошлого, а значит, нет и будущего. Такого допустить нельзя!

Классный час: «Память, которой не будет конца»

Цель: 1. Расширять исторические знания детей.

2. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Ход мероприятия.

Ведущий: Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Советские люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

И здесь нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Песня «Русские березы».

Ведущий: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германией. Наша страна вступила в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Каждый год наш народ проникновенно поклоняется великим тем военным годам. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца.

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Ведущий: Казалось шесть десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие прямо в сердце.

«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цвету приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

Песня «Священная война».

Война – жестче нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – светлее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Ведущий: Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре – наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В поход. На ночном привале.

Ведущий : В истории Великой Отечественной войны есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года.

Ведущий: Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную (всеобщую) мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжелыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд», новыми самолетами.

Ведущий : Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали Курское направление. Им казалось, что выдвинутый на запад Курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность танковых ударов на узких участках фронта.

Родина! Пламя ударило в небо –

Ты слышишь, Родина

Тихо сказала: «Вставайте на помощь».

Родина.

Ведущий : Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.

Ведущий: Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантер». Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон, сразу нарушив тщательно размеченный график его действий.

Ведущий: Итак, фашистское наступление началось 5 июля 1943 года.

Плескалось багровое знамя

Горели багровые звезды

Слепая пурга накрывала

Багровый от крови закат.

И слышалось поступь дивизий,

Точная поступь солдат!

Навстречу раскатом ревущего грома

Мы в бой поднимались сурово.

На наших знаменах начертано слово:

«Победа!»

Ведущий : Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось и спустя месяц, 5 августа 1943 года, советские войска освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.

Ведущий: 50 дней продолжалось Курская битва. За эти дни фашистские войска потеряли более полмиллиона солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы.

Ведущий : 23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ведущий: В те тяжелые годы войны наши славные воины умели не только побеждать, постоять за свою Родину, но и в редкие минуты затишья они умели отдыхать.

Ведущий: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу – женщин, стариков. Они заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте.

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!...

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым,

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Рубила, возила, копала, -

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву,

Далекое имя твое.

Ведущий: В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10 – 14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Ведущий: Никогда не будут забыты имена ребят – героев: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Зина Портнова.

Портреты детей-героев

Земли Российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг,

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Ведущий: Прошло уже 70 лет со дня Курской битвы. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину.

Ведущий: Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

Минута молчания.

(со свечой) Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретится уж.

Эта свеча – частица любви,

Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них,

Жизни негаснущий свет!

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Ведущий: Каждый день Великой Отечественной войны и на фронте, и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Ведущий: И он пришел, этот день – 9 мая 1945 года – ДЕНЬ ПОБЕДЫ! С каким нетерпением ждали его люди. Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания.

В девятый день ликующего мая.

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек!

Песня «День Победы»

Победа! Победа!

Во имя отчизны – победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!

Мы учимся в школе,

Растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим мы расти!

Песня «Пусть всегда будет солнце!»

Сценарий открытия музея детского движения
«Есть память, которой не будет конца».

Задачи:
1. Развитие интереса к истории своего города, области.
2. Воспитание любви к малой Родине.
3. Воспитание уважения к людям старшего поколения, через знакомство с их прошлым.

В зале музея дети с атрибутами по тематике экспозиций музея.
Ведущий читает слова, картинка «оживает».
Фоном торжественно - значимая музыка.
Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Фоном «Школьный вальс»
Из школьной летописи фотографии,
И экспонаты в витринах разложены,
Выпускников многих есть биографии,
О медалистах есть всё, что положено.

Фоном «Учителя вы в нашем сердце остаётесь навсегда»

О педагогах, ушедших на пенсию,
Об учителях, что сейчас здесь работают.
Труд их сравнить можно только лишь с песнею,
Труд озарён их о детях заботою.

Фоном «День Победы» (с припева)

Память хранится и о героях,
Тех, что в Великой войне победили.
Их ордена и трофеи напомнят
Подвиги, что в честь страны совершили.

Фоном торжественно - значимая музыка (как в начале)

Музеев в мире нам не счесть!
Музеев в мире много есть -
И удивительных, и странных.
Музей Московского метро,
Алмазный фонд, Музей Тюссо -
Тех восковых фигур прекрасных.
А мы создали свой музей,
Чтобы порадовать друзей.

Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришёл к нам, на открытие ….музея!
У нашего музея сегодня новоселье, открытие, а лучше всего сказать День рождения!
Мы сегодня именинники!
С днём рождения, тебя музей!

Звучат фанфары.

По старой, доброй традиции на день рождения принято приглашать друзей.
И сегодня в этом зале собрались наши настоящие друзья. Мы приветствуем Вас!

Танец х/с «Восторг».
«Ожившие» фигуры расходятся к экспозициям.

Ведущая: У каждого музея свое лицо, свой неповторимый облик.
Ведь именно в нем — собрана самая обширная информация об истории нашего сибирского края, культуре, природных богатствах, которые на протяжении многого времени передаётся нашими предками из поколения в поколение.
А самое главное, у нашего музея есть душа…
Это человек, который живет и работает рядом с нами.
Тот, кто не равнодушен к истории земли Тарской, который точно знает, что если жив хотя бы один человек, который хранит память о своих земляках и ему не безразлично какими глазами смотрит в будущее наш район и область, то процветать и прирастать талантами той земле. Я говорю о нашем директоре, инициаторе открытия музея Л. А. Вандышевой.

