Военный Обозреватель. «Рабочие лошадки» флота обновили вооружение История разработки проекта

Главный штаб ВМФ России принял решение провести модернизацию больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО - Udaloy ) . На сегодня это основные корабли дальней морской зоны в российском флоте. Именно их отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Модернизация БПК будет включать в себя оснащение современными пушками А-192, ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут». Благодаря этому корабли «станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями», - пояснил представитель Главкомата ВМФ газете «Известия» .

По его словам, модернизация 30-летних БПК проекта 1155 может обойтись в 2 млрд. рублей за один корабль. При этом стоимость строительства нового эсминца дальней морской зоны превышает 30 млрд. рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил газете «Известия», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения как БПК 1155 даже нет в проекте. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России такие функции есть только у фрегатов проекта 22350. Но они в два раза меньше, менее автономны и хуже вооружены.

В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными - ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным - БПК 1155 «Фрегат» с мощной гидроакустической станцией в носу. На сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не эксплуатируются из-за проблем с котлами - на ходу всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ.

В ВМС США на сегодня больше больше 40 универсальных эсминцев Arleigh Burke, способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк». Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого будет объявлен конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выбран завод. Основные претенденты на этот заказ - «Северная верфь» в Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.

Кроме вооружения на БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»).

В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК проекта 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

При модернизации могут столкнутся с рядом серьезных технических проблем - подойдут ли габариты новых оружейных систем для строго корпуса БПК. Если придется ломать корпус, это существенно может повысить стоимость проекта. «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» - уже нет, говорят специалисты КБ.

Первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года: разработка головного проекта займет около 1,5 года - каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации - пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось восемь таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же - на Северном. С 2008 года для борьбы с пиратfми в Сомали привлекались пять из них - «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко». БПК «Адмирал Харламов» стоит в резерве с 2006 года. Возможно именно он будет головным кораблем модернизация всего проекта.

БПК проекта 1155 / Фото: ru.wikipedia.org

Модернизированные большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 будут вооружены крылатыми ракетами "Калибр" и "Оникс", сообщил журналистам в среду на главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков.

«ВМФ планирует модернизировать все восемь кораблей этого проекта, после модернизации срок их службы продлится еще на 10-15 лет»

В составе ВМФ России находятся восемь кораблей этого проекта: четыре на Тихоокеанском флоте и четыре на Северном. Эти надводные корабли являются одними из ключевых кораблей ВМФ, способных действовать в дальней морской (океанской) зоне.

"Первый корабль мы модернизируем через два года. Все эти корабли будут вооружены новыми ракетными комплексами "Калибр" и "Оникс", — сказал главком.

Ранее Чирков заявил РИА Новости , что ВМФ планирует модернизировать все восемь кораблей этого проекта, после модернизации срок их службы продлится еще на 10-15 лет.

Техническая справка

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр - «Фрегат», код НАТО - Udaloy ) - тип больших противолодочных кораблей (по классификации НАТО - эскадренных миноносцев). Были приняты в 1980-м году на вооружение Военно-Морского Флота СССР, в настоящее время в количестве 8 единиц (в том числе 1 БПК «Адмирал Харламов» с 2006 года находится в резерве) состоят на вооружении ВМФ Российской Федерации. Ещё 2 корабля, «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый», были заложены по проекту 1155.1, из них достроен только первый.

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы - 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».

История строительства

Всего было построено 12 кораблей этого типа.

  • «Удалой» (1980)
  • «Вице-адмирал Кулаков» (1982)
  • «Маршал Василевский» (1983)
  • «Адмирал Захаров» (1983)
  • «Адмирал Спиридонов» (1984)
  • «Адмирал Трибуц» (1985)
  • «Маршал Шапошников» (1987)
  • «Североморск»(1987)
  • «Адмирал Левченко» (1988)
  • «Адмирал Виноградов» (1988)
  • «Адмирал Харламов» (1989)
  • «Адмирал Пантелеев» (1991)

Конструкция

Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК - около 30 м, диаметр - более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.

Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.

В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Служба

На начало 2010 года в составе ВМФ Российской Федерации находится 8 кораблей этого типа, в том числе:

  • Северный флот - «Адмирал Левченко», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков», «Адмирал Харламов» (в резерве, начало планировавшейся модернизации отсрочено).
  • Тихоокеанский флот - «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц».

Оценка проекта

После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С.Г. Горшкова в 1983 г. был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.

По результатам рассмотрения Главком ВМФ С.Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В.П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И.М. Шрамко, главным наблюдающим - Н.А. Андреев.

При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Метель» был заменен на противокорабельный «Москит», 533 мм торпедные аппараты – на универсальный противолодочный комплекс «Водопад», а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130, реактивные бомбометные установки РБУ-6000 – на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-мм автоматы АК-630М – на ЗРАК «Кортик», а ГАК «Полином» – на ГАК «Звезда-2».

Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объемы, и был изготовлен в виде единого агрегата.

Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нем инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта – «Адмирал Чабаненко».

Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны - именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведет с 2008 года.

Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».

- Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, - пояснил собеседник издания.

По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчетам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

«Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока еще даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта 22350. Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны - не могут отплывать далеко от базы - и несут меньше вооружения,» - пояснил Захаров.

Тактико-технические показатели
Основные характеристики
Водоизмещение, т 6930 – нормальное;
7570 - полное
Длина, м 145,0 - по КВЛ;
163,5 - наибольшая
Ширина, м 17,2 - по КВЛ;
19,0 - наибольшая
Осадка, м 5,2 – средняя;
7,87 - по обтекателю антенны ГАК
Двигатели 2 форсажных ГТД;
2 маршевых ГТД
Мощность, л.с 2х25 250 - форсажных ГТД;
2х9000 - маршевых ГТД
Движитель 2 ВФШ
Скорость хода, узла

32 – полная;
18 - экономическая

Дальность плавания, морских миль 5000 - на 14 узлах при наибольшем запасе топлива;
2400 - на 32 узлах
Автономность плавания, суток 30 (по запасам провизии)
Экипаж 220 (в том числе 29 офицеров)
Вооружение
Радиоэлектронное вооружение РЛС «Фрегат»;
ГАК «Полином»
Артиллерия 2х1 100-мм АУ АК-100 (1200 выстрелов);
2х1 45-мм 21-КМ
Зенитная артиллерия 4х6 ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 2 ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР)
Противолодочное вооружение 2х4 ПУ ПЛУР «Раструб-Б» (8 ПЛУР 85-РУ);
2х12 213-мм РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 2х4 533-мм ТА ПТА-53-1155 (8 торпед 53-65К, СЭТ-65 или ПЛУР 83РН)
Авиационная группа 2 вертолёта Ка-27ПЛ

Советский Военно-морской флот в середине 80-х годов имел мощнейшую группировку военных кораблей среднего класса, способных выполнять различные боевые задачи в любой точке мирового океана. Большие противолодочные корабли и сторожевики, сходившие со стапелей советских судостроительных заводов, имели довольно крупное водоизмещение, мощное и развитое вооружение. Несмотря на то, что в классификации ВМФ СССР такие корабли относились к БПК и СКР, на Западе их сразу отнесли к классу фрегатов, универсальных боевых судов. Особое место в этом списке занимают БПК проекта 1155 типа «Удалой», входившие в состав ВМФ СССР и продолжающие сегодня оставаться в составе отечественного флота.

Спущенные на воду в конце 80-х годов корабль типа «Удалой» «Адмирал Виноградов» и фрегат «Маршал Шапошников» входят в состав отряда боевых кораблей ТОВ. Сегодня, спустя почти 30 лет, корабли этого типа не утратили своего боевого значения.

Переквалифицированные в класс фрегатов, восемь кораблей типа «Удалой» остаются в составе Северного и Тихоокеанского флота. Корабль типа проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» является последним 12 кораблем в серии. Предстоящая модернизация кораблей позволит существенно продлить срок их службы, превратив в полноценные боевые единицы современного российского ВМФ. Развитием первого советского фрегата стал корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», спущенный на воду уже после развала Союза и вошедший в 1992 году состав Российского ВМФ.

После спуска на воду первого корабля, последующее строительство оставшихся 3-х судов серии было прекращено. БПК «Адмирал Чабаненко» уже был причислен в классификации НАТО к классу эсминцев.

История рождения БПК проекта 1155

Советский Союз, начиная с середины 60-х годов, активно стал вводить в строй боевые суда сразу двух классов, Большие Противолодочные Корабли и Сторожевые Корабли. Построенные на советских верфях корабли являлись универсальными судами и по своим тактико-техническим характеристикам не имели аналогов в иностранных флотах. Однако время не стоит на месте и оперативно-тактическая обстановка на море потребовала создания нового, более совершенного корабля. Последующим развитием класса БПК и СКР в военно-морском флоте стал проект 1155.

Получив техническое задание от Высшего военно-морского руководства страны, конструкторы Северного ПКБ при разработке проектной документации не стали изобретать велосипед. Было принято «соломоново решение» использовать все самое лучшее от предыдущих проектов, сторожевиков типа «Буревестник» и БПК проекта 1134А типа «Беркут». Оба типа судов доказали на практике свою эффективность, обладая хорошими мореходными качествами и широкими боевыми возможностями.

Толчком к созданию нового проекта послужил ввод в строй американского флота новых подводных лодок, способных скрытно действовать на морских коммуникациях и вблизи баз и мест дислокации ВМФ СССР. Новый корабль должен был иметь лучшее зрение и увеличенную автономность плавания. К тому же, остро встал вопрос об оснащении боевого судна эффективной защитой от противокорабельных ракет. Боевые действия у Фолклендских островов летом 1982 года между Великобританией и Аргентиной наглядно показали недостаточность обороны соединений боевых кораблей от ударов с воздуха.

На заметку: Прекрасным примером слабости боевых судов перед лицом угрозы ракетного удара стало потопление британского эсминца «Шеффилд» во время боевых действий у Фолклендских (Мальвинских) островов. Вполне современный корабль Флота Ее Величества эсминец УРО «Шеффилд» сгорел от попадания ракеты «Эксозет», выпущенной с аргентинского бомбардировщика.

Помимо нового радиоэлектронного оборудования и системы ПВО, новый корабль должен был иметь большую дальность плавания. Оперативные задачи, вставшие перед советским флотом, требовали ведения борьбы с подлодками и кораблями вероятного противника на значительном удалении о баз флота.

Результатом долгой и плодотворной работы ленинградских конструкторов стало появление БПК проекта 1155 с шифром «Удалой». В классификации НАТО новый советский корабль еще на стадии разработки получил индекс «Udaloy» и был причислен к классу фрегатов. Корабли улучшенного проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» получили индекс «Udaloy II».

Что представлял собой новый корабль проекта 1155 типа «Фрегат»

Создавая новый корабль, конструкторы получили указание сделать так, чтобы корабли пошли в серию на производственных мощностях советских судостроительных заводов без задержек и проволочек. В связи с этим многие узлы и агрегаты нового БПК были аналогичны по своим параметрам деталям и узлам предыдущего проекта 1134А. Водоизмещение корабля также находилось в допустимых параметрах — 4200 тонн.

Единственное, что пришлось менять – это существенно увеличить первоначальные размеры корабля. Для установки нового гидроакустической станции требовался корпус большей длины. Во всем остальном новый БПК проекта 1155 сильно напоминал большие противолодочные корабли типа «Беркут». Боевое оснащение было усилено противолодочным вертолетом и системами противолодочного вооружения. Изюминкой проекта стали обновленные РЛС и гидроакустический комплекс. Было решено создать судно большего водоизмещения, не оглядываясь на производственные возможности судоверфи завода «Янтарь».

На кораблях проекта значительно усилена система ПВО , которая вместо традиционного зенитно-ракетного комплекса «Оса» оснащалась совершенными ЗРК «Кинжал». Количество 30-мм зенитных автоматов было увеличено до четырех штук. Начиная с 8-го по счету серийного судна большого противолодочного корабля проекта 1155 «Североморск», бывший «Симферополь», на всех последующих серийных суда ставили использовать в конструкции новые материалы. Это позволило существенно продлить срок эксплуатации судов.

На заметку: На последней стадии разработки проекта, было принято ряд радикальных решений. На фрегатах проекта 1155 должно было базироваться два вертолета. Корабль дополнительно оснащался еще одним из комплексов радиолокационного слежения. Требовалось значительно повысить другие тактико-технические характеристики боевых судов. Окончательный вид проект принял в 1976 году. Это был уже корабль водоизмещением 7000 тонн. Двигательная установка, обладала мощностью 62000 л.с., с возможностью увеличения до 80 тыс. л.с. Соответственно у корабля должна была увеличиться максимальная скорость хода, до 29 узлов. Основным отличием двигательной установки нового типа является возможность быстро переходить на формированный режим работы.

В итоге получилось боевое судно, схожее по основным ТТХ с БПК типа «Беркут» только на совершенно другом качественно уровне. Сильно поменялся и облик корабля. Новая РЛС значительно уменьшила площадь надстроек. На корме фрегата значительное место отводилось вертолетному ангару. Большее водоизмещение позволило установить на «Удалой» уже две артиллерийские системы АК-100 и АК-630.

Местом закладки и постройки головного судна проекта фрегата «Удалой» стал Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Строили судно почти три года. В 1980 году головной корабль был спущен на воду и уже с января 1981 числился в составе Северного флота. Практически одновременно с головным кораблем на верфях ССЗ им. Жданова был заложен первый серийный корабль Большой Противолодочный Корабль проекта 1155 «Вице — адмирал Кулаков». В отличие от прототипа, первенец серии строился значительно дольше. Уже в процессе эксплуатации головного корабля конструкторы по ходу строительства серийного образца вносили коррективы и изменения в проектную документацию. Строительство велось интенсивными темпами вплоть до спуска на воду последнего серийного корабля этого проекта «Адмирал Пантелеев». За ним последовала закладка и спуск на воду практически другого судна, фрегата «Адмирал Чабаненко».

Было решено использовать для строительства не только мощности Калининградского ССЗ «Янтарь», но и подключить к серийному строительству фрегатов верфи судостроительного завода им. Жданова в Ленинграде. На ленинградской верфи были построены четыре единицы этого проекта. После спуска на воду 12-го по счету серийного корабля проекта 1155 « Адмирал Пантелеев», финальной точкой в истории кораблей этого класса стало появление в составе российского флота улучшенной версии фрегатов типа «Удалой, корабля проекта 1155.1. На судне установили более мощный противокорабельный комплекс «Москит» и новейший на тот момент Противолодочный комплекс «Водопад». Большой Противолодочный Корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» оказался единственным, спущенным на воду кораблей улучшенной версии. Незавершенное строительство фрегатов типа «Удалой II» стало лебединой песней в эпопее со строительством для отечественного флота кораблей класса фрегат. Уже последний серийный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» практически являлся кораблем другого класса, больше схожим по боевым характеристикам с эсминцами.

Боевая служба кораблей проекта 1155 в составе ВМФ России

На сегодняшний день первые советские фрегаты составляют основу боевых соединений Северного и Тихоокеанского флота. В строю Северного флота находится и самый первый серийный корабль проекта 1155, модернизированный фрегат «Вице-адмирал Кулаков».

В современном российском флоте корабли этого проекта взяли на себя выполнение функций эсминцев. В связи с отсутствием в составе флота эсминцев в середине 90-х годов было принято подвергнуть наиболее сохранившиеся суда кардинальной модернизации. Результатом вносимых усовершенствований стало появление практически новых кораблей, больше похожих по боевому потенциалу на эсминцы. Соответственно изменились и боевые задачи, которые выполняли обновленные корабли. Благодаря тому, что в составе флота находится довольно большое количество судов этого типа, принято решение проводить плановые ремонты и модернизацию фрегатов. Так пока фрегат «Маршал Шапошников» находился на ремонте, его собрат корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» участвовал в боевых учениях на Тихом океане, нес продолжительную службу в составе соединения российского флота в Средиземном море. Отличительной чертой боевой службы кораблей этого класса является их интенсивная эксплуатация. Из всего корабельного состава Северного и Тихоокеанского флота именно эти боевые суда осуществляют самый большой объем работы. Корабли Северного флота в новом тысячелетии активно включились в борьбу с пиратством. Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Североморск» длительное время осуществлял патрулирование судов у берегов Восточной Африки. Его собрат фрегат «Адмирал Харламов» неоднократно участвовал в боевых походах, наглядно демонстрируя военное присутствие ВМФ России на океанских просторах.

Интенсивная боевая служба выпала на долю другого корабля этого проекта фрегата «Адмирал Виноградов». Длительное время корабль нес патрульную службу в Аденском заливе, защищая торговые суда и караваны от действия морских пиратов. Затем боевую единицу не раз включали в состав соединения кораблей ТОФ, отряженных для посещения с дружескими визитами иностранных портов в странах Тихоокеанского региона. Поочередно, меняясь с кораблем этого же проекта «Адмирал Пантелеев» и другими боевыми судами Тихоокеанского флота, корабль совершил целый ряд дальних походов, посещая иностранные порты в Индийском океане.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Наличие мощного военно-морского флота – это один из главных признаков сильной военной державы. Причем, кроме соответствующего количественного и качественного состава, современный флот должен иметь еще одну способность – возможность решать боевые задачи в значительном отдалении от собственных баз. Говоря другими словами, военно-морские силы обязаны уметь защищать геополитические интересы своей страны в любой точке Мирового океана.

Одной из основных задач боевых кораблей дальней морской зоны является борьба с подводными лодками противника, в первую очередь с его стратегическими атомными ракетоносцами. В составе российского флота подобные задачи способны решать большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 «Фрегат». По классификации НАТО они относятся к эскадренным миноносцам ПЛО.

Разработка проекта 1155 началась еще в первой половине 70-х годов в Северном проектно-техническом бюро, головной корабль серии – БПК «Удалой» – был спущен со стапелей судостроительного завода «Янтарь» в 1980 году. Всего же было построено 12 БПЛ этой серии, последний из них – корабль «Адмирал Пантелеев» был принят в состав Тихоокеанского флота в декабре 1991 года, то есть уже после распада Советского Союза.

В 1990 и 1991 году по модернизированному проекту 1155.1 были заложены два корабля – «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый». Позже планировали построить еще два БПК проекта 1155.1, однако эти планы так и не были реализованы. Из заложенных кораблей достроен был только «Адмирал Чабаненко».

Резкое уменьшение численности корабельного состава, которое последовало вслед за распадом СССР, превратило корабли проекта 1155 в настоящие «рабочие лошадки» российского ВМФ . Так, например, большой противолодочный корабль «Североморск» на протяжении длительного времени проводил патрулирование в Аденском заливе, защищая торговые суда от пиратов. Привлекался к выполнению аналогичных задач и другой корабль проекта – «Адмирал Виноградов». А «Адмирал Пантелеев» совершил несколько дальних походов в Тихом и Индийском океане.

Корабли проекта 1155 — самые совершенные охотники за подводными лодками

По своим основным характеристикам БПК проекта 1155 считаются одними из самых совершенных кораблей ПЛО в мире. Эти корабли вобрали в себя все достижения советского военно-промышленного комплекса. Еще более удачным получился проект 1151.1 – сохранив противолодочные возможности базовой серии, он дополнительно получил мощное противокорабельное вооружение. Единственным слабым местом БПК проекта 1151 можно назвать отсутствие систем противовоздушной обороны дальнего действия, что не позволяет кораблям бороться с самолетами – основными носителями противокорабельного вооружения.

История создания кораблей проекта 1155

Бурное развитие подводного флота уже в конце 60-х годов заставило руководство советского ВМФ задуматься над созданием противолодочных кораблей нового поколения с большей дальностью обнаружения и уничтожения противника. Кроме того, требовалось усилить защиту БПК от ракетного вооружения и увеличить мощь артиллерийского вооружения. В начале 70-х годов Северное ПКБ получило задание на разработку проекта нового противолодочного корабля. Работы над ним начались в 1972 году.

Первоначально конструкторы хотели взять за основу проект 1135, что позволило бы строить новый БПК на уже готовых стапелях. Однако военные требовали оснастить корабль гидроакустическим комплексом нового поколения и разместить на палубе противолодочные вертолеты, поэтому от ограничений, заданных небольшими размерами 1135, пришлось отказаться. Новый ГАК «Полином» по своим характеристикам значительно превосходил комплексы предыдущего поколения «Титан-2» и «Титан-2Т», но при этом он весил почти 800 тонн и имел длину 30 метров. Неудивительно, что проект в конце концов преодолел рубеж в 7 тыс. тонн полного водоизмещения.

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков»

Форма кормовых обводов корабля была продиктована необходимостью размещения двух вертолетов и взлетно-посадочной палубы для них. Из артиллерийского вооружения БПК получил установки АК-100 и АК-630, а в качестве основного средства ПВО – многоканальную ЗРК «Кинжал».

Корабль решили оснастить газотурбинной силовой установкой, отличавшейся по сравнению с паротурбинной большей удельной емкостью при сравнительно небольших размерах.

В июле 1977 года на стапелях завода «Янтарь» был заложен головной корабль проекта – «Удалой». Буквально через несколько месяцев в Ленинграде на заводе им. Жданова начались работы над вторым кораблем серии – БПК «Вице-адмирал Кулаков». «Удалой» был принят в состав КСФ в конце 1980 года, а через двенадцать месяцев вслед за ним на север отправился и «Вице-адмирал Кулаков».

Всего же было построено 12 кораблей проекта 1155, они вошли в состав Тихоокеанского и Северного флота. Последним в серии стал корабль «Адмирал Пантелеев», который был заложен в 1988 году и спущен на воду в 1990 году. На данный момент четыре корабля этой серии уже списаны и утилизированы (в том числе и «Удалой»), а еще восемь – продолжают нести боевую службу.

В настоящее время состав Северного флота входят: «Вице-адмирал Кулаков», «Адмирал Левченко», большой противолодочный корабль «Североморск» и БПК «Адмирал Харламов». Причем последний сейчас находится в резерве. К ТОФ приписаны следующие БПК проекта 1155: «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев», «Маршал Шапошников» и корабль «Адмирал Виноградов». В настоящий момент «Маршал Шапошников» находится в ремонте, который начался в 2016 году.

Улучшенный проект 1155.1 «Фрегат»

В конце 80-х началась модернизация проекта 1155. Улучшенная версия получила обозначение 1155.1. Разработчики ставили перед собой задачу создать корабль с большей степенью универсальности, который бы более гармонично сочетал в себе противолодочные, противокорабельные и противовоздушные функции.

В модернизированном варианте две 100-мм артиллерийские установки были заменены одной 130-мм спаренной, также корабль получил противолодочный комплекс «Водопад», благодаря чему появилось место для размещения восьми ПКР «Москит». Кроме того, зенитные орудия АК-630М заменили комплексом (ЗРАК) «Кортик», что серьезно усилило противовоздушные возможности БПК. Также корабли модернизированного проекта получили новый, еще более совершенный гидроакустический комплекс.

Благодаря всем вышеперечисленным доработкам, противолодочный корабль практически превратился в универсальный эсминец, который способен решать значительный спектр боевых задач.

Большой противолодочный корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко»

Первоначально планировалось построить десять кораблей проекта 1155.1, первый из них – «Адмирал Чабаненко» – был заложен в 1990 году. В следующем году началась постройка второго корабля серии, а также был сделан предварительный заказ на еще два корабля. Однако вскоре СССР приказал долго жить, и все эти планы остались нереализованными. Достроить сумели только головной корабль – «Адмирал Чабаненко», второй БПК этого проекта был разобран на стапеле.

В целом, проект 1155.1 получился весьма удачным. Его можно назвать дальнейшим развитием концепции ракетных крейсеров проекта 1134, которые, кроме мощного противолодочного вооружения, имели на борту и противокорабельные ракеты. Единственным его слабым местом можно назвать отсутствие на борту системы ПВО дальнего действия.

В настоящее время БПК «Адмирал Чабаненко» входит в состав Северного флота.

Описание конструкции и основные ее особенности

Корпус корабля проекта стальной с удлиненным полубаком (2/3 длины), значительным развалом шпангоутов в носовой части и двойным дном по всей его длине. Торпедообразный антенный обтекатель гидроакустического комплекса расположен в носовой оконечности. Корабли данного проекта оснащены системой успокоения бортовой качки, которая уменьшает ее в три раза.

Корпус разделен на отсеки огнеупорными перегородками, в отделке внутренних помещений используются негорючие материалы. Корабли данного проекта имеют систему пенотушения.

В кормовой и средней части корабля имеются три группы надстроек, в конструкции которых широко использованы алюминиевые и магниевые сплавы. Ангары для двух вертолетов Ка-27 размещены в кормовой надстройке.

Также следует добавить, что конструкторы большое внимание уделили обитаемости корабля с учетом его использования в различных климатических условиях. Офицеры размещены в комфортабельных одно- и двухместных каютах, мичманы – в помещениях на два и четыре человека, а матросы занимают кубрики, вместимостью в 12-14 человек. На борту есть специальные помещения для занятия спортом, отдыха, лазарет для приема больных или раненых.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из двух газотурбинных агрегатов М9. В состав каждого из них входит маршевый (9 тыс. л. с.) и форсажный (22 тыс. л. с.) двигатель. Подобная конструкция позволяет рационально использовать топливо. Еще одним важным достоинством газотурбинной энергетической установки является возможность быстрого выхода на максимальные обороты – 10-15 минут. У паротурбинной установки это процесс может занять больше часа.

Для энергообеспечения корабельных систем используются четыре газотурбогенератора, мощностью по 1250 кВт каждый.

Основой противолодочного вооружения кораблей данного проекта является гидроакустический комплекс «Полином», который по своим характеристикам в несколько раз превосходит ГАК предыдущего поколения. Он способен обнаружить подводную лодку противника на дистанции в 40-50 км. Кроме субмарин, «Полином» может засекать торпеды и якорные мины. Также можно добавить, что БПК проекта 1155 самые маленькие, из всех, оснащенных этим комплексом. В кормовой части корабля находится буксируемая антенна.

Вооружение: артиллерийское, ракетное, противолодочное

В состав противолодочного вооружения кораблей проекта 1155 входит:

  • Ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б». С его помощью можно поражать не только субмарины противника, но и его надводные корабли. Пусковые установки комплекса расположены под ходовым мостиком корабля;
  • Два торпедных аппарата калибра 533 мм. Они располагаются на вращающейся платформе с электрическим приводом;
  • Две бомбометные реактивные установки РБУ-6000, каждая из которых имеет 12 стволов калибром 213 мм. Они расположены в кормовой части корабля.

В состав артиллерийского вооружения входит:

  • Две 100-мм автоматические пушки АК-100 калибра. Они предназначены для поражения воздушных, надводных и береговых целей. Скорострельность АК-100 достигает 60 выстрелов в минуту, а дальность его стрельбы – 21,5 км. Охлаждение осуществляется за счет забортной воды;
  • Четыре шестиствольные автоматические установки АК-630. Они способны поражать разные цели, как надводные, так и воздушные. АК-630 – это основное средство ПВО корабля на малых дистанциях. Скорострельность составляет 5000 выстрелов в минуту, а дальность поражения – 5 тыс. метров;
  • Одно 45-мм салютное оружие 21-КМ.

Комплекс противовоздушного вооружения кораблей серии состоит из двух ЗРК «Кинжал». Они размещаются в подпалубных контейнерах на корме и полубаке. Ракеты стартуют вертикально. Комплекс способен обстреливать четыре цели, на которые для увеличения вероятности поражения наводится сразу до 8 ракет.

Схема размещения комплексов вооружения на БПК 1155

В состав радиолокационного оборудования БПК проекта 1155 входит трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА». Она способна обнаруживать надводные и воздушные цели на дистанции в 300 км. Для обнаружения низколетящих целей используется двухкоординатная РЛС «Подкат» с дальностью обнаружения в 30 км. Также корабли серии оснащены РЛС сопровождения целей для комплекса «Кинжал», радаром управления артиллерийским огнем и РЛС управления ракетными стрельбами.

Модернизация БПК проекта 1155

В настоящее время принято решение о масштабной модернизации кораблей проекта 1155. Ее основным направлением станет повышение противокорабельных возможностей БПК.

Корабли получат новые 130-мм артиллерийские установки, ЗРК «Редут» с вертикальными пусковыми установками и, самое главное, крылатые ракеты «Калибр» . Также будет рассмотрена возможность вооружения кораблей ПКР «Оникс». Работы уже начались, их планируют завершить до 2022 года. Стоимость модернизации одного корабля будет составлять примерно 3 млрд рублей. Это гораздо дешевле, чем постройка новых эсминцев или противолодочных кораблей.

После модернизации корабли получат новые возможности, они станут более универсальными и смогут оставаться в строю еще десять или пятнадцать лет.

.
Благодаря удачной находке коллеги gorjatschew (ссылка 1 , о которой мне любезно сообщили сразу несколько читателей) у нас появилась возможность узнать кое-какие подробности о модернизации БПК ТОФ "Маршал Шапошников", который ориентировочно с 11.02.2016 находится в Дальзаводе. Забавно и грустно одновременно, что подробности эти стали известны из плана закупок ЦСД на 2017 г., размещённом не на официальном сайте предприятия, где его нет (ссылка 2 ), а в закупках Роснефти (!), интерес которой к владивостокскому СРЗ вызван тем, что, с 02.2016 по заказу нефтяного гиганта там достраиваются два танкера ледового класса. Другими словами, информация о "Шапошникове" досталась нам чисто случайно, волею судеб. Ниже сделана попытка представить, как можно разместить на корабле некоторые изделия, заявленные в названном плане, и добавлены факты, которые отсутствуют в записи по ссылке 1.



Ревизия закупок

Для начала перечислю в более полной форме и с авторскими дополнениями (в квадратных скобках) все закупки, планируемые в 2017 г. ЦС "Дальзавод", касающиеся БПК "Маршал Шапошников" (зав. № 114, а также заказы 04326 и 06326) :

№111 (593-ЗЦ) − прокат толстолистовой для судостроения (для БПК "Маршал Шапошников"), количество − 67,9 тонны, начальная (максимальная) цена договора − 6 143 035 руб., срок исполнения − до выполнения сторонами всех обязательств по договору;

№171 (230-ЗП) − поставка прутков бронзовых на БПК "Маршал Шапошников", 21 700 кг, 14 682 125 руб., срок исполнения договора − 01.06.2017;

№406 (147-ЗЦ), №617 (395-ЕП) − выполнение работ по восстановлению стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 ["Полином"], 1 комплект, 10 000 000 руб., 01.12.2017;

№493 (229-ЗЦ) − выполнение работ по изготовлению отливок спецоснастки с предварительной механической обработкой для выполнения работ на БПК "Маршал Шапошников" (заказ 04326), 7 шт., 2 000 000 руб., 01.07.2017;

№631 (418-ЗЦ) − выполнение работ по среднему ремонту [маршевых] газотурбинных двигателей ДО63, 2 шт., 107 298 197 руб., 30.11.2018;

№632 (417-ЗЦ) − выполнение работ по среднему ремонту [форсажных] газотурбинных двигателей ДТ59, 2 шт., 142 916 425 руб., 30.11.2018;

№638 (432-ЗЦ) − поставка АПК ИПЭ-1155 [аппаратно-программный комплекс информационной поддержки эксплуатации], 1 компл., [поставщик − "Неотек Марин" (СПб)?], 15 812 000 руб., 30.06.2017;

№673 (431-ЗЦ) − поставка СИП БЖ 1155-114 [система информационной поддержки борьбы за живучесть]; 1 компл., 31 506 000 руб., 30.05.2019 ;

№723 (522-ЕП) - выполнение работ по зачистке цистерн БПК "Маршал Шапошников", 835 650 руб., 30.07.2017;

№737 (570-ЕП) − изделие 3Р14Н-1155 [универсальная корабельная система управления стрельбой (УКСУС) комплекса "Калибр"] для заказа зав. № 114, 1 компл., "Моринформсистема-Агат" (Москва), 439 849 626,76 руб., 11.07.2019 ;

№765 (596-ЕП) − КАСУ 3Р60У [корабельная аппаратура системы управления ПКРК "Уран" (по аналогии с 3Р60 берегового ракетного комплекса 3К60 "Бал" с ПКР Х-35)], для БПК "Маршал Шапошников" (заказ 06326), 1 компл., "Гранит-Электрон" (СПб), 128 896 514,39 руб., 30.12.2018;

№770 (576-ЕП) − изделие "Пурга-115" [система управления торпедной и бомбовой стрельбой противолодочного оружия], 1 компл., "Гранит-Электрон" (СПб), 315 034 915,44 руб, 30.11.2018;

№771 (601-ЕП) − изделия УВПУ [универсальные вертикальные пусковые установки] 3С-14-1155 для заказа 06326 ["Маршал Шапошников"], 2 шт, КБСМ (СПб), 649 370 933 руб., 01.09.2018;

№776 (611-ЗП) − поставка электронасоса НЦВ 25/20Б для заказа 06326 ("Маршал Шапошников"), 1 шт., [завод "ЭНА" (ЭлектроНасосные Агрегаты, Щёлково)] 730 656 руб., 01.11.2017;

781 (614-ЕП) − аппаратура МГИ [для измерения скорости звука в морской воде?] ("Маршал Шапошников"), 1 компл., "Дальприбор" (Владивосток), 4 804 650 руб., 2018.

Что имеем?

Судя по фото 6-9, по состоянию на 18.07.2017 с корабля были демонтированы :

1) вторая (возвышенная) АУ АК-100;
2) обе ПУ КТ-100М-1155 универсального ракетного комплекса УРК-5 "Раструб" ("Раструб-Б");
3) грузовой кран, расположенный между кормовой трубой и кормовой батареей ЗРК "Кинжал" − характерное "украшение", свойственное проектам 1155 и 1164;
4) антенный пост РЛС общего обнаружения и целеуказания "Фрегат-МА" (МР-750), располагавшийся на вершине грот-мачты;
5) антенный пост СУАО "Лев" (МР-184);
6) форсажные и маршевые газовые турбины (ДТ59 и ДО63).

Считать, что перечисленные изделия демонтировали для ремонта с последующим монтажом на прежних местах (кроме ГТД), наверное, было бы наивным. Другим очевидным фактом стал перенос окончания среднего ремонта с модернизацией с 2018 г. (ссылка 3 ) по крайней мере на 2019 г., т. к. срок исполнения договоров по пунктам 673 и 723 в плане закупок датируется 30.05 и 11.07.2019.

Оптимальный вариант

С учётом зафиксированного демонтажа наиболее оптимальным для БПК пр. 1155М представляется следующий состав нового вооружения с соответствующими системами управления:

1) 2х8 УВП ЗРК "Редут" или 2х12 УВП ЗРК "Ураган-1" ("Штиль-1") на месте второй АУ АК-100;
2) 2х8 наклонных ПУ комплекса "Калибр" на месте ПУ УРК "Раструб";
3) 2х4 ПУ ПКРК "Ураган" на месте грузового крана (за кормовой трубой, перед кормовой батареей ЗРК "Кинжал").

1. Есть информация, что размер пускового модуля ЗРК "Редут" на 8 ракетомест (для ЗУР 9М96) для корабля класса "корвет" − ДхШхВ = 3250х2250х4735 мм (ссылка 4 ), хотя по другим данным стартовая длина ракеты 9М96 4750 мм (ссылка 5 ). В то же время, на схеме Т. Гротника (NTW 2015-06, стр. 99 − ссылка 6 ) в пересчёте по ширине 22350 (16,0 м) размеры подобного модуля в плане значительно больше − 4330х2570 мм (при длине ракеты 9М96Д 5650 мм), но там и габариты УКСК получаются больше заявленных разработчиком (ДхШ 4200х2350 вместо 3760х1970 мм). Как бы то ни было 2х8 ячеек УВП ЗРК "Редут" легко помещаются в объёме, который занимала АК-100 − судя по продольному разрезу 1155 Ю. Апалькова ДхВ подбашенного отделения составляют около 6500х9500 мм, а его ширина, скорее всего близка к длине.

Однако, в случае с "Редутом" не всё так просто. Во-первых, он ещё не прошёл госиспытания, и неизвестно точно, когда пройдёт (хотя все надеются на конец 2017 г.). Во вторых, для его нормального функционирования надо основательно обновить радиотехническое вооружение, что непозволительно с точки зрения сроков пребывания "Шапошникова" в заводе. Поэтому гораздо более приемлемым вариантом является ЗРК "Ураган-1", который ещё тоже не прошёл "госы", но там дело упирается в частный вопрос включения в боекомплект дополнительной ЗУР с активной РГСН (9М317МА).

"Ураган-1" работает под старыми-добрыми РЛС "Фрегат" ("Фрегат-М2"?) и СУО 3Р91 ("Орех-1"?), с размещением которых на корабле особых проблем быть не должно. 3Р91 (радиопрожекторы, пульты и пр.), разумеется, будет доработана по результатам испытаний "Адмирала Макарова". УВП ЗРК (3С90.1?) имеет весьма оригинальную конструкцию (илл. 9) − это не "этажерка" по типу 3С14, простирающаяся на всю глубину погреба, а плоская панель высотой менее метра (ДхШхВ 7150х1750х950 мм − ссылка 7 ), к которой снизу подвешиваются ТПС с ракетами. Несмотря на превышение лимита по длине, легко заметить, что по краям пусковой установки расположены отсеки с гидро- и электрооборудованием суммарной длиной около 1800 мм, и в случае расположения УВП на палубе надстройки оставшиеся длина (5350 мм) и высота (при потребной глубине погреба 7 400 мм) без особых проблем впишутся в подбашенное отделение АК-100.

Таким образом, "Маршал Шапошников" и другие БПК пр. 1155, ожидающие модернизации, могли бы получить пусть и не полноценный комплекс зональной (коллективной) обороны, но по крайней мере ещё один эшелон ПВО, который позволил бы сбивать, если не носители, то высокоточные авиационные средства поражения (АСП) на дальности до 50 км от ордера и высоте 25 км с перспективой их увеличения до 70 и 35 км (по аналогии с ЗРК "Бук-М3") (ссылка 8 , ссылка 9 ). А это совсем не то, что ЗРК "Кинжал" (12 и 6 км), позволяющий самолётам противника свободно летать над БПК пр. 1155 на высоте, скажем, 6500 м и бомбить их КАБами с лазерным наведением, и даже не новейший "Тор-М2КМ" (15 и 10 км − ссылка 10 ).

Цитата : "Несмотря на то, что комплекс "Ураган" в отличие от "Кинжала" не предназначался специально для поражения крылатых ракет и других видов высокоточного оружия [ВТО], испытания [на СКР проекта 61 "Проворный" в 1978-1981 г.г.] подтвердили высокую эффективность его применения по подобным целям. Была успешно поражена реактивная глубинная бомба РГБ-60 с ЭПР, гораздо меньшей, нежели у типовых образцов ВТО" (Р. Ангельский, В. Коровин "ЗРК М-22 "Ураган", Техника и вооружение №1/2014). Напомню, что М-22 начинал с дальности 25 км и высоты 15 км.

2. Насколько известно автору блога, никаких изображений наклонных ПУ УКСК в открытой печати до сих пор не публиковалось. Однако идея таких ПУ витает в воздухе, и, судя по всему, в виде проектных проработок они есть в природе. Известно о них очень мало: индекс − 3С14П (где "П", надо полагать, означает палубная ), габаритные размеры − ДхШхВ 9520х2600х4600 мм, количество ракетомест − 8 (ссылка 11 ). Тот факт, что высота установки почти вдвое превышает её ширину, говорит о расположении ТПС (ТПК) по два в четыре яруса. Прорисовки "на салфетке" показали, что ПУ в подобной конфигурации очень плохо вписывается в архитектуру "Шапошникова" и его систершипов, т. к. КТ-100М-1155 имеет ДхВ(Ш) приблизительно 7000х3000 мм. Для данного проекта гораздо больше подошли бы пусковые установки в формате 3х2, 3х3, либо (если главкомату ВМФ так дорога цифра 8) − с тремя ТПС в каждом из двух нижних ярусов и двумя в третьем верхнем. С точки зрения аэродинамики, для крылатых ракет 3М14 и 3М54 препятствий для наклонного старта, на первый взгляд, нет никаких. Что касается баллистической 91Р, которая входит в состав не только "Калибра-НК", но и "Калибра-ПЛ", в случае невозможности обеспечить ей при пуске необходимый угол наклона траектории она может стартовать по-лодочному − по образу и подобию "Водопада-НК" ( ).

3. Судя по всему, грузовой кран на БПК пр. 1155 оказался "лишней деталью", иначе с ним не расстались бы с лёгким сердцем. При большом желании компактные ПУ "Урана" можно было бы разместить и между носовой трубой и грот-мачтой − расстояние между ними составляет примерно 6,5 м (на СКР пр. 11540 для установки двух 3С24 потребовалось на метр больше, но, я думаю, эту маленькую проблему удалось бы как-то решить). При размещении ПУ необходимо помнить о раскалённой реактивной струе ракеты 3М24 (Х-35), выходящей из контейнера с работающим стартовым ускорителем (фото 13). Если на 11540 для этого нет никаких преград, то на 1155 в случае размещения 3С24 тыльной стороной к борту в зону риска попадают торпедные аппараты с боекомплектом. Без газоотбойных щитов здесь не обойтись.

Реальный вариант

К сожалению, о реальном варианте говорить пока рано. Для того, чтобы мозаика сложилась не хватает ещё одного элемента, поскольку на три посадочных места, которые ранее были заняты второй АК-100, ПУ КТ-100М УРК "Раструб" и грузовым краном, приходится два оружейных комплекта − две УВП (УВПУ) 3С14-1155 комплекса "Калибр" и две ПУ 3С24 (1х4 КТ-184) комплекса "Уран". Если бы демонтировали "Раструб", но оставили кран, всё было бы убого, но понятно (убого − потому что худосочные КТ-184 разместили бы в нишах, предназначенных для массивных КТ-100М). Если бы убрали только кран, из драгоценного боекомплекта 3С14 (всего 16 ракетомест) можно было бы исключить 91Р. Демонтаж того и другого спутал все карты.

С большой вероятностью (95%) УВП УКСК расположатся на месте второй башни АК-100 (скорее всего − в продольном направлении), а ПУ "Урана" − между кормовой трубой и ближайшей к ней батарее "Кинжала". О том, что планируют установить вместо "Раструба", можно лишь догадываться. Возможно, это будут палубные ПУ ПКРК "Оникс" в виде облагороженных "этажерок" МРК "Накат" в формате 2х6 − ясность в этом вопросе может внести план закупок "Дальзавода" на будущий год. Не исключено, что в конечном итоге облик теперь уже многоцелевого корабля океанской зоны (эсминца) пр. 1155М приблизится к казавшейся некогда фантастической (если не сказать, утопической) проработке "Моринформсистемы-Агат" (илл. 14).

Примечание . У "Шапошникова" был один врождённый дефект, по которому он безошибочно определялся среди однотипных кораблей − отсутствие антенного поста РЛС обнаружения и целеуказания низколетящих воздушных целей МР-350 "Подкат" на вершине фок-мачты (к слову, среди 1155 есть ещё один "калека" − БПК "Вице-адмирал Кулаков" без АП носовой батареи ЗРК "Кинжал"). РЛС ОНЦ является важнейшим компонентом корабельной ПВО/ПРО, поэтому вместо устаревшего "Подката" на заказе зав. № 114 планируется установить новую станцию 5П-30Н2 "Фрегат-Н2" (надеюсь, с тем же функционалом), разработанную НПП "Салют" в рамках ОКР "Рыбец" и уже опробованную на том же "Кулакове" (ссылка 3 , ссылка 12 ).


2. Последнее фото "Маршала Шапошникова" до ремонта, известное автору блога, 24.08.2015 ( VAS63 с forums.airbase.ru)


3. Первое фото "Шапошникова" в ремонте, известное автору блога, Дальзавод, 11.02.2016 ( PSV_Sport с forums.airbase.ru, фрагмент;