Депортация крымских татар ➕ крымские татары. на службе у гитлера

Вопреки завываниям профессиональных русофобов дореволюционная Россия, в отличие от «цивилизованных» британцев или французов, вовсе не являлась колониальной державой. Среди её элиты можно было встретить представителей едва ли не всех населявших нашу страну национальностей. Мало того, зачастую присоединяемые к Империи инородцы получали больше прав, чем коренные русские.

Не стали исключением и крымские татары. Указом Екатерины II от 22 февраля (4 марта) 1784 года местной знати были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Гарантировалась неприкосновенность религии, муллы и другие представители мусульманского духовенства освобождались от уплаты налогов. Крымские татары были освобождены от воинской повинности .

Однако как справедливо гласит русская пословица: «Сколько волка ни корми — он всё в лес смотрит». Оказалось, что время уже упущено. Если присоединённые двумя веками раньше казанские татары успели стать для русских добрыми соседями, то их крымские сородичи никак не желали смириться с тем, что эпоха набегов и грабежей безвозвратно ушла, испытывая к созидательному труду органическое отвращение.

«Поселившиеся на полуострове крымские татары, по характеру местности разделяясь на степных и горных, различаются между собою и по образу жизни. Горный татарин обладает более роскошною природою и потому знаком с бОльшим довольством домашней жизни, но зато гораздо ленивее степного. Он сидит целый день в тени своих садов, курит трубку и, смотря на обилие плодов, уверен, что сбыт их обеспечит в достаточной степени, на круглый год, всё его семейство. Имея много свободного времени, горный татарин любит проводить время в беседе, предаваться разным увеселениям, верховой езде и другим забавам, развивающим его предприимчивость и умственные способности. В этом отношении он стоит гораздо выше своего собрата-степняка, хотя, по значительной лени и бездеятельности в домашнем быту, живёт так же грязно и бедно: его жилище, пища и одежда отличаются необыкновенною простотою и воздержанностию.

Ещё в худшем положении находится жизнь степного татарина. По природе ленивый, он работает только по необходимости и настолько, чтобы не умереть с голода. Татарин пашет землю, роет водопроводные канавы, для поливки своих полей, только потому, что без них невозможно его существование. Степной татарин может по пальцам пересчитать, сколько раз в своей жизни он пробовал баранье или говяжье блюдо; если он ест пшено на молоке, какую-нибудь жидкую кашицу и круглый год хлеб — он совершенно доволен своим положением и не станет никогда жаловаться на свою участь, или бедность. Вокруг него повсюду видно отсутствие довольства; его дом или лучше мазанка, с плоскою черепичною крышею, построена наскоро, кое-как, обмазана глиною и мало защищает от непогоды; его полуразвалившийся, со дня постройки, забор сложен из кизяка или насухо из мелкого камня. В ауле видна беспорядочность постройки, кучи сору, отсутствие жизни и деятельности; в доме татарина — нечистота и неопрятность составляют характеристическую принадлежность каждого семейства» .

В конце XVIII века бОльшая часть татарских обитателей полуострова перебирается на жительство в Турцию . Оставшиеся затаили хамство, выжидая подходящий момент, чтобы отомстить «русским гяурам», разрушившим привычный работорговый образ жизни.

Удобный случай представился во время Крымской войны 1853-1856 годов. Поначалу татары скрывали свои намерения, стараясь усыпить бдительность русских властей. По праздникам духовенство произносило в мечетях пафосные речи насчёт преданности государю и России. В письме к местному губернатору генерал-лейтенанту В.И.Пестелю от 19(31) января 1854 года таврический муфтий Сеид-Джелиль-Эффенди напыщенно заявлял:

«Я напротив, смело уверяю, что между всем татарским населением нет никого, на которого бы нынешний разрыв с Турецкою Портою и война с нею наводил даже мысль доброжелательную к единоверцам, известным здесь, у нас, между татарами, своим безумным, необузданным и своевольным фанатизмом, гибельным для них самих и для каждого гражданина» .

Жители делали пожертвования в пользу русских войск, принимали их с показным радушием. Например, 8(20) апреля 1854 года в Евпатории общество татар угощало водкой 3-ю батарею 14-й артиллерийской бригады .

Подобными поступками крымские татары вполне достигли своей цели. В рапорте новороссийскому генерал-губернатору князю М.С.Воронцову от 17(29) ноября 1853 года таврический губернатор В.И.Пестель легкомысленно уверял, будто все слухи о волнении татарского населения ложны. Дескать, управляя девять лет губернией, он вполне изучил все оттенки татарского характера, никто из татар не желает возвращения под владычество турок. И вообще ситуация под контролем: ему «будет известно всё, что будет делаться и говориться не только у татар, но и у христиан, в числе которых есть вредные болтуны» .

Между тем, пользуясь ротозейством губернатора, татары устраивали в разных местах Крыма сходки и совещания, тщательно скрывая их от христианского населения. Присланные из Константинополя турецкие эмиссары призывали к восстанию против русских, обещая райские кущи после «соединения с правоверными» . Неудивительно, что стоило английским, французским и турецким войскам начать 1(13) сентября 1854 года высадку под Евпаторией , как в настроениях крымских татар произошла «значительная перемена в пользу неприятеля» .

Для обустройства захваченной территории оккупанты предусмотрительно привезли в своём обозе эмигрантское отребье: поляка Вильгельма Токарского и потомка рода Гиреев Сеит-Ибраим-пашу. Первого из них назначили гражданским комендантом Евпатории, второй должен был стать «живым знаменем» для мятежных татар. Впрочем, на самом деле мирно коротавший свой век в Болгарии как частное лицо потомок крымских ханов пашой никогда не был. Это звание ему присвоили условно, для поднятия авторитета среди дикого и невежественного татарского населения .

— Отныне, — торжественно объявил Токарский собравшимся татарам, — Крым не будет принадлежать России, но, оставаясь под покровительством Франции, будет свободным и независимым.

В сопровождении огромной толпы Токарский вместе с Сеит-Ибраимом отправились в мечеть, где было совершено торжественное богослужение. Восторгу татар не было пределов. В холуйском порыве они подняли и понесли Ибраим-пашу, целовали руки и одежду турецких солдат .

Видя такое развитие событий, остававшиеся в Евпатории христиане были вынуждены искать спасения в бегстве, однако на дороге их нагоняли верховые татары, грабили, били и нередко связанными по рукам и ногам доставляли в руки неприятеля. Многие из жителей города поплатились увечьем, а некоторые были умерщвлены самым зверским образом .

Новый гражданский губернатор Евпатории сформировал из местных татар диван или городское управление. Гласный думы Осман-Ага-Чардачи-Оглу, более известный под уличным именем Сукур-Османа, был назначен вице-губернатором города, кузнец Хуссейн — капитаном .

Согласившись с Ибраим-пашой, Токарский приказал татарам грабить всех крестьян немусульманского вероисповедания . Навёрстывая упущенное за время российского рабства, «угнетённые жертвы самодержавия» с радостью занялись любимым ремеслом. Начался разнузданный грабёж русского населения. В конце 1854 года предводитель дворянства Евпаторийского уезда докладывал губернатору Таврической губернии В.И.Пестелю, что «при возмущении татар в этом уезде бОльшая часть дворянских экономий потерпела расстройство и разорение, имения были разграблены татарами, и рабочий скот отнят, а также лошади и верблюды» .

Так, было подчистую разграблено имение генеральши Поповой Караджа (ныне село Оленевка). Татары отняли весь рогатый скот, овец и лошадей, забрали весь хлеб урожая двух лет, смолоченный в амбарах и немолоченный в скирдах, разорили виноградный и фруктовый сад, рыбный завод, разграбили имущество, мебель, серебро, причинив убыток свыше чем на 17 тыс. рублей . Из имения М.С.Воронцова Ак-Мечеть (ныне Черноморское) вороватые потомки Чингисхана угнали 10 тысяч овец, лошадей князя, не побрезговали взять сахар, стеариновые свечи и вообще утянули всё, что плохо лежит . 4(16) сентября 1854 года было разграблено имение Аджи-Байчи, а его владелец Весинский с братом отведены в Евпаторию .