Слово Л. А. Вандышевой.
Экскурсия по экспозиционным залам музея.
В ходе экскурсии слово предоставляется Майе Галиевне Алимбековой,
Зое Михайловне Сафроновой.
Фоном на словах ведущей классическая музыка.

Ведущая: Эхо пионерских костров, полная романтики комсомольская юность, легкий выпускной вальс, строгий, но справедливый взгляд школьных наставников, легендарные победоносные сороковые, одним словом вся история Тарского района, вся история образования сегодня перед нами, как на ладони. В этом зале чувства, эмоции, мысли ни одного поколения. Нам хотелось бы, чтобы своими впечатлениями о нашем музее, поделились вы, дорогие гости.
Слово гостям.
Ведущая: Продолжая нашу экскурсию, хочется сказать, что музейная экспозиция и память соединились в едином порыве, чтобы запечатлеть для истории имена.
Кем был твой прадед на Руси -
Свою фамилию спроси…
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись - и ты увидишь в них
Историю России.

Валерия Рунёва: (возле экспозиции с документами С. М. Рунёвой)
Я никогда не видела своей прабабушки.
О ней много мне рассказывали родители.
Сима Максимовна Рунёва была первой комсомолкой Тарского района.
Всю свою жизнь она посвятила воспитанию маленьких детей. Много лет проработала она заведующей детским садом.
Встречалась с подрастающим поколением, рассказывала о комсомольских подвигах, о собраниях, об интересных и важных делах.
Я рассматриваю документы и фотографии, которые моя прабабушка передала когда - то Людмиле Алексеевне и горжусь, что я её правнучка.
В музее сохранились воспоминания моего прадеда - Сергея Михайловича Рунёва. Их жизнь - уже история, история, которая учит добру, справедливости и честности. Учителем математики проработала в школе №4 моя бабушка Леокадия Павловна Рунёва, в Центре детского творчества работает моя мама. Я постараюсь, чтобы славная фамилия моих предков не затерялась, ведь кто знает, может славная педагогическая династия имеет своё продолжение!
Ведущая: Хорошо, что есть у нас, друзья, музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе всё-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.

Друг, в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе и жизни.
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь.

За всеми этими красиво оформленными экспозициями, за аккуратно покрашенными стенами, с любовью наклеенными обоями, труд обыкновенных педагогов, которые преданы своему делу, которым не безразлично,
какой они оставят след?
След, чтобы вытерли паркет?
Или большой незримый след
В чужой душе на много лет.
Слово Л. А. Вандышевой для слов благодарности всем, кто создавал музей.

Ведущая: Мы рассказали кратко о музее вам
Вы чаще приходите в гости к нам
Музей мы начали лишь создавать
Нам предстоит его преумножать и развивать

Мы смотрим в будущее с радостью и новыми надеждами.
В наших музеях много интересной, творческой, очень важной и значимой работы.
И сегодняшнее открытие - это этап в движении вперед, это точка отсчета для новых планов, новых историй и открытий! Спасибо всем! Мы просим пройти вас за чайный стол!

Память, которой не будет конца.

Цель: Формирование патриотических качеств у школьников.

Задачи: Воспитание патриотического сознания; развитие творческих способностей и чувства коллективизма.

Аннотация: Данное мероприятие разработано для учащихся 8-9 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционно проводится накануне Дня Победы.

Оформление:

1.Плакаты: “Есть память, которой не будет конца”, “Никто не забыт, и ничто не забыто!”

2.Музыкальное оформление: «Давным - давно была война», «Священная война», «День Победы».

3.Презентация.

Ход мероприятия

Звучит музыка Слайд 2.

Вед. Мы здесь с тобой не потому, что дата

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Вед . Помните!

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

Вед. Каждый год наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 63 года, потому что время не властно предать их забвению. “Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня собрались накануне Дня Победы.

Вед. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

Звучит песня “Священная война”. Слайд 3 - 8

Вед. 22 июня 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий и минометов, около 5 000 самолетов, до 200 кораблей.

Слайд 9 - 11

Вед. Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Слайд 12 - 35

Вед. Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,

Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью.

Вед. Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

Вед Мы не просто вспоминаем день войны,

Не для слез и мемуаров вспоминаем.

Вед Люди мира вспоминать о нем должны.

Мы об этом всей Земле напоминаем!

Вед . Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви… Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать Родину.

Вед. Нет, это не заслуга, а удача -

Быть девушке солдатом на войне. Слайд 36.

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшим счастьем девушки считали

Возможность умереть за свой народ!

Рассказ о Зое Космодемьянской .

Вед. Кто там улицей крадется,

Кто в такую ночь не спит?

На ветру листовка вьется.

Биржа черная горит.

Это было в Краснодоне,

В грозном зареве войны,

Комсомольское подполье

Поднялось за честь страны!

Слайд 37 Молодая гвардия.

Вед . Горнили “К бою!” трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые –

На левый фланг, в солдатский строй!

Слайд 38Александр Матросов

Рассказ о героях: Гастелло, Панфилов, Голиков, Дубинин.

Памяти замученных в концлагерях

Слайд 41 - 43

Сожженные деревни Слайд 44 – 47

Вед. Для многих солдат будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы это будущее наступило для нас!

Вед. Потухшими листьями ветер играет, Слайд 48 - 49

Дождем проливным венки заливает,

Но словно огонь у подножья - гвоздика!

Никто не забыт, и ничто - не забыто!

Слайд 50 - 55

Вед. Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Вед. Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Минута молчания .

Слайд 56 – 57

Звучит песня “День Победы” в исполнении участников мероприятия.

Возложение цветов к мемориалу Памяти.