Выдача русских должностных лиц оккупантам стала ещё одним проявлением предательской деятельности крымских татар. Токарский приказал им ловить казаков и всех чиновников, обещая за это «генеральский чин, большую медаль и 1000 руб. денег». «Под этим предлогом фанатики с кузнецом Хуссейном беспрестанно искали казаков в сундуках у крестьян и бесчинствовали два дня» . В частности, их жертвой стал евпаторийский уездный судья Стойкович, который был избит и захвачен в плен, имение его разграблено, постройки разрушены, и находившиеся там дела уездного суда уничтожены .

Чтобы спастись от татарских бесчинств, большинство уцелевших помещиков принуждены были купить охранный лист за подписью Ибраим-паши, заплатив за него довольно высокую сумму .

Награбленный скот сгонялся в Евпаторию, где его закупали войска антироссийской коалиции, щедро расплачиваясь фальшивыми турецкими ассигнациями . По подсчётам известного торговца-караима Симона Бабовича, татары успели передать неприятелю до 50 тысяч овец и до 15 тысяч голов рогатого скота, большей частью отнятых у христианского населения .

Вскоре после высадки вражеских войск в Крыму таврический губернский прокурор доносил министру юстиции графу В.Н.Панину, что «как видно из поступающих сведений, некоторые из крымских татар в местах, занятых неприятелем, поступают предательски, доставляя во враждебный стан на своих подводах фураж, пригоняя туда для продовольствия стада овец и рогатого скота, похищаемые насильственно в помещичьих экономиях, указывают неприятелю местности, предаются грабежу и вооружённой рукой противоборствуют нашим казакам. У некоторых татар Евпаторийского уезда отыскано оружие...» . Однако в действительности следовало бы говорить не о «некоторых татарах», а о практически поголовном прислужничестве оккупантам.

Массовое предательство затронуло и крымско-татарскую верхушку, мгновенно забывшую обо всех благодеяниях, оказанных ей русскими властями. Как отметил член комитета для пособия жителям Новороссийского края, пострадавшим от войны действительный статский советник Григорьев в представленной наследнику цесаревичу «Записке по поводу войны 1853-1856 г.»: «Мурзы, которые обыкновенно десятками шатались в канцелярии губернатора, с появлением неприятеля исчезли, а некоторые, жившие вблизи Евпатории, передались неприятелю» .

Голова сакский часто бывал с другими татарами в неприятельском лагере, голова джаминский привёл с собой в Евпаторию до 200 человек татар, которые изъявили желание вступить в создаваемые оккупантами вооружённые формирования. Волостной старшина Керкулагской волости забрал 1800 руб. казённых денег, хранившихся в волостном правлении, отправился в Евпаторию, где и поднёс эти деньги Ибраим-паше в виде подарка. Вся волость последовала его примеру и предалась неприятелю .

Впрочем, в своём рвении керкулагский старшина был отнюдь не одинок. Как доносил 3(15) октября 1854 года майор Гангардт новому генерал-губернатору Новороссии Н.Н.Анненкову: «Почти из всех волостей сборщики принесли ему (Ибраим-паше. — И.П.) государственные подати до 100 000 руб. сер. Он очень презрительно выражался о татарах и жестоко их бил. Нагло и мелочно требовал от всех подарки» .

Приходится признать, что в отличие от царской администрации, Ибраим-паша прекрасно понимал психологию крымских татар и знал, как следует с ними обращаться.

Однако бурная деятельность потомка Гиреев встревожила англичан и французов, поскольку они всё-таки посылали его поднимать татарское население на борьбу против России, а не набивать собственные карманы. В результате Ибраим-паша был отдан под строжайший надзор английского и французского военных губернаторов .

Крымские татары неоднократно выступали проводниками войск антироссийской коалиции. Например, когда 22 сентября (4 октября) 1854 года в Ялте высадился вражеский десант, «до 1000 человек неприятелей пошли по домам и преимущественно по присутственным местам, следуя указанию татар, и начали грабить казённое и частное имущество» . Русскими властями было задержано множество татар из деревень Узенбашчик, Бага (Байдарской волости), Ай-Тодор, Бахчисарая и других мест, служивших неприятелю в качестве разведчиков и проводников .

Под руководством английских, французских и турецких офицеров в Евпатории началось формирование специальных отрядов «аскеров» из татар-добровольцев. Вооружённые пиками, пистолетами, саблями и частично винтовками и возглавляемые евпаторийским муллой, они использовались для гарнизонной службы и для разъездов вокруг города . В конце декабря 1854 года в гарнизоне Евпатории насчитывалось до 10 тысяч турецкой пехоты, 300 человек кавалерии и около 5 тысяч татар, способных носить оружие; англичан же и французов там было не более 700 человек .

Помимо Евпатории шайки татар в 200-300 человек бродили по уезду, разоряли имения, грабили и разбойничали. В короткое время татарские бесчинства и грабежи распространились вплоть до Перекопа. В своём предписании командующему резервным батальоном Волынского и Минского полков от 10(22) сентября 1854 года князь Меншиков указывал на необходимость соблюдать особую осторожность при походном движении, «дабы не подвергнуться нечаянному нападению со стороны, как неприятеля, так и жителей» . Общая численность крымско-татарских формирований на службе у антироссийской коалиции превышала 10 тысяч человек .

Кроме того, оккупанты активно использовали своих холуёв для фортификационных работ. Усилиями крымских татар Евпатория была обнесёна укреплениями, улицы баррикадированы, а перед карантином вырыт ров .

Расплата за предательство наступила довольно скоро. 29 сентября (11 октября) 1954 года к городу подошла уланская дивизия генерал-лейтенанта Корфа. «Совершенно ровная и гладкая местность перед Евпаториею дозволила установить тесную блокаду и прекратить сообщение города с уездом. Цепь аванпостов наших, расположенных верстах в пяти от города, составила полукруг, один конец которого примыкал к морю со стороны карантина, а другой — возле каменного моста, на рукаве Гнилого озера. Один дивизион улан, посланный на косу Белу, окончательно замкнул выход из города внутрь страны» .

Поскольку продовольственные запасы в Евпатории были незначительными, англичане и французы, как и подобает цивилизованным европейцам, бросили своих туземных прислужников на произвол судьбы, выдавая им по горсти сухарей в сутки. Хлеб продавался по таким ценам, которые были недоступны татарам. В результате последние терпели страшный голод. Как сообщил 29 ноября (11 декабря) 1854 года один из татар-перебежчиков, многие из его соплеменников принуждены были питаться гнилым луком, отрубями и зёрнами кукурузы. Они переносили страшные лишения и умирали сотнями . Согласно показаниям перебежавшего на нашу сторону татарина:

«Когда сделалось гласным воззвание главнокомандующего, обещавшего прощение всем возвратившимся в свои селения, то ежедневно до 200 женщин и девок стоят около полиции и просят у коменданта Токарского пропуск из города. Токарский строго воспрещает это.

Объявив, что всякий самовольно решившийся выйти из города будет расстрелян, он говорил, что всех возвращающихся татар русские тиранят и вешают, и уверял, что скоро привезут из Варны столько продовольствия, что его будет достаточно для всех жителей города» .

Однако, зная традиционную мягкость и снисходительность российских властей, татары не слишком верили коменданту. Каждый день к русским аванпостам выходило по несколько перебежчиков .

Отличились будущие «невинные жертвы сталинизма» и на противоположном конце Крымского полуострова, когда 13(25) мая 1855 года вражеские войска вступили в Керчь. Спасаясь от разбоя, христианское население города и окрестных деревень, бросив своё имущество, бежало под защиту русской армии:

«Дорога была покрыта в несколько рядов всевозможными экипажами и пешеходами, в числе которых были и дамы, представительницы лучшего общества в Керчи. Спасаясь бегством без предварительных приготовлений, они бросились из города в чём были. В одном платье и в тонких башмаках, от непривычной скорой ходьбы по каменистой дороге, женщины падали в изнеможении, с распухшими и окровавленными ногами. Но этого мало: изменники татары бросились в догоню, грабили, убивали, а над молодыми девушками производили страшные бесчинства. Насилия татар заставляли переселенцев забыть об усталости и спешить за войсками, обеспечивавшими их от опасности» .

Как сообщает действительный статский советник Григорьев в уже упоминавшейся «Записке по поводу войны 1853-1856 г.»: «С моря угрожаемые неприятелем, на своей степи преследуемые изменниками татарами, несчастные керченцы, при всём изнурении сил, движимые чувством страха, бежали по терновой и каменистой дороге, пока не укрылись в безопасное место» . Из 12-тысячного населения в городе осталось не более 2000 человек .

Не гнушались татарские жители Крыма и грабежом православных храмов. Так, ими была разгромлена Захарие-Елизаветинская церковь в принадлежавшем князю М.С.Воронцову уже упомянутом селении Ак-Мечеть . Грабители разломали церковные двери, расхитили ценную утварь, прокололи во многих местах запрестольный образ . После высадки вражеских сил в Керчи татары вместе с примкнувшими к ним мародёрами из экспедиционного корпуса ворвались в церковь Девичьего института, унесли облачение, серебряное кадило, дискос и даже медные кресты, осквернили алтарь .

Впрочем, не все крымские татары оказались предателями. Находившаяся в Севастополе льготная часть лейб-гвардии крымско-татарского эскадрона принимала участие в защите города. В ночь с 24 на 25 сентября (с 6 на 7 октября) 1854 года во время рекогносцировки, предпринятой русской кавалерией, гвардейцы-татары захватили врасплох разъезд из четырёх английских драгун. Двое из неприятелей были убиты, двое других взяты в плен . За этот подвиг унтер-офицер Сеитша Балов и рядовые Селим Абульхаиров и Молладжан Аметов были награждены знаком отличия военного ордена .

Справедливо полагая, что волнения в Евпаторийском уезде могут вредно отозваться на военных операциях, князь А.С.Меншиков предписал таврическому губернатору генерал-лейтенанту В.И.Пестелю выселить из Крыма в Мелитопольский уезд всех татар, живущих вдоль морского берега, от Севастополя до Перекопа. «Мера эта, — писал князь Меншиков военному министру генерал-лейтенанту князю В.А.Долгорукову 30 сентября (12 октября) 1854 года, — в настоящее время, по моему мнению, будет тем более полезна, что татары сочтут это за наказание, учинённое им, в то самое время, когда неприятельская армия ещё находится в Крыму, и покажет остальным татарам, что правительство нисколько не стесняется присутствием врагов, для примерного наказания тех из них, которые изменяют долгу присяги, содействуя неприятелю в способах приобретения довольствия» .

Впрочем, высказывалось и другое мнение. Из донесения майора Гангардта от 6(18) октября 1854 года:

«Татары Евпаторийского уезда, без сомнения, сами навлекли себе те бедствия, которые теперь испытывают, но рассмотрев беспристрастно все обстоятельства, сопровождавшие быстрое подчинение целого уезда власти неприятеля, нельзя не сознаться, что мы сами виноваты, бросив внезапно это племя, — которое, по религии и происхождению, не может иметь к нам симпатии, — без всякой военной и гражданской защиты, от влияния образовавшейся шайки злодеев и фанатиков, и надобно удивляться, что врождённая склонность татар к грабежам не увлекла толпу в убийства и к дальнейшему возмущению в прочих местах Крыма, долго остававшихся без войск. Я убеждён, что изыскания серьёзного следствия докажут, что в татарском народе далеко нет того духа измены, какой в нём предполагают, и потому следовало бы принять решительные меры, чтобы жалкое население многих деревень Евпаторийского уезда, разбежавшееся от страха, что казаки их перережут, и лишившееся через то всего своего имущества, не погибло от голода и стужи с приближением суровой зимы» .

Тем не менее, государь одобрил замысел Меншикова:

«Я разрешил твоё представление о переселении прибрежных татар, к чему вели приступить, когда удобным найдёшь, но обращая должное внимание, чтоб мера сия не обратилась в гибель невинным, т.е. женщинам и детям, и не была б поводом к злоупотреблениям. Полагаю, что ограничишь переселение только татарами Евпаторийского и Перекопского уездов, но не южных; в особенности ежели они останутся чуждыми измене других. В горах едва ли даже возможно будет меру эту привесть в исполнение без величайших трудностей, и вероятно поставило бы всё население против нас» .

Увы, этот план так и не был приведён в исполнение. 18 февраля (2 марта) 1855 года Николай I скончался, успев перед этим 15(27) февраля отстранить Меншикова от командования. Взошедший на престол Александр II отличался либерализмом и потаканием инородцам. К тому же согласно 5-й статье подписанного 18(30) марта 1856 года Парижского мирного договора:

«Их величества Император Всероссийский, Император Французов, Королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, Король Сардинский и Султан даруют полное прощение тем из их подданных, которые оказались виновными в каком-либо в продолжение военных действий соучастии с неприятелем.

При сём постановляется именно, что сие общее прощение будет распространено и на тех подданных каждой из воевавших Держав, которые во время войны оставались в службе другой из воевавших Держав» .

Таким образом, крымские татары были избавлены от справедливого возмездия за своё предательское поведение. Однако вскоре после окончания войны турецкие агенты и мусульманское духовенство развернули среди них широкую кампанию за переселение в Турцию. Под влиянием этой пропаганды в 1859-1862 годах поднимается новая волна массовой добровольной эмиграции крымских татар. По сведениям местного статистического комитета, к 1863 году в Турцию выехало свыше 140 тыс. человек . Те же, кто остался, были готовы приветствовать любого иноземного захватчика.

Верные принципам «пролетарского интернационализма», советские историки тщательно замалчивали неблаговидную роль, сыгранную крымскими татарами в войне 1853-1856 годов. Так, в вышедшем в свет в 1943 году двухтомнике академика Е.В.Тарле «Крымская война» об этих событиях не сказано ни единого слова.

old.evpatoriya-history.info

Примечания:

1. Крым: прошлое и настоящее / Отв. ред. С.Г.Агаджанов, А.Н.Сахаров. М., 1988. С.18.
2. Большая советская энциклопедия. 3-е издание. Т.13. М., 1973. С.517.
3. Крым: прошлое и настоящее. М., 1988. С.21.
4. Надинский П.Н. Очерки по истории Крыма. Часть I. Симферополь, 1951. С.63.
5. Титул наследника крымского хана. — И.П.
6. Надинский П.Н. Очерки по истории Крыма. Часть I. Симферополь, 1951. С.63.
7. Там же. С.65.
8. Крым: прошлое и настоящее. М., 1988. С.24.
9. Андреев А.Р. Неизвестное Бородино. Молодинская битва 1572 года. Документальная хроника XVI века. М., 1997. С.46.
10. Крым: прошлое и настоящее. С.24-25.
11. Там же. С.28.
12. Шем А. Мария Розанова и Александр Пятигорский о крымских татарах // Независимая газета. 19 июня 2002. №119(2673). С.10.
13. Андреев А.Р. Неизвестное Бородино... С.47.
14. Там же. С.48.
15. Крым: прошлое и настоящее. М., 1988. С.26.
16. Там же. С.29.
17. Андреев А.Р. История Крыма. М., 2002. С.215.
18. Там же. С.220.
19. Там же. С.220-221.
20. Дипломатический словарь в трёх томах. Т.II. М., 1985. С.128-129.
21. Андреев А.Р. История Крыма. М., 2002. С.238.
22. Крым: прошлое и настоящее. М., 1988. С.35.
23. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.32-33.
24. Андреев А.Р. История Крыма. М., 2002. С.249-250.
25. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.282-283.
26. Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны // Культура народов Причерноморья. 2004. №52. Т.1. С.48.
27. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.280.
28. Там же. С.280-281.
29. Тарле Е.В. Собрание сочинений в 12 томах. Т.IX. М., 1959. С.38-39.
30. Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны... С.49.
31. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.285-286.
32. Там же. С.286.
33. Там же. С.287.
34. Там же.
35. Там же.
36. Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны... С.54.
37. Там же. С.50.
38. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.288.
39. Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны... С.50.
40. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.287.
41. Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны... С.49-50.
42. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.288.
43. Там же. С.289.
44. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900. С.20.
45. Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны... С.50.
46. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.286.
47. Там же. С.290.
48. Там же. С.289.
49. Там же. С.288.
50. Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны... С.50.
51. Там же. С.52.
52. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.289.
53. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900. С.402.
54. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.291.
55. Надинский П.Н. Очерки по истории Крыма. Часть I. Симферополь, 1951. С.140.
56. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900. С.20.
57. Там же.
58. Там же. С.401-402.
59. Там же.
60. Там же. С.402.
61. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.III. СПб., 1900. С.176.
62. Там же. С.177.
63. Там же.
64. Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны... С.49.
65. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.I. СПб., 1900. С.288.
66. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.III. СПб., 1900. С.178.
67. Крымско-татарский эскадрон был разделён на три части: две части находились постоянно на службе в Петербурге, а третья, в составе 3 офицеров, 8 унтер-офицеров и 64 рядовых, находилась в Крыму; через каждые три года льготная часть шла на службу в Петербург. — И.П.
68. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900. С.33.
69. Муфтий-заде И.М. Очерк военной службы крымских татар (по архивным материалам). Симферополь, 1899. С.17.
70. Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.II. СПб., 1900. С.18.
71. Там же. С.19.
72. Там же. С.37-38.
73. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Том XXXI. Отделение первое. 1856. СПб., 1857. С.226-227.
74. Андреев А.Р. История Крыма. М., 2002. С.255-256.

О сотрудничестве крымских татар с германскими фашистами скажем следующее:

Призванные в Красную армию крымские татары массово дезертировали. «20 тысяч крымских татар (практически весь призыв с начала войны.) дезертировали в 1941 году из 51 армии при отступлении её из Крыма», – отмечалось в докладной записке замнаркома внутренних дел СССР Серова на имя наркома внутренних дел, члена Государственного комитета обороны (ГКО) Лаврентия Павловича Берии.

Фельдмаршал Эрих фон Манштейн: «…большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам… Татары сразу же встали на нашу сторону… Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эфенди».

По сведениям Главного командования германских сухопутных войск от 20 марта 1942 года, для службы в Вермахте завербовали около 10 тыс. добровольцев. К тому же: «По данным татарского комитета старосты деревень организовали ещё 4000 чел. для борьбы с партизанами. Кроме того, наготове около 5000 добровольцев для пополнения сформированных воинских частей… можно считать, все боеспособные татары учтены».

По другой информации с октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар - рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шёл стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатсгруппы «D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва.

Но на этом приток татарских добровольцев не иссяк. В ноябре 1942 года немцы начали дополнительный набор добровольцев в ряды германской армии. К весне был сформирован охранный батальон – «Шума» (Schutzmannschaft Bataillon) и еще несколько батальонов находилось в состоянии формирования. Таким образом, все, кто дезертировал из Красной армии, оказался в рядах Вермахта и активных пособников фашистов. Более 20 тысяч военнослужащих из числа 200 тыс. населения считается нормой всеобщей мобилизации.

Не было татарской семьи, чей бы мужчина призывного возраста не служил делу Адольфа-эфенди. Причем служил с благословения своих старших родственников. И по-другому не могло быть в патриархальных семьях татар. В татарской газете «Азат Крым» («Свободный Крым»), издававшейся в годы оккупации, хвастливо утверждалось, что не 10%, а 15% крымских татар являются активными помощниками новых властей.

Слова представителей крымских татар в наше время.

"Напомним, что 10 декабря 2012 года на митинге в Симферополе, посвященном Дню защиты прав человека, Заир Смедляев заявил, что не видит ничего плохого в том, что под флагом фашистской Германии воевали крымские татары".

Выводы:

1. Крымские татары массово сотрудничали с германскими фашистами в разных формах, от словесной поддержки или участия в расстрелах до предложения "уничтожить всех русских в Крыму".
2. Депортация крымских татар была ответной вынужденной мерой Советского правительства для обеспечения порядка в Крыму во время войны и сохранения татарского народа.

Любая практика десоветизации или десталлинизации приводит к оправданию фашизма, поклонению фашизму, а значит и к возрождению фашизма.

Крымские татары наравне с другими народами принимали участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а факты, подтверждающие это, были умышленно искажены советской властью.

Не секрет, что вокруг участия крымских татар в Великой Отечественной войне существует различная информация, порой противоречивая. При этом источники различные.

Вряд ли кто мне возразит, что эта война была самой жестокой и кровопролитной войной в истории человечества. И, конечно же, в нашей памяти победы над фашизмом этот день – праздник Победы, остается символом героизма, силы духа, стойкости, мужества и отваги.

Вторая мировая война обошлась крымскотатарскому народу очень дорогой ценой. В этой войне участвовало около 60 тысяч крымских татар, из числа которых более 36 тысяч погибло (более чем каждый второй). Кроме того, 17 тысяч парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье. Более 20 тысяч крымских татар были насильно угнаны фашистами в Германию. Сожжены дома и стерты с лица земли 127 крымскотатарских сел и деревень.

В своё время, крымские татары в своём «Заявлении-1984» на имя Политбюро ЦК КПСС писали, что весь крымскотатарский народ с первых же дней нападения фашистской Германии, по зову партии, наряду с другими народами СССР, встал на защиту отчизны. Десятки тысяч сыновей и дочерей крымскотатарского народа с оружием в руках защищали честь и независимость отчизны. Тысячи воинов - крымских татар были удостоены высших наград Родины. Сегодня известны имена Героев Советского Союза и полных кавалеров Орденов Славы. За массовое сопротивление в тылу врага 12 тысяч крымских татар было уничтожено фашистскими карательными отрядами. На всех фронтах Отечественной войны крымские татары показали образцы героизма и стойкости.

Славный сын, гордость крымскотатарского народа, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, известный советский ас, заслуженный летчик-испытатель СССР Аметхан Султан показал в Великой Отечественной войне чудеса летного мастерства, бесстрашие и героизм. Он доказал беспредельную верность родине и народу.

Сейчас в Крыму проводится ряд мероприятий, посвященных Герою Советского Союза Абдуле Тейфуку. Это уроженец Партенита, который проявил невероятный героизм при переправе Днепра, не позволял фашистам бомбить советские войска, которые переправлялись через реку, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Также Героями Советского Союза признаны Узеир Абдураманов, Фетислям Абилов, Абдураим Решидов, Сейтнафе Сейтвелиев, Абдуль Тейфук, Сейтибраим Мусаев, полными кавалерами Орденов Славы стали Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев.

Автомат вместо пера

Не остались безучастными поэты и писатели крымскотатарского народа. Они показали чудеса героизма и отваги, как на фронтах, так и в тылу врага. Сменив свои перья на автоматы, крымскотатарские писатели и поэты защищали родину и народ. Из 15 поэтов и писателей – участников войны 12 погибли. Прежде всего, это поэт Халиль Джемилевич Кадыров, известный под псевдонимом Ыргат Кадыр. Ыргат Кадыр с первого же дня войны был на фронте. Четырежды был ранен. Неоднократно был награжден. В 1945 году воевал в Восточной Пруссии. 24 января 1945 года гвардии старший лейтенант Ыргат Кадыр был тяжело ранен. Умер Ыргат Кадыр 26 января 1945 года в госпитале. Похоронен он в братской могиле недалеко от деревни Попендорф в Восточной Пруссии. Жена и сын Ыргата Кадыра живут в Москве.

Погиб на фронте и поэт Амди Алим. Начиная с 1927 года, в печати стали появляться патриотические произведения Алима. Перед самым началом войны был издан сборник стихов Алима под заглавием «Рапорт». Но Амди Алим больше известен как поэт-переводчик. Он перевел на крымскотатарский язык «Отелло» Шекспира, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели и многие другие произведения.

Погиб на фронте и поэт Осман Амит. Он так же, как и Амди Алим, знакомил крымскотатарский народ с произведениями русских и украинских классиков, переводил на крымскотатарский язык произведения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Шевченко. В 1939 году был призван в Красную Армию. С самого начала войны оказался на фронте. Погиб в 1942 году.

Память крымскотатарского народа хранит имя и Максуда Сулеймана - выпускника Симферопольского пединститута. Перед войной были изданы два сборника стихов Сулеймана. Он работал ответственным секретарем журнала «Совет эдебият» («Советская литература»). На фронте был тяжело ранен. Скончался после тяжелых мук в госпитале.

При обороне Севастополя в 1942 году погиб писатель Мамут Дибаг. Погиб за свою Родину и поэт Азам Амет, сражавшийся с 1941 года на фронте в чине офицера.

В 26-летнем возрасте погиб при обороне Севастополя поэт и художник Меннан Решитов. В 1938 году он был призван в Черноморский флот. Служил в Севастополе политработником. С первых же минут войны защищал Севастополь. Имел 17 боевых наград. В 1942 году московское радио передавало об отделении политработника Решитова, о его героической борьбе против гитлеровцев в Севастополе. Но почему-то то же самое московское радио молчит о поэте - защитнике Севастополя Меннане Решитове (Джаманаклы).

А поэту Бекир Ваапу суждено было дойти до Берлина и там погибнуть. В 1942 году в расцвете творческих сил был зверски убит фашистами писатель и педагог Абляй Шамиль Чонгарлы. Погиб на фронте, в 1942 году, учитель и поэт Таир Усеин, поэт и командир взвода. В первые же дни войны погиб, защищая Крым, писатель и художник Эннан Алимов. В 1943 году в Крыму был расстрелян писатель и журналист Осман Батыров. Оказавшись в тылу врага, Батыров включился в подпольную борьбу против оккупантов, за что 6 ноября 1943 года был расстрелян фашистами.

Партизаны

Крымские татары сражались против гитлеровской Германии не только на фронтах Второй мировой войны, но также принимали активное участие в партизанском движении против оккупантов. В Крыму действовали три партизанских соединения: Южное, Северное и Восточное. И каждое соединение состояло из бригад: Южное и Восточное из двух, Северное - из трех. Из трех партизанских соединений в двух комиссарами были крымские татары. Комиссарами крымские татары были также в двух бригадах из семи и в десяти отрядах из 28. Наиболее крупным по составу было Южное соединение - комиссаром был Мустафа Селимов. Комиссаром Восточного соединения был Рефат Мустафаев.

Крымские татары в своем Обращении к XXIII съезду КПСС писали: «Только в одном Южном соединении партизанских отрядов Крыма, в составе которого было 2300 бойцов, около 30 процентов составляли крымские татары. Как всему партизанскому движению Крыма, так и всему нашему народу хорошо известны имена комиссаров партизанских соединений Мустафы Селимова, Рефата Мустафаева; бессмертные подвиги героически погибшего командира Мемета Аппазова; известны подвиги комиссара Мемета Молочникова; навек прославил себя отважный командир и боевой разведчик партизан Аширов; известны всему Крыму разведчики Смаил Велиев, Ибраим Аметов, Бекир Османов, за головы которых немецкое командование обещало огромные суммы денег; ратными делами прославились разведчики Мухтеремов, Мазинов и многие другие. Их было много - замечательных партизан, чьи боевые дела вызывают гордость и восхищение, служат ярким примером отваги, героизма и верности...»

Следует отметить, что, согласно составу, численность населения девяти деревень Крыма составляла 11647 человек, из них мужчин призывного возраста было 2558 человек. Из этих девяти деревень были призваны в армию и воевали на фронтах - 1830 человек, а в партизанских отрядах сражались 382 человека и в подполье 129 человек. Таким образом, данные исследования показывают, что все способные носить оружие крымские татары активно сражались против фашизма.

Женщины-воины

Отдельно следует сказать о женщинах - крымских татарках, которые сражались против фашистов как на фронтах Второй мировой войны, так и в партизанах и в подполье. Только по мобилизации на фронтах воевали 1820 женщин, в партизанах их численность составляла 1797 человек, в подполье – 1774 женщины. Как правило, это были врачи, медсестры, связистки, разведчицы, подпольщицы. О таких славных дочерях крымскотатарского народа, как 19-летняя разведчица Отдельной Приморской армии Алиме Абденнанова, которая была зверски замучена фашистами, о подпольщицах Найме Велиевой, Хатидже Чапчакчи, Абибе Асановой, Гульзаде Софу и многих других, погибших в застенках гестапо, крымские татары будут помнить всегда.

Женщины - крымские татарки сражались против оккупантов не только в Крыму, но и на всех фронтах Второй мировой войны: 19-летняя Халисе Умерова добровольно, с первых же дней войны, пошла на фронт медсестрой. В Севастополе Умерова была тяжело ранена и числилась в списке погибших. Комсомольский билет Умеровой, пробитый пулей, находится в музее в Севастополе. Однако она победила смерть, после госпиталя снова пошла на фронт. И закончила свой боевой путь у стен Рейхстага.

Еще более трагично сложилась судьба Зейнеп Ибрагимовой, тоже родом из Севастополя. Зейнеп, проводив мужа па фронт, оставив маленькую дочь у родных, пошла служить на флот. 250 дней участвовала в защите Севастополя. Служила на корабле «Эльбрус». Команда звала Зейнеп не по имени, а называла Черноморочкой. В начале 1944 года Зейнеп Ибрагимова получила извещение о смерти мужа. В мае 1944 года Ибрагимова на том же корабле «Эльбрус» участвовала в освобождении Севастополя. Зейнеп Ибрагимова награждена многими медалями Отечественной войны.

Несколько слов о майоре медицины Суваде Куюмджи. С первых же дней войны Суваде Куюмджи вместе с мужем (тоже врачом) была мобилизована на фронт. Начала свой путь Суваде Куюмджи с Одессы, участвовала в Керченском десанте, в Сталинградской битве. За героизм, проявленный в боях под Сталинградом, она вместе с другими воинами была вызвана в Москву. И лично Калинин приколол тогда Суваде на грудь орден «Красной Звезды». Участвовала в освобождении Венгрии, Польши, Чехословакии и Германии и 9 мая была в Берлине. Демобилизовалась Суваде Куюмджи из армии в 1947 году.

Майре Ахаеву и Зеру Аметову угнали в Германию как рабочую силу. Угнанных в Германию, как и военнопленных, держали в лагерях. Им удалось с небольшой группой бежать из лагеря. Так они попали к партизанам Югославии. День Победы 9 мая девушки праздновали в Белграде.

Такова была участь многих женщин-татарок - участниц войны. Многие женщины-воины и по сей день не знают о судьбе своих детей, отцов и матерей. Не знают даже, где находятся их могилы.

Кроме того, имеющиеся в распоряжении Областного комитета ВКП(б) факты свидетельствуют о том, что татарское население многих деревень не только сочувственно относилось к партизанам, но активно помогало им. А десантные части, прибывшие в январе месяце 1942 года в Судак, целиком снабжались продовольствием окружающими татарскими селами этого района. Отряд Селезнева 4 месяца стоял в районе деревни Бешуй и снабжался продовольствием.

Приведу также один пример проявленного крымским татарином героизма в Польше. Своими дерзкими налетами на оккупантов легендарный командир советского партизанского отряда им. Котовского, красноармеец, крымский татарин из-под Ялты вошел в польскую историографию под именем «лейтенанта Атаманова» («псевдоним Мишка - татар»). За его голову гестапо установило вознаграждение в сто тысяч злотых. Он погиб 1 июня 1943 года в бою за освобождение лесного городка Юзефува Билгорайского от карателей. Благодарные за свое спасение горожане назвали его именем улицу, а на месте гибели воздвигли памятник. Это был Умер Адаманов, который посмертно был награжден самой высокой наградой Польши орденом «Крест Грюнвальда».

Подводя итог, следует отметить, что имели место искажения информации. Доказано, что было все наоборот.

Ремзи ИЛЬЯСОВ , председатель Постоянной комиссии ВР АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан, заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа.


Повальное дезертирство татар из Красной Армии при обороне Крыма и столь же массовая служба германским нацистам во время оккупации полуострова – факт, который отрицать невозможно. Количество татар, присягнувших Гитлеру, в процентном отношении к численности их собственного населения составило своеобразный рекорд Второй Мировой.

Исламские радикалы Крыма добились уничтожения краеведческого исследования о Великой Отечественной войне.

Впервые в истории независимой Украины по политическим мотивам уничтожен тираж «Книги памяти Восточного Крыма «Просили помнить». Издание подготовлено Владимиром и Марией Ширшовыми – краеведами из Кировского района автономии. Книга рассказывает о жителях Восточного Крыма, освобождавших Родину от нацизма.

Зампред меджлиса Рефат Чубаров привел к Кировской районной государственной администрации больше 500 человек. Озлобленная толпа под флагами Крымского ханства пыталась ворваться в здание, скандируя «Книгу сжечь!» и «Хватит оскорблять наш народ!»

Однако сейчас крымские исламисты решили, что могут заткнуть рот любому. На митинге была принята резолюция – прекратить раздачу «Книги памяти» по школам, арестовать весь ее тираж и сжечь. Кроме того, уволить председателя Кировской госадминистрации Олега Гордеева, поскольку книга вышла в свет за бюджетные средства.

Украинская власть оказалась явно перепуганной. Глава района О.Гордеев помчался в Симферополь на встречу с председателем крымского правительства Анатолием Могилевым.

Председатель Кировского районного совета Михаил Иванов публично покаялся – мол, для местных властей глава о «поголовном коллаборационизме» оказалась неожиданностью:

"Мы эту часть не планировали и думали, что книга вызовет у всех людей различных национальностей положительную реакцию. Зачем Ширшовым вообще это писать?! Их книга изначально направлена на поиск людей. Выражать свое мнение нужно было в другом формате!.."



"По указанному уголовному производству выполнены все первостепенные следственные действия - допрошены свидетели, изъяты копии документов, назначена психолого-лингвистическая экспертиза, - отчитался прокурор Кировского района Ильяс Рамазанов."


Увы, впечатляющую картину «оскорбленного народа» серьезно подпортило сенсационное высказывание руководителя отдела внешних связей меджлиса Али Хамзина. Этот видный татарский функционер заявил буквально следующее:

"Мы не будем отмежёвываться от тех крымских татар, которые, по-вашему, были якобы коллаборационистами. Мы не будем отмежёвываться от власовцев и не считаем их предателями. Потому что та система была преступной и сегодня её память является тоже преступной!"


"Сейчас, когда вы говорите о коллаборационистах, господа, вы так или иначе защищаете коммунистические ценности вот этого преступного режима. Те люди, которые, к сожалению, пострадали от этой системы, имели право ей отомстить, – завершил новый идеологический посыл шеф отдела внешних связей меджлиса."


Али Хамзин сравнивает своих соплеменников с власовцами. Хотя кто в той же России громко и прямо назовет генерала Власова героем? А здесь организовали торжественное перезахоронение оберштурмфюрера боевой группы «Крым» Восточно-тюркского соединения СС Дженгиза Дагджи.

Рядом с оберштурмфюрером на мемориальной территории зынджырлы-медресе Бахчисарая лежит еще одна героическая личность - Мустафа Эдиге Кырымал. В январе 1943-го официально признан Третьим рейхом как председатель Крымскотатарского национального центра. Умер в Германии в 1980. Теперь меджлис со всеми почестями вернул его прах на родину, провозгласив лидера коллаборационистов «выдающимся государственным деятелем нашего народа».

"Имена всех дважды предавших Родину – известны. Известны все архивные данные до последнего негодяя, который убежал с поля боя и потом пошел служить немцам. Согласно законодательству, эти особо тяжкие военные преступления не имеют срока давности. Пока мы не осудим те 20 тысяч дезертиров, которые почему-то не были расстреляны по законам военного времени, - добра у нас не будет. Пока мы не осудим 22 тысячи коллаборационистов, которые служили в карательных и вспомогательных частях оккупационной немецкой власти, - мы также не должны ждать добра, - убежден лидер казачьей общины «Соболь», член Координационного совета русских организаций Тавриды и Севастополя Виталий Храмов."


Например, один из видных меджлисовских функционеров Ильми Умеров уже восемь лет подряд возглавляет Бахчисарайской районную госадминистрацию. Хотя здешние ветераны помнят, что именно дед Умерова возглавлял колонну Коушского карательного отряда, уничтожившего под Бахчисараем греческую деревню Лаки. Эту деревню называют крымской Хатынью – каратели сожгли тут всех от мала до велика.

Да, такого было очень много. Можно писать новую Книгу памяти – о сражавшихся по другую сторону. Например, о двух тысячах героев из деревни Коккозы, собравшихся в марте 1942 года для молебна в честь германских воинов.

«Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!» - писала о молебне в Коккозах газета «Азат Крым» («Освобожденный Крым»), издававшаяся в оккупированном Симферополе.


Действительно, почему в современном Крыму должны стесняться своей истории, если сразу после захвата фашистами Львова и устроенной там резни был издан «Акт 30 июня», которым ОУН Степана Бандеры провозглашала: «Слава Героической Немецкой Армии, ее фюреру Адольфу Гитлеру»?

«Книгу памяти» пустили под нож

Исламские радикалы Крыма добились уничтожения краеведческого исследования о Великой Отечественной войне

Впервые в истории независимой Украины по политическим мотивам уничтожен тираж «Книги памяти Восточного Крыма «Просили помнить». Издание подготовлено Владимиром и Марией Ширшовыми - краеведами из Кировского района автономии. Книга рассказывает о жителях Восточного Крыма, освобождавших Родину от нацизма.

Против выступил меджлис – не зарегистрированная, де-юре нелегальная организация, на деле контролирующая жизнь татарской общины полуострова. По закону меджлисовцы не имеют права проводить общественные мероприятия. Но прикрываются именем Совета представителей крымско-татарского народа при президенте Украины.

Зампред меджлиса Рефат Чубаров привел к Кировской районной государственной администрации больше 500 человек. Озлобленная толпа под флагами Крымского ханства пыталась ворваться в здание, скандируя «Книгу сжечь!» и «Хватит оскорблять наш народ!»

Что же конкретно вызвало столь бурное возмущение татарских активистов?

В 500-страничной «Книге памяти Восточного Крыма» собраны сведения о 8,5 тысячах жителей региона, погибших на фронтах Великой Отечественной, в плену, пропавших без вести или умерших от ран. Судьба этих людей стала известна благодаря краеведам Владимиру и Марии Ширшовых, четыре десятилетия подряд ведущих поисковую работу в архивах. В результате сам пенсионер В.Ширшов почти полностью потерял зрение.

Новое издание публикует списки жителей Восточного Крыма, призванных военкоматами региона. Также приводятся многочисленные воспоминания участников и очевидцев событий, происходивших на полуострове в 1941-1944 годах.

Нелегальный этнический парламент-меджлис не устроили 11 страниц главы «Крымско-татарский вопрос». В ней приводятся документы, которые подтверждают массовый коллаборационизм крымских татар в годы войны.

Такие документы публиковались уже не раз. Как говорится, информация, имеющая бесспорный характер и никем из историков не оспариваемая. Повальное дезертирство татар из Красной Армии при обороне Крыма и столь же массовая служба германским нацистам во время оккупации полуострова – факт, который отрицать невозможно. Количество татар, присягнувших Гитлеру, в процентном отношении к численности их собственного населения составило своеобразный рекорд Второй Мировой.

Однако сейчас крымские исламисты решили, что могут заткнуть рот любому. На митинге была принята резолюция – прекратить раздачу «Книги памяти» по школам, арестовать весь ее тираж и сжечь. Кроме того, уволить председателя Кировской госадминистрации Олега Гордеева, поскольку книга вышла в свет за бюджетные средства.

Одновременно меджлисовцы бросились искать авторов, супругов Ширшовых. Толпа кричала, что «эти русские» спрятали у себя 650 экземпляров крамольного издания. Чета стариков-краеведов была вынуждена бежать и прятаться. Сейчас их местонахождение неизвестно.

Украинская власть оказалась явно перепуганной. Глава района О.Гордеев помчался в Симферополь на встречу с председателем крымского правительства Анатолием Могилевым.

Невероятно, но после этого на весь тираж скандальной «Книги памяти Восточного Крыма» действительно был наложен арест. Ее срочно изъяли из школ, библиотек, ветеранских организаций. Официальный повод – издание якобы содержит антитатарские и ксенофобские высказывания, оправдывая сталинскую депортацию.

На самом деле, в тексте содержатся данные по сотням советских воинов из числа татар Крыма. Есть письма родных и близких солдат - греков, армян и татар, а также прямое осуждение депортации этих народностей Крыма в 1944 году. Но подробности уже не важны, травля началась.

Арестованный тираж свезли в местную типографию. Сжигать не решились – слишком похоже на Германию времен фашизма. Решено порезать и отправить на макулатуру. Никого не интересует, что запретить распространение того или иного издания может только суд.

Председатель Кировского районного совета Михаил Иванов публично покаялся – мол, для местных властей глава о «поголовном коллаборационизме» оказалась неожиданностью:

Мы эту часть не планировали и думали, что книга вызовет у всех людей различных национальностей положительную реакцию. Зачем Ширшовым вообще это писать?! Их книга изначально направлена на поиск людей. Выражать свое мнение нужно было в другом формате!..

Похоже, свое мнение русским краеведам Крыма лучше не выражать вообще. Судьбой Ширшовых уже занялась прокуратура. По фактам презентации «Книги памяти Восточного Крыма «Просили помнить» начато досудебное расследование. Естественно, заявителем выступил Совет представителей крымско-татарского народа при президенте Украины. А силовики по-быстрому обнаружили признаки уголовного правонарушения, предусмотренного первой частью 161-й статьи Уголовного кодекса Украины «разжигание межнациональной розни»…

По указанному уголовному производству выполнены все первостепенные следственные действия - допрошены свидетели, изъяты копии документов, назначена психолого-лингвистическая экспертиза, - отчитался прокурор Кировского района Ильяс Рамазанов.

Прокурор подтвердил, что его родственники также подверглись высылке в Узбекистан. Однако отказался отвечать на вопрос журналиста, что делали они во время гитлеровской оккупации.

Увы, впечатляющую картину «оскорбленного народа» серьезно подпортило сенсационное высказывание руководителя отдела внешних связей меджлиса Али Хамзина. Этот видный татарский функционер заявил буквально следующее:

Мы не будем отмежёвываться от тех крымских татар, которые, по-вашему, были якобы коллаборационистами. Мы не будем отмежёвываться от власовцев и не считаем их предателями. Потому что та система была преступной и сегодня её память является тоже преступной!

Али Хамзин - один из самых авторитетных деятелей мусульманской общины Крыма. По сути, глава меджлисовского МИДа. К его мнению очень даже прислушиваются. И вот теперь этот человек говорит, что коллаборационизм – вовсе не позор. Что не считаются предателями те, кто служил гитлеровцам.

Именно такая точка зрения была высказана на круглом столе в Симферополе, посвященном конфликту вокруг книги Ширшовых. Али Хамзин убежден, что крымские татары имели полное право дезертировать из Красной Армии и перейти на службу нацистским властям.

Сейчас, когда вы говорите о коллаборационистах, господа, вы так или иначе защищаете коммунистические ценности вот этого преступного режима. Те люди, которые, к сожалению, пострадали от этой системы, имели право ей отомстить, – завершил новый идеологический посыл шеф отдела внешних связей меджлиса.

Возможно, повод для мести был. ХХ век – трагический и страшный. Но если татарские каратели действительно «имели право» казнить военнопленных, жечь мирное население, сдавать немцам советских партизан - как же тогда быть с «оскорблением народа», «разжиганием межнациональной розни» и прочими обвинениями в адрес «Книги памяти», где лишь кратко упомянуты данные факты?

Али Хамзин сравнивает своих соплеменников с власовцами. Хотя кто в той же России громко и прямо назовет генерала Власова героем? А здесь организовали торжественное перезахоронение оберштурмфюрера боевой группы «Крым» Восточно-тюркского соединения СС Дженгиза Дагджи.

Рядом с оберштурмфюрером на мемориальной территории зынджырлы-медресе Бахчисарая лежит еще одна героическая личность - Мустафа Эдиге Кырымал . В январе 1943-го официально признан Третьим рейхом как председатель Крымскотатарского национального центра. Умер в Германии в 1980. Теперь меджлис со всеми почестями вернул его прах на родину, провозгласив лидера коллаборационистов «выдающимся государственным деятелем нашего народа».

Имена всех дважды предавших Родину – известны. Известны все архивные данные до последнего негодяя, который убежал с поля боя и потом пошел служить немцам. Согласно законодательству, эти особо тяжкие военные преступления не имеют срока давности. Пока мы не осудим те 20 тысяч дезертиров, которые почему-то не были расстреляны по законам военного времени, - добра у нас не будет. Пока мы не осудим 22 тысячи коллаборационистов, которые служили в карательных и вспомогательных частях оккупационной немецкой власти, - мы также не должны ждать добра, - убежден лидер казачьей общины «Соболь», член Координационного совета русских организаций Тавриды и Севастополя Виталий Храмов.

Именно за такие «ксенофобские» мысли Служба безопасности Украины депортировала многодетного отца, крымского казака В.Храмова на Кубань. Сейчас украинские силовики напрочь отказываются расследовать факты военных преступлений коллаборационистов на территории Крыма. Видимо, слишком опасно для власти брать за живое местную исламскую элиту.

Например, один из видных меджлисовских функционеров Ильми Умеров уже восемь лет подряд возглавляет Бахчисарайской районную госадминистрацию. Хотя здешние ветераны помнят, что именно дед Умерова возглавлял колонну Коушского карательного отряда, уничтожившего под Бахчисараем греческую деревню Лаки. Эту деревню называют крымской Хатынью – каратели сожгли тут всех от мала до велика.

Да, такого было очень много. Можно писать новую Книгу памяти – о сражавшихся по другую сторону. Например, о двух тысячах героев из деревни Коккозы, собравшихся в марте 1942 года для молебна в честь германских воинов. «Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!» - писала о молебне в Коккозах газета «Азат Крым» («Освобожденный Крым»), издававшаяся в оккупированном Симферополе.

Действительно, почему в современном Крыму должны стесняться своей истории, если сразу после захвата фашистами Львова и устроенной там резни был издан «Акт 30 июня», которым ОУН Степана Бандеры провозглашала: «Слава Героической Немецкой Армии, ее фюреру Адольфу Гитлеру»?

Вот они, признанные национальные герои самостийной державы. Тоже «имели право отомстить». Эмблемы дивизии СС «Галичина» висят сейчас по всей Западной Украине. Под этими прапорами собираются ветераны-бандеровцы и молодые наци. «Слава героям! Смерть ворогам!» - звучит на Крещатике. В выходные дни в Киеве на освящении нового греко-католического собора снова поднимут штандарты «Галичины».

На памятные дни по украинским улицам расхаживают хлопцы в эсесовской форме со всеми атрибутами - свастикой, шлемами, нацистскими орлами. Форма татарских добровольческих батальонов СД не столь эффектна. Но в Симферополе уже пообещали, что не будут ее стесняться.

PS. Это вполне логичное следствие политики местных властей потакающих реабилитации нацистских подстилок. Чем дальше от Сталина, тем ближе к Гитлеру - формула работает без сбоев. Разумеется, с точки зрения фактов, депортация крымских татар за массовые акты предательства, является наиболее оправданной и заслуженной среди всех депортаций того периода вообще. Документов на этот счет местные историки и краеведы со времен развала СССР накопали и опубликовали даже больше, чем было опубликовано в СССР, где из соображений соблюдения межнационального мира, такие моменты старались лакировать в духе - виновные понесли наказание, чего ворошить прошлое (примерно как с участием украинцев в сожжении Хатыни).
Ну а теперь настало "царство свободы" и последыши нацистских подстилок открыто заявляют, что наказывать за массовую измену Родине и службу Гитлеру, есть чудовищное злодейство сталинского режима. Так как власти у нас сугубо антисоветские, круто замешанные на антисталинизме, то позицию исходящую из фактов о полной оправданности и закономерности депортации, они занимать не могут. Чем собственно и пользуются деятели из меджлиса, открыто занимаясь реабилитацией коллаборационистов, чья вина с исторической точки зрения давно доказана. Ну а если факты противоречат вере, то такие книги как и положено последышам нацистских подстилок, надо уничтожать в духе тех господ, которым они служили в годы Великой Отечественной Войны.

Все это лишний раз демонстрирует очевидный факт, что депортация крымских татар, была единственно верным решением их вопроса.

Саму книгу не нашел, но удалось обнаружить сканы скандальной главы, из-за которой изъяли книгу.












Участие крымских татар в Великой Отечественной войне

  • Всего участвовало 60 тысяч человек;
  • 36,6 % из их числа погибли на поле боя;
  • 17 тысяч активистов партизанского движения;
  • 7 тысяч подпольщиков;
  • Более 20 тысяч угнаны в Германию
  • Сожжены немцами 127 крымских сел с крымскотатарским населением.


Дважды Герой

Советского Союза

полковник

Амет-хан Султан.

Награжден 3 орденами

Ленина, 5 орденами

Красного Знамени,

орденом Александра

Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, Знак почета и многочисленными медалями.


603 боевых вылета.

152 воздушных боя,

30 сбитых самолетов противника и

19 в группе, при этом дважды его самолет горел.


Герой Советского Союза

Анатолий Абилович Абилов. Родился в деревне Джадра-Шейх-Эли (Ударное- Джанкойский район)

в крестьянской семье.


За мужество и отвагу гвардии полковник Абилов награжден орденами Ленина, Кутузова, Суворова, Красной Звезды, Отечественной войны, 4 орденами Красного Знамени, медалями.

Могила Абилова на Быковском кладбище г. Жуковского.



Герой Советского Союза

Тейфук Амитович Абдуль. Награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 и 2 степени.


За умелое командование батальоном в боях при закреплении плацдарма на правом берегу Днепра и личное мужество Тейфуку Абдулю Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина.

18 марта 1945 года гвардии майор Абдуль Тейфук погиб, не дожив до Великой Победы почти полтора месяца. 24 марта 1945 года награжден Орденом Красного Знамени (посмертно).


Герой Советского Союза

Узеир Абдураманович Абдураманов. Награжден орденом Ленина, Отечественной войны 1 степени, медалями.


Герой Советского Союза

Решидов Абдраим Измаилович, награжден двумя орденами Ленина, орденом Александра Невского, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова, Кутузова, двумя орденами Отечественной войны, Крестом Чехословацкой Республики, 7 боевыми медалями.


Герой Советского Союза

Сейтнафе

Сейтвелиев. Старший сержант, командир расчета 45 мм. пушек истребительно-противотанковой батареи 350 стрелкового полка


Герой Советского Союза

Ибрагим Белялович Беркутов. Награжден Орденом Ленина.


Герой Советского Союза Сержант Сеит-Ибраим (Саадул Исаевич) Мусаев.

За проявленное в бою мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1944 года Сеит-Ибраиму Мусаеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Алиме Абденанова

1 сентября 2014 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина «за героизм, мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны», Алиме Абденановой было посмертно присуждено звание Героя Российской Федерации. Таким образом, она стала первой женщиной-мусульманкой, удостоенной этой награды.


КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ - КАВАЛЕРЫ ОРДЕНОВ СЛАВЫ 3-Х СТЕПЕНЕЙ, ПРИРАВНИВАЮЩИЕСЯ К ГЕРОЯМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА


Абдураманов Сеит Неби. Кавалер ордена Красной Звезды, орденов Славы 1, 2, 3-й степеней, медаль за отвагу.


Велиляев Леонид Абибулаевич. Гвардии старший сержант, командир разведгруппы. За боевые подвиги на фронтах Второй Мировой войны награжден орденами Славы 3 степеней, орденом Красного Знамени, Красной Звезды и 6 медалями.


БАХИЙ СЕТТАРОВ

Кавалер орденов Славы 3-х степеней, Красной Звезды и медали за отвагу.


Капитан УМЕР АКМОЛЛА АДАМАНОВ - Герой Польской Республики . Партизанская кличка - "Мишка-татарин". Командир советско-польского партизанского отряда им. Котовского, который в годы Великой Отечественной войны действовал на территории Польши. Посмертно награжден орденом "Крест Грюнвальда".


Эмир Усеин Чалбаш советский военный деятель. Военный лётчик-испытатель I класса (с 1954). Полковник (с 1956).


КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ Генералы Красной Армии.



Исмаил Булатов (1902-1975)

Генерал, участник Великой Отечественной войны. Родина отметила его заслуги высокими наградами: орденом Боевого Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Б.Хмельницкого II степени, боевыми медалями, орденами и медалями зарубежных стран.


ИСАЕВ МАМУТ МАМУТОВИЧ - генерал-майор контрразведки. Репрессирован в 1949 году, реабилитирован.

Биография Максим Максимовича Исаева, героя романа Ю.Семенова «Семнадцать мгновений весны», изданного в 1970 году, во многом совпадает с биографией крымского татарина Мамута Мамутовича Исаева».

Крымский татарин – Штирлиц?


ГАФАРОВ АБЛЯКИМ - генерал-лейтенант.

За заслуги перед Родиной в развитии и укреплении ее тяжелой промышленности, оборонной мощи получил ряд правительственных наград, в том числе и 4 ордена Ленина.


СЕФЕРОВ ИЗЗЕДИН.

За проявленные на войне заслуги Изедин Сеферов был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, а также многими медалями.


Депортация

Как и многие народы Крыма, крымские татары также были подвержены насильственной высылке. Это случилось ранним утром 18 мая 1944 года.



Во время депортации из Крыма было высланно 238500 крымских татар.

Лишь спустя много лет крымские татары смогли вернуться в Крым